Здавалка
Главная | Обратная связь

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДИАФРАГМАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ



Предлагаются следующие упражнения. Отработка сначала короткого, достаточно энергичного выдоха с контролем за движением нижних отделов грудной клетки и стенки живота; далее — длительного и равномерного, не ослабевающего к концу выдоха и, наконец, выдоха, собранного на губах подобно свисту.

Несмотря на наличие воздуха в легких, в дальнейшем вырабатывают умение делать добор дыхания, т. е. пополнять его запас, причем быстро, и с приемом «согревание рук» произносить слоги, слова и фразы. Выполняя дыхательные упражнения, обучающийся контролирует выдох, приставляя маленькое зеркало к носовым ходам: при утечке выдоха через нос зеркало или блестящий предмет запотевает. Используют различные задания на дифференцирование выдоха: вдох и выдох через нос, вдох через нос — выдох через рот, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот и выдох через рот. В этом случае вырабатывают кинестетические ощущения расслабления и напряжения мягкого неба, дифференцируют ротовой и носовой выдохи. Вышеуказанными упражнениями и коррекцией спинки языка с расслаблением нижней челюсти и небольшим отведением уголков рта в стороны создают условия для образования неназализованных звуков и ротового резонанса.

Упражнение 1. Произнесение сочетаний и слов на одном выдохе с подчеркиванием окончаний:

или или, ау ..., Ией ..., Ильей ..., елей ..., айвой ..., алей ..., ивой ..., ой ..., юлой

..., Юрий ..., лай ..., вой ..., идей ..., едой ..., вафли ..., влей ..., клей ..., белье ...,

Рая ..., край ..., купай ... (полноценно выдыхать на окончаниях!).

Далее нагрузку на один выдох наращивают путем слитного проговаривания трех- четырех вышеприведенных слов, а затем и коротких фраз.

Упражнение 2 Проговаривание фраз с контролем за окончаниями:

Ия, выпей айвовой воды! Илья, поливай лилию водой! Юля в теплой фуфайке. Валерий, клей фотографию! Айва и ольха — деревья. У ивы я и вы, а Ия у айвы. Лилю и Вилю лелеяли. У аллеи лиловая лилия. Влево валили ели, а вправо валили хвою. Юлий юлил юлой. Я воюю. Я ваяю Юрия. Виталий пилил пилой. Лай, лайка, в тайге! Птахи улетела в теплые края. Леля, вот теплое одеяло. Около белых голубей прыгает воробей.

А в те края. Взял бы я? Что взял бы я. Еды, питья

Туда бы что бы Собрал бы я.

Была старуха в сказке злой. Звалася бабою Ягой.

Твой Илья такой лентяй, только отдых подавай!

УПРАЖНЕНИЕ 3. На собранность выдоха на губах типа рупора:

Волк воет; у-у-у. Юли юлой! Оля дает Вове йод. Тут вход и выход. Хвалю халву. У Толи теплое пальто. Вот и двор, едва иду-иду. Кто от кого, тот в того. Оля охала: ох-ох. Федот да тот. Вдох и выдох. Теплота топит лед. Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! Пото играл в лото. У елки иголки колки. Добыл бобыль бобов. Воюю дробью. Купи кипу пик. Утя! Утя! У-тя-тя! Кто увел твое дитя? Воли вдоволь!

УПРАЖНЕНИЕ 4. На распределение и удлинение выдоха. С интонацией пересчета проговаривают слитно группы слов, а также счетных единиц с увеличением их количества; «Тихий! Хилый! Пухлый! Лихой!»

Проговорив несколько раз любую цепочку слов, можно в дальнейшем добавлять по слову, например, «Тихий! Хилый! Пухлый! Лихой! Духи!»: отсчет времени: «Пять! Четыре! Три! Два! Один! Иди!» и др.

Упражнением добиваются четкости и полноты проговаривания речевого материала, равномерности и плавности выдоха без добора воздуха. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывают в течение недели. К увеличению количества слов и цифр можно переходить только тогда, когда, например, последние слова «Один! Иди!» прозвучали полновесно, свободно, с достаточным ротовым выдохом и удерживанием мягкого неба в поднятом состоянии.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок-языковерток. Например, считалку проговаривают с распределением выдоха на несколько порций:

Вы ели-ели форелей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Ух, дух в теле

еле-еле.

После освоения этих звеньев следует переходить к более крупным сегментам речи, например:

«Галок поп пугая, поп пугая, попугая,

В кустах увидел попугая, попугая,

И говорит тот попугай:

Путать ты галок, поп, пугай, пугай, пугай».

Рыбу ловит рыболов.

Ой, в реку уплыл улов.

Отработка стихотворного текста также сопровождается членением его на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем — двух, далее — куплета на одном выдохе:

Среди белых голубей

Вот летает воробей,

Откликайся, не робей.

Вылетай-ка, воробей!

Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и благозвучности голоса, предохраняя его от переутомления.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.