Здавалка
Главная | Обратная связь

Районная печать Татарстана вчера, сегодня, завтра



 

Особый интерес представляет собой функционирование районной печати Татарстана, являющейся одной из наиболее мощных компонент государственной периодики не только в масштабах республики, но и России в целом. К тому же в низовой печати, как в зеркале, отражаются все проблемы материального состояния издания, его кадровой политики, отношений с учредителем (издателем). В этом смысле районные газеты в Татарстане – это концентрация ряда симптоматических признаков их внутреннего неблагополучия.

Что мы обычно видим, беря в руки типичную районную газету? Официозные отчеты в лучших традициях советских времен, признания заслуг, ход заготовок зерна, сводки по молоку, мясу или уборке сельхозкультур, еле различимый (из-за низкого качества печати) портрет местного руководителя или передовика какого-нибудь соревнования, на худой конец – застывшее фото комбайна в поле...

Сегодня районные газеты в Татарстане являются низовым звеном официальной печати, которое полностью финансируется государством и остается исправным летописцем жизни провинции. Здесь, конечно же, есть весьма «продвинутые» издания. Это, например, «Зеленодольская правда», «Бугульминская газета», «Челнинские известия», «Нижнекамская правда». Они хороши не только по исполнению верстки, но и по качеству журналистских материалов. Но преобладает в местной печати все-таки «серый» безликий контингент. В основном это сельские газеты, нередко не только не успевающие за техническим прогрессом по объективным причинам, но и не желающие проводить дальновидный маркетинг, питающие иждивенческие настроения.

Во многом именно по этой причине районные газеты испытали в последние годы общий для российской печати кризис в виде ощутимого сокращения тиражей. Но, как свидетельствует статистика, в целом этот кризис не был столь всеобъемлющ и разрушителен, как для федеральных изданий. По последним дороговизна ударила куда сильнее. Если тиражи федеральных изданий в 1992-1993 годах упали, по сравнению с партийно-советскими временами, в десятки раз, то у районных, по данным Государственного книжного архива РТ, – в 2-4 раза. А вот уже в 1995 году, как отмечалось, например, в подписном отчете Минсвязи РТ, тиражи районок даже увеличились на 10%, хотя на федеральные и республиканские издания продолжали сокращаться и упали соответственно в 2,3 раза и на 29%. Можно говорить и о сопоставимости тиражей районных и республиканских газет. Так, у самой тиражной районной газеты «Ленинская правда» больше 20 тысяч подписчиков (в середине 1998 г. было 27 «рекордных» тысяч), а у общереспубликанской «Республики Татарстан» – почти 40 тысяч. Более того, на местах (особенно в городах) круг местной периодики за прошедшее десятилетие даже расширился, появились конкурирующие между собой издания. В результате заполнение районками подписки на местах, по данным Минсвязи РТ, составляет сегодня до 58-60% (как в Елабужском, Нижнекамском районах) от общей ее массы.

Таким образом, если сложить разовые тиражи всех районных газет, то получится цифра, приближающаяся к 250 тысячам экземпляров, что, по меньшей мере, в два раза больше тиражей официальных «Республики Татарстан» и «Ватаным Татарстан» вместе взятых.

По-своему глобально этот факт комментируют газета «Московские новости»: «Читателей провинциальных многотиражек в России значительно больше, чем жителей городов и подписчиков почтенной прессы. Они стояли многие годы молчаливо и терпеливо за спиной немногочисленных политиков, экономистов, журналистов. Стоило задним рядам неловко пошевелиться, как те, кто считал себя стоящим в авангарде общества, зашатались под их напором»[114]. Иными словами, стабильность всего общества в каком-то смысле основывается и на самом рядовом читателе низовой периодики.

Кстати, именно районные газеты одними из первых уловили дуновение времени и сменили так называемый идеологический фасад, решительно отказавшись от старых (навязанных сверху и обусловленных советской конъюнктурой) наименований в пользу нейтральных. Так, «Чистопольские известия», до 24 августа 1991 года назывались «Ленинский путь», а «Лениногорские вести» и «Нижнекамская правда» до 2008 года назывались соответственно «Заветами Ильича» (!) и «Ленинской правдой». Правда, особняком в этом ряду стоят пестречинская «Вперед», камскоустьинское «Красное знамя», альметьевское «Знамя труда», коллективы которых проявили принципиальную верность традициям.

