Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления управления в современных условиях



Управление — сложный процесс, требующий знаний политэко­номии, права, специальных наук, философии, педагогики и пси­хологии и других наук.

Теория управления в нашей стране разрабатывается сравни­тельно недавно и притом, в основном, с экономической и техни­ческой сторон. Мало затрагиваются психологические вопросы управления, хотя сама жизнь выдвигает эти проблемы на пере­дний край.

Управление упирается в проблему руководства людьми и коллективами. Следовательно, теория управления должна раз­рабатываться как синтетическая наука, включающая следующие аспекты: экономический, правовой, кибернетический, психоло­гический [1].

Социально-психологические аспекты повышения уровня орга­низации труда и управления включают в себя [2]:

а) создание и развитие трудового коллектива;

б) руководство коллективом;


ТемаЗ. Управление в современных услоешглг...

в) ускорение процесса освоения и закрепления новичков; т) улучшение социально-психологического микроклимата » коллективе;

д) усиление материального и морального стимулирования
труда;

е) ликвидацию причин, вызывающих текучесть и нерацио­
нальное движение кадров;

ж) вовлечение каждого члена коллектива в активную профес­
сиональную деятельность — научно-поисковую работу.

Управленческий цикл состоит из [1,3]:

1) сбор и анализ информации;

2) постановка целей и задач;

з) планирование;

4) подготовка и принятие решений;

5) доведение задач до исполнителей;

6) мобилизация и стимуляция исполнителей;

7) контроль;

8) оценка результатов.

Социально-психологический аспект управления включает в себя создание модели современного руководителя. За основу модели мы берем следующие компоненты [2J:

1) общая характеристика;

2) типы руководителей;

3) способности;

4) авторитет;

5) подготовленность;

6) моральные качества;

7) характерологические качества.
Руководители бывают 4-х типов:

а) ориентированный на мнения вышестоящего звена;

б) ориентированный на мнения «случайных» людей;

в) ориентированный на мнение подчиненных;

г) ориентированный на коллективное обсуждение всех воп­
росов жизни и деятельности коллектива.

Независимо от типизации руководителей эффективность ру-

63


Лситлоаия управления

ководства определяется некоторыми, на наш взгляд, существен­ными критериями [1,3]:

а) психологический климат в коллективе;

б) текучесть кадров;

в) авторитет руководителя;

г) производительность труда, качество выпускаемой продук­
ции, уровень подготовленности — профессионализм работ­
ников;

д) травматизм;

е) научная организация труда.

Динамизм и гибкость в руководстве — основное условие ус­пехов в деятельности коллектива.

Очень важно единство воли руководителя и членов кол­лектива. Стиль руководства должен меняться в зависимости от уровня сознательности и дисциплины членов данного кол­лектива.

Проблема способности к организаторской деятельности, не­смотря на ее огромную техническую и практическую значимость, слабо разработана в нашей литературе. В общей модели руко­водителя можно выделить [3]:

I. Формальные данные.

II. Подготовленность к руководству:

1) общее и профессиональное образование;

2} опыт работы по профессии;

3) профессиональная компетентность (знания, умения, навыки);

III. Моральные качества:

1) убежденность;

2) принципиальность;

3) чувство долга;

4) трудолюбие;

5) чуткость и внимательность к людям.

IV. Характерологические качества:

1) общительность;

2) скромность;

3) уравновешенность;

4) решительность;

5) твердость.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.