Здавалка
Главная | Обратная связь

Шеметова Мария Николаевна



кандидат культурологии, доцент кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена

Шишков Сергей Михайлович

аспирант кафедры философии культуры и культурологии СПбГУ

Щеглов Алексей Сергеевич

кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена

Юрьева Татьяна Семеновна

доктор искусствоведения, профессор Смольного института свободных искусств и наук СпбГУ

Янутш Ольга Александрована

аспирантка кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И. Герцена

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ЧАСТЬ I СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА: СВОЙ И ИНОЙ ВЗГЛЯД
   
Селиванов В.В. Санкт-Петербург из окна Эрмитажа
Грякалов А.А. Транспедагогика и идентичность
Öster H.C.. St. Petersburg and Stockholm – twin cities of pluralism
Igelström P.G. St. Petersburg in Swedish press
Капустин А.А. Системный подход в борьбе с преступностью: взгляд из «криминальной» столицы
Васильева Е.В. Современное туристское пространство Санкт-Петербурга
Туйула С. Санкт-Петербург – Хельсинки: современные культурные связи
Клевцова К.М. О состоянии современной садово-парковой культуры Петербурга
Крейцер А.А. Петербург и «Весна в ЛЭТИ». Некоторые культурологические аспекты темы
Конева А.В. Современная тусовка Петербурга: миф и реальность
Исупов К.Г. Диалог столиц вчера и сегодня
ЧАСТЬ II О КОНСТАНТАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Каган М.С. Интернациональная природа культуры петербурга
Иконникова С.Н. Культурное пространство Санкт-Петербурга как ценность
Щеглов А.С. Антитеза «своего» и «чужого» как константа петербургской культуры (На материале публикаций Шведского института)
Лобанова Ю.В. Константы петербургской культуры
Тишунина Н.В.Петербург в культурном пространстве России и мира
Котылев А.Ю. Санкт-Петербург: провинциальная столица или столица провинции
 
ЧАСТЬ III ЛИЧНОСТЬ, САМОСОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ
Крокинская О.К.Социальная практика мифа и современная личность
Смирнов С.Б. Феномен «московских петербуржцев» и современное петербургское самосознание
Венкова А.В. Ментальное и материальное в топонимике Петербурга (о феноменологии городского ландшафта)
Москвина И.К. Памятники как средство идентичности современной личности в поликультурном пространстве Петербурга
Безгрешнова А.М. Петербург и провинция (биографический аспект)
Ляшко А.В. Петербургский художник: опыт автопортретного самосознания
   
ЧАСТЬ IV ОБЩНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПЕТЕРБУРГЕ
   
Бурыкин А.А. Представители малочисленных народов Севера в Санкт-Петербурге: судьбы четырех поколений диаспоры
Махтина В.М. Роль периодической печати в формировании идентичности петербургских эстонцев (к постановке проблемы)
Чукуров А.Ю. Репрезентация современной скандинавской культуры в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга
Окладникова Е.А. Роль этнографического музея в духовной жизни полиэтнического Петербурга
Мельникова А.А. Поликультурность Петербурга в языковом контексте
Михельсон М.О. Петербург: многонациональное конструирование реальности
   
   
   
ЧАСТЬ V КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ
   
Кирпичников А.Н. Петербургский регион как заповедное место первой столицы Руси
Крейцер А.А. Петербург как восточный город
Летягин Л.Н. Черновики и подстрочники петербургского культурного текста
Гришанин Н.В. Государственная власть в символике Петербурга (глазами петербуржца XXI века)
Магидович М.Л. Празднования юбилеев Санкт-Петербурга в политическом контексте
Букина Т.В. Ретроспектива из современности: метаморфозы вагнерианства в петербургской культуре начала ХХ века
Некрасова Е.С. Московская и петербургская живописные школы в отечественной художественной культуре XX века: ретроспектива
Никифорова Л.В. Культурные палимпсесты: новая жизнь Константиновского дворца
Янутш О.А. Речевая культура Петербурга: генезис и современность
ЧАСТЬ VI ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕТЕРБУРГА
   
Юрьева Т.С. Художник и город (Некоторые аспекты современного искусства)
Махлина С.Т. Основные тенденции современного изобразительного искусства Санкт-Петербурга
Демшина А.Ю. Современная петербургская мифология глазами художников
Уваров М.С. Петербург с высоты птичьего полета
Черва В.Е. Роль Санкт-Петербурга в становлении и развитии русского рока
Шеметова М.Н. Экранное пространство Петербурга
Васильева А.В. Иностранные сценографы в Мариинском театре: балет
Кузнецов Д.И. Метафизика и метафорика Петербурга Достоевского в произведениях Анджея Вайды
Насонова С.К. Поликультурный мир и актуальность готики
   
ЧАСТЬ VII НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Парыгин Б.Ф. Социально-психологические проблемы культуры, гуманитарного образования и науки в духовной жизни современного Петербурга
Вагинова Л.С. Роль Санкт-Петербурга в изучении и развитии культуры Кольского Заполярья
Спивак В.И. Философия науки Уильяма Уэвелла в системе поликультурного пространства (Петербургские заметки)
Шишков С.М. Современное прочтение философских идей Даниила Хармса
Артемьева Т.В. Петербургский Кандид
Мосолова Л.М. Культурологические мечтания (или заметки о проблемах изучения и развития культуры Санкт-Петербурга)
 
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

 

 


[1] В тексте использованы материалы исследования: Публика Эрмитажа (одиночные посетители). Исполнители: В.В. Селиванов (рук. группы), И.А. Богачева, Т.И. Галич, Т.О. Одерышева, А.А. Рощин. СПб, Гос. Эрмитаж,1998. Ч. 1. Петербуржцы, Ч. 2. Иногородние (рукопись); работы сектора социологических исследований Государственного Эрмитажа 2000-02 гг., публикации сотрудников.

[2] Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д.В.Скляднева. СПб., 1998. С. 265-266.

[3] Вопрос о детях в городе – это представление актуальной «точки тревоги». Как узнать, что в действительности думает город? – надо понять, что и как он думает о детях. Детство оказывается своеобразным аналогом социума: тема заброшенности и отсутствие гарантий принципиальным образом детерминируют индивидуальное и общественное сознание и социальное бессознательное. Даже «взрослое мышление» начинает функционировать по аналогии с детским (в современном социуме активно представлена тема инфантильности), что, в конечном счете, способствует формированию представлений неустойчивости и незащищенности в существовании поколений.

[4] Ср.: «Перспективному пространству социального приходит конец. Рациональная социальность договора, социальность диалектическая (распространяющаяся на государство и гражданское общество, публичное и частное, социальное и индивидуальное) уступает место социальности контакта, множества временных связей, в которых выступают миллионы молекулярных образований и частиц, удерживаемых вместе зоной неустойчивой гравитации и намагничиваемых и электризуемых пронизывающим их непрекращающимся движением». Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000. С. 91-92.

[5] Ср.: «Политика превращается в спектакль, секс – в рекламу и порнографию, комплекс мероприятий – в то, что принято называть культурой, вид семиологизации средств массовой информации и рекламы, который охватывает все до степени Ксерокса культуры. Каждая категория склонна к своей наибольшей степени обобщения, сразу теряя при этом всю свою специфику и растворяясь во всех других категориях. ...Ликвидация посредством переизбытка». Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 1997. С. 16-17.

[6] Именно в Петербурге реализован интеллектуальный проект «виртуальное кладбище». См.: Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2000.