Основное достоинство районных газет как раз в том, что в своей повседневной практике они используют богатое наследие советской журналистики. Здесь нужно назвать прежде всего их стремление к обеспечению действенности обратной связи с читателями посредством массовой работы, вдумчивому анализу поступающих писем, а также внимание к «мелочам жизни», бытовым заботам обыкновенного «маленького» человека. Ну, где еще можно почерпнуть, например, подробную программу местных телеканалов или прочитать рубрику местных «слухов и сплетен» вроде колонки «Шепоток во весь роток», которую исправно ведут «Высокогорские вести»!

Писать о положительном, о конкретном труженике, то есть обо всем том, чего нет больше ни в одном другом типе издания – вот как определяет свою задачу редактор бавлинской «Славы труду»[115]. Реакция читателей не заставляет себя ждать: один читатель алексеевской «Зари» назвал газету «зеркалом души»[116]. По его мнению, в районной газете рядовому подписчику несравненно легче опубликоваться, поплакаться в жилетку, пофилософствовать на отвлеченные темы, рассказать о каком-нибудь торжестве в узком кругу. При этом, как пишут те же «Московские новости», провинциальные газеты проникновенно патриотичны[117]. И потом, только районные издания (как, например, тетюшский «Авангард» или азнакаевский «Маяк») будут горделиво подписывать под логотипом, что их «газету получают Аппараты Президентов РФ и РТ, Российская государственная библиотека и Национальная библиотека РТ» (хотя обязательная рассылка – само собой разумеющееся для всех изданий страны). Согласитесь, подкупающая непосредственность! За ней, несмотря на бессильное осознание провинциальности, стоит демонстрация редакциями своей значимости.

Перечисленные качества, несомненно, отвечают особенностям менталитета рядового российского обывателя и способствовали сохранению и даже росту авторитета местной прессы. Они позволяют говорить о своеобразном ренессансе районной печати, который вполне вписывается в общую картину популяризации региональной российской печати. Что же касается тех же «федералов», то их упадку, помимо дороговизны, способствовали также несвоевременная доставка до подписчика и их собственные упущения – например, недооценка московскими журналистами значимости провинциальной информации, а главное, как выразилась, «Бугульминская газета», их надменные «партийные окуляры»[118].

Собственно, верный читатель у районной прессы был с начала ее основания, которое относится к начальным годам советской власти. Самые старейшие районные газеты – нынешние спасская «Новая жизнь» и елабужская «Новая Кама», возникшие в декабре 1917 года. Основной же массив тогдашней уездной печати возникает чуть позднее, в марте 1918 года. В Бугульме это «Советская республика», Буинске – «Власть труда», Мамадыше – «Наши дни», Мензелинске – «Известия Мензелинского совета крестьянских и солдатских депутатов», Тетюшах – «Голос пахаря», Чистополе – «Власть Советов».

В тридцатых годах в связи с реформой административно-территориального управления в Татарии появляется почти пять десятков районов – прежние уезды-кантоны были разукрупнены. Поэтому с марта 1930 года в большинстве новых районов стали выходить собственные газеты. «Вторая волна» оформления районной печати длилась почти на всем протяжении кампании по коллективизации села и сопровождалась беспрецедентным приобщением селькоров к газетному делу.

Свои изменения в системе районной печати были в начале пятидесятых годов – в связи с созданием областей и в шестидесятых годах – в ходе неудавшейся попытки укрупнить районы. Районные газеты возникали и в дальнейшем по мере открытия «большой нефти» и основания производств-гигантов – в Лениногорске, Альметьевске, Заинске, Нижнекамске, Набережных Челнах (у прилегающего новообразованного Тукаевского района стала выходить собственная газета – сегодняшний «Светлый путь»). Наконец, в 1993 году появились ныне самые молодые из районных газет – «Ютазинская новь» и «Кайбицкие зори».

Итак, значение районных газет в их совокупности и их влияние на общественное сознание трудно переоценить. Важная роль предавалась им в годы коллективизации, в периоды массовых кампаний – например, в годы освоения целины и хрущевского насаждения плантаций кукурузы. А вот чистопольская «Прикамская коммуна» в годы Великой Отечественной войны стала неформальным органом Союза советских писателей – столько с ней сотрудничало известных писателей, эвакуированных, как тогда говорили, в «камские Афины».

