Здавалка
Главная | Обратная связь

Углубление чувственности посредством тантрического целибата и духовной близости



В этом удивительном прославлении эротики, Др. Соватски знакомит нас с тантрическим искусством сублимации сексуальности, в котором сексуальная энергия перенаправляется на достижение более высокого осознания и эротического удовлетворения, намного превосходящего то, что возможно посредством сексуального акта. Есть много потенциальных причин для изучения тантрического целибата – в том числе, желание углубления партнерских отношений в жизни, достижения нового уровня владения телом, исцеления эмоциональных травм сексуальных оскорблений, стремление практиковать безопасный секс, или исследовать интимное отношение между духовностью и сексуальность.

Упражнения, основанные на практиках йоги и медитации, делают книгу «Эрос, сознание, и кундалини» практическим руководством к миру тантрического целибата. Превосходя ограничения обычной сексуальности, человек может научиться обуздывать божественную энергию, составляющую основу всякого эротического томления – энергию, отсвет которой большинство людей видят лишь краткое мгновение.

 

Стюарт Соватстки, Ph.D., в течение двадцати четырех лет занимается практикой кундалини йоги, и руководит двумя психотерапевтическими клиниками в регионе Сан-Франциско. Он участвовал в работе Всемирного Конгресса по сексологии в Индии и Международной Исследовательской Сети Кундалини, а в настоящее время преподает в Университете им. Дж. Кеннеди и в Калифорнийском Институте интегральных исследований.

 


[1] Целибат буквально означает «безбрачие» , но в тантре это понятие имеет более широкий смысл отказа от сексуальных контактов, не связанных с производством потомства и преследующих единственную цель получения физического удовольствия. Таим образом, тантрический целибат возможен и для семейных пар, имеющих детей Более того, как следует из древних классических текстов, тантра допускает даже сексуальные контакты, не связанные с производством потомства, если их цель – не физическое удовольствие, а преобразование сексуальной энергии в духовную (майтхуна). Примером могут служить отношения Шивы и его супруги Парвати (или Шакти), которых традиционно изображают в позе сексуального соединения («глубокого объятия») (пер.)

[2] Не следует забывать, что Фрейд был, прежде всего, практикующим психиатром, искавшим причины и методы лечения неврозов, обусловленных конфликтом унаследованной из прошлого иудео-христианской морали с новым рациональным мировоззрением. В той ситуации предписывавшееся им лечение было вполне адекватным. Более того, в своей работе «Проект» Фрейд высказывал догадку о биологических корнях сексуальных неврозов (и психозов); именно с этими еще до конца не понятыми биологическими факторами в наши дни нередко приходится иметь дело не только сексологам, но и клиническим психиатрам (пер.).

[3] Все эти механизмы уже действуют в природе – например, яркое оперение и красивые песни у птиц, вторичные половые признаки и ферромоны у всех животных -- однако они способствуют натболее эффективному спариванию, а не социализации. Все биологические механизмы направлены, в первую очередь, на сохранение вида путем воспроизводства потомства и передачи ему наиболее ценных адаптивных признаков. С другой стороны, как показывает изучение общественных животных, социализация направлена на обеспечение защиты беременных самок и заботы о подрастающем потомстве. Поскольку у высших животных и, в особенности, у человека эти процессы занимают более длительное время, возникновение социальных групп было необходимым условием выживания. По этой же причине, циклы плодовитости у женщин носят месячный, а не сезонный характер, как у самок животных – с момента наступления половой зрелости и до начала менопаузы женщина практически всегда готова к зачатию. К тому же, «прямое перцептуальное связывание» даже у человека действует, в значительной степени, на бессознательном уровне. «Вид, звук, или запах знакомых представителей того же вида воспринимаются в качестве приятных», если свидетельствуют о биологическом здоровье: мужчин всегда бессознательно привлекали в женщине вторичные половые признаки, свидетельствующие о способности вынашивать и рожать здоровое потомство, а женщин в мужчинах – признаки, свидетельствующие о способности защищать мать и ее потомство; лишь позднее, эти бессознательные предпочтения осознавались в форме эстетических предпочтений. Поэтому говорить о «прямом перцептуальном связывании» в сослагательном наклонении просто биологически (точнее, социобиологически – есть такая наука) безграмотно (пер.).

