Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
			  | № | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Продолж-ть, часы | 
  | 1. | Здравоохранение РК.
 Язык и его основные функции.Речь: виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. | Доклад на тему: «Здравоохранение РК». |  | 
  | 2. | Символы медицины.
 Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. | Презентация на тему: «Символы медицины». |  | 
  | 3. | Закон и право в медицине.
 Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения.Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. | Эссе на тему: «Права и обязанности медицинских работников». |  | 
  | 4. | Строение человека. Опорно-двигательная система.
 Функциональные стили речи.Научный стиль речи и его особенности. | Презентация на тему: «Скелет человека». |  | 
  | 5. | Пищеварительная система.
 Языковые особенности научного стиля речи. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка. | Презентация на тему: «Пищеварительная система человека». |  | 
  | 6. | Система органов дыхания.
 Подстили научного стиля речи. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи. | Языковой анализ медицинского текста. |  | 
  | 7. | Нервная система.
 Жанры научного стиля речи. | Доклад на тему: «Нервная система человека». |  | 
  | 8. | Сердечно-сосудистая система.
 Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста. | Структурно-смысловой анализ текста в рамках темы «Сердечно-сосудистая система человека». |  | 
  | 9. | Кровь и кровеносные сосуды.
 Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. | Реферат на тему: «Кровь и кровеносные сосуды». |  | 
  | 10. | Клетка – наименьшая единица живого организма.
 Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем. | Доклад на тему: «Клетка – наименьшая единица живого организма». |  | 
  | 11. | Сенсорные системы. Органы чувств.
 Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего. | Составление трехъязычного терминологического словаря на тему: «Сенсорные системы. Органы чувств». |  | 
  | 12. | Иммунная система.
 Классификация предметов – а) что делят/ся на что; что под/разделят/ся на что; б) что делится на что; что под/разделяет/ся на что. | Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Иммунная система». |  | 
  | 13. | Кожа – защитный покров организма.
 Качественный состав, строение предмета – а) что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего; б) что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что. | Эссе на тему: «Кожа – защитный покров организма». |  | 
  | 14. | Эндокринная система. Обмен веществ.
 Количественный состав предмета – сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего. | Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Эндокринная система. Обмен веществ». |  | 
  | 15. | Болезни и больной.
 Возникновение, происхождение предмета – a) что (кто) возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; б) что (кто) появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; в) кто создает что; что изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что. | Презентация на тему: «Болезни и больной». |  | 
  | 16. | Моя специальность.
 Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста. | Эссе на тему: «Моя будущая профессия». |  | 
  | 17. | Общие методы обследования больного.
 План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. | Составление вопросного, назывного и тезисного плана на основе текста по специальности. |  | 
  | 18. | Профилактика, лечение и уход.
 Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. | Составление полного и краткого конспекта на основе текста по специальности. |  | 
  | 19. | Первая медицинская помощь.
 Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. | Презентация на тему: «Первая медицинская помощь». |  | 
  | 20. | Питание здорового человека. Режим питания.
 Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. | Составление аннотации к тексту по специальности. |  | 
  | 21. | Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана.
 Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания. | Реферат на тему: «Здравницы Казахстана». |  | 
  | 22. | Здоровье и здоровый образ жизни.
 Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. | Эссе на тему: «Здоровый образ жизни». |  | 
  | 23. | Диада «врач – больной».
 Культура речи и речевая норма. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. | Составление микродиалогов на тему: «Врач – больной». |  | 
  | 24. | Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.
 Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. | Эссе на тему: «Современный врач. Каков он?». |  | 
  | 25. | Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа.
 Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций. | Презентация на тему: «Гиппократ – отец медицины». |  | 
  | 26. | Правовая ответственность врача. Права пациента.
 Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. | Устное выступление на тему: «Права и обязанности врача». |  | 
  | 27. | Ведение медицинской документации.
