Дети разные - их надо изучать
Для того чтобы работа вожатого была максимально эффективна необходимо знать индивидуальные особенности, в том числе психо-физиологические качества, способности, потребности, интересы, увлечения детей, с которыми предстоит работа на смене. Детей, приехавших в центр надо постоянно изучать. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую. Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
Основные задачи диагностики в ФДЦ « Смена»: · определить уровни развития ребёнка; · обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону; · увидеть норму и отклонение; · проанализировать полученные факты; · установить причины изменений; · выработать план дальнейшей воспитательной деятельности по результатам диагностики. Работая с диагностическими методиками, вожатый должен придерживаться следующих правил:
Что нужно изучать? 1. Внешние данные подростка: рост, вес, физические данные, развитие, перенесенные заболевания, и их последствия, нарушения функций органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, отклонения в строении тела. 2. Двигательные возможности. Нормальная и ненормальная координация движений, свойства мимики, умеренная или повышенная жестикуляция, особенности походки, состояние эмоциональных и мыслительных реакций. 3. Слабости речи, интонации силы голоса, словарный запас, умение контролировать разговорную речь, логичность построения фраз, выражение мысли. 4. Внешние данные. Аккуратен, опрятен, чистоплотен, причесан или неряшлив и т.д. 5. Интеллект. Преобладающий тип мышления (конкретно-образный, абстрактно-логический, практический), умственные возможности (быстрота постижения нового материала и т.д.), аналитические способности, творческие способности (умение выдвигать идеи, находить способы их решения и т.д.), наличие др. способностей (худ., артистические, спортивные, музыкальные, технич. т.д.). 6. Эмоционально-чувственная сфера: темперамент, степень возбудимости НС (раздражителен или спокоен); чувства (доброты, долга, справедливости, такта, юмора и т.д.); 7. Отношение к делу. Оценка деловых качеств учащихся, отношения к учебе и трудовой деятельности, общественным поручениям. 8. Общественная и нравственная направленность личности. 9. Увлечения и способности 10. Отношение учащегося к самому себе: интерес к себе: удовлетворен собой или наоборот; самооценка; осознание своего «Я». Способность к самоанализу, самокритике, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию. Некоторые методики изучения[1] Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, сопровождающего его. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка. Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний. Метод наблюдениядает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках. Методы опроса, тестыдают возможность изучить различные качества ребенка. Лучше использовать, разработанные учеными и проверенные опытом. В ФДЦ « Смена» проводится общее для всех детей анкетирование в начале и конце смены. Цель анкетирования детей в организационный период: определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену. Анкета оргпериода Дорогой друг! Мы рады видеть тебя в нашем Центре. Нам очень хочется сделать твой отдых интересным и незабываемым. Но для этого нам необходимо с тобой познакомиться, узнать, что тебе интересно, чем бы ты хотел заниматься. Для этого мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. 1. Название смены___________ Твой возраст________________Твой пол (муж жен) 2. Я приехал в Центр, чтобы…..(выбери только один пункт) А) найти новых друзей и знакомых; Б) получить новые знания; В) выявить свои возможности; Г) укрепить здоровье; Д) весело и интересно провести время; Е) твой вариант ответа________________________________________________ 3. В лагере я бы хотел заниматься…… А) петь; Б) танцевать; В) заниматься спортом Г) организовывать различные мероприятия; Д) посещать творческие мастерские Е) ничего не делать, просто отдыхать; Д) твой вариант ответа________________________________________________ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|