В.5.4Функциональный состав служб контроля качества на предприятии
Система контроля качества продукции, сложившаяся на многих российских предприятиях, имеет, как правило, несколько уровней управления (предприятия — цех — участок — рабочее место). В соответствии с этим сложилась следующая иерархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля (предприятия — бюро технического контроля цеха — бригада контролеров участка — рабочий-контролер). Многообразие задач контроля качества продукции и необходимость соответствующих проверок на различных этапах процесса производства изделий обусловливают выделение в составе контрольных служб специальных функциональных подразделений, ориентированных на выполнение отдельных видов работ по контролю качества. Обычно в состав отделов и управлений технического контроля предприятий могут входить следующие специализированные подразделения: контроля технического состояния и точности оборудования; контроля технологической оснастки; контроля качества инструмента собственного изготовления; входного контроля качества продукции, получаемой по кооперации; контроля качества изделий в цехах и на участках; приемочного контроля готовой продукции; контрольных испытаний изделий, узлов и агрегатов; исследования надежности выпускаемой продукции; контроля качества упаковки и хранения продукции на складах; контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации; измерительной техники; линейных и угловых измерений; особо точных измерений; дефектоскопии; изоляция брака; контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт; инспекционного контроля; технического и технологического обеспечения контроля качества; учета, анализа и классификации брака в производстве; анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию; о внедрение новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.); ремонта контрольно-испытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки; разработки, внедрения и контроля функционирования системы управления качеством продукции на предприятии. Приведенный перечень подразделений может быть существенно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило, в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы стандартизации, подразделения наладки и проверки контрольно-измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие. Достоверность результатов контроля качества, осуществляемого персоналом ОТК предприятий, нередко вызывает обоснованные сомнения. На некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной продукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличением количества рекламаций на выпускаемую продукцию. На многих предприятиях сумма убытков от претензий и рекламаций на продукцию низкого качества больше величины потерь от брака в производстве. Обнаружение новых дефектов изделий лишь производителями продукции свидетельствует о неудовлетворенной работе служб технического контроля предприятий и, в частности, отсутствии необходимой заинтересованности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживающих участках производства. В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются следующие проблемы и недостатки: о низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства; · слабая техническая вооруженность и несовершенство метрологического обеспечения; • несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества; • относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества предприятий; • непродуманность систем управления персоналом контрольных · несоответствие по квалификации разряда контролеров разряду выполняемых контрольных работ; • низкий общеобразовательный уровень работников ОТК пред Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий. Многие недостатки в работе служб контроля качества продукции на предприятиях в значительной мере обусловлены тем, что персонал подразделений технического контроля не выполняет отдельные виды работ, имеющие важное значение для выпуска продукции стабильного высокого качества, а также тем, что неправильно распределены обязанности по техническому контролю между различными подразделениями и отдельными специалистами соответствующих служб, отсутствуют действенные материальные и моральные стимулы повышения достоверности и эффективности проверок, нерациональна и неполна организационная структура отделов и управлений технического контроля (в ее составе нередко отсутствуют многие важные подразделения). Оптимизация работы отделов и управлений технического контроля предприятий должна предусматривать, в первую очередь, создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи: • разработку и реализацию мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращение нарушений утвержденных технологических процессов, предупреждение сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции; • разработку и внедрение прогрессивных методов и средств • периодическую подготовку всей необходимой информации для • объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, применение адекватной системы его стимулирования и ответственности, определение достоверности результатов контроля; • подготовку необходимых данных для последующей централизованной автоматизированной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качество поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качество труда работающих, состояние технологий дисциплины в цехах и на участках и т.д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции; • проведение работ по внедрению самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня • проведение специальных исследований динамики качества продукции в процессе эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции; • планирование и технико-экономический анализ различных • координация работы всех структурных подразделений, отделов и управлений технического контроля; • периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятий, оценка эффективности работы контрольной службы. На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин иногда невозможно создать новые подразделения в составе службы технического контроля. В подобных случаях перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|