[4] Обычно, термин бинду в тантре ассоциируется с энергетическим центром бинду висарга, располагающийся на затылке; считается, что бинду составляет источник всякого проявления (или творения). Согласно представлениям тантры, бинду выделяет амрит, или тонкий нектар, который, в норме, стекает к манипура чакре в области пупка, и там уничтожается жаром раджаса, что вызывает болезни и старость. Современные индийские теоретики йоги соотносят (но не отождествляют!) этот процесс с действием так называемой гипоталамо-гипофизарно-адреналово-гонадальной эндокринной оси: выделяющиеся по команде гипоталамуса гормоны гипофиза, двигаясь по кровотоку, активируют надпочечники, выделяющие адреналин («гормон стресса»), и половые железы. Цель тантрической йоги состоит в обращении этого процесса, так, чтобы амрит наполнял энергетический «тонкий» канал (нади) сушумна, идущий от муладхара чакры в промежности (у женщин – на шейке матки) к сахасраре над макушкой. Вдобавок, бинду нередко ассоциируют с мужской спермой, или, точнее, со всеми телесными жидкостями, выделяющимися в момент оргазма. По видимому, называя бинду «субстратом гаметы», Соватски имеет в виду именно сперму, хотя это довольно ограниченное понимание. Интересно, что с учетом действия обратных связей в упомянутой выше эндокринной системе, оба понятия бинду оказываются тесно связанными: с физиологической точки зрения, «телесные жидкости», выделяющиеся при оргазме, помимо всего прочего, служат эндокринным ответом на гипоталамо-гипофизарную активацию. (пер).

[5] Изучение древних классических текстов тантры показывает, что в них речь идет о сдерживании не оргазма, как такового, а лишь его физиологического компонента – семяизвержения (выделения «телесных жидкостей») и сопровождающего его чисто физического удовольствия, тогда как эмоциональные и психологические компоненты преобразуются и используются для расширения сознания (практика майтхуна).С физиологической точки зрения, отсутствие упоминавшегося выше эндокринного ответа на гипоталамо-гипофизарную активацию ведет к бесконтрольному нарастанию этой активации, результатом которой становится ряд периферических и центральных нейрохимических реакций, способных вызывать неординарные телесные ощущения и глубоко измененные состояния сознания. В тексте Хатха Йога Прадипика говорится: «Того, кто контролирует бинду и держит свой раджас в отдельности посредством ваджроли, называют йогом. Его раджас неуничтожим, и в его теле нада (трансцендентальный звук) переходит в бинду. Если в ваджроли (одна из мудр) удерживать бинду и раджас в теле в отдельности, то посредством практики йоги можно получить все виды сиддхи (неординарных способностей)». Недаром брахмачарья буквально означает «путь высшего сознания» (или «путь к высшему сознанию»). Подробнее об этом можно прочитать в книге Свами Мутибхананды Сарасвати «Нава йогини тантра» (Минск, «ВЕДАНТАМАЛА», 2006). (пер.)

[6] Это довольно примитивное понимание психобиологических различий между мужчиной и женщиной. Идея «женщина = правый мозг; мужчина = левый мозг» основана на устаревших и ошибочных представлениях о функциональной асимметрии больших полушарий мозга: и в последовательно-аналитическом (якобы «мужском») и в интуитивно-синте­тичес­ком (якобы «женском») мышлении участвуют оба полушария; даже лингвистические способности нельзя считать имеющими исключительно левополушарную локализацию. Хотя у женщин правое полушарие действительно играет несколько более равноправную роль, основные нейропсихологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной имеют, скорее, нейрохимическую и эндокринную основу: женщины более эмоциональны и интуитивны, прежде всего, потому, что все их существо в большей степени, чем у мужчин, подчинено действию эндокринной системы, зависящему от природных ритмов. Кстати, именно поэтому, для некоторых женщин и в определенные периоды, рекламируемые автором практики целибата и сублимации могут быть просто опасными, о чем я постараюсь рассказать подробнее в одном из последующих комментариев (см. также уже упоминавшуюся книгу «Нава йогини тантра») (пер.)

[7] Вот наглядный пример лицемерия феминизма: осуждая развращенность западного общества (в особенности, мужчин!) Грир готова признать шокирующие скульптуры Хаджурахо символами соединения Шивы и Шакти, но ни за что не согласится с очевидным – что это просто иллюстрации тантрических практик преобразования сексуальной энергии. Кстати, в этих практиках ведущая роль принадлежит именно женщине, поскольку Шива олицетворяет пассивное сознание, а Шакти – активную творческую энергию (пер).

[8] В действительности, то, для чего Соватски использует термин «эрос» (или «эротическая тайна»), тем самым, в некотором смысле, отождествляя его с либидо, представляет собой гораздо более фундаментальный феномен – Эрос, силу самой Жизни, или универсальную творческую энергию, которую древние Учителя Тантры называли прана шакти. Если в предложенном выше медитативном упражнении не называть возникающие телесные ощущения (то есть, не определять их как пульсации, горячие приливы, волны возбуждения, и т.п.), а просто отстраненно наблюдать их, и сосредоточиваться на них, как таковых, то можно заметить, как в определенных местах тела они складываются в отчетливые проприоцептивные и тактильно-кинестетические образы потоков и вихрей. Это и есть то, что в тантре известно под названием чакр (вихревых энергетических центров) и нади (связывающих их энергетических потоков или каналов) (пер.)

