Здавалка
Главная | Обратная связь

Признаки специального субъекта преступления



Вменяемость лица

Необходимым условием уголовной ответственности является на­личие вины, j. е. умысла или неосторожности у лица, совершившего общественно опасное деяние. х

Лица душевнобольные, слабоумные, не способные осознавать ха­рактер совершаемых ими действий или оценивать их социальное зна­чение, а также не способные руководить своими действиями из-за по­ражения волевой сферы психики, не могут действовать умышленно или неосторожно в уголовно-правовом смысле. В их объективных действи­ях нет вины, поэтому, рассматривая дела об общественно опасных де­яниях, совершенйых лицами в состоянии невменяемости, суд выносит не приговор, а определение.

Лица, не понимающие фактическую сторону своих действий или их социальное значение, не могут быть субъектами преступления. Они нуждаются не в исправлении путём применения наказания, а' в лече­нии. Поэтому наряду с достижением определенного возраста субъект преступления должен обладать признаком вменяемости.

Действующий российский уголовный закон не дает определения вменяемости. Понятие сменяемости разработано наукой уголовного права, в соответствии с положениями которой вменяемость есть «спо­собность лица бознавать во время совершения преступления факти­ческий характер и общественную опасность своих действий (бездей­ствия) и руководить ими, обусловливающая возможность лица призна­ваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное, т.е. юридическая предпосылка вины и уголовной ответственности»[4].

Л ица, признанные невменяемыми, не несут уголовную ответственность.

Часть 1лст. 21 УК содержит определение понятия невменяемости: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое бо время со­вершения общественно опасного деяния находилось в состоянии не­вменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и обще­ственную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного пси-1 хического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состоя­ния психики».

Из этого определения можно сделать вывод, что состояние не­вменяемости характеризуется двумя критериями. Один из них оп­ределяет психическое состояние лица в сравнении с биологической нормой. Лицо может признаваться невменяемым, только если его со­стояние характеризуется какой-либо патологией (хроническая психи­ческая болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие или иное болезненное состояние). Этот критерий называют медицинским.

Медицинский критерий заключается в наличии у лица психическо­го расстройства или иного болезненного состояния психики. Эти состо­яния могут выразиться в форме:

а) хронического психического расстройства: шизофрения, эпи­лепсия, маниакально-депрессивный психоз, осложнения на мозг пос­ле перенесенного сифилиса. Эти заболевания характеризуются дли­тельным протеканием и нарастанием болезненных явлений, прогрес- сированием болезни;

б) временного расстройства психики: реактивное состояние, пато­логическое опьянение, патологический аффект, алкогольные психозы и др.;

в) слабоумия: олигофрения (наиболее легкая форма - дебильность, средняя - имбецильность и самая тяжелая - идиотия), старческое сла­боумие, слабоумие после инфекционного поражения мозга и др.;

г) иного болезненного состояния психики (галлюцинации при ли­хорадке и т.п.).

Другой критерий характеризует состояние психики лица в момент совершения им общественно опасного деяния, т. е. уровень интеллек­та, волевую сферу психики. Этот критерий называют юридическим (или психологическим). Интеллектуальный элемент психологического крите­рия заключается в неспособности лица осознавать фактический харак­тер и общественную опасность своих действий (бездействия), а волевой - в невозможности руководить своими действиями. Для того чтобы оп­ределить состояние невменяемости у лица, совершившего обществен-1 но опасное деяние, необходимо установить у него наличие одной из форм психического расстройства.

Состояние невменяемости устанавливается следствием и судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Судеб- но-психиатрическая экспертиза должна определить наличие психичес­кого расстройства у обследуемого.

После установления медицинского критерия определяется наличие или отсутствие психологического критерия. И только оценка этого кри­терия позволяет сделать окончательный вывод о наличии или отсут­ствии невменяемости. Для установления юридического критерия дос­таточно наличия одного из его элементов: или интеллектуального, или


волевого. v

Если лйцо вследствие какого-либо заболевания (медицинский кри­терий) не могло отдавать отчет в Своих действиях, т. е. понимать факти­ческую сторону своих действий, и осознавать их общественную опас­ность (юридический критерий), оно должно признаваться невменяемым.

