Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура в жизни народа на страницах татароязычной печати



Пресса очень часто становится средством, инструментом для выявления и огласки, а зачастую и разрешения проблем в области культуры. Культура – понятие широкое. В общественном сознании она отождествляется с театром, кино, развлечениями. Для членов аудитории газет и журналов культура – это досуг, времяпровождение.

В основном, материалы в печати освещают знаменательные события, происходившие в области культуры республики. Это заметки о новых постановках в театрах, о проводимых в республике театральных и кинофестивалях, о больших и малых концертах; это и серьезные статьи-размышления о месте и значении представленных событий в судьбе татарского народа. Значительное место на полосах газет отводится интервью с режиссерами, руководителями, организаторами, со «звездами» и «звездочками», которые загораются, гаснут или остаются светить на культурном «небосклоне».

Эта тематика особо активно освещается на страницах газет «Ватаным Татарстан», «Шәһри Казан», «Мәдәни җомга», журналов «Сөембикә», «Идел», «Сәхнә». Но не только: практически в каждом печатном СМИ имеются профильные рубрики.

Например, в газете «Ватаным Татарстан» интервью с народной актрисой РТ, артисткой камаловского театра Фирдавес Ахтямовой представлена под рубрикой «Шәхесләребез» (Личности), где героиня рассказывает журналисту Г.Хисаметдиновой о творческой жизни актрисы, делится впечатлениями относительно режиссеров театра и кино и воспоминанями, как снимался художественный фильм на татарском языке, где она сыграла главную роль[196].

В другой рубрике этой же газеты – «Гамьле әңгәмә» (Важная беседа) – журналист А.Хасанова ведет беседу с народной артисткой РФ и РТ, лауреатом Государственной премии им. Г.Тукая Зилей Сунгатуллиной. Отрадно, что это не просто дежурная беседа, посвященная юбилею любимой артистки, а богатый на размышления о дальнейшей судьбе национального оперного искусства и не совсем светлого будущего театра оперы и балета. Певица выражает свою боль и разочарование в том, что нынешнему руководству театра оперы и балета не нужны молодые исполнители, им гораздо прибыльнее и важнее приглашать на премьеры московских исполнителей[197].

Каждый год осенью татароязычные газеты и журналы, да и не только они, а вся республиканская печать, публикует объемные репортажи, рецензии и статьи по поводу важного события в культурной жизни Татарстана – о Международном кинофестивале мусульманского кино. Если пять лет назад (именно в 2005 году он прошел впервые) это были восторженные отклики, то через некоторое время стали появляться материалы с четким вопросом – существует ли такое явление, как татарское кино. Теперь же проведение фестиваля рождает другие вопросы, которые четко и ясно отражаются в татароязычной прессе. Они касаются не татарского кино вообще, а конкретно фестиваля. Что такое «мусульманское кино» и какие фильмы имеют право участвовать на этом фестивале – вот, пожалуй, два самых популярных вопроса, которые звучат в журналистских материалах. В качестве примера можно привести статьи А.Шаймарданова «Алтын мөнбәр»гә кем хуҗа?» (Кто хозяин «Золотого минбара»?)[198] и Г.Хисаметдиновой «Аңлаша алдыкмы?» (Смогли ли понять друг-друга?)[199].

Культурная жизнь кипит и бурлит не только в центрах – Казани, Набережных Челнах, но и в маленьких городах, районах и селах, о чем очень часто пишет газета «Мәдәни җомга», например, об обновлении здания Буинского театра[200]. В этой заметке речь идет о главной проблеме этого театра – отсутствии собственного здания. Но нам, читателям, рассказали только об открытии нового здания театра. Значит, проблема разрешена.

Но в то же время очень часто встречаются материалы, где напрямую перечисляются проблемы, возможно даже без путей их разрешения, например, о том, как в сельской местности 7% клубных учреждений совсем развалены, 566 клубов нуждаются в капитальном ремонте, что в настоящее время в клубах работает 371 народных коллектива, но им почти не оказывается финансовая помощь, и что в республике в 1000 жилищных пунктах отсутствуют клубные учреждения, в 300 – клубные здания в полуразваленном состоянии и не пригодны. Именно такие проблемы были озвучены Министром культуры РТ Зилей Валиевой в статье «Мәдәни кыйммәтләр – асыл байлыгыбыз» (Культурные ценности – настоящее богатство)[201]. Это большая проблема села, где местный клуб является единственным местом проведения досуга немногочисленной сельской молодежи. Особенно это касается глубинок – маленьких деревень, где клубы заброшены, развалены и уже нет никаких надежд на их восстановление. Единственное средство развлечения в таких деревнях – телевизор и две программы вещания.

В таком же ключе поднимается еще одна проблема – судьба современной книги. О ней не раз писала газета «Мәдәни җомга». Рыночные отношения очень сильно понизили позиции печатной книги. Перестала существовать централизованная система книгообеспечения, тем самым ухудшая состояние книжных магазинов[202]. Это было в 1990-х годах. К сожалению, и на сегодняшний день книгоиздание не в лучшем положении: в библиотеках республики старые и обветшалые книги составляют 60% от всех книг, обеспечение новыми книгами в 2007 году составил лишь 2,6%, хотя по международным стандартам этот показатель должен быть не менее 5%[203].

