Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ



Формированию правильного дыхания в системе занятий уделяют значительное время. Детям объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру и что предлагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность брюшных и грудных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.

Сначала целесообразнее отрабатывать диафрагмальное дыхание, которое является наиболее глубоким, сильным, управляемым в момент длительного выдыхания воздуха через рот и замедляет частоту дыхания. Последнее, в свою очередь, снижает скорость выдыхаемого воздуха, тем самым опосредованно снижает утечку выдоха через нос, способствует расслаблению и распластыванию спинки языка. Постановка и отработка диафрагмального дыхания проводятся сначала в горизонтальном положении или в положении полусидя, а потом — стоя. При вдохе верхняя стенка живота и нижние отделы грудной клетки слегка приподнимаются, а при свисте на выдохе плавно втягиваются. Затем выдерживается пауза, в результате которой обучающийся отдыхает и расслабляет небные и глоточные мышцы. Через некоторое время упражнение повто­ряют. Движение стенки живота и нижнего отдела грудной клетки легко контролируют областью лучевого сгибателя кисти руки, чтобы плечи не поднимались. Таким же образом отрабатывают не только длительное, но и толчкообразное дыхание (последнее помогает ярче ощутить движение диафрагмы и стенки живота). Известно, что диафрагма, гортань и все резонаторы снабжены единой системой управления, что позволяет стимулировать различные органы речевого аппарата гимнастикой.

Во время дыхательного упражнения мягкое небо удерживают в поднятом состоянии. Дети обучаются рациональному способу расходования воздушной струи за счет поддержания равномерной активности экспираторных мышц (равномерного давления на диафрагму). Поэтому при переходе от игрового материала к речевому к числу первых мероприятий относятся ослабление потока воздуха из легких и отработка спокойного, легкого и направленного ротового выдоха на фоне сознательно вызванного позевка и ощущения опоры на нижние отделы грудины. Такая координация движений усваивается постепенно, требует многократного повторения и закрепления. Речь — это озвученный выдох. Здесь детям уместно образно представить органы дыхания и фонации, как перевернутое дерево, где листва — это легкие, а ствол — трахея, обыграть ударение в слове орган и узнать об участии бронхотрахеальной области в резонировании. Для поддержания необходимых аэродинамических условий создают дозированную каскадность направленного выдоха через рот при нижнереберном типе дыхания. Тренировкой повышают активность и тонус диафрагмы и координированность фонации и артикуляции (плотное закрытие пространства позади неба, что исключает утечку звуковой энергии в носовые полости). При этом гласные произносят полновесно и энергично.

Ротовой выдох, озвученный гласными,— это та нить, на которую, как бусы, нанизаны легкие и ненапряженные согласные звуки различного уклада. Эту каскадность и непрерывность звукового тока воздуха не следует нарушать (ощущать рукой). Упражнениями воздушный поток через рот удлиняют, что позволяет детям эффективно переходить к произнесению серии слогов, слов и коротких фраз, так как моторная реализация звуков происходит с меньшей амплитудой, экономией движений и расслаблением за счет продления гласных — звуков-помощников, их переходных процессов и укорочения длительности согласных. Фокусированность выдоха, «огубление» создается порой добавочной трубой посредством удержания спереди открытого кулачка. Из речевых образцов исключают носовые звуки.

Некоторые авторы для коррекции речевого дыхания рекомендуют надувание шаров, резиновых игрушек, камер. От этих упражнений на первых этапах работы следует воздерживаться, поскольку при надувании шаров и камер повышение давления в полости рта приводит к значительной утечке выдоха через нос и ослаблению внимания на моменте напряжения мягкого неба.

Для направленного и экономного расходования ротового выдоха предлагаем следующие упражнения:

1) сдувание со стола или ладони мелких предметов (полоски бумаги, вата, перья и др.) и круглых предметов (карандаши, ручки);

2) игра на губной гармошке, детских дудочках, рожках и других духовых инструментах, имеющих отверстие;

3) поддержка воздушной струей (на выдохе) мелких вибрационных движений губ (кучерское «тпррр»); выдувание мыльных пузырей;

4)поддержание струей выдыхаемого воздуха с помощью стеклянной трубочки непрерывного бурления жидкости (сначала—кратковременного, дробного, затем — длительного);

5)согревание рук, как в сильный мороз;

6)надувание щек с последующим плавным и равномерным выдохом;

7)свист со сжатыми ноздрями, затем — без сжатия их, далее — с полусомкнутыми губами;

8)гашение огня (свечи) струей выдыхаемого воздуха;

9)задержание в воздухе целлулоидного или пробкового шарика (летающий колобок), поддуванием поддерживать в воздухе небольшие комочки ваты, двигать пластмассовые утки, гуси, рыбы, корабли в тазу, корыте или в ванне с водой;

10) дутье на лист бумаги напротив стены так, чтобы он оказался прижатым к ней и не падал;

11) удержание воздуха во рту — надуть щеки и быстро выпустить воздух; плотно сжать губы, затем выпустить воздух с изменением позиции губ и медленным опусканием челюсти (и, у, а, о);

12) забор воздуха в рот и выпускание его попеременно то через рот, то через нос;

13) продувание звуков со сжатыми и разжатыми ноздрями (п, ф, т, к).

Во время этих упражнений нужно следить за тем, чтобы выдох был ротовым, длительным, с одновременным натяжением вверх мягкого неба. Упражнения проводят несколько раз, с перерывами, которые вновь заполняют упражнениями на активизацию небных и глоточных мышц.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.