Здавалка
Главная | Обратная связь

В современных условиях



Развитие предприятия всегда сопровождается комплексом финансово-экономических проблем, которые взаимосвязаны между собой. Отличительной особенностью этих проблем является сложность их одновременного или даже параллельного решения. Все экономические проблемы современных предприятий, прежде всего, связаны с обеспечением их устойчивого экономического роста, обеспечением сбалансированности их развития, развитием и повышением эффективности управления экономическим потенциалом, включающим ресурсы предприятия (основной и оборотный капитал, трудовые и финансовые ресурсы), освоением инноваций во всех сферах деятельности.

В целом все экономические проблемы необходимо разделить на внешние и внутренние.

К основным внешним проблемам предприятий относятся макроэкономические проблемы сбалансированного развития экономики страны и экономические проблемы развития отраслевого рынка и отраслевой специализации предприятий.

К основным внутренним проблемам предприятий относятся формирование перспективного товарного ассортимента с учётом реального спроса на отдельные виды продукции и возможностей их производства, обоснование ценовой политики предприятия на каждый вид выпускаемой продукции, анализ и совершенствование управления основным и оборотным капиталом, трудовыми и финансовыми ресурсами, затратами, совершенствование используемых технологий и методов организации производства, решение социальных и экологических задач.

При рассмотрении комплекса рассматриваемых проблем первостепенное значениепринадлежит разработке перспективной товарной политики предприятия, для реализации которой требуется необходимое количество и качество всех видов ресурсов. Совокупность основных экономических проблем развития предприятий и их взаимосвязи приведены на рис. 3.1.

Если на внешние проблемы руководство предприятий практически не может воздействовать, так как они в значительной степени зависят от экономической политики государства и отраслевых приоритетов, то внутрен-

ние проблемы обязательно анализируются и подлежат решению при разработке стратегических и оперативных планов.

 
 
Макроэкономические проблемы сбалансированного развития экономики страны  


 

 


Рис. 3.1. Основные экономические проблемы развития предприятия и их взаимосвязь

 

При рассмотрении внешних факторов развития предприятий машиностроительного комплекса можно выделить основные направления государственной политики, связанные с активизацией и модернизацией их производственной деятельности (рис. 3.2), которые имеют следующие основные направления: стимулирование привлечения инвестиций в машиностроение; определение критериев и приоритетов конкурентных преимуществ различных машиностроительных предприятий при предоставлении государственных заказов и финансовой помощи; предоставление льгот инвестиционно-привлекательным предприятиям; поддержка развития инноваций, создание благоприятных условий развития инновационно-ориентированных предприятий.

I. Формирование перспективного товарного ассортимента осуществляется с учётом реального спроса на отдельные виды продукции и возможностей их производства.

В современных условиях основная специализация предприятия может значительно изменяться в зависимости от конкурентоспособности и спроса на выпускаемую продукцию. Крупные машиностроительные предприятия России, составляющие основу национальной экономики и определяющие уровень её развития, исторически сложились как многономенклатурные.

Это означает, что они производили и производят различную продукцию, в состав которой входят товары, соответствующие основной специализации предприятия, запчасти к выпускаемым товарам, комплектующие изделия и полуфабрикаты, выпускаемые в соответствии с отраслевой и межотраслевой кооперацией, товары народного потребления, разовые заказы. Номенклатура таких предприятий порой насчитывает сотни и тысячи позиций. Поэтому предприятию необходимо знать, насколько эффективно и перспективно производить каждый вид продукции.

В связи с этим особую важность представляет оценка сохранения основной специализации предприятия с учётом развития конкуренции на отраслевом рынке. Если доля изделий, соответствующих основной отраслевой специализации предприятия, превышает 70 % годовой выручки, то, по существу, его отраслевая принадлежность сохраняется.

В процессе анализа номенклатуры выпускаемой продукции проводится комплексный анализ рынка каждого товара (ёмкость рынка, основные конкуренты и особенности их производства, наличие экспортных аналогов, перспективы развития рынка, ценовая политика конкурентов) и технико-эконо-мический анализ выпускаемой продукции, при котором оцениваются такие показатели, как прибыль на единицу продукции, рентабельность производства, трудоёмкость товаров, длительность производственного цикла, возможность повышения уровня кооперации производства, себестоимость производства и реализации товаров.