Для признания лица невменяемым необходимо установить наличие обоих критериев - и медицинского, и юридического, и притом на момент совершения общественно опасного дея­ния.

К лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Для их применения суд должен установить факт совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, а также то, что это деяние совершено именно ли­цом, признанным невменяемым, и что его болезненное состояние делает его опасным для общества.

По определению суда к лицам, признанным невменяемыми, могут быть применены принудительные меры медицинского характера, пре­дусмотренные действующим законодательством (ст. 99 УК): .

- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психи­атра;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре обще­го, специализированного типа или специализированного типа с интен­сивным наблюдением.

Если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но к моменту расследования или рассмотрения дела в суде заболело хро­нической душевной болезнью, то к нему по определению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Для применения таких мер в этом случае необходимо установить, что дан­ное лицо совершило общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Специальный вопрос, связанный с определением вменяемости, заключается в оценке совершения преступления в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения. Данные судебной психи­атрии свидетельствуют о том, что у опьяневших не бывает галлюцина- торно-бредовых переживаний, немотивированного психомоторного возбуждения. При опьянении ослабляются функция тормозных процес­сов нервной деятельности и самоконтроль. Однако пьяный ориентиру­ется в окружающей среде, и его действия носят мотивированный ха­рактер. Обычное опьянение наступает постепенно. Лицо сознает, что алкоголь одурманивает его, нарушает нормальное состояние психики, координацию движений, быстроту реакции и т.д. Продолжая употреблять алкоголь, лицо по своей воле приводит себя в состояние сильного опьянения, которое хотя и нарушает психические процессы, но не яв­ляется болезненным состоянием, возникающим помимо воли лица.

Исключение составляет патологическое опьянение, которое насту­пает неожиданно для лица даже при употреблении небольших доз ал­коголя. Патологическое опьянение является болезненным состояни­ем, которое относится к кратковременным психическим расстройствам и качественно отличается от глубокой степени обычного опьянения.

'При патологическом опьянении наличествуют оба критерия невме­няемости.

В судебной практике РФ состояние опьянения никогда не призна­ется обстоятельством, смягчающим или отягчающим ответственность (ст.23УКРФ).

Одним из спорных вопросов, определяющих ответственность субъекта преступления, является проблема ограниченной вменяемос­ти.

При уголовно-правовой оценке действий лиц с отклонениями в психике было бы несправедливо подходить к ним с такой же меркой, как и к лицам вполне психически здоровым, Кроме того, при решении вопроса об ответственности лиц с лсихическими отклонениями необхо­димо использовать не только меры наказания, но и меры медицинско­го характера.

Законодательство, признававшее либо вменяемость, либо не­вменяемость субъекта, вызывало значительные трудности в судебной практике.

Психические аномалии субъекта преступления могут влиять и на воз­можность предвидения последствий своих действий, и на оценку окружаю­щей действительности, и на способность проявить осознанное волевое уси­лие в экстремальной или неожиданной ситуации. Критерии уменьшенной вменяемости должны быть теми же, что у вменяемости вообще (медицинс­кий и юридический). Но если при определении вменяемости решается воп­рос, ответственен или нет субъект за свои действия, то установление умень­шенной вменяемости должно решить вопрос о смягчении ответственности лица, совершившего преступление и признанного вменяемым, и о целесо­образности применения к нему мер медицинского характера.

Медицинский критерий уменьшенной вменяемости означает, что лицо страдает определенными недостатками, аномалиями в психичес­кой сфере, а юридический - что имеющиеся аномалии, отклонения в психике снижают, ослабляют возможность субъекта отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, хотя и не лишают возможности полностью использовать свой интеллект и волю. В ст. 22 УК говорится: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского

характера».

Особое внимание действующий Уголовный кодекс уделяет так на­зываемой возрастной невменяемости, признаки которой закреплены в ч. 3 ст. 20 УК РФ.

