Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Тема самостоятельной работы
| Форма проведения
| Продолж-ть, часы
|
1.
| Здравоохранение РК.
Язык и его основные функции.Речь: виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.
| Доклад на тему: «Здравоохранение РК».
|
|
2.
| Символы медицины.
Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.
| Презентация на тему: «Символы медицины».
|
|
3.
| Закон и право в медицине.
Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения.Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.
| Эссе на тему: «Права и обязанности медицинских работников».
|
|
4.
| Строение человека. Опорно-двигательная система.
Функциональные стили речи.Научный стиль речи и его особенности.
| Презентация на тему: «Скелет человека».
|
|
5.
| Пищеварительная система.
Языковые особенности научного стиля речи. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка.
| Презентация на тему: «Пищеварительная система человека».
|
|
6.
| Система органов дыхания.
Подстили научного стиля речи. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи.
| Языковой анализ медицинского текста.
|
|
7.
| Нервная система.
Жанры научного стиля речи.
| Доклад на тему: «Нервная система человека».
|
|
8.
| Сердечно-сосудистая система.
Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста.
| Структурно-смысловой анализ текста в рамках темы «Сердечно-сосудистая система человека».
|
|
9.
| Кровь и кровеносные сосуды.
Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
| Реферат на тему: «Кровь и кровеносные сосуды».
|
|
10.
| Клетка – наименьшая единица живого организма.
Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем.
| Доклад на тему: «Клетка – наименьшая единица живого организма».
|
|
11.
| Сенсорные системы. Органы чувств.
Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего.
| Составление трехъязычного терминологического словаря на тему: «Сенсорные системы. Органы чувств».
|
|
12.
| Иммунная система.
Классификация предметов – а) что делят/ся на что; что под/разделят/ся на что; б) что делится на что; что под/разделяет/ся на что.
| Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Иммунная система».
|
|
13.
| Кожа – защитный покров организма.
Качественный состав, строение предмета – а) что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего; б) что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что.
| Эссе на тему: «Кожа – защитный покров организма».
|
|
14.
| Эндокринная система. Обмен веществ.
Количественный состав предмета – сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего.
| Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Эндокринная система. Обмен веществ».
|
|
15.
| Болезни и больной.
Возникновение, происхождение предмета – a) что (кто) возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; б) что (кто) появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; в) кто создает что; что изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.
| Презентация на тему: «Болезни и больной».
|
|
16.
| Моя специальность.
Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста.
| Эссе на тему: «Моя будущая профессия».
|
|
17.
| Общие методы обследования больного.
План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.
| Составление вопросного, назывного и тезисного плана на основе текста по специальности.
|
|
18.
| Профилактика, лечение и уход.
Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс.
| Составление полного и краткого конспекта на основе текста по специальности.
|
|
19.
| Первая медицинская помощь.
Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат.
| Презентация на тему: «Первая медицинская помощь».
|
|
20.
| Питание здорового человека. Режим питания.
Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей.
| Составление аннотации к тексту по специальности.
|
|
21.
| Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана.
Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания.
| Реферат на тему: «Здравницы Казахстана».
|
|
22.
| Здоровье и здоровый образ жизни.
Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.
| Эссе на тему: «Здоровый образ жизни».
|
|
23.
| Диада «врач – больной».
Культура речи и речевая норма. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.
| Составление микродиалогов на тему: «Врач – больной».
|
|
24.
| Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.
Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.
| Эссе на тему: «Современный врач. Каков он?».
|
|
25.
| Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа.
Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.
| Презентация на тему: «Гиппократ – отец медицины».
|
|
26.
| Правовая ответственность врача. Права пациента.
Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты.
| Устное выступление на тему: «Права и обязанности врача».
|
|
27.
| Ведение медицинской документации.
Логичность речи. Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц.
| Составление медицинской документации: карта больного, справка, температурный лист, лист врачебных назначений.
|
|
28.
| Врачебная этика. Деонтология.
Основные правила словоупотребления. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания.
| Эссе на тему: «Врачебная этика. Деонтология».
|
|
29.
| Коммуникативная компетентность врача.
Особенности делового общения. Деловой этикет. Регламентированность делового общения.
| Реферат на тему: «Особенности делового общения врача».
|
|
30.
| Культура речевого поведения врача.
Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.
| Составление микродиалогов на тему: «Культура речевого поведения врача».
|
|
| | Итого:
| 90 ч.
|
Литература
Основная:
1. Жанпейс У.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУим.С.Д.Асфендиярова. 2013. – 145 с.
2. Жанпейс У.А. Русский язык-1. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 116 с.
3. Жанпейс У.А. Русский язык-2. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 124 с.
4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека в трех томах: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
5. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Алешин Б.В. и др. Гистология, эмбриология, цитология: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 800 с.
6. Северин Е.С. Биохимия: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 752 с. (Перевод на казахский язык – Сейтембетова А.Ж.)
7. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. – Алматы, 2011. – 176 с.
Дополнительная:
1.Жанпейс У.А., Кожакеева Ш.Т. Русский язык: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 264 с.
2. Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 384 с.
3. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи: Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы, 2013. – 180 с.
4. Чумбалова Г.М. Научный стиль речи (медицинский профиль): Учебное пособие. – Алматы, 2010. – 104 с.
Интернет-источники
Интернет-сайт «Грамота» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru
Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru
Онлайн-энциклопедия www.wikipedia.org
2.10. Методы обучения и преподавания:
· словесный:объяснение; толкование; беседа (вводная, вопросно-ответная, закрепляющая, контрольно-коррекционная), рассказ; работа с учебником;
· практический метод:выполнение устных и письменных языковых упражнений, речевых заданий; работа с толковыми и терминологическими словарями; языковой и структурно-смысловой анализ текстов различных типов и стилей; лингвистический (моно- и билингвальный) анализ медицинских терминов ; работа с АРМ;
· наглядный метод: иллюстрация учебного материала; демонстрация; работа с таблицами, опорными схемами, графическими органайзерами, рисунками; работа с ТСО;
· игровой метод: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); деловые (организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные);
· методы контроля и самоконтроля:рубежные (постблочные) тесты; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; уплотненный опрос;
· ситуационный метод:коммуникативное общение, дискуссии, решение ситуативных заданий;
· интерактивные методы:проблемное изложение учебного материала; презентация, кейс-стади; работа в малых группах; мозговой штурм; критическое мышление; ривин-метод; ассоциативный метод; атака вопросами; кластерный метод; блиц-опрос; мини-исследование.
Формы организации СРС:работа с источниками по специальности; изучение литературы, связанной с речевыми темами занятий; выполнение опережающих заданий по прочитанным текстам; самостоятельный подбор текстов требуемого типа речи и стиля; подготовка (устных и письменных) работ по различным жанрам научного стиля; обзор материалов профессиональных газет и журналов на заданную тему; составление терминологических (одноязычных, двуязычных словарей); конструирование тематического глоссария; эссе, реферат, аннотирование литературы, отзыв, рецензия, видеопрезентация.
Формируемые на дисциплине компетенции: знания(когнитивно-языковая), практические навыки(операционально-речевая), коммуникативные навыки(коммуникативно-аксиологическая), правовая, саморазвитие.
Компетентностно-ориентированный подходпредполагает использование следующих методов формирования компетенций: традиционные, интерактивные (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, деловые игры, презентация, атака вопросами), инновационные (ривин-метод, ассоциативный, кластерный).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.