[7] Bobilewicz G. Мусор в искусстве середины ХХ века // Studia Litteraria Polоno-Slavica, 4. SOW. Warczawa, 1999. S. 429.

[8] «Процесс, в ходе которого мы начинаем постепенно рассматривать другие человеческие существа как «нас», а не как «их», зависит от тщательного описания того, каковы чуждые нам люди, и от переописания того, каковы мы сами. Это задача не для теории, а для таких жанров как этнография, журналистский репортаж, сборник комиксов, документальная драма и в особенности такого жанра, как роман». Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Пер. с англ. И. Хестановой, Р. Хестанова. М., 1996. С. 21.

[9] Områdesdata 2003 för Stockholms län. Regionplane- och trafikkontoret

[10] USK, Utredningsstatistikkontoret, Stockholm 2003.

[11] http:/www.rferl.org/nca/features/2002/09/27092002193112.asp

[12] http:/www.rosbaltnewss.com/2003/01/25/61139.html

[13] The newspaper articles used as source have been accessed at the papers’ own websites: www.dn.se; www.svd.se.

[14] Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России (теоретическая модель). М., 1997. С. 7.

[15] Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. Гурова А.И. М., 2000. С. 10.

[16] Рохлин В.И., Стуканов А.П. Преступность в Санкт-Петербурге. Факты, анализ, размышления. Научно-популярный очерк. СПб., 2001. С. 4-5.

[17] Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пос., Балт. Гос. ун-т, 1998. С. 197.

[18] Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000. С. 50.

[19] Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. С. 137.

[20] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1997. С. 373.

[21] Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО Издательство Экономика, 1999. С. 165.

[22] Цит. по кн.: Богачек И.А. Философия управления: очерки профессионального управленца. СПб.: Наука, 1999. С. 133-134.

[23] Репьев С.И., Барулин В.Н. Человек: информация, система взаимодействия, наследственность. Теория и практика. СПб.: Итан, 1998. С. 40.

[24] Там же. С. 99.

[25] Иванов Н.Ф. Роль региона в развитии туризма // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ. Материалы ежегодной научно-практической конференции. СПб., 2001г.

[26] Новости. Референт. 05.02.2001.

[27] Новости. Travel. 26.09.2003г.

[28] Любовь Совершаева: «Туризм может внести в бюджет Северо-Запада порядка 18 млрд. долларов». Новости 17.02.2003.

[29] Материалы выставки.

[30] Материалы выставки.

[31] Новости. Референт. 5.09.2002.

[32] Предварительная программа мероприятий Швеции к 300-летию Санкт-Петербурга.

[33] см. об этом: Петербургская повесть. Главы жизни ректора А. Д. Боборыкина: Воспоминания. Размышления / Автор-составитель А.В. Крейцер; Под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 115-116.

[34] Балан В., Трегер М. Теплых слов шелестящий шелк… // Аптекарский остров: Альманах. 2003. № 1 (Тематический выпуск «50 лет спектаклю “Весна в ЛЭТИ”»). С. 43.

[35] Там же

[36] Попов В. В литературном коконе // Там же. С. 51; 4. Кузнецова Н. Свободное плавание // Электрик, 2002. Ноябрь, № 10.

[37] Кузнецова Н. Свободное плавание // Электрик, 2002. Ноябрь, № 10.

[38] При поддержке РГНФ, грант № 02-03-0033А, при поддержке гранта молодых ученых Министерства культуры РФ.

[39] См. тексты: Анциферов П.В. 1) Душа Петербурга, 1922; 2) Петербург Достоевского, 1923; 3) Быль и миф Петербурга, 1924; Аркин Д. Град Обреченный, 1917; Бестужев-Марлинский А.А. Подражание первой сатире Буало, 1819; Вейдле В.В. Петербургские пророчества, 1939; Герцен А.И. Москва и Петербург (опубл. в 1859); Зайцев К.И. В сумерках культуры, 1921; Замятин Е. Москва-Петербург, 1933 <опубл. в 1963>); Зозуля Е. Гибнущие ризы, 1918; Иванов Евг. Всадник. Нечто о городе Петербурге, 1906; Иванов Вяч. И. Москва, 1906; Иванов Ф. На разрушение Москвы, 1812; Лермонтов М.Ю. Панорама Москвы, 1833-1834; Лукаш И. 1) Невский проспект, 1918; 2) Сны Петра, 1931; Мережковский Д.С. «Быть Петербургу пусту...», 1908; Москва и Петербург. Сб. статей. Петроград, 1918; Муратов П.П. Красота Москвы, 1917; Огарев Н.П. Забытье, 1862; Печерин В.С. Торжество Смерти, 1833; Потапенко И. Проклятый город, 1918; Степун Ф.А. Николай Переслегин, 1929; Тан (Д. Богораз). Чрево Москвы, 1922; Федотов Г.П. Три столицы, 1929; Щербатов М.М. Прошение Москвы о забвении ея, 1787; Эйхенбаум Б.М. Душа Москвы, 1917; Языков Н.Я. Мой Апокалипсис, 1825.

Библиографию вопроса см. в исследованиях: Артемьева Т.В. Философия «московская» и «петербургская» // Метафилософия, или Философская рефлексия в пространстве традиций и новаций. СПб., 1998. С. 318-329; Метафизика Петербурга. СПб., 1993; Петербург как феномен культуры. СПб., 1994; Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 1. СПб., 1994;

[40] Смирнов С. Б. Петербург – Москва. Сумма истории. СПб., 2000. С. 252.

[41] Там же.

[42] Макаркин А. В. «Питерская комаенда» в Москве: политическое окружение российского президента // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. Москва – Петербург. М., 2002. № 3. С. 68-85.

[43] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996. С. 294-295.

[44] Анциферов Н. Душа Петербурга. Л., 1990. С.16

[45] Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург. Стокгольм, 2003. С. 45-46

[46] Мачинский Д. Русско-шведский пра-Петербург // Шведы на берегах Невы / Сб. ст. Стокгольм – СПб, 1998. С. 10.

[47] Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы / Сб. ст. Стокгольм – СПб, 1998. С. 18-25.

[48] Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург. Стокгольм, 2003. С. 25.

[49] Там же. С. 24-25.

[50] Там же, С. 28.

[51] Там же. С. 30-31.

[52] Там же. С. 47-48.

[53] Семенцов С. Система поселений шведского времени и планировка С.-Петербурга при Петре I // Шведы на берегах Невы / Сб. ст. Стокгольм – СПб, 1998. С.132-138

[54] Там же, с.132

[55] Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990. С. 4-6.

[56] Горбатенко С. Шведская мыза и графская резиденция // Шведы на берегах Невы / Сб. cт. Стокгольм – СПб, 1998. С. 37-38.

[57] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996. С. 170.

[58] Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. Т.1. М., 1986. С. 535.

[59] В. Топоров отмечает, что слово «удобно» часто встречается «в старых описаниях московской жизни»; Петербург же демонстрирует как должно жить и даже пространство его – квази-пространство. См.: Топоров В. Петербург и петербургский текст русской литературы // Метафизика Петербурга. СПб., 1993. С. 208, 228.

[60] Так же и Москва на протяжении 200 лет «первенства» Петербурга продолжала оставаться столицей несуществующего Русского государства, одно из важнейших качеств которого – религиозность – сохранила по настоящее время как одну из своих важнейших «функциональных доминант».