В газетах так же остро поднимается тема о народных промыслах в связи с вопросами о развитии туризма в Татарстане и, соответственно, изготовлении национальных сувениров. Статья Г.Галимзяновой и Р.Газизуллиной «Читек-чүәк киябезме?» (Носим ли чуаки-ичиги?) рассказывает о почти забытом нынешним поколением искусстве изготовления вышитой национальной обуви. К счастью, журналисты нашли единственное в республике предприятие, где продолжают выпускать такую почти сувенирную продукцию, в определенной степени являющейся частью национального костюма и своеобразной визитной карточкой республики. Конечно же, авторы не могли не поднять вопрос о сохранении и продолжении такой деятельности, сохраняющей самобытность и национальные традиции татарского народа. В выводах журналистского материала озвучивается вселяющая надежду мечта руководителя этого предприятия о создании «деревни мастеров», где бы обучали молодежь этому искусству[204].

Эти проблемы, мелкие на первый взгляд, имеют глубокие корни. Многое уже пропало, уничтожено, забыто, а люди должны знать свои культурные традиции, и кто, как не журналисты, должны способствовать этому.

О проблемах в области культуры очень часто пишет газета «Мәдәни җомга», оно и понятно, ведь это издание в недалеком прошлом было учреждено именно для освещения и разрешения проблем, существующих в области культуры, а также для освещения деятельности представителей культуры – писателей и поэтов, музыкантов и исполнителей, художников и скульптуров и т.д.

Да, проблем много, но их нельзя бояться. Ведь читатели должны быть в курсе не только ярких, знаменательных событий в области культуры, но и знать, понимать и видеть проблемы.

К сожалению, стоит отметить тот факт, что журналисты, пишущие о культурной жизни республики, не считая редких случаев, не являются специалистами в этой области, у них не хватает знаний, они не обладают художественным видением и, даже самообразованием в этой области мало кто занимается. Получается, что эти журналисты, в силу своей некомпетентности в этой сфере, не могут соответствовать возложенным на них задачам. Зачастую их материалы сводятся к информированию о предстоящих культурных событиях и итогах их проведения. Поэтому СМИ часто обращаются к авторитетным источникам - авторам-нежурналистам, в этой области: театральным критикам, актерам, профессиональным исполнителям песен, музыкантам, художникам, режиссерам и т.д. Такой опыт работы значительно обогащает и насыщает контент материалов СМИ.

Например, выступление перед зрителями под фонограмму в настоящее время часто становится предметом осуждения со стороны журналистов. На эту же тему иногда выступают и сами артисты. Например, музыкант и исполнитель Кирам Сатиев выражает свое крайне отрицательное отношение к такому исполнению и отмечает, что сам никогда в жизни не стоял перед своими зрителями, подыгривая фонограмме[205].

Таким образом, участие представителей культуры в освещении культурных тем в печати не только интересно и информативно, но и полезно, потому что такие материалы, конечно же, заставляют читателя задумываться, ведь пишет об этом не сторонний наблюдатель, а человек, который очень хорошо разбирается в данном вопросе.

Система культуры на сегодняшний день включает в себя и такое явление, как «шоу-бизнес». Представители шоу-бизнеса очень активно сотрудничают с прессой, оно и понятно: любой материал в газете или журнале – это уже реклама. Поэтому они с удовольствием соглашаются давать интервью, а чаще всего сами обращаются в редакции газет и журналов с предложением написать о них.

Зачастую мнения представителей шоу-бизнеса находят место в популярных негосударственных, так называемых «желтых» изданиях. Например, в газете «Акчарлак» существует рубрика «Без әйтмәдек» (Это не мы сказали), где они рассказывают о себе, а иногда и о своих коллегах. Например, певица Айгуль Бариева делится впечатлениями о поездке в Египет с семьей другой исполнительнице песен Лилии Муллагалиевой[206]; музыкант Кирам Сатиев информирует об открытии музея в его родной деревне в Актанышском районе[207], солист группы «Эссе» Нияз Валиев сообщает о помолвке и никахе со своей девушкой[208].

Аудитории всегда интересна личная жизнь их любимых артистов. Журналисты в этом отношении идя на поводу у читателей, зачастую публикуют материалы, затрагивающие именно личную жизнь. Например, в материале («Туй көнне Диләнең кәефен кырганнар» (В день свадьбы Дилю расстроили) автор рассказывает о прошедшей недавно свадьбе популярной исполнительницы Дили и ее мужа Марата Мухина – тоже известного композитора и аранжировщика: сколько было гостей, сколько стоило свадебное платье, хотят ли молодожены иметь ребенка...[209]

Подобные рубрики и материалы вроде бы очень информативны, в этом им не откажешь, но их вклад в развитие культуры, конечно же, очень спорен.

Вызывает сожаление и тот факт, что наблюдается ограниченность жанрового диапазона публикаций на эти темы. Зачастую страницы газет и журналов заполнены интервью с некомпетентными вопросами и поверхностными ответами в общих фразах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.