[9] Я намеренно использую несколько более неуклюжий, но зато более точный термин «неоднозначность» вместо более широкого понятия «неопределенность», поскольку «неоднозначность» подразумевает не отсутствие всякой определенности, а лишь невозможность сведения живого смысла к единственному значению (на чем основано все концептуальное и, в особенности, рациональное мышление). Неопределенность ведет к растерянности и нерешительности, а неоднозначность стимулирует творческий поиск новых возможных значений (пер.)

[10] То, что Соватски называет «эротическими коммуникациями» ( в узком смысле «эроса»), в действительности присуще Эросу, как творческой природе самого сознания. Выше Соватски приводит прекрасный пример невербальной коммуникации, иллюстрирующий наличие особой, не опосредуемой понятиями взаимосвязи между людьми, как частного случая единства всего живого на уровне смысла (именно эту взаимосвязь подметил Юнг в своей концепции синхронизма, который Соватски имеет в виду, говоря о «синхронных совпадениях»). Но невербальная коммуникация -- лишь часть более широкого феномена непрямой коммуникации, присущей любому человеческому общению. Непрямая коммуникация используется (осознанно или неосознанно) в тех случаях, когда смысл сообщения по той или иной причине невозможно выразить однозначными понятиями; например, большинство духовных и религиозных текстов представляют собой именно непрямую коммуникацию, передающую смысл сообщения такими средствами, как метафора, аллегория, притча, и т.п., и даже скрытый ритм; еще один (и более общеизвестный) пример непрямой коммуникации представляет собой поэзия (пер.)

[11] По-английски “sounds trustworthy”, буквально, «звучит, как заслуживающий доверия». В практической психологии это называется «конгруэнтной коммуникацией» (совпадением вербальной и невербальной частей сообщения). Если человек говорит искренне, то его мимика, жесты, и интонации будут соответствовать тому, что он говорит. Отсутствие такого соответствия («неконгруэнтная коммуникация») очень часто бывает причиной непонимания между людьми, и даже способна вести к неврозам. К сожалению, в некоторых случаях неконгруэнтная коммуникация может использоваться намеренно, как средство манипуляции (пер.).

* Перевод А.И. Кроненберга

[12] Читателю который (подобно мне самому) не сумел найти в этом разделе никакой сколько-либо содержательной логики, я рекомендую книгу Г. Ханта «О природе сознания с когнитивной, феноменологической, и трансперсональной точек зрения» (М., «АСТ», 2004), в особенности, главу 11, посвященную анализу непостоянства человеческого существования у Хайдеггера и в буддизме Махаяны (пер.)

[13] В этом месте находится активирующая точка (кшетрам) свадхистхана чакры, считающейся в тантре ответственной за сексуальное желание (пер.)

[14] В этом заключается суть бхакти-йоги. Бхакти – это чувство глубокого почтения и любви, которое можно испытывать к чему угодно, поскольку важен не конкретный объект поклонения, а та божественная суть, которую бхакти усматривает за ним, равно как и сама бхакти как способность видеть божественное во всем сущем (пер).

[15] Соватски не упоминает еще одно, возможно, самое важное соображение, которое необходимо учитывать при выборе практики тантрической сублимации – в особенности, женщинам. В отличие от простого воздержания или сублимации в психоаналитическом понимании этого термина – например, путем увлеченной работы или художественного творчества – тантрическая сублимация (в особенности, парная) предполагает мощную эротическую стимуляцию без естественной сексуальной разрядки. Парная практика брахмачарьи специально разрабатывалась в духовных традициях в качестве метода достижения измененных состо­яний сознания. Такая практика оказывает сильное воздействие на эндокринную и нейроэндокринную системы организма, и строго противопоказана при нарушениях нормального гормонального статуса и связанных с ними психологических отклонениях – например, она просто опасна для женщин с истероидным типом психики (вспомните рецепт Фрейда), и для всех людей, склонных к циклоидному типу реагирования (резким переходам от радостного возбуждения к подавленности и наоборот). Избыточная секреция нейрогормонов в результате эротической стимуляции, при отсутствии гормональной обратной связи со стороны половых желез, может вызвать у таких людей серьезные психические расстройства. По той же причине, тантрическая сублимация строго противопоказана в периоды гормональных перестроек – юношам и девушкам в возрасте 16-18 лет и женщинам в начале менопаузы. Поэтому при выборе брахмачарьи необходимо посоветоваться с психотерапевтом; в идеале, начальные этапы практики желательно сочетать с регулярными сеансами психотерапии (пер).