Устанавливая возраст уголовной ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточно­го уровня развития, чтобы осознавать характер своих действий и их запрещенность. Однако эта презумпция теперь рассматривается как опровержимая. Темпы психического развития у подрбстков неодина­ковы. Возможно значительное отставание в развитии, которое не свя­зано с психическим заболеванием и потому не служит критерием не­вменяемости. Часть 3 ст. 20 УК РФ устанавливает: «Если несовершенно­летний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим заболеванием, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».

Если при рассмотрении конкретного дела у суда возникают обо­снованные сомнения относительно способности несовершеннолетнего подсудимого в полной мере осознавать характер своих действий либо руководить ими, при наличии данных, свидетельствующих об умствен­ной отсталости подсудимого, то по делу должна быть проведена экс­пертиза специалистами в области детской и юношеской психологии (педагогами или психологами) или соответствующие вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психиатра.

В ч. 3 ст. 20 УК идет речь не о том, что подросток был неспособен осознавать характер и значение своих действий либо руководить ими. В редакции нормы говорится о ситуации, когда несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и обществен­ную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Это не соответствует формуле обычной невменяемости (ст. 21 УК).

Освобождение от ответственности в данном случае имеет особое основание и является воплощением принципа гуманизма. Поскольку возраст уголовной ответственности в действующем УК достаточно вы­сокий, применение указанной нормы не может стать слишком частым. Когда подросток в 14 лет не осознает запрещенность кражи или убий­ства, вопрос встает не о ч. 3 ст. 20 УК, а скорее всего о наличии медицин­ского критерия невменяемости.

Признаки специального субъекта преступления

Специальным субъектом преступления называется лицо, об­ладающее наряду с общими Признаками субъекта (достижение возрас­та уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными




признаками, обязательными для данного состава преступления.

Общие признаки субъекта преступления не упоминаются в диспон зициях норм Особенной части УК, так как присущи всем составам пре­ступления. Дополнительные признаки субъекта конкретного преступле­ния либр прямо названы (или описаны) в диспозиции соответствую­щей нормы, либо устанавливаются путем толкования. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме. Например, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ, а в ст. 331 УК РФ перечислены те категории лиц, которые могут нести ответственность за преступления против военной службы.

Признаки специального субъекта преступления иногда называют факультативными.

Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом преступления, исключает уголовную от­ветственность за это преступление даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие преступления вооб­ще, в других - ответственность наступает по другим нормам.

По своему содержанию признаки специального субъекта очень разнообразны. В новом УК РФ весьма много норм со специальным субъектом. Все признаки специального субъекта в действующем законо­дательстве можно разделить на три большие группы: 1) признаки, ха­рактеризующие социальную роль и правовое положение субъекта; 2) фи­зические свойства субъекта; 3) взаимоотношение' субъекта с потерпев­шим.

Наиболее многочисленной является первая группа. Сюда входят следующие подгруппы признаков: гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства); должностное положение лица (должностное лицо, представитель влас­ти, сотрудник правоохранительного органа, судья, прокурор и т.д.); про­фессия, род деятельности, характер выполняемой работы (лицо, управ­ляющее транспортным средством, врач, педагог, частный нотариус, частный аудитор, капитан судна и т.д.); отношение к военной службе (военнослужащий, призывник); участие в судебном процессе (свиде­тель, потерпевший, эксперт, переводчик); осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или находящееся в предварительном заключении); судимость (лицо, ранее судимое за однородное преступление; лицо, ранее два или более раза судимое за хищение).

Вторую группу составляют признаки, относящиеся к возрасту (со­вершеннолетний), полу (мужчина), состоянию здоровья и трудо­способности (лицо, больное венерической болезнью или ВИЧ-инфици- рованное; трудоспособное лицо).

К третьей группе относятся признаки, характеризующие либо род­ственные отношения субъекта с потерпевшим и другими лицами (роди­тели, мать, дети, другие родственники), либо служебные отношения (подчиненный, начальник), либо иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит материально, опекун).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.