[61] В то же время не следует и преуменьшать способность петербургской культуры к репродуцированию. «Мне кажется, – говорил И.А. Бродский, – что даже после перенесения столицы в Москву понадобилась смерть еще нескольких поколений, чтобы это ощущение центра действительно испарилось из Петербурга». (Цит.по: Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 2000. С. 295.

[62] Добавим, во избежание однобокой трактовки, что характерными для Петербурга являются и некоторые другие отрасли, в частности пивоварение.

[63] В данном случае даются названия, существовавшие до 1991 г.

[64] Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград: Энциклопедический справочник / Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. СПб., 1992. С. 74.

[65] В отношении преемственности как необходимого условия своего возникновения и развития ансамблевость родственна «петербургскому тексту» русской литературы.

[66] Так, этим понятием можно обозначить связь между планами Петербурга 1706, 1722, 1736, 1769 гг., в соответствии с которыми сформировалась центральная часть города.

[67] Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 15-18.

[68] Каган М.С. О диалогической природе петербургской культуры // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре. Материалы IV международной конференции 27-29 марта 2003 года. СПб., 2003. С. 278-279.

[69] Статья подготовлена в рамках проектов, поддержанных грантами РФФИ № 03-06-80254-а и РГНФ № 03-03-00396-а

 

[70] Панченко А.М. Праздник праздников // «Невское время» от 22 апреля 1995 г. С. 1.

[71] Могилевский Р. Кто, если не мы? // Невское время, 18 апреля 2003. С.5; Глазычев В.Л. Город ждет перемен // Невское время, 23 мая 2003. С. 7.

[72] Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке // Теория общества. Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц КУЧКОВО ПОЛЕ. 1999. С.73-98.

[73] Николаева Е.В. Переходные культуры и миф о начальном времени // Между обществом и властью: Массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века. М.: ИНДРИК? 2002. С. 310-326.

[74] Кобак А. К вопросу о смысле петербургского краеведения: новые аспекты проблемы // VI World Congress for Central and European Studies. 29 July – 3 August 2000. Tampere, Finland. Abstracts. P. 212-213.

[75] В публикациях VI Всемирного конгресса по исследованиям Центральной и Восточной Европы в Тампере в 2000 году (см. сноску 6) примерно 30% работ, посвященных семиотике Петербурга, работают с понятием мифа.

[76] Например: «…неизъяснимая тайна Петербурга.., <у которой> …нет разгадки… Hо стоит Город, изначально, по природе своей почти мистический и неустанно творящий в умах все новые мифы… Уникальный феномен.., его виртуозно ускользающая суть». Не важно, откуда взята эта цитата, важно, что такой способ описания города довольно типичен, и это заставляет иначе мыслящих людей призывать к отрезвлению: «…чтобы завтра Петербург стал не феноменом, а банальным городом, таким же банальным, как Венеция или Париж». См.: Кельчевский А. Феномен феномена Петербурга // Феномен Петербурга. Труды Второй Международной конференции 27-30 ноября 2000. СПб: БЛИЦ? 2001. С. 11.

[77] Интересно, что в русской литературе есть немало метафорических изображений подобного процесса – Хлестаков, поручик Киже, Тень. Похоже, что Гоголь, Тынянов и Шварц говорят нам о неестественности и опасности воплощения мифа в системе формального института, осуществляемого при прямом участии поверивших в него людей.

[78] Сумма больше 100%, т.к. можно было дать несколько ответов.

[79] Смирнова Т.М. Национальность – питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX веке. СПб.: Сударыня, 2002.

[80] Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001.

[81] Simmel G. Philosophie des Gelds. Gesamtausgabe. Bd.6. Frankfurt a. M., 1989. P. 630. Цит по: Филиппов А.Р. Категория современности в зеркале социологической классики // История теоретической социологии в 4-х тт. Т.4. СПб.: РХГИ, 2000. С.574.

[82] Косиков Г. Идеология. Коннотация. Текст // Барт Р. S/Z М., 1994. С. 279-281.

[83] Там свои проблемы, но они решаемы, в том числе с помощью профессиональных медиаторов, посредников в выработке взаимоприемлемых подходов. См. Глазычев В.Л. Город ждет перемен // Невское время. 23 мая 2003. С. 7.

[84] При поддержке гранта молодых ученых Министерства культуры РФ.

 

[85] Эта мысль отчетливо звучит у М. Мерло-Понти: «Париж для меня – это не объект с тысячью граней, не сумма восприятий. Как тот или иной человек проявляет единую аффективную сущность в жестах руки, походке и в звуке голоса, так и каждое мимолетное восприятие на протяжении моего путешествия по Парижу – кафе, лица людей, тополя на набережной, изгибы Сены – складываются на фоне всеобщего бытия Парижа и лишь подтверждают определенный стиль или определенный смысл города». Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента, Наука, 1999. С. 362.

[86]«Предмет, конструируемый из сознания и средствами сознания, но как бы объективирующийся по отношению к последнему». Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд. иностр. литер. 1962. С. 146.

[87] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: Ювента, Наука, 1999. С. 378.

[88] См., например, коллективную монографию «Метафизика Петерубрга». СПб: Эйдос, 1993.

[89] «Смерть обретает вполне зримую телесность и как альтер-эго, и как «второе тело» города: она формирует ландшафт, культуру, «маленького человека» и «большого начальника». Уваров М. Метафизика смерти в образах Петербурга // Метафизика Петербурга. СПб: Эйдос, 1993. С. 123.

[90] «Опять я подчеркиваю, что в нашей сознательной душевной жизни есть структура, связки которой выныривают во взрывах наших духовных и душевных событий. Тем самым я как бы говорю, что взрывы наши, не только сама душа, взрывы событий имеют структуру. То есть несут частицы сложения души». Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб: Изд-во РХГИ, 1997. С. 71.

[91] «Чтобы распутать что-то, нужно эту ситуацию представить в каком-то особом пространстве, в пространстве текста, и тогда (если этот текст удался) ситуация меняется», «текст есть нечто, посредством чего мы читаем что-то другое. Тест есть нечто, посредством чего мы читаем событие». Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб: Изд-во РХГИ, 1997. С. 11, 28.

[92] «Современная культура машин, репортажной фотографии, кинематографа, синкопированной музыки и научной организации труда приучили людей к сознанию «изолированных моментов, но также и к дроблению их собственных движений, их расщеплению в режиме множественной перспективы и бесконечного множества ракурсов». Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М. Ad Marginem, 1999. С. 247.

[93] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

[94] Утраченные памятники архитектуры Петербурга – Ленинграда / Авт.-сост. В.В. Антонов, А.В. Кобак, Л.,1988.

[95] Соколов Э.В. Культурология. М.,1994. С. 10.

[96] Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека // Философские произведения. М.: Правда, 1990. С. 86.

[97] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.1914. С. 202.

[98] Каган М.С. История культуры Петербурга. СПб., 2000. С. 226.

[99] Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. Калиниград, 1999. С. 156-157.

[100] Там же. С. 156.

[101] Там же. С. 157.

[102] По материалам интервью от 04.10.2003 г.

[103] Марчук О. Девочка из провинции. Вельск, 2000. С. 98-99.

[104] Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 103-125.

[105] Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика ХХ века. М., 1995. С. 219.

[106] Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. С. 172.

[107] Конев В. А. Онтология культуры. Самара, 1998. С. 97.

[108] Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994. С. 52.

[109] Там же. С. 76.

[110] Автопортрет: внутренняя диалогика формирования образа // Культурологические исследования’01: Сборник научных трудов. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 С. 137-144.