Сегодня в 43 районах Татарстана (помимо Казани и Набережных Челнов) выходит, по данным Государственной книжной палаты РТ, 84 районные газеты годовым тиражом 28,1 млн. экземпляров. Их периодичность чаще всего составляет 2-3 раза в неделю, но есть пятиразовые и еженедельники, как, например, «Ленинская правда» и «Новый Зай» соответственно.

35 районов имеют по две газеты – на русском и татарском языках. В настоящее время все они между собой не дублируются, то есть русская и татарские редакции в содержательном плане и при подготовке материалов не зависят друг от друга, хотя принципы размещения материалов одинаковы. Отсюда специфическая типология «районок» Татарстана – русско - и татароязычные. По содержанию они заметно различаются. Первые ориентированны общеэкономически, их читатель – среднестатистический «маленький человек» с его проблемами в море рыночных реформ. Вторые более узки в национальном смысле: они больше уделяют внимание проблемам суверенитета республики, татарской культуры, языка. Таким образом, татароязычные издания подчеркнуто социокультурны, или, как мы говорили, «этноцентричны»[119].

В двух районах – Балтасинском и Дрожжановском нет газеты на русском языке, ее заменяют издания соответственно на удмуртском (единственное подобное издание в Татарстане – «Азълане» (в переводе: «Труд»)) и чувашском языках. Еще в трех районах – Аксубаевском, Буинском и Нурлатском – имеется по три газеты: на татарском, русском и чувашском. Кстати, совокупный тираж буинской газеты в трех различных вариантах («Байрак», «Знамя» и «Ялав») делает ее в совокупности самой читаемой в республике среди районных изданий – около 11 тысяч подписчиков на 46,7 тысячи жителей района. Это наивысший показатель на душу населения. Именно по этим соображениям «Знамя» несколько лет подряд получало высшую награду республиканского конкурса «Хрустальная перо» в номинации «самая читаемая» (правда, среди специалистов идут споры, может ли количественный показатель игнорировать качество, профессионализм работников этой газеты).

И, наконец, в четырех районах – Актанышском, Атнинском, Сабинском и Тюлячинском (где доля татарского населения превышает 85-90 процентов) – газета выходит только на татарском языке. В 1998-1999 годах в Сармановском районе тоже временно не выходила русская «Сарман». Но, к всеобщему удовлетворению, проблема тиражности (до закрытия – всего 84 «рекордных» экземпляра[120]) была преодолена. Правда, сейчас ее тираж снова оказался низким – 116 экземпляров.

Внешний вид районок различается в основном по тому, где выходит газета: в районе с центром-городом или селом. Соответственно специалистами выделяется основная типология районных газет – городские и сельские. В городах районки гораздо более «индустриализированы» содержательно, сравнительно давно перешли на офсетную печать, а кое-где выходят даже в цвете («Зеленодольская правда», «Челнинские известия», «Менделеевские новости»). Правда, есть и исключения. «Городские» мамадышская «Вятка», «Чистопольские известия», буинское «Знамя» из-за крайне низкой типографской базы не могут позволить себе даже ставить фотографии – на полосе получается размытое пятно. Так и выходят «слепые» первые полосы. Творческие рамки еще более сужается, если сельская газета издается «игрушечным» альбомным форматом А-4, что стало частым явлением.

Причина невозможности выходить прежним форматом А-3 в том, что после перехода на компьютерную верстку местные типографии отказываются из-за отсутствия соответствующей базы брать районки на печать. Редакциям приходится приобретать специальный множительный аппарат – ризограф. А он-то и не позволяет печать газету форматом более А-4.

Лаишевская «Камская новь» – образец обратного свойства (цивилизация хоть куда-то проникает!). Это – сельский новатор, использующий компьютерное макетирование при офсетной печати в прежнем формате А-3. Это стало возможным благодаря казанскому издательству «Идел-пресс», куда компьютерный набор передается по электронной почте. Затем отпечатанный за ночь в Казани тираж исправно возвращается обратно в район, к читателю – почтовые возможности отныне это позволяют. На подобный путь первым осенью 1999 года первым стал тетюшский «Авангард», а затем еще и тюлячинская, дрожжановская, верхнеуслонская газеты.

А вот «Алькеевские вести» и нурлатская «Дружба», которые также перешли на компьютерную верстку и потому не имеющие возможности подготовки тиража в местных типографиях с допотопным оборудованием, в свое время вынуждены были переносить эту технологическую процедуру за пределы Татарстана – в соседний ульяновский город Димитровград. Важно отметить, что коллективы этих редакций подкупила дешевизна услуг димитровградских печатников. В отличие от казанского «Идел-пресса», они не требовали предоплаты и даже терпимо относятся к нередко возникающим задолженностям со стороны татарстанских журналистов[121].