[16] «Непривязанность», составляющая одну из основ восточных духовных учений, относится к выработке психологической установки беспристрастного наблюдения по отношению ко всему, в том числе, к людям, вещам, миру, самому себе, собственным мыслям и эмоциям. В узком смысле, применимом к межличностным отношениям, непривязанность означает беспристрастное наблюдение собственных мотивов и побуждений, позволяющее человеку быть их хозяином и не давать им определять его поведение (пер).

[17] Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Перевод Норы Галь Здесь и далее цитаты даются по изданию: Антуан де Сент-Экзюпери. Соч. в 2х томах. М., «Согласие», 1994 (пер.).

[18] Это заблуждение, типичное для западной культуры. Занятие любовью относится к сфере Эроса, любви-желания, всегда предполагающей взаимоотношение с Другим (даже если человек нарциссически принимает за Другого собственное отражение), а любовь, которую испытывает человек, достигший самореализации – это Агапе, любовь-забота, излученное чувство, которое не нуждается в отношениях, и даже в объектах. Хиппи шестидесятых ошибочно интерпретировали христианский тезис «Бог есть любовь» как «Бог есть Эрос», но подлинные христианские мистики всех времен понимали, о какой любви идет речь (пер.).

[19] Это верно только в том случае, если внимание сосредоточивается на самих ощущениях, а не на их значениях. Можно медитировать даже на ощущении боли, но как только вы определяете его как «боль», вы начинаете чувствовать реальную боль. Необходимое условие медитации состоит в отсутствии в уме вербальных значений. В духовных традициях это называется состоянием «безмыслия» или «пустоты ума», хотя с психологической точки зрения, правильнее говорить о «неотождествлении» в двух смыслах: например, вы испытываете некое телесное ощущение, отождествляете его как сексуальное желание, и отождествляетесь с ним, думая «Я хочу секса». С другой стороны, вы можете наблюдать само это ощущение, и стараться понять скрытый за ним смысл, не выразимый словами, и это будет одной из форм медитации. (пер).

[20] Эта дыхательная техника, именуемая уджайи пранаяма, используется во многих медитативных практиках йоги(пер).

[21] Перевод В. Топорова Цитируется по изданию: Райнер Мария Рильке. Стихотворения (1906-1926). Харьков, «Фолио», М., «АСТ», 1999.

[22] Следует учитывать, что в православной мистике «сердцем» называется не анатомический орган, а психоэмоциональный центр, располагающийся посередине груди на уровне сердца. Это то, что в анатомии называется сердечным сплетением, а в йоге – сердечным центром (хридайя), по своей локализации соответствующим анахата чакре (пер.)

[23] Это явное преувеличение, поскольку древнейшие письменные источники Тантры датируются примерно пятым тысячелетием до н.э. С другой стороны, «первым религиозным исканиям» человечества столько же лет, сколько ему самому, а это, согласно данным палеонтологии и археологии, гораздо больший срок – и, тем не менее, было бы самонадеянно объявлять Тантру и, тем более, йогу единственным и закономерным результатом этих исканий (пер.).

[24] В действительности, понятия «выше» и «ниже» здесь не применимы, хотя традиционно тонкие тела принято изображать в обратном порядке от самого низшего (пранического) до самого высшего (каузального). На иллюстрациях к традиционным текстам йоги они изображаются как вложенные друг в друга оболочки, окружающие физическое тело. С другой стороны, в континууме медитации каузальное тело является самым глубоким. Поэтому, с современной точки зрения, правильнее говорить не о последовательных оболочках или телах, а о последовательных уровнях восприятия и описания одного и того же тела -- подобно тому, как любое физическое тело можно последовательно описывать на макроскопическом, молекулярном, атомном, и т.д. уровнях (пер).

[25] Каузальное тело блаженства не может находиться в эфирном пространстве, поскольку каузальный уровень на две ступени выше эфирного (или пранического). См. также примечание выше относительно термина «сердце» (пер.).

[26] Соватски допускает в описании тонких тел и чакр (а ранее -- в описании ступеней раджа-йоги Патанджали) много неточностей, а иногда и откровенных ошибок. Желающим получить более достоверную информацию, я рекомендую книгу Свами Сатьянанды Сарасвати «Древние тантрические техники йоги и крийи» в 3-х томах, выпущенную Бихарской Школой йоги и опубликованную в русском переводе Издательством К. Кравчука, М., 2003, а также другие книги Бихарской Школы (пер.).

[27] Согласно традиционным текстам, муладхара располагается у мужчин в промежности (примерно в области предстательной железы), а у женщин на шейке матки (пер.)

[28] Согласно традиционным текстам, сама свадхистхана чакра располагается в копчике, а ее активирующая точка (кшетрам) – на лобковой кости; в тантрической традиции свадхистхана считается обиталищем телесной самости (пер.).