 

 

 


Рис. 3.2. Основные направления государственной политики, связанные с активизацией модернизации машиностроительных предприятий с учётом инновационной

направленности их развития


В процессе сопоставления результатов анализа выявляются наиболее перспективные и эффективные для производства виды продукции.

II. Развитие и повышение эффективности управления экономическим потенциаломпредполагает рассмотрение использования каждого из ресурсов предприятия в отдельности.

Анализ и совершенствование управления оборотным капиталом. Состав и структура оборотных средств предприятия определяются в значительной степени номенклатурой выпускаемой продукции. Чем сложнее выпускаемая продукции, тем больше оборотных средств необходимо для её производства. Основной задачей совершенствования управления оборотным капиталом предприятия является ускорение его оборачиваемости.

Для этого разрабатываются отдельные мероприятия для каждой стадии процесса воспроизводства, а именно для стадий создания производственных запасов, производства и реализации продукции. Сокращение продолжительности каждой стадии позволяет ускорить производственный цикл и повысить эффективность использования оборотных средств.

Анализ и совершенствование управления основным капиталом. Анализ динамики изменения основных средств предприятия и эффективности их использования позволяют оценить в целом их достаточность для реализации текущей и перспективной товарной политики, рациональность структуры, уровень планомерности обновления и возможностей повышения эффективности их использования.

Если обновление основного капитала определяется планомерной политикой замены старых основных фондов на новые, более совершенные, то их прирост обычно связан с расширенным воспроизводством и стратегией увеличения производственных мощностей предприятия. А это, в свою очередь, определяет последующее расширение масштабов производства выпускаемой продукции.

Анализ и совершенствование управления трудовыми ресурсами предприятия. Управление персоналом предприятия предполагает обеспечение предприятия специалистами необходимого количества и уровня квалификации. Поэтому подбор кадров и мотивация труда в значительной степени определяют эффективность их использования.

Основным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда (выработка). Рост этого показателя может обеспечиваться различными способами как производственного характера (например, совершенствование технологии производства), так и непроизводственного (например, рост цены товара, реализуемого в новом сегменте рынка).

Поэтому факторный анализ изменения производительности труда на предприятии позволяет оценить рациональность всех мероприятий, направленных на совершенствование управления персоналом.

Анализ и совершенствование управления финансовыми ресурсами. Эффективность управления финансами определяет платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, которые являются залогом деловой репутации и элементом инвестиционной привлекательности со стороны банков, инвесторов, партнёров по бизнесу, поставщиков и потребителей продукции.

Ш. Совершенствование техники, технологии и организации производства.Модернизация и обновление орудий труда осуществляется в рамках планового переоснащения предприятия и касается, в основном, активной части основных фондов.

Новые технологии позволяют повысить качество выпускаемой продукции, снизить трудоемкость её производства и, соответственно, себестоимость продукции.Совершенствование организации производства позволяет оптимизировать во времени и в пространстве все материальные и трудовые ресурсы для повышения результирующих показателей работы предприятия.

IV. Анализ и совершенствование управления затратами.Этот аспект управления предполагает поиск резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке определённых товаров.

Экономия затрат предприятия является важной задачей, которая может быть реализована за счёт внешних (снижения цен на приобретаемые в порядке производственной кооперации материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия) и внутренних факторов (совершенствования техники, технологии и организации производства, внедрения автоматизации и механизации производственных процессов, использования новых материалов и конструктивного совершенствования товаров).

V. Обоснование ценовой политики предприятия на каждый вид выпускаемой продукции предполагает решение следующих проблем: расчёт и прогнозирование себестоимости товаров на основе прогнозирования уровня инфляции, изменения стоимости материалов и комплектующих изделий, необходимости повышения уровня заработной платы; расчёт и прогнозирование цены товаров на основе их себестоимости, планируемого уровня рентабельности, реального перспективного спроса, уровня конкуренции, цен конкурентов и стратегических задач предприятия, которые можно реализовать с помощью ценовых факторов.

VI. Решение социальных и экологических задачтакже входит в сферу проблем развивающихся предприятий. К социальным проблемам относятся улучшение условий труда, повышение заработной платы в соответствии с результатами деятельности предприятия и уровнем инфляции, обучение и переобучение персонала, отдых и досуг сотрудников, внедрение средств мотивации труда. Экологические проблемы решаются обычно в плановом порядке с выделением средств из прибыли предприятия для проведения соответствующих мероприятий.

 

3.2. Структура и содержание комплексного анализа







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.