Другими «центрами притяжения» для районных газет, которых не устраивает база местных типографий, стали Набережные Челны и Нижнекамск. В автограде, например, сегодня вынуждены печататься около десятка районок, выходящих на восточных просторах Татарстана от Менделеевска до Сарманова и от Актаныша до Заинска. Конечно, для журналистов это создает лишние проблемы и затраты, связанные с доставкой, зато читатели получают вполне современные по оформлению газеты.

Нельзя не упомянуть еще об одном новаторстве. С помощью специалистов местного часового завода «Восток» «Чистопольские известия» в августе 2001 года первыми обзавелись собственным сайтом в Интернете, который заодно представляет и лицо всего города в «мировой паутине». Но, справедливости ради, стоит отметить, что киберстраничку с адресом chiz.vostok-inc.com журналисты обновляют непоследовательно и нерегулярно.

Впрочем, зачастую, неоперативна и подача информации самим газетами. Влияет пресловутый «типографский фактор». Районным газетам, особенно на селе, приходится ориентироваться на рабочий график издательств, подписываясь в 16, а то и в 15 часов, как этого требуют в цехах набора, тем более, если, как уже говорилось, приходится печататься другом райцентре. Между тем, основные итоги дня, требующие обязательного отражения, часто подводятся именно к вечеру (тогда же завершаются и основные события), а потому их освещение переносится в лучшем случае в послезавтрашний номер.

Но зависимость районных газет от печатников – не самое одиозное в их практике. Куда показательнее отношения редакции с учредителем – а это неизменно госструктура в обличии местных органов власти. В этом смысле районки по упомянутой классификации И.Засурского[122] можно определить как неоконсерваторов. Подразумеваются такие их характеристики, как неудачное использование опыта журналистики западного образца или полный отказ от него; тенденциозное обслуживание учредителя. Это журналистика – не информирующая, а пропагандирующая. Стиль ее насыщен эпитетами, тяжелый. Неоконсерваторы противопоставляются И.Засурским изданиям эволюционировавшим (как и неоконсерваторы, они тоже возникли в советское время, но затем акционировались и теперь базируются на получастной форме собственности, активно используют маркетинговые подходы и новые формы работы) и «новым» (то есть появившимся в последние годы, прямым адептам «журналистики факта»). К «новым» районные издания трудно отнести по определению, а к эволюционировавшим – по содержанию внешнему (верстка) и внутреннему (финансовая зависимость от государства).

Учредительские отношения в системе районной прессы действительно не терпят компромиссов. Они предусматривают исчерпывающую публикацию «официоза» – материалов и документов, отражающих работу местных госорганов. В качестве примера можно привести публикации под рубриками «Деловой понедельник» (обычно планерки у главы администрации проходят утром в первый день недели), «Прошла неделя», «В администрации города (района)» и т.д., которые отнюдь не украшают первые полосы. Наоборот, написаны они казенным языком и, по сути, представляют собой отчеты-отписки. В результате благородная идея нахождения районок «на передовой» государственной политики, посредничества между властью и населением подвергается беспощадной профанации.

Одновременно районные газеты оказались между молотом и наковальней сегодняшних политических реалий Татарстана – между необходимостью пропаганды насаждаемого властями мифа о «модели Татарстана» (эта «передовая идеология» о первенстве республики в России по уровню жизни стала притчей во языцах) и влиянием отсталой политической культуры[123], не способной гарантировать свободу слова как политически (законодательно, посредством права)[124], так и экономически. Такое противоречие, несмотря на легковесные реляции госчиновничества, озабоченного лишь количественными достижениями, порождает напряженность в журналистской среде и питает скептицизм по отношению к перспективам творческого роста[125].

Речь идет, в первую очередь, о постоянных трениях в отношениях с учредителями. Как сетовала в свое время «Ленинская правда» (теперь «Нижнекамская правда»)[126], власть, выделяя деньги на содержание газеты, считает, что журналисты становятся лично ей обязанны. А значит, они абсолютно не имеют права критиковать власть, выражать или публиковать точку зрения, не совпадающую с официальной. Но этого мало. Чиновники, добиваясь послушания, часто включают экономические рычаги давления[127] (последний подобный случай, как это чаще всего случается, обойденный практически полным молчанием официальной печати, был зафиксирован в Тюлячинском районе[128]). И не думают о том, что это отразится на авторитете газеты. А если и после многочисленных унизительных хождений по кабинетам газете и удастся получить деньги, то власть посчитает, что оказала журналистам услугу. Хотя, по сути, она всего лишь выполнила свои учредительские обязанности, распорядившись частью налогов, собранных в бюджет, и вернув их (хоть и не полностью) тому же налогоплательщику, который оформил подписку на издание по цене ниже себестоимости.