[29] На самом деле, Уилбер говорит об ошибочном принятии доличностной недифференцированности (тела, души, и духа) за их надличностную интеграцию. См., например, К. Уилбер, «Око Духа», М., «АСТ», 2002.

[30] В другой (и более классической) интерпретации тантры считается, что амрит (божественный нектар) стекающий из центра бинду на затылке уничтожается огнем манипуры, (раджасом); цель сублимации состоит в обращении этого движения, и направлении амрита в высшие чакры (см. упоминавшуюся выше книгу «Древ­ние тантрические техники йоги и крийи»). Эта интерпретация в гораздо большей степени соответствует реально происходящим в теле физиологическим процессам (см. сноску 3 к главе 1).

[31] Точнее, абсолютной Таковости ( маха = великая; Таттва = Таковость)(пер.).

[32] Согласно традиционным текстам, кхечари мудра (загибание языка вверх и назад к мягкому небу) представляет собой технику, предназначенную для стимуляции находящейся там второстепенной лалана чакры, которая играет определенную роль в обеспечении восходящего движения праны (жизненной энергии) от муладхары к аджне; кроме того, считается, что лалана чакра связана с центром бинду на затылке. Соватски здесь говорит о спонтанной кхечари мудре, которую йоги образно называют «проглатыванием языка» (пер.).

[33] Эндорфины – нейрогормоны белковой природы, обладающие морфиноподобным действием. Главная физиологическая функция эндорфинов (во всяком случае, у животных) состоит в достижении эффекта «наркоза» при сильных повреждениях тела. В небольших количествах, эндорфины действительно улучшают настроение, однако, согласно клиническим данным, избыточное выделение эндорфинов у человека ответственно за болевой шок, который иногда может приводить к летальному исходу. Что же касается амрита, то, как уже упоминалось, согласно традиционным представлениям, он выделяется центром бинду, по своему местоположению совпадающему с гипофизом., тогда как шишковидная железа выделяет гормон мелатонин, действительно обладающий слабыми психоделическими свойствами, и в норме ответственный за регуляцию цикла сна-бодрствования. С учетом сказанного в одной из предыдущих сносок об уровнях восприятия и описания, «амрит» вообще нельзя отождествлять с какой бы то ни было материальной субстанцией, так как он принадлежит не к материальному, а к более тонкому уровню – например, этот термин может относиться к некоему субъективно воспринимаемому в медитации системному качеству эндокринной регуляции мозга и тела в целом (пер.).

[34] Более подробную и точную информацию об описываемых ниже практиках можно найти в уже упоминавшейся книге Свами Сатьянанды Сарасвати «Древние тантрические техники йоги и крийи», а также в книге Свами Ниранджананды Сарасвати «Прана, пранаяма, прана видья» (М., «Северный ковш», 2004 (пер.)

[35] Эту практику даже с большой натяжкой нельзя назвать бхастрика пранаямой. Бхастрика дословно означает «кузнечный мех», поэтому бхастрика пранаяма представляет собой энергичное дыхание через нос с акцентированной работой брюшных мышц и диафрагмы. На продвинутых ступенях практики такое дыхание выполняется в быстром темпе, и сочетается с задержками и бандхами, но не с мантрами (см. источники, указанные в предыдущей сноске)(пер.)

