Здавалка
Главная | Обратная связь

Специализированные и светские издания



Религия – часть нашей жизни. Ни одно общество не может существовать без религиозных верований и убеждений. Религий много, но под словами «религия», «религиозный» татарские читатели, несомненно, представляют единственную религию – Ислам. Религиозная, т.е. исламская тематика в печати появилась сразу же с появлением у татар газет и журналов. Конечно, в годы СССР данная тематика раскрывалась лишь с атеистической точки зрения, но после распада советской идеологии начинается новая эра освещения исламской тематики в татароязычной печати. Появляются религиозные рубрики и приложения светских изданий, а также начинают издаваться собственные газеты и журналы с исламским направлением, параллельно стал развиваться особенный жанр – жанр проповеди в татарской печати.

С 1992 года начали выходить и продолжают издаваться издания «Иман» (надо отметить, что некоторые номера были изданы арабской графикой), «Ислам нуры» (Луч Ислама), «Мөслимә» (Мусульманка), «Дин вә мәгыйшәт» (Религия и жизнь), «Ислам info», «Фатиха» (Наставление), а также ведутся рубрики в светских газетах «Ватаным Татарстан», «Шәһри Казан», «Мәдәни җомга».

Все религиозные газеты призваны освещать, вести разъяснительную работу, пропагандировать, но в зависимости от издателя, главного редактора, собственной аудитории, они достаточно отличаются друг от друга. Так, газеты «Дин вә мәгыйшәт» и «Ислам нуры», будучи органами Духовного управления мусульман, в основном освещают мероприятия или деятельность данной организации. «Иман» и «Мөслимә» – издания Исламского культурного центра, поэтому на их страницах чаще находят место события из жизни мусульман всей России. В репортажах или отчетах в газете «Мөслимә» освещаются события, организованные женскими мусульманскими организациями.

Для всех этих изданий имеется общее свойство – почти в каждом номере публикуются пятничные проповеди, выступления религиозных деятелей, а также отрывки из книг. Очень часто издания не обращаются в услугам профессиональных журналистов. Данное явление объясняется тем, что среди журналистов мало компетентных в этой области специалистов. Но это не значит, что газеты не поднимают проблемы, присущие современному обществу. Тем не менее, объясняются они с точки зрения религиозного мировоззрения.

Например, в статье «Мөслимә туташ» Ф.Ханнанова пишет о национальном воспитании, национальной этике, особенно о воспитании девочки[233]. В пятничной проповеди, опубликованной в газете «Иман», остро поднимается одна из проблем современного мира – огромное количество природных и техногенных катаклизмов. По мнению автора, они являются ответом Создателя представителям киноиндустрии, заполнившим экраны разнообразными фильмами с вымешленными катастрофами и крушениями[234].

Очень часто сложно обозначить жанр материала, много языково-стилистических ошибок, одним словом, наблюдается недостаточная работа в создании и редактировании журналистских материалов для газет религиозного направления. К сожалению, среди авторов мусульманских газет очень часто бытует мнение, что количество выше качества в отношениях газет и опубликованных материалов, хотя это противоречит не только канонам журналистики, но и Ислама – ведь сказано в хадисах, что «Аллах сам красив и любит красоту».

В специализированных рубриках светских изданий дело обстоит скорее наоборот. В основном эти рубрики готовятся и редактируются профессиональными журналистами, более-менее компетентными в вопросах религии. Но и с содержательной стороны они отличаются от сугубо мусульманских изданий. Если специализированная пресса, принимая без всяких нареканий и споров мусульманскую идеологию как самую праведную, в основном рассказывает об Исламе, объясняет религиозные явления и события, пишет о том, каким должен быть настоящий мусульманин, защищают Ислам, учат мусульманским ритуалам, то в светских изданиях в основном это полемика вокруг религии, где поднимаются такие вопросы, как например: нужна ли нам вообще религия или нет, является ли религия двигателем прогресса или фактором упадка общества.

Например, читатели ищут ответ на вопрос, можно ли читать намазы на татарском языке[235], поднимают проблему восстановления религиозной системы образования[236]; ведут полемику о роли религии в жизни татар, о том, какой она должна быть у татар[237].

Одним словом, если в специализированных изданиях вопросы религиозного характера поднимаются со знанием дела более компетентными представителями в этой области, но менее грамотными в журналистике, то в светских изданиях все это происходит с точностью наоборот: авторы религиозных рубрик светских газет нередко допускают фактические ошибки, что объясняется отсутствием знаний в этой области.

Нельзя сказать, что исламские издания удовлетворяют полностью потребностям религиозного населения. Их характеризуют однообразие, инертность, малое количество аналитических материалов, отсутствие сильных публицистических выступлений. Для светских изданий не существует проблем, касающихся оформления или стиля, в них поднимаются актуальные проблемы, выступают публицисты, много аналитических материалов. Но в то же время в них встречается ироническое, а нередко и издевательское отношение к Исламу, что объясняется полемическим характером журналистики, но не всегда воспринимается представителями Ислама.

 

«Четвертая власть» и общество:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.