[111] Необходимо оговорить разницу восприятия гравюры ее и нашими современниками. Для первых она, представляя готовый корабль до того, как он был окончательно выстроен, являлась, прежде всего, проектом. Мы же склонны видеть здесь символ молодой России («Россия вошла в Европу, как спущенный корабль при стуке топора и при громы пушек» А.С. Пушкин). Шхонебек изобразил себя рядом с Петром на чертеже! Но при этом чертеже, всячески утверждающем реальность своего воплощения.

[112] «Среди заезжих художников, – пишет А. П. Мюллер, – некоторых можно с полным правом не только по состоянию, но и по связям, назвать “вельможами от искусства”». Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л., 1927. С. 76.

[113] Г.Г. Поспелов считает, что акварель не была подготовкой ни к какой живописной работе и представляла собой самостоятельное произведение. См.: Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. М., 1967. С. 19.

[114] Поспелов Г.Г. Портрет в искусстве раннего «Бубнового валета» // Проблемы портрета. М., 1973. С. 258-276.

[115] Обзору экспозиции посвятил один из «срезов» своей «Книги неклассической эстетики» В. В. Бычков. См: Корневи Ще ОБ: Книга неклассической эстетики. М., 1998.

[116] См: Современный автопортрет. Каталог. Выставка СПб. июнь 1993 г. Манеж (ЦВЗ). СПб., 1993.

[117] Таксами Ч.М. От таежных троп до Невы. Л., 1976.

[118] Ученые-североведы. Сборник био-библиографических очерков / Сост. Н.М. Артемьев. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им/ А.И. Герцена, 2001.

[119] Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Библиографический справочник. Ч.1. М., 1998; Ч.2. М., 1999.

[120] Бурыкин А.А. 1) Справочник с большими достоинствами и недостатками (<рец на кн.> Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Биобиблиографический справочник. Ч. 1. М., 1998) //ЯЛИК, 1999, № 35, октябрь. С. 14-16; 2) Где положительный герой? (<рец на кн.:> Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Библиографический справочник / Сост. В.В. Огрызко. Ч.2. М., 1999). ЯЛИК, 2000, январь. № 37. С. 10-11; Бурыкин А.А., Решетов А.М. . <рец на кн.:> Ученые-североведы. СПб., 2001; Ученые Калмыцкого Института гуманитарных исследований. Элиста, 2001 // Этнографическое обозрение, 2002, № 5. С. 166-169.

[121] Богораз В.Г. Воскресшее племя. М.-Л., 1935. В недавние годы этот роман переиздавался в сборниках произведений В.Г. Богораза (в 1988 г. в Якутске, в 1991 г. – в Хабаровске).

[122] См.: Гаген-Торн Г.Ю. Нина Ивановна Гаген-Торн – ученый, писатель, поэт // Репрессированные этнографы / Сост. Д.Д. Тумаркин. М., 1999. С. 318-319.

[123] См. о нем: Распятые. Выпуск 3. Палачей судит время / Сост. З.Л. Дичаров. СПб., 1996. С. 86-88.

[124] См. о нем: Бурыкин А.А. Феномен Юрия Рытхэу // ЯЛИК, 2000, апрель. С. 5-6.

[125] См. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений в 5 томах. Ханты-Мансийск, 1997.

[126] Совсем иначе складывается литературная судьба другого выпускника ЛГПИ имени А.И. Герцена, не принадлежавшего к ленинградско-петербургскому литературному кругу – нивхского писателя Владимира Санги. В 60-е-70-е годы он сделал заметную литературную и общественную карьеру, жил в Москве и работал в Совете Министров РСФСР, публиковал свои произведения, занимался изданием фольклора народов Севера, составлял и публиковал литературные антологии произведений северных писателей. После 1991 года, ознаменовавшего собой обвал прежней литературной конъюнктуры, В. Санги как литератор замолчал. Все его шумевшие когда-то произведения в новом, по существу полном собрании его сочинений, изданном в Южно-Сахалинске в 2000 году, уместились в два компактных томика, за которыми едва ли последует какое-либо продолжение.

[127] Мы не останавливаемся здесь на жизни и деятельности таких ученых-коренных северян, как кандидаты филологических наук лингвист, педагог и поэтесса манси М.П. Баландина, и филологи ханты Н.И. Терешкин и нанаец С.Н. Оненко, начинавший свою работу в Ленинграде, но впоследствии переехавший в Новосибирск.

[128] См. Писатели Чукотки. Биобиблиографический справочник. Анадырь, 1993. С. 37, 41.

[129] Биография Н.М. Коравье почти не известна. См. о нем: Бурыкин А.А. Нельзя обойти молчанием… [о переводчиках художественной литературы на чукотский язык] // Мургин нутэнут («Наш край»), Анадырь, 1992, 3 сентября. С. 2-3.

[130] См.: 1) Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития языков. СПб., ИЛИ РАН, 1997. Приложение. Практические рекомендации; 2) Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. М., 2001.

[131] Если все представители первых двух поколений диаспоры народов Севера обзаводились в Ленинграде семьями, то третье поколение северной диаспоры демонстрирует те же тенденции в семейной жизни, которые характерны для коренных жителей Севера: среди людей этой группы почти нет однонациональных семей, но имеются смешанные семьи, неполные семьи и одинокие люди. До 80-х годов в северной диаспоре доминировала «ленинградская» модель жизни; после этого периода она вопреки логике уступает место «северной» модели жизни. Чисто «северными» оказываются стратегии жизни женской половины диаспоры: если представительницы второго и третьего поколений стремились выйти замуж за русского ленинградца, то их дочери выходят замуж за иностранцев из дальнего зарубежья – в точности то же самое наблюдается и в северных регионах.

[132] Одно из редких исключений для Санкт-Петербурга – сын Н.И. Терешкина Сергей Терешкин, выпускник ФНКС ЛГПИ, ныне кандидат филологических наук, преподает саамский язык в ИНСе РГПУ. Другое исключение – Наталия Чунеровна Таксами, дочь Ч.М. Таксами, кандидат наук, этнограф-американист, сотрудник МАЭ РАН (Кунсткамера).

[133] Смирнова Т.М. Национальность – питерские. СПб., Изд-во Сударыня, 2002.

[134] К газете выходило два приложения: «Virmalise Lisaleht» (1887) и иллюстрированное «Virmalise piltidega lisaleht» (1888).

[135] См.: Lumisto L. Eesti ajakirjanduse ajalugu. Stokholm, VДLIS-EESTI&EMP, 1977. Lk. 94-96.

[136] См.: Antik R. Eesti ajakirjandus 1766-1930. Tartu, 1932. Lk. 168.

[137] См.: Ivask U. Bibliograafiline kartoteek «Eestikeelsed ajalehed ja ajakirjad ja nende lisad 1766-1921» Tartu Ьlikool.

[138] См.: Pullerits P. Eesti ajalehtede huumori – ja satiirilisad 1904-1914 // Eesti ajakirjanduse ajaloost. IX. / Toim. E.Lauk. Tartu, 1994. Lk. 7-8.

[139] См.: Смирнова Т.М. Ук. соч. С. 357.

[140] См.: Lumisto L. Eesti ajakirjanduse ajalugu. Stokholm, 1977. Lk. 264.

[141] См.: Смирнова Т.М. Ук. соч. С. 374-375.

[142] Там же. С. 371-372, 380.

[143] Там же. С. 447, 457.

[144] См.: Lumisto L. Eesti ajakirjanduse ajalugu. Stokholm, 1977. Lk. 264.