[36] Лично я, на основании собственного опыта, рекомендую простую пранаяму нади шодхана (глубокое «полное» дыхание через нос с внутренней и внешней задержками в соотношении 1:2:2:1), в сочетании с медитацией на движении дыхания (противоположном движению воздуха), и мантрой, в качестве которой я использую т.н. «Иисусову молитву»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй м(ен)я, грешного!». Можно использовать и любую другую мантру, но Иисусова молитва имеет смысловые ассоциации, позволяющие автоматически сосредоточиваться на чакрах. Итак, делайте вдох, начиная с низа живота, продолжая верхней частью живота, затем нижней частью груди, и заканчивая верхней частью груди с небольшим подъемом ключиц. При этом наблюдайте, как при вдохе дыхание (ощущаемая волна внутренних мышечных сокращений) движется от промежности (муладхара) через лобковую кость (активирующая точка, или кшетрам свадхистханы) к пупку (кшетрам манипуры), середине грудины (кшетрам анахаты), межключичной ямке (кшетрам вишуддхи), и к точке между бровями (кшетрам аджны). Делайте внутреннюю задержку (АК), представляя, как дыхание идет от межбровного центра к аджне; по мере практики, у вас начнет возникать ощущение холодного ветра внутри головы. Затем делайте выдох в обратном порядке, и наблюдайте как дыхание опускается по позвоночнику от аджны к вишуддхи, анахате, манипуре, свадхистхане, и, наконец, достигает муладхары в конце полного выдоха. При этом важно, чтобы вдох осуществлялся активным мышечным усилием, а выдох – пассивным расслаблением. Если теперь наложить на этот процесс внутренне произносимую Иисусову молитву, вы увидите, что при вдохе, слово «Господи» приходится на движение от муладхары к кшетрамам свадхистханы и манипуры, символизируя смирение, слова «Иисусе Христе» приходятся на движение от кшетрама манипуры к кшетраму анахаты, символизируя любовь, а слова «Сыне Божий» -- на движении от кшетрама анахаты к кшетраму вишуддхи и межбровному центру, символизируя благоговение (в йоге этот восходящий путь дыхания носит название арохан). Внутренней задержке соответствует путь от межбровного центра к аджне, символизирующий страстное стремление к божественному. При выдохе, слово «помилуй» приходится на движение от аджны к вишуддхи и анахате, символизируя надежду (а позднее по ходу практики -- благодать, исходящую от сахасрары), а слова «м(ен)я, грешного» -- на движение от анахаты к манипуре, свадхистхане, и муладхаре, символизируя отчаяние (от несоизмеримости земного и божественного); внешняя задержка (БК) в муладхаре сопровождается медитацией на собственной греховности (этот нисходящий путь дыхания в йоге именуется аварохан). По мере практики, вы, возможно, начнете замечать, что при слове «помилуй» у вас появляется ощущение теплоты в груди, а молитва начинает произноситься без вашего участия – вы просто наблюдаете движение дыхания и переживаете чувства, которые символизируют его отдельные этапы и соответствующие чакры. Эту практику можно выполнять когда и где угодно – в транспорте, во время пешей прогулки, в минуты отдыха, лежа, сидя, стоя, или на ходу (но, конечно, не за рулем во время движения). Я не сомневаюсь, что люди нехристианского вероисповедания смогут найти подходящую мантру взамен Иисусовой молитвы, но хочу подчеркнуть, что важны не слова молитвы, а скрытый за ними духовный смысл, а он одинаков во всех религиях; кстати, при длительной практике, вы, в силу т.н. «эффекта семантического насыщения», вообще перестанете воспринимать молитву как текст – останутся только ваши непосредственные переживания, вызываемые этим скрытым смыслом (пер).

[37] Подробнее о мысленном выполнении асан и других практик йоги можно прочитать в книге Свами Наранджананды Сарасвати «Дхарана Даршан», М., «Северный ковш», 2005 (пер.).

[38] Подробную информацию об использовании практик йоги для подготовки к беременности и родам, а также для лечения расстройств женской репродуктивной системы можно найти в уже упоминавшейся книге Свами Мутибхананды Сарасвати «Нава йогини тантра» (Минск, «ВЕДАНТАМАЛА», 2006). (пер.)

[39] Именно поэтому я в одной из предыдущих сносок говорил, что тантрическая сублимация строго противопоказана людям с истероидным и циклоидным типами психики. У них описанная гормональная буря может выйти за границы допустимого и привести к серьезным психическим нарушениям и/или таким психосоматическим расстройствам, как язвенная болезнь, диабет, и даже рак (пер.)

[40] Пора внести определенную ясность в отношении этого термина, который Соватски использует весьма неразборчиво. В строгом смысле, пратьяхара – пятая ступень раджа йоги Патанджали – представляет собой отключение ума от стимулов, поставляемых органами чувств – своего рода традиционный аналог экспериментально-психологического метода «сенсорной депривации», в котором человеку надевают на лицо маску, закрывающую нос, рот, глаза, и уши, с тонкой трубкой для дыхания, и погружают его в ванну с подсоленной водой, имеющей удельный вес и температуру тела. Об использовании этого метода для достижения глубоко измененных состояний сознания можно прочитать в книгах Джона Лилли «Центр циклона» и «Парный циклон». В медитативной практике, пратьяхара является очень продвинутой и труднодостижимой ступенью, поскольку требует произвольного отключения ума практикующего от всех внешних стимулов. См. книгу Свами Ниранджананды Сарасвати «Дхарана Даршан», М., «Северный ковш», 2005 (пер.).

 

# Перевод В. Топорова

[41] Фильм, на который не допускаются лица моложе 16 лет без сопровождения взрослых (пер.)

 

[42] Непереводимая игра слов: глагол screw (ввинчивать) на сленге означает «трахать» (пер).

[43] Именно этот «первый этап» и представляет собой подлинный путь тантры. Главный принцип тантры состоит в том, чтобы использовать любые проявления жизни – и в том числе, разумеется секс – как средства для духовного роста. Практика задержки оргазма позволяет преобразовывать сексуальную энергию в духовную – «сублимировать» эрос в истинном значении этого термина – «очищать, облагораживать, возвышать». В более религиозном смысле это означает преобразование творческой и деятельной любви-желания (эроса) в самоотверженную и сохраняющую любовь-заботу (агапе, сострадание). С другой стороны, в физиологическом плане, такая практика активирует гормональные механизмы, о которых я уже упоминал в предыдущих сносках, что ведет к достижению глубоко измененных состояний сознания (пер).

