Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные этапы жизненного цикла организации и их особенности



Этапы ЖЦО Особенности
«Зарождение» Юридическое оформление, поиск сотрудников единомышленников, определение и уточнение специализации, полная зависимость эффективности управления от авторитета и квалификации создателя, неформальные отношения в коллективе, отсутствие чётких целей и задач, инновационные проекты в зачаточном состоянии («ярмарка знаний специалистов»)
Становление Организация существует как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности, выбор основной конкурентной стратегии, зависящей от размеров бизнеса, первоначальный коллектив сформирован, определена специализация, т.е. номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции (услуг), осуществляется производство и реализация товаров, существуют неформальные отношения в коллективе, свободный творческий процесс, инновационные проекты в разработке («ярмарка идей»)
Развитие (Рост) Рост основных экономических показателей (объёмов производства, выручки, активов, числа сотрудников), интенсивный рост интеграции, изменение стиля управления (создатели организации превращаются из предпринимателей в менеджеров-профессионалов), внедрение системы стимулирования, бюджетирования, стандартизации работ, упор на экстенсивные методы развития, повышение активности участия в конкурентной борьбе, принятые инновационные проекты в стадии активной реализации, преобладают формальные и обезличенные деловые отношения
Зрелость Относительная стабилизация основных экономических показателей, разрастание организации с постепенным увеличением расходов и снижением эффективности, усложнение организационной структуры за счёт создания новых подразделений или диверсификации, усиление централизации управления, упор на интенсивные методы развития, т.е. повышение эффективности, инновационная активность резко снижена, нарастание конфликта между старейшими членами коллектива и новичками по вопросам развития организации
«Старость (смерть)» Кризисное финансово-экономическое положение, резкий спад производства и реализации продукции, высокая текучесть кадров, нарастание трудовых конфликтов, усиление централизации управления, инновационные процессы практически отсутствуют, поиск новых возможностей удержания рыночного спроса, в основном, за счёт диверсификации рынков

На этапе«Зарождение» организация только образуется, происходит поиск творческого потенциала сотрудников, юридическое оформление, уточнение специализации деятельности. Этот этап в значительной степени зависит от авторитета и квалификации личности руководителя. Взаимоотношения в коллективе достаточно неформальные с преобладанием здорового энтузиазма, рассчитанного на будущие успехи. Совместная деятельность молодого коллектива начинается с «ярмарки знаний», когда в ходе продвижения организации к успеху каждый сотрудник стремится продемонстрировать уровень своих знаний и творческого мышления.

В течение этапа«Становление» организация приобретает реальные очертания самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности и имеет конкретный набор предлагаемых товаров и услуг. В этот период цели развития определены не совсем чётко, творческий процесс протекает достаточно свободно. Поведение организации в этот период часто сравнивают с серой мышкой, которая подбирает зёрнышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры. На этом этапе решается важнейший вопрос выбора стратегии конкурентной борьбы, которая зависит от размеров бизнеса. Стратегия может быть силовой стратегией, которой придерживаются организации в сфере крупного бизнеса или производства товаров и услуг, стратегией приспособления в сфере среднего бизнеса, стратегией заполнения «ниш»для малого бизнеса с узкой специализацией.

На этапе «Развитие (Рост)» организация демонстрирует ярко выраженное развитие по объёму производства товаров (услуг), росту активов, численности персонала, активно участвует в конкурентной борьбе в своём сегменте рынка, укрепляет, интегрирует хозяйственные связи. Основной задачей данного этапа является обеспечение экономического роста и выпуска конкурентоспособной продукции (услуг). Этот период часто в научной литературе называют этапом коллегиальности и формирования базиса организационной культуры. Успех деятельности на этом этапе зависит от правильности и осознанности стратегических идей членами организации, творческого уровня сотрудников, способных обогатить и развивать первоначальные идеи, готовности коллектива к решению и реализации стратегических задач, эффективности построения коллективной работы, способности коллектива к углублённому анализу успехов и ошибок на всех уровнях (индивидуальном, групповом и высшем).

Этап «Зрелость»характеризуется периодом стабилизации экономического роста и структуры, а также сохранением относительно устойчивого положения во внешней среде. К этому периоду организация уже имеет определённый накопленный опыт работы, в основном, достигает намеченных целей, в т. ч. и положения на рынке. По мере диверсификации товаров и услуг, она умеренно осваивает инновации и пытается сохранить свою долю на рынке. Сформулированы правила деловых коммуникаций между членами организации и внешней средой, практически реализована трансформация ценностей отдельных членов коллектива в групповые ценности. Однако именно в этот период реализуется один из важных законов философии «единство и борьба противоположностей», который проявляется в конфликте взглядов на развитие организации между новыми молодыми менеджерами-профессио-налами и работниками, стоявшими у истоков создания компании.

Этап«Старость» – это период нарастания финансово-экономических кризисных явлений, резкого сокращения деятельности, т.е. объёмов продаж и прибыли, потери доли рынка, активного вытеснения организации конкурентами. В этот период сценарии могут быть следующие: ликвидация (самоликвидация); реструктуризация; присоединение к другой более крупной организации; разделение на более мелкие, которые смогут в перспективе обеспечить экономический рост в своём сегменте рынка и в других сегментах.

В процессе деятельности организации при переходе от одного этапа к другому объективно происходит накопление определённых проблем во всех сферах деятельности. Их подробный анализ позволяет выявить зависимость возникших проблем от неверных управленческих воздействий, направления решения этих проблем на основе определённых финансово-экономических расчётов и совершенствования системы управления, уровень приближения к следующей стадии жизненного цикла, актуальноcть проведения организационных изменений.

В процессе изучения ЖЦО необходимо обратить внимание на следующие практические моменты.

1.При использовании эффективного менеджмента важно сделать организацию способной справляться с любыми проблемами на всех этапах ЖЦО, осознанно и рационально переходить к следующему объективно сложившемуся этапу, который будет предъявлять новые требования, концентрировать усилия, в первую очередь, на проблемах, наиболее значимых на текущем этапе.

2. Природа роста и старения организации проявляется в соотношении двух наиболее важных факторов – гибкости и управляемости. По мере старения организации управляемость растёт, а гибкость снижается. Если жизненный цикл организации условно разделить на три этапа («молодость», расцвет и «старение»), то им объективно присущи следующие соотношения гибкости и управляемости, приведённые в табл. 4.6.

3.Время существования и размер организациине определяют её стадию жизненного цикла.

4. Концепция ЖЦО применима к государственным предприятиям и предприятиям с государственной поддержкой с определёнными оговорками, поскольку их развитие в значительной степени планируется и поддерживается на макроэкономическом уровне.

Таблица 4.6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.