[145] Рингбум Хенрика. Одержимость Мартины Дагер // Страдания финского мужа. СПб, 2000. С. 119-120.

[146] Сундстрем Микаэла. Вокруг нас небеса те вовеки вздымаются // Страдания финского мужа. СПб, 2000. С. 343.

[147] Окладникова Е.А. Занимательное страноведение. СПБ. 1999; Африка, Америка, Австралия, Океания, Азия. СПб.2003.

[148] Понятие «аксиосфера» введено в научный оборот Л. П. Столовичем, по аналогии с понятием «семиосфера» Ю.М. Лотмана.

[149] Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997; он же: Философские мысли натуралиста. М., 1988; он же: Биосфера. М., 2001; Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. СПб.-М., 2002.

[150] В этом ключе рациональность рассматривали, например, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Вебер.

[151] Ковшунова И.И. Принцип неполной определенности и формы его грамматического выражения в поэтическом языке / Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. М., 1993.

[152] Арутюнова Н.Д. Неопределенность признака в русском дискурсе / Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. С. 182-189.

[153] Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 70-71.

[154] Вежбицкая А. Язык. Культура… С. 71.

[155] Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой / Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 5-32.

[156] Wierzbicka A. Duza (~ soul), toska (~ yearning), sud’ba (~ fate): tree key concepts in Russian language and Russian culture / Metody formalne w opisie jezykow slowianskich. Warszawa, 1990. P. 23.

[157] Там же. Р. 24.

[158] Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

[159] Там же. С. 81.

[160] О связи национального менталитета и характера артефактов, принадлежащих данной культуре, достаточно подробно есть у Г. Гачева: Вещают мысли. Мыслят образы (Беседы по философии быта разных народов, или уроки чтения предметности) / Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия. М., 1999. С. 6-123.

[161] Каган М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. СПб, 1992. С. 20.

[162] Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир, №1, 1991.С. 5.

[163] Беспятых Ю. Н., Сухачев Н. А. Петербургский быт в России XVIII в. // Петрербург и губерния: историко-этнографические исследования. Л. 1989. С. 55.

[164] Столович Л. Аксиология Петербурга // Метафизика Петербурга. СПб., 1993. С. 77-78.

[165] Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. С. 453.

[166] Врангель Н. Страничка из художественной жизни начала XIX // Старые годы. 1907, май. С. 156

[167] Там же. С. 155.

[168] Алексеева Т.В. Исследования и находки. М., 1976. С. 117.

[169] Врангель Н. Страничка из художественной жизни начала XIX в. // Старые годы. 1907, май. С. 156; там же. Эрнст С. Рисунки русских художников из собрания Е.Г. Шварца // Старые годы. 1914, окт.-дек.

[170] Эрнст С. Картины русских художников в собрании Е.Г. Шварца // Старые годы. 1916, янв.-февр. С. 57. Жизни и деятельности А.Р. Томилова посвящена серия статей «Дворянское гнездо», написанная В.Ф. Игнатенко и опубликованная в газете «Волховская земля» за 2001 г. № 11, 18, 22, 26, 30, 35, 39.

[171] Архив Государственного Русского музея. Оп. 1, ед. хр. 45, 704, 705, 706; оп. 6, ед.хр. 62.

[172] Там же. Оп. 1, ед.хр. 45, л. 35.

[173] «Рисунки и чертежи к путешествию по России по высочайшему повелению статского советника Константина Бороздина в 1809 г.». РНБ, рукоп. отд., F. IV. Ч. I. Л. 4, 5, 6, 9.

[174] Ср.: Лебедев Г.С., Седых В. Н. Археологическая карта Старой Ладоги и ее ближайших окрестностей. Вестник ЛГУ. Вып. 9. СПб., 1985. С. 15-25.

[175] Следует отметить, что староладожские находки из раскопок В.И. Равдоникаса, находящиеся в Эрмитаже, также неоднократно экспонировались в музеях Европы.

[176] Ср.: Кирпичников А.Н. Великий Волжский путь и эпоха торговой революции // Великий Волжский путь: история формирования и развития. Казань, 2002. С. 188, сл.

[177] Современность и археология. СПб., 1997; Культура, образование, история Ленинградской области. СПб., 2002.

[178] Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. Монографическое исследование памятника XII века. Автор-сост. В.Д. Сарабьянов. М., 2002.

[179] Кирпичников А.Н. Старая Ладога в первые века русской истории // Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб., 2002. С. 9—15.

[180] Кирпичников А.Н. Историко-культурное наследие Старой Ладоги // Ладога эпохи викингов. СПб,. 1998. С. 140-144. Здесь опубликованы постановления Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН.

[181] Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер. и ком. Г. М. Прохорова // Памятники Древней Руси. XII век. М., 1978.

[182] Ты еси Бог творяй чудеса: О схождении Благодатного Огня. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни. Б. г. С. 7.

[183] Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра: 1713-1913. СПб., 1997. С. 219; Петербургская повесть. Главы жизни ректора А. Д. Боборыкина: Воспоминания. Размышления / Автор-составитель А. В. Крейцер; Под общ. ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева. СПб., 2002. С. 233.

[184] Ларс Юхан Эренмальм Описание города Петербурга, вкупе с несколькими замечаниями // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л.: Наука, 1991. С. 96.

[185] Там же. С. 92, см. также коммент. С. 98.

[186] Там же. С. 91, 92.

[187] Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. М.: Советская Россия, 1984. С. 231.

[188] Писемский А.Ф. Собр. соч.: В 9 тт. М.: Правда, 1959. Т. IX.

[189] Исупов К.Г. Историческая мистика Петербурга/ Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и культуре Петербурга. Вып.1.СПб.: Эйдос, 1993

[190] Лебедев Г.С. Рим и Петербург: археология урбанизма и субстанция вечного города/ Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и культуре Петербурга. Вып.1.СПб.: Эйдос, 1993.

[191] Книга бытия 11.4

[192] Габайдулина Л.Г. Парадокс «нерусского города» / Петербург в русской культуре. Тезисы докладов. СПб.: Академия культуры, 1997. С. 15.

[193] «Олицъ» Петербургская летопись «Санкт-Петербургские ведомости» № 105, 14 мая 1853 года.

[194] Мосолов Н.А. При дворе последнего русского императора. СПб: «Наука», 1992. С. 261.

[195] Спивак Д. Метафизика Петербурга: Немецкий дух. СПб., 2003. С.6.

[196] Малкиэль М. Р. Вагнер и его оперы на сцене Императорской Русской оперы (Мариинского театра) в Санкт-Петербурге. СПб., 1996; Р. Вагнер и судьба его творческого наследия. Материалы русско-немецкого семинара. СПб., 1998; Р. Вагнер и Россия. Сборник статей. СПб, 2001.

[197] Ольшанский Д. Психология масс. СПб., 2001. С.261.

[198] По типологии А. Журавлёва (см.: Советова О. Основы социальной психологии инноваций. Уч.пособие. СПб, 2000. С. 81-82).

[199] Перечень российских книжных изданий по вагнериане, выпущенных в 1889 – 1914 годы, см. в работе: Букина Т. Коммуникативные маршруты вагнерианы: в поисках виртуального слушателя. Исследовательский очерк. Петрозаводск, 2002. С. 114-117.

[200] Bartlett R. Wagner and Russia. Cambrige, 1995. Р. 304-306.

[201] Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М., СПб, 1998. С.15-16.

[202] Цит. по: Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989. С. 40.