# Перевод Норы Галь

[44] Не следует, однако, забывать, что это достижение технологии, столь иронично воспринимаемое автором, дает большие шансы на жизнь потенциальному потомству тех отцов и матерей, которые не способны к нормальному воспроизводству по состоянию здоровья или в силу каких-то других объективных причин; как показывают медицинские исследования, в нашем современном мире число таких пар растет год от года. До сих пор эта проблема решалась с помощью суррогатных матерей, но использование искусственной матки может снять некоторые физиологические (и моральные) проблемы, сопряженные с этим методом(пер).

[45] Физиологические сигналы готовности к зачатию (от слова «эструс» -- течка у самок животных), передающиеся с помощью особых пахучих выделений, а также определенных поведенческих стереотипов (пер.).

[46] Но теперь такую потенциальную возможность обещает клонирование (пер.)

[47] Я хочу еще раз подчеркнуть, что практика тантрической сублимации противопоказана в периоды гормональных перестроек – в конце детства, сразу после достижения половой зрелости, и в юности, примерно от 16 до 18 лет (возраст «Страданий юного Вертера»). В эти периоды происходит формирование регуляторных обратных связей в эндокринной и нейроэндокринной системах, и сильное эмоциональное возбуждение, с которым сопряжены многие, в особенности, парные тантрические практики, может вести к нарушению этого деликатного процесса, с непредсказуемыми последствиями для психики. Можно даже утверждать, что с физиологической и психологической точек зрения, для успеха брахмачарьи необходим предварительный опыт нормальной (но не разнузданной) сексуальной жизни в решающий период юности -- как, кстати, было и с автором этой книги. Разумеется, все сказанное не касается обычных занятий йогой, медитацией, и дыхательными практиками, которые полезны почти всем и почти всегда (пер.).

 

[48] Соватски не проводит различия между наркотиками и психоделиками, или «расширителями сознания». Наркотики (героин и т.п.) вызывают «более низкие», по сравнению с нормальным, состояния сознания – это «сужение сознания» или искусственный возврат к первобытному или даже дочеловеческому уровню. Наркотики объективно опасны для здоровья как в психологическом, так и в чисто физиологическом плане. Психоделики (марихуана, ЛСД, и т.п.) вызывают «более высокие» состояния – это «расширение сознания» за счет повышения восприимчивости к нюансам сигналов внешнего мира и собственного тела. Официальная медицина и закон приравнивают психоделики к наркотикам, объявляя их объективно опасными для здоровья, хотя многочисленные исследования показали, что психоделики (как, впрочем, и йога, или другие психотехники), в худшем случае, могут быть опасны только для определенных людей и в определенное время в чисто психологическом плане, поскольку никому до сих пор не удалось обнаружить вредных эффектов марихуаны или ЛСД на физиологическом уровне. Подробнее обо всем этом можно прочитать в многочисленных книгах С. Грофа, изданных в русских переводах Трансперсональным Институтом (пер.)

[49] Речь идет о так называемом канале (нади) сушумна, по которому, согласно представлениям йоги и тантры, сила кундалини, дремлющая у основания позвоночника, может подниматься к верхним чакрам, вплоть до сахасрары, где она соединяется с космической энергией. Справедливости ради, стоит напомнить, что традиционные энергетические каналы и центры (нади и чакры) – это не реальные анатомические структуры, а метафоры, а точнее, так называемые тактильно-кинестетические и проприоцептивные образы субъективно ощущаемых в медитации телесных процессов. Тем не менее, можно предположить, что нади тождественны каналам восточной акупунктуры, которые ученым удалось отождествить с особыми электрочувствительными клетками, подобными клеткам боковой линии рыб; однако, в любом случае, действующие в них электрические токи ничтожны, так что можно, скорее, говорить о передаче информации, а не энергии (пер.).

[50] Лично я рекомендую слушать не других людей (в том числе автора этой книги или меня), а голос собственного тела. Если оно говорит, что ему необходим секс – слушайтесь. Я имею в виду не нормальное сексуальное влечение, а совсем другие вещи. Например, если несмотря на всю личную гигиену, ваша кожа становится сальной и рыхлой, или покрывается прыщами, то вам не поможет никакая брахмачарья. И уж конечно, она бесполезна, и даже вредна, если в 16-18 лет у вас резко портится характер, и вы становитесь подвержены чередующимся приступам беспричинной веселости и глубокой меланхолии, вплоть до мыслей о самоубийстве. НЕ ПУГАЙТЕСЬ, вы не сходите с ума -- все это шутки вашей гормональной системы, и вам поможет избавиться от них то самое лекарство, которое более века назад прописал своей пациентке старик Фрейд: «один нормальный пенис неоднократно» (пер.).