 Логичность речи. Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц. | Составление медицинской документации: карта больного, справка, температурный лист, лист врачебных назначений. |  | 
  | 28. | Врачебная этика. Деонтология.
 Основные правила словоупотребления. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания. | Эссе на тему: «Врачебная этика. Деонтология». |  | 
  | 29. | Коммуникативная компетентность врача.
 Особенности делового общения. Деловой этикет. Регламентированность делового общения. | Реферат на тему: «Особенности делового общения врача». |  | 
  | 30. | Культура речевого поведения врача.
 Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью. | Составление микродиалогов на тему: «Культура речевого поведения врача». |  | 
  |  |  | Итого: | 90 ч. | 
 
					Литература
					Основная:
 1. Жанпейс У.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУим.С.Д.Асфендиярова. 2013. – 145 с.
 2. Жанпейс У.А. Русский язык-1. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 116 с.
 3. Жанпейс У.А. Русский язык-2. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 124 с.
 4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека в трех томах: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
 5. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Алешин Б.В. и др. Гистология, эмбриология, цитология: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 800 с.
 6. Северин Е.С. Биохимия: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 752 с. (Перевод на казахский язык – Сейтембетова А.Ж.)
 7. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. – Алматы, 2011. – 176 с.
 Дополнительная:
 1.Жанпейс У.А., Кожакеева Ш.Т. Русский язык: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 264 с.
 2. Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 384 с.
 3. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи: Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы, 2013. – 180 с.
 4. Чумбалова Г.М. Научный стиль речи (медицинский профиль): Учебное пособие. – Алматы, 2010. – 104 с.
					Интернет-источники
					Интернет-сайт «Грамота» www.gramota.ru
 Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramota.ru
 Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru
 Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru
 Онлайн-энциклопедия www.wikipedia.org
 2.10. Методы обучения и преподавания:
 · словесный:объяснение; толкование; беседа (вводная, вопросно-ответная, закрепляющая, контрольно-коррекционная), рассказ; работа с учебником;
 · практический метод:выполнение устных и письменных языковых упражнений, речевых заданий; работа с толковыми и терминологическими словарями; языковой и структурно-смысловой анализ текстов различных типов и стилей; лингвистический (моно- и билингвальный) анализ медицинских терминов ; работа с АРМ;
 · наглядный метод: иллюстрация учебного материала; демонстрация; работа с таблицами, опорными схемами, графическими органайзерами, рисунками; работа с ТСО;
 · игровой метод: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); деловые (организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные);
 · методы контроля и самоконтроля:рубежные (постблочные) тесты; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; уплотненный опрос;
 · ситуационный метод:коммуникативное общение, дискуссии, решение ситуативных заданий;
 · интерактивные методы:проблемное изложение учебного материала; презентация, кейс-стади; работа в малых группах; мозговой штурм; критическое мышление; ривин-метод; ассоциативный метод; атака вопросами; кластерный метод; блиц-опрос; мини-исследование.
 Формы организации СРС:работа с источниками по специальности; изучение литературы, связанной с речевыми темами занятий; выполнение опережающих заданий по прочитанным текстам; самостоятельный подбор текстов требуемого типа речи и стиля; подготовка (устных и письменных) работ по различным жанрам научного стиля; обзор материалов профессиональных газет и журналов на заданную тему; составление терминологических (одноязычных, двуязычных словарей); конструирование тематического глоссария; эссе, реферат, аннотирование литературы, отзыв, рецензия, видеопрезентация.
 Формируемые на дисциплине компетенции: знания(когнитивно-языковая), практические навыки(операционально-речевая), коммуникативные навыки(коммуникативно-аксиологическая), правовая, саморазвитие.
 Компетентностно-ориентированный подходпредполагает использование следующих методов формирования компетенций: традиционные, интерактивные (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, деловые игры, презентация, атака вопросами), инновационные (ривин-метод, ассоциативный, кластерный).
 	
			
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.