[203] Кравченко А. Культурология: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2000. С.306-308. Культурология: Курс лекций. Под ред. А. Радугина. М., 1998. С.86-87.

[204] Цит. по: Конечный А. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях //Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования. Л., 1989. С.60.

[205] Свифт Э. Развлекательная культура городских рабочих конца XIX – начала ХХ века // Развлекательная культура России XVIII – XIX вв. Очерки истории и теории / Ред.-сост. Е. Дуков. СПб., 2001. С. 308.

[206] Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии «Кольцо нибелунга» и артисты Петербургской оперы. СПб., 1908. С. 39-40. Здесь и далее курсив мой – Т.Б.

[207] Оссовский А. Музыкально-критические статьи (1894 – 1912). Л., 1971. С. 130.

[208] Замятин Е.И. Москва – Петербург. //Москва-Петербург.Pro in contra. СПб.: Изд. Русский Христианский гуманитарный университет, 2000. С. 555-558.

[209] Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990.

[210] Пунин Н. Татлин. М.: Изд. «RА», 2000. С. 10.

[211] Гройс Б. Живые машины Павла Филонова // Искусство Утопии. М.: «Художественный журнал», 2003. С. 280-286.

[212] Маневич Г. Московская школа. Шестидесятые // Другое искусство. М.: «Искусство», 1991.

[213] Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М.-Л., 1927. С. 136.

[214] Дневник камер-юнкера Берхгольца. Ч. I. С. 137.

[215] Описание дворца Артемии, дворца Искусства и Науки из романа «Критикон» (Грасиан Б. Карманный оракул.Критикон. М., 1981. С. 130).

[216] Дневник камер-юнкера Берхгольца. Ч. I. С. 137.

[217] Там же. С. 129-127.

[218] Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга / Вступ. статья А.А. Алексеева. СПб., 2002. С. 208.

[219] Гейрот А. Описание Петергофа. СПб., 1868. С. 129.

[220] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 2. Социальные проблемы. М., 2001. С. 27.

[221] Из истории советской архитектуры. 1917-1925. Документы и материалы / Отв. ред. К.Н. Афанасьев; сост. автор статей и примеч. В.Э. Хазанова. М., 1963.

[222] Из речи С.М. Кирова на I съезде Советов СССР. Цит. по: Из истории советской архитектуры 1917-1925. Документы и материалы / Отв. ред. К.Н. Афанасьев, сост. автор статей и примеч. В.Э. Хазанова. М, 1963. С. 148.

[223] Среди петербургских архитекторов, работавших в Стрельнинском дворце, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, отец и сын Растрелли, А. Воронихин, Л. Руска, А. Штакеншнейдер.

[224] История о двух дворцах и одной геотехнической проблеме // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2001, № 45 (май). С. 63.

[225] С момента принятия решения о передаче дворца на баланс управления делами президента России (ноябрь 2000) до его торжественного открытия (май 2003) прошло два с половиной года, от начала работ на стройплощадке – полтора.

[226] Не исключено, что ради этой одной цели и создавался новый дворец, по крайней мере, именно идея проведения саммита в дни юбилея привлекла деньги частных благотворителей в специально созданной фонд. (Деловой Петербург. № 100, 6 июня 2003. С. 12).

[227] Константиновский дворец. История продолжается… // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2002, № 53 (май). С. 47.

[228] См.: Колесов В.В. Русская речь: Вчера, сегодня, завтра. СПб., 1998. С. 200.

[229] Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв. М., 1934. С.47.

[230] См.: там же. С. 53-58.

[231] Там же. С.75.

[232] См..: Щербатов М.М. О повреждении нравов в России // «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX в.). Сб.ст. / Под ред. Н.Л. Пушкаревой. М., 1999. С. 186.

[233] См.: Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 163.

[234] См.: Колесов В.В. Русская речь: Вчера, сегодня, завтра. СПб., 1998. С. 71-77.

[235] Курбановский А.А. Искусствознание как вид письма. Сб. ст. Н. Новгород; Спб: Борей-Арт, 2000.

[236] Чахал Г. «Радость» // Художественный журнал, № 40, Москва, октябрь, 2001. С. 3.

[237] Там же.

[238] Сальников Владимир. Снимать кино, играть в кино, смотреть кино. Новый консерватизм в русском видеоискусстве // «Художественный журнал», №40. С. 35.

[239] См. об этом: Осмоловский Анатолий. Неоакадемизм и процедура опознания // Художественный журнал, № 40. С. 53.

[240] Художественный журнал, № 37/38, М., апрель 2001. С. 3.

[241] Туркина Олеся, Мазин Виктор. Критика: Лов перелетных означающих // Кабинет: Картины мира, I СПб.: Инапресс, 1998. С. 8.

[242] Битов А. Музыка чтения // Петрополь, №9, Альманах, Изд-во Фонда русской поэзии, 2000. С. 283.

[243] Битов А. Цит. изд. С. 284.

[244] Туркина О., Мазин В. Цит. изд. С. 10.

[245] Боровский Александр. Слово к выставке Михаила Карасика «Автопортрет». СПб.: Государственный Русский музей, Музей Людвига в Русском музее, Карасьиздат, 2003 – напечатано 200 экз.

[246] Калугина Т. Искусство на пути к идеографии. // Искусствознание’1/01 (XVII). С. 608; Об этом же: Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: ООО Издательство «Петрополис», 2001. С. 167-168.

[247] Рильке Райнер М. Сонеты к Орфею / Пер. с нем., вступ. ст. З. Миркиной. М.; СПб.: Летний сад, 2002. С. 43.

[248] Даниэль С. Художник петербургский // Новый мир искусства, 1999, № 3(8). С. 2-9.

[249] Hellbrg-Hirn. Imperial Imprints. Post-Soviet St. Petersburg. – SKS, Finnish Literature Society, 2003.

[250] Гройс Б. Россия и проект модерна // Художественный журнал, № 36. Москва, февраль, 2001. С. 33.

[251] Рильке Райнер М. Сонеты к Орфею. Цит изд. С. 37.

[252] См.: Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. Т. 2. Таллин: Александра, 1992. С. 10.

[253] Тульчинский Г.В. Город-испытание // Бездна. СПб.: Кольна, 1992. С. 156.

[254] Топоров В.Н. Пространство и текст / В кн.: Текст, семантика и структура. М., 1983. С. 227-284.

[255] Абрам Терц (Андрей Синявский). Прогулки с Пушкиным. СПб .,1989. С.5

[256] Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1999. С. 414

[257] Там же. С. 415

[258] Булгаков М.А. Великий канцлер. Мастер и Маргарита. СПб., 1993. С. 216

[259] См. об этом: Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998; его же: Пространства священного: Христианская антропология на рубеже веков // Вестник С.-Петерб. унив-та. 1998. Сер. 6. № 3.

[260] Пример «глухой исповеди» мы встречаем в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в сцене приготовления к соборованию умирающего графа Кирилла Владимировича Безухова.

[261] Никитина О.Э. «Образы птиц в рок-поэзии Б. Гребенщикова: Комментированный указатель // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Сборник научных трудов. Тверь, 1998 С. 113-124.

[262] При поддержке гранта молодых ученых Министерства культуры РФ.

 

[263] Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994. С. 10.

[264] Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… М., 1991. С. 41-45.

[265] Там же. С. 75.

[266] Эдмунд Шклярский – лидер, вокалист и автор большинства текстов группы «Пикник».

[267] Олег Гаркуша – вокалист и танцор группы «Аукцыон»

[268] Юрий Айзеншпис – известный продьюссер.