[51] Тем не менее, с физиологической и сексологической точек зрения, наиболее приемлемыми можно было бы считать именно механические средства женской контрацепции, поскольку они не препятствуют телесному контакту и обмену телесными жидкостями. Многие женщины находят секс с использованием мужского презерватива не вполне удовлетворяющим, что не удивительно, так как в этом случае в организм женщины не попадает сперма, которая содержит физиологически активные вещества, играющие определенную (возможно, очень важную) роль в эндокринном ответе на гипоталамическую активацию. Подтверждением этого может служить описанный в сексологической литературе факт появления у некоторых женщин после удовлетворяющего, по их мнению, сексуального акта запаха мужской спермы (точнее, мужских половых стероидов) изо рта и от кожи. С другой стороны, такой секс не является безопасным с точки зрения передачи инфекции, так что единственным подлинно удовлетворяющим и безопасным остается моногамный секс (пер.).

[52] Психические расстройства, связанные с подавлением сексуального желания, имеют в большей степени физиологическую, а не психологическую основу, так что ирония автора неуместна – у определенных людей и в определенные периоды жизни, удовлетворенное сексуальное желание способно если не исцелять, то, по крайней мере, предупреждать психозы (и, в большинстве случаев, исцелять неврозы). Напротив, практика тантрической сублимации в такие периоды может провоцировать указанные расстройства даже у тех людей, которые не имеют к ним предрасположенности (пер.).

[53] Вильгельм Райх, в отличие от Фрейда, понимал сексуальную энергию (или либидо) буквально, как особую физическую энергию (оргон), которую можно улавливать и аккумулировать вне человеческого тела (пер)

[54] В индуизме термином «атман» называется, скорее, не душа, а «чистый субъект осознания» или «чистая субъективность». Формула атман = Брахман означает, что «чистый субъект» тождественен Абсолютному Субъекту (пер.)

[55] См. примечание 3 к главе 1 (пер.)

[56] Более правильное определение дхайяны – «транс поглощенности»; внимание полностью отключено от внешнего мира и сосредоточено не на объекте, а на внутреннем переживании этого объекта. На первой ступени медитативной практики может использоваться внешний объект – например, религиозный символ – на котором практикующийся сосредоточивается вплоть до переживаемого слияния с ним (исчезновения субъект-объектного различия), после чего объект переводится во внутреннее созерцание. На более продвинутой ступени внешний объект вообще не используется, и внимание сосредоточивается на внутреннем переживании (в том числе, переживании отсутствия любых объектов – «пустоты ума»). См. книгу Свами Ниранджананды Сарасвати «Дхарана Даршан», М., «Северный ковш», 2005 (пер.).

[57] Согласно учениям тантры и йоги, человеческое существо состоит из нескольких тел, как бы вложенных друг в друга, и образованных из все более тонкой субстанции или энергии. Их также называют оболочками внутреннего существа человека, и традиционно изображают в виде серии все более тонких оболочек, окружающих физическое тело, или материальную оболочку (пер.)

[58] Кундалини-шакти – аспект космической творческой энергии, или шакти; современные индийские теоретики йоги соотносят кундалини шакти с движущей силой или энергией эволюции (пер.)

[59] Махат-татва (Абсолютная Таковость) – эпитет сознания, а не материи. От тех же корней происходит центральное положение индуистской духовности Тат Твам аси – Ты есть То (то есть, единое сознание), тождественное принципу атман = Брахман (пер).

[60] Пятая ступень раджа-йоги Патанджали, отключение ума от чувств, естественная «сенсорная депривация» (пер.)

[61] Раджас -- одна из трех гун, или изначальных качеств (тамас, раджас, саттва), определяющих природу человека -- динамизм, активность; пищеварительный огонь в Аюрведе; огонь манипура чакры, уничтожающий тонкий нектар (амрит), который каплями стекает вниз из центра бинду висарга на затылке (пер.)

[62] Шакти – в тантрической космологии -- универсальная творческая энергия Космоса, активный аспект Абсолюта; в шиваистской мифологии – супруга Шивы, олицетворяющего сознание, или пассивный аспект Абсолюта

[63] Шива – в тантрической космологии – универсальное Сознание, пассивный аспект абсолюта.

[64] Тантра – зафиксированная в традиционных текстах (тантрах) древняя система философии, космологии, и духовного развития, из которой впоследствии родилась йога. Тантра учит использовать любые аспекты жизни, от самых положительных до самых отрицательных, в качестве средств для духовного роста. Существующие исследования дают основания полагать, что корни тантры, подобно корням раннего даосизма (фен-шуй) уходят в шаманские традиции (пер.)

[С1]Атая в







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.