Здавалка
Главная | Обратная связь

Дети разные - их надо изучать



Для того чтобы работа вожатого была максимально эффективна необходимо знать индивидуальные особенности, в том числе психо-физиологические качества, способности, потребности, интересы, увлечения детей, с которыми предстоит работа на смене. Детей, приехавших в центр надо постоянно изучать. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить возможности педагогического влияния;
  • определить основные параметры педагогического взаимодействия

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития детей;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с ребенком.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для демонстрации ребенку его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в ФДЦ « Смена»:

· определить уровни развития ребёнка;

· обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

· увидеть норму и отклонение;

· проанализировать полученные факты;

· установить причины изменений;

· выработать план дальнейшей воспитательной деятельности по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, вожатый должен придерживаться следующих правил:

  • содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат;
  • диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • любые результаты исследования должны служить не во вред детям , а во благо.
  • по результатам диагностического исследования должны определяться новые педагогические задачи.
  • необходимость педагогической диагностики должна разъясняться детям.

Что нужно изучать?

1. Внешние данные подростка: рост, вес, физические данные, развитие, перенесенные заболевания, и их последствия, нарушения функций органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, отклонения в строении тела.

2. Двигательные возможности. Нормальная и ненормальная координация движений, свойства мимики, умеренная или повышенная жестикуляция, особенности походки, состояние эмоциональных и мыслительных реакций.

3. Слабости речи, интонации силы голоса, словарный запас, умение контролировать разговорную речь, логичность построения фраз, выражение мысли.

4. Внешние данные. Аккуратен, опрятен, чистоплотен, причесан или неряшлив и т.д.

5. Интеллект. Преобладающий тип мышления (конкретно-образный, абстрактно-логический, практический), умственные возможности (быстрота постижения нового материала и т.д.), аналитические способности, творческие способности (умение выдвигать идеи, находить способы их решения и т.д.), наличие др. способностей (худ., артистические, спортивные, музыкальные, технич. т.д.).

6. Эмоционально-чувственная сфера: темперамент, степень возбудимости НС (раздражителен или спокоен); чувства (доброты, долга, справедливости, такта, юмора и т.д.);

7. Отношение к делу. Оценка деловых качеств учащихся, отношения к учебе и трудовой деятельности, общественным поручениям.

8. Общественная и нравственная направленность личности.

9. Увлечения и способности

10. Отношение учащегося к самому себе: интерес к себе: удовлетворен собой или наоборот; самооценка; осознание своего «Я». Способность к самоанализу, самокритике, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию.

Некоторые методики изучения[1]

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, сопровождающего его. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка. Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Метод наблюдениядает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Методы опроса, тестыдают возможность изучить различные качества ребенка. Лучше использовать, разработанные учеными и проверенные опытом.

В ФДЦ « Смена» проводится общее для всех детей анкетирование в начале и конце смены.

Цель анкетирования детей в организационный период: определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену.

Анкета оргпериода

Дорогой друг!

Мы рады видеть тебя в нашем Центре. Нам очень хочется сделать твой отдых интересным и незабываемым. Но для этого нам необходимо с тобой познакомиться, узнать, что тебе интересно, чем бы ты хотел заниматься. Для этого мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Название смены___________ Твой возраст________________Твой пол (муж жен)

2. Я приехал в Центр, чтобы…..(выбери только один пункт)

А) найти новых друзей и знакомых;

Б) получить новые знания;

В) выявить свои возможности;

Г) укрепить здоровье;

Д) весело и интересно провести время;

Е) твой вариант ответа________________________________________________

3. В лагере я бы хотел заниматься……

А) петь;

Б) танцевать;

В) заниматься спортом

Г) организовывать различные мероприятия;

Д) посещать творческие мастерские

Е) ничего не делать, просто отдыхать;

Д) твой вариант ответа________________________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.