[269] Интервью приведено на сайте http://rock-festival.ru/komsomol.html

[270] Годар Жан-Люк. Страсть между чёрным и белым. Издание, приуроченное к ретроспективному показу фильмов Ж.-Л. Годара в СССР в 1991 г. С. 56.

[271] Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002. С. 20.

[272] Эйзенштейн С.М. Избр. Произведения: в 6-ти т. Т.2. М., 1964-1971. С. 269.

[273] Клюев Е. Вам нарезать или куском? // Искусство кино, 2002. №5. С. 38-42.

[274] Каталог фильмов Х международного фестиваля «Послание к человеку». Мир образов Годфри Реджио. СПб., 2000. С. 119.

[275] Г.Реджио в ст. М.Брашинского «Реджиокацци» // Панорама. СПб., Июль 2000.

[276] Фуко М. Герменевтика субъекта. // Социологос. Вып.1, М., 1990.

[277] Трофименков М. Преступный репортаж. // Время сериала: контуры нового телевидения. РИИИ, СПб., 2001.

[278] Базен А. Что такое кино? М., 1972. С. 64.

[279] Поппер К. Против злоупотребления телевидением. // Искусство кино, 1996. №1. С. 137.

[280] В. Бортко в ст. В. Брусянина Возвращение князя Мышкина из Швейцарии на…экран. // СК Новости. №17-18 (136-137), 31.05.2002. С.15.

[281] Говоря об иностранцах на сцене Мариинского театра, следует начать с того, что оба театральных здания – и первое, которое носило название Большого каменного театра до 1886 г. (теперь там расположена Консерватория), и второе, где театр располагается ныне, – были возведены и неоднократно перестроены иностранными мастерами. Проект первого в Санкт-Петербурге Большого Каменного театра на Царицыном лугу принадлежал итальянскому архитектору А. Ринальди, и по своим размерам это здание намного превосходило театры европейских столиц. Театр открылся оперой «На луне» Д. Паизело 24 сентября 1783 г. В 1802-1803 гг. здание было перестроено французским зодчим Тома де Томоном, и совершенство нового облика театра стало образцом для отечественных и европейских зодчих (Петровский театр в Москве, архитекторы А.Михайлов и О.Бове; Оперный театр К. Фишера в Мюнхене). После пожара в ночь на новый 1811 г. здание восстановлено под руководством немецкого архитектора А.-К.Модюи – именно этот театр воспел А.С. Пушкин: «там и Дидло венчался славой»… В 1836 г. театр был вновь перестроен по проекту А.К.Кавоса, сына французского композитора и капельмейстера Императорских театров К.А. Кавоса. Однако через полвека оборудование сцены и планировка театра были признаны устаревшими, а очередная реконструкция нерациональной. 23 февраля 1886 г. оперой Ж. Бизе «Кармен» Большой театр был закрыт, а его спектакли перенесены на сцену возведенного напротив тем же архитектором А.К. Кавосом второго здания театра. Это здание было построено еще в 1849 г. как первый театр-цирк с манежем и сценой, где проходили как представления конный цирковых трупп, так и драматические и оперные спектакли. Затем цирковые представления прекратились, и здание было переоборудовано исключительно в театральное тем же архитектором. 2 октября 1860 г. театр, названный Мариинским в честь супруги Александра II, был торжественно открыт. В таком облике, с некоторыми изменениями, внесенными немецким архитектором В.А. Шретером (в 1885 и 1894 гг.), здание сохранилось до наших дней. Интересно, что сложившаяся тенденция приглашать иностранных архитекторов для возведения и перестройки театра сохранилась и сегодня: в 2003 г. победителем Международного конкурса на реконструкцию Мариинского театра и строительство нового здания, в котором участвовало 5 российских и 6 зарубежных архитектурных мастерских, победителем признан проект французского зодчего Д. Перро.

[282] Интересно, что при всем консерватизме Мариинского театра, подобное разнообразие балетных спектаклей невозможно увидеть даже в таких авангардных труппах, как Линкольн-Центр Дж. Баланчина или театр М. Бежара.

[283] «Жизель» – комп. А. Адан, балетм. Ж. Коралли-Ж. Перро-М. Петипа, декорации И. Иванов, кост. И. Пресс; постановка 1899, возобновление 1978; «Легенда о любви» – комп. А.Д. Меликов, балетм. М. Петипа, худ. С.Б. Вирсаладзе, постановка 1961; «Аполлон» – комп. И.Ф. Стравинский, балетм. Дж. Баланчин, худ. А .Бошан; постановка 1928 для «Русских сезонов» С.П. Дягилева, премьера в Мариинском театре 1998; «Юноша и смерть» – на муз. И.-С. Баха («Пассакалия»), балетм. Р. Пети, декорации Ж. Вакевича, костюмы К. Берара, постановка для «Ballet de Champs Elysee» 1946, премьера в Мариинском театре 1998; «Средний дуэт» – комп. Ю. Ханин, балетм А. Ратманский, декорации М. Махарадзе, костюмы М. Махарадзе и Т. Котегова, премьера 1998.

[284] Не обходится и без обескураживающих работ. Так, долгожданная премьера балета «Весна священная» балетмейстера Е. Панфилова в 1997 г. прошла в декорациях И. Карузо.

[285] «Спящая красавица» – комп. П.И. Чайковский, балетм. М.И. Петипа (реконструкция хореографического текста С. Вихарева), декорации М.И Бочаров, м.а. Шишков, К.М. Иванов, И.П. Андреев, Г. Левот (реконструкция А. Войтенко), костюмы И.А. Всеволожский (реконструкция Е. Зайцева), реконструкция спектакля 1890 г., премьера 1999; «Баядерка» – комп. Л.Ф. Минкус, балетм. М.И. Петипа (реконструкция хореографического текста С. Вихарева), декорации М.И. Бочаров, Г.Г. Вагнер, И.П. Андреев, А.А. Роллер (реконструкция М. Шишлянников), костюмы Е. Пономарев (реконструкция Т. Ногинова) реконструкция спектакля 1900 г., премьера 2002; «Щелкунчик» – комп. П.И. Чайковский, либретто и сценарный план М.И. Петипа в обработке М.М. Шемякина (по сказке Э.-Т.-А. Гофмана), балетм. К. Симонов, декорации, костюмы и постановка М.М. Шемякин, худ. по свету В. Лукасевич, 2001.

[286] Ф.Б. [Булгарин Ф.В.] Большой театр // Северная пчела. 1838. 1 янв. № 1. – С. 2; В.В.В. [Строев В.М.] Александринский театр // Северная пчела. 1835. 4 окт. № 223. С. 901.

[287] «Дон Кихот» – комп. Л.Ф. Минкус, худ. П.А. Исаков, И. Шангин, Ф.И. Шеньян, 1871; «Шехеразада» – на муз. одноим. симф. сюиты Н.А. Римского-Корсакова, балетм. М.М. Фокин, худ. Л.С. Бакст; 1910, Париж, труппа «Русский балет С.П. Дягилева»; «Жар-птица» – комп. И.Ф. Стравинский, балетм. М.М. Фокин, худ. А.Я. Головин (декорации и костюмы) и Л.С. акст (костюмы Жар-Птицы и Царевны Ненаглядной Красы); 1910, Париж, труппа «Русский балет С.П. Дягилева».