Между тем, экономическая ситуация, может быть, впервые действительно настолько непроста и серьезна, что стоит вопрос о дальнейшем существовании районок. Особенно остро он поднимался после экономического кризиса 1998 года. Именно тогда стали бросаться в глаза крайне отсталая полиграфическая база (станки, на которых некоторые районки печатаются, можно сдавать в музеи), подчас убогое содержание, отсутствие материального стимула для журналистов. Средняя зарплата районного журналиста в 1999 году составляла всего… 945 рублей[129], что, конечно, не способствует творческой инициативе. Причем если в городах зарплата журналистов более-менее подтягивается к 2-2,5 тысячам, то в дрожжановской газете, например, по-прежнему составляет мизерные 650 рублей. И такие зарплаты – в большинстве изданий. Неудивительно, что районки стали называть «исчезающим»[130], патриархальным, изживающим себя типом издания, который к тому же тянет бюджет ко дну.

Однако следует вернуться к тезису о том, что районные газеты были все-таки единственным типом изданий, которые удержали стабильные тиражи после либерализации. При этом выясняется, что у них практически не было возможности выжить без участия государства[131]. Оно сознательно содержало крупный убыточный сектор печатного рынка, получая от него несомненные тактические пропагандистские дивиденды.

Окупаемость районок действительно недостижима, поскольку они в принципе не могут набрать крупного тиража, который бы окупал все затраты. Средняя доходность местных изданий накануне экономического кризиса 1998 года составляла, по данным Минпечати РТ, 42,4%. Даже для самых прибыльных (городских) газет окупаемость – недостижимая линия горизонта. Так, нижнекамская «Ленинская правда» окупалась на 92,5%, елабужская «Новая Кама» – на 78,6%, альметьевская «Знамя труда» – на 77,5%, «Зеленодольская правда» – на 76,5%, «Челнинские известия» – на 68,6%[132]. А вот на селе (особенно среди татароязычных газет) уровень самообеспечения редакций не превышает и вовсе 6-25%[133]!

Для выживания бывшим Минпечати РТ предлагалось два способа: образование государственного медиа-холдинга и переход на мантельную печать[134]. В первом случае речь шла о централизованной закупке бумаги и поиске рекламодателей, что существенно снижало бы себестоимость газет. Но тогда бы оказалась неизбежной уравнительная система, и преуспевающие журналистские коллективы категорически воспротивились созданию «общака».

Второй вариант был бы возможен при условии, что районные газеты (соответственно русско- и татароязычные) стали как бы филиалами «Республики «Татарстан» и «Ватаным Татарстан». В итоге потребитель мантельной печати получал бы газету из двух частей – общереспубликанских полос и местного вкладыша.

Но у этого варианта тоже есть противники – главы местных администраций. Не секрет, что именно они сегодня – главные содержатели «своих» газет. При этом типичная районная газета финансируется «хозяином» по остаточному принципу. Красноречивый факт: долг местных бюджетов районкам к началу 1999 году составлял 13 миллионов рублей[135]. С другой стороны, первому в районе должностному лицу обычно ничего не стоит «организовать» редакции внеочередную оплату из того же местного бюджета за хвалебный материал о себе, любимом, или «удобном» предприятии. Не зря же районные журналисты называют свои издания «бюллетенями глав», придатками администраций, их «PR-отделами»! Механизм финансирования в этом смысле до конца не отработан и напоминает известное крыловское выражение о кукушке, которая хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Страшно и подумать (впрочем, см. сноску по Тюлячинскому району), что будет, если кукушка попытается «разгневать» петуха…

Конечно, мантельная печать – неплохой способ выживания (кстати, она процветает в Германии), но при сохраняющейся схеме финансирования из бюджета и существующем подходе республиканских властей он тоже остался неприемлемым вариантом.

Конечно, районкам иногда «перепадает» и из республиканского бюджета. До 2001 года закупкой компьютерной техники, оргