Здавалка
Главная | Обратная связь

В.5.4Функциональный состав служб контроля качества на предприятии



Система контроля качества продукции, сложившаяся на многих российских предприятиях, имеет, как правило, несколько уровней управления (предприятия — цех — участок — рабочее место).

В соответствии с этим сложилась следующая иерархия конт­ролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля (предприятия — бюро технического контроля цеха — бригада контролеров участка — рабочий-контролер).

Многообразие задач контроля качества продукции и необхо­димость соответствующих проверок на различных этапах процесса производства изделий обусловливают выделение в составе конт­рольных служб специальных функциональных подразделений, ори­ентированных на выполнение отдельных видов работ по контролю качества.

Обычно в состав отделов и управлений технического контроля предприятий могут входить следующие специализированные под­разделения:

контроля технического состояния и точности оборудования; контроля технологической оснастки; контроля качества инструмента собственного изготовления; входного контроля качества продукции, получаемой по коопе­рации;

контроля качества изделий в цехах и на участках; приемочного контроля готовой продукции; контрольных испытаний изделий, узлов и агрегатов; исследования надежности выпускаемой продукции; контроля качества упаковки и хранения продукции на складах; контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потре­бителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации; измерительной техники; линейных и угловых измерений; особо точных измерений; дефектоскопии; изоляция брака; контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт; инспекционного контроля; технического и технологического обеспечения контроля каче­ства; учета, анализа и классификации брака в производстве; анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию; о внедрение новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.); ремонта контрольно-испытательного оборудования, измери­тельных приборов и оснастки; разработки, внедрения и контроля функционирования системы управления качеством продукции на предприятии.

Приведенный перечень подразделений может быть суще­ственно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило, в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существен­ное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы стандартизации, подразделения наладки и проверки контрольно-измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.

Достоверность результатов контроля качества, осу­ществляемого персоналом ОТК предприятий, нередко вызывает обоснованные сомнения. На некоторых предприятиях требова­тельность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной продукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличением количества реклама­ций на выпускаемую продукцию. На многих предприятиях сумма убытков от претензий и рекламаций на продукцию низкого каче­ства больше величины потерь от брака в производстве.

Обнаружение новых дефектов изделий лишь производите­лями продукции свидетельствует о неудовлетворенной работе служб технического контроля предприятий и, в частности, отсут­ствии необходимой заинтересованности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживающих участках производства.

В структуре служб контроля качества продукции многих пред­приятий в основном присутствуют подразделения, обеспечиваю­щие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразде­лений имеются следующие проблемы и недостатки: о низкая пропускная способность контрольных служб и недо­статочная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невы­полнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

· слабая техническая вооруженность и несовершенство метро­логического обеспечения;

• несовершенство методик измерений, дублирование и парал­лелизм в работе по оценке качества;

• относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества предприятий;

• непродуманность систем управления персоналом контрольных
служб, приводящая к незаинтересованности в полном свое­временном выявлении брака;

· несоответствие по квалификации разряда контролеров разряду выполняемых контрольных работ;

• низкий общеобразовательный уровень работников ОТК пред­
приятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб техни­ческого контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Многие недостатки в работе служб контроля качества продук­ции на предприятиях в значительной мере обусловлены тем, что персонал подразделений технического контроля не выполняет отдельные виды работ, имеющие важное значение для выпуска продукции стабильного высокого качества, а также тем, что непра­вильно распределены обязанности по техническому контролю между различными подразделениями и отдельными специалистами соответствующих служб, отсутствуют действенные материальные и моральные стимулы повышения достоверности и эффективности проверок, нерациональна и неполна организационная структура отделов и управлений технического контроля (в ее составе нередко отсутствуют многие важные подразделения).

Оптимизация работы отделов и управлений технического контроля предприятий должна предусматривать, в первую оче­редь, создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:

• разработку и реализацию мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращение нарушений утвержденных технологических процессов, предупреждение сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;

• разработку и внедрение прогрессивных методов и средств
технического контроля, способствующих росту производитель­ности и фондовооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;

• периодическую подготовку всей необходимой информации для
формирования трудоемкости контрольных операций и опреде­ления на этой основе требуемого количества контролеров для пересмотра действующих норм трудозатрат и штатной числен­ности работников ОТК;

• объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, применение адекватной системы его стимулирования и ответственности, определение достоверности результатов контроля;

• подготовку необходимых данных для последующей централи­зованной автоматизированной обработки информации о фак­тическом состоянии и изменении основных условий и предпо­сылок производства высококачественной продукции (качество поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качество труда работа­ющих, состояние технологий дисциплины в цехах и на участках и т.д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;

• проведение работ по внедрению самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня
технологических операций, передаваемых на самоконтроль, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измери­тельными приборами, инструментами, оснасткой и докумен­тацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль работы исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внедрения самоконтроля в про­изводстве и т.д.);

• проведение специальных исследований динамики качества продукции в процессе эксплуатации, предполагающих органи­зацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества про­дукции;

• планирование и технико-экономический анализ различных
аспектов деятельности службы контроля качества продукции;

• координация работы всех структурных подразделений, отде­лов и управлений технического контроля;

• периодическое определение абсолютной величины и дина­мики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятель­ности предприятий, оценка эффективности работы контрольной службы.

На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин иногда невозможно создать новые подразделения в составе службы технического контроля. В подобных случаях перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.