[288] «Лаура и Генрих, или Трубадур» – комп. К.А. Кавос, балетм. Ш. Дидло, худ. Дж. Корсини, 1819; «Месть и торжество Амура» – худ. А. Каноппи, 1828; «Дева Дуная» – комп. А. Адан, балетм. Ф. Тальони, худ. Г.Г. Вагнер, 1880.

[289] Среди наиболее известных балетов, оформленных художником: «Амур и Психея» – комп. К.А. Кавос, балетм. Ш. Дидло, худ. П.-Г. Гонзаго и Д. Корсини, 1810; «Сандрильона» комп. Д. Штейбельт, балетм И.И. Вальберх и О. Пуаро, худ. П.-Г. Гонзаго (декорации) и Бабини (костюмы), 1815 – оба Большой Каменный театр.

[290] В 1800-1817 гг. Гонзаго написал ряд трактатов: «Музыка для глаз и театральная оптика» (1800, 1807), «Сообщение моему начальнику или разъяснение театрального декоратора» (1807), «Мнение театрального декоратора Гонзага об экономии зрелищ» (1815). См. в кн.: Гонзага П.-Г. Жизнь и творчество [Монографическое исследование и предисловие Ф.Я. Сыркиной. Сочинения]. М., 1974.

[291] За 45 лет службы в императорских театрах (с 1834 по 1879) А.А. Роллер создал декорации и машины более чем к 90 балетам, участвовал в оформлении постановок Ф. Тальони: «Сильфида» (комп. Ж. Шнейцхоффер, балетм А. Титюс по Ф. Тальони, 1835), «Дева Дуная» (комп. А. Адан, 1837), «Тень» (комп. Л.-Ф. Мауер, 1839), «Жизель» (комп. А. Адан, балетм. А. Титюс по Ф. Тальони, 1842), Ж. Перро: «Фауст» (комп. Ч. Пуни и Дж. Паницца, 1854 и 1867) и М.И. Петипа: «Дочь фараона» (комп. Ч. Пуни, 1862), «Корсар» (комп. А. Адан, 1863), «Царь Кандавл» (комп. Ч. Пуни, 1868), «Катарина, дочь разбойника» (комп. Ч. Пуни, 1870),»Баядерка» (комп. Л.-Ф. Минкус, 1877).

[292] «Каменный цветок» (комп. С.С. Прокофьев, 1957) и «Легенда о любви» (комп. А.Д. Меликов, 1961) – оба балетм. Ю.Н. Григорович; худ. С.Б. Вирсаладзе.

[293] «Берег надежды» комп. А.П. Петров, балетм. И.Д. Бельский, худ. В.И. Доррер, 1957; «Ленинградская симфония» – на муз. 1-й части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича; балетм. И.Д. Бельский, худ. М.А. Гордон, 1961; «Двенадцать» – комп. Б.И. Тищенко, балетм. Л.В. Якобсон, худ. Э.Г. Стенберг, 1964.

[294] В 1958 г. в Мариинском театре гастролировала ослепительная балетная труппа Гранд Опера, затем изящная Лондонский королевский балет, в 1962 г. – труппа «New york City Ballet», ставшая «Балетом Баланчина», в 1974 г. – Марсельский балет, в 1978 г. – труппа М. Бежара.

[295] Цит. по кн.: Русский балет и его звезды / Под. ред. Е.Я. Суриц. – М.: Научн. изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Борнмут: Паркстоун, 1998. С.143.

[296] «Родные поля» – комп. Червинский, балетм А.Л. Андреев и Н.М. Стуколкина, 1953; «В порт вошла “Россия”» – комп. В.П. Соловьев-Седой, балетм. Р.В. Захаров 1964, – оба Театр им. С.М. Кирова.

[297] «Испанские миниатюры» –на народную музыку в оркестровке Сауко, балетм. Херардо Виана Гомес де Фонсеа, 1967 (поставлены после гастролей труппы испанского балета под руководством А. Руиса Солера, прошедших в 1966 г.), «Вечер старинной хореографии»: Па-де-де из балета «Бабочка» Ж. Офенбаха (по М. Тальони), «Качуча» из балета «Хромой бес» комп. К. Жид, «Па-де-сис» из балета «Маркитантка» Ч. уни (по А. Сен-Леону) – все балетмейстер П. Лакот, худ. Ш.С. Пастух (декорации) и Г.В. Соловьева (костюмы), (поставлены в Парижской Гранд Опера в 1979 г. и перенесены на сцену театра им. С.М. Кирова в 1979 г.).

[298] «Пульчинелла» — на муз. И.Ф. Стравинского (на темы Жд.-Б. Перголезе), балетм. Ф.В. Лопухов, худ. В.В. Дмитриев, 1926; «Медный всадник»– комп. Р.М. Глиер, балетм. Р.В. Захаров, худ. М.П. Бобышев, 1949; «Шурале» – («Али-Батыр»), комп. Ф.З. Яруллин (инструментовка и новая редакция В. Власова и В. Фере), балетм. Л.В. Якобсон, худ. А.И. Птушко, Л.И. Ильчин, И.В. Вано, 1950; «Каменный цветок» – комп. С.С. Прокофьев, балетм. Ю.Н. Григорович, худ. С.Б. Вирсаладзе, 1957; «Сотворение мира» – по мотивам сатирических рисунков Ж. Эффеля, комп. А.П. Петров, сцен. и балетм. В.Ю. Василев и Н.Д. Касаткина, худ. Э.Г. Стренберг, 1971.

[299] «Серенада» – муз. П.И Чайковского (Серенада до мажор для струнных инструментов), балет подвергся нескольким редакциям Дж. Баланчина (1934-1935-1940-1941) и окончательный облик обрел в 1948, когда вошел в постоянный репертуар «New york City Ballet» а костюмы исполнила В.Каринская; «Па-де-де» – муз. П.И. Чайковского, костюмы исполнила В. Каринская (премьера состоялась в 1960 г. в «New york City Ballet», премьера в Мариинском театре 1998).

[300] «Симфония до мажор» («Хрустальный дворец») – на муз. Ж. Бизе (Симфония № 1, до мажор), балетм. Дж. Баланчин, постановка Д. Тараса, П. Нири, классические балетные костюмы по эскизам И. Пресс (постановка 1948 для балетной труппы Гранд Опера, премьера в Мариинском театре 1996), «Драгоценности» – на муз. Г. Форре, И.Ф. Стравинского, П.И. Чайковского, балетм. Дж. Баланчин, (постановка 1967, премьера в Мариинском театре 2000).

[301] Баланчин Д., Мэйсон Ф. 101 рассказ о большом балете / Пер. с англ. У. Сапциной. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. С. 102.

[302] «Spring and Fall (Весна и осень)» на муз. А. Дворжака (Серенада для стунных ми мажор, соч. 22), декорации, костюмы, свет Дж. Ноймайер, постановка 1991 для State Opera, Гамбург; «Now and then (Теперь и тогда)» на муз. М. Равеля (Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, 1930-1931), декорации и костюмы З. Браун, свет Дж. Ноймайер, постановка 1993 для Национального балета Канады, Торонто; «Звуки пустых страниц», на муз. А. Шнитке (Концерт для альта с оркестром, 1985), декорации, костюмы, свет Дж. Ноймайер, постановка 2001 для Мариинского театра.

[303] Обращение хореографа к музыке Шнитке есть дань памяти композитора и друга, который подчеркивал мемориальный характер своего сочинения: «Концерт для альта имеет в каком-то смысле завершающее значение, ведь спустя девять дней после окончания работы у меня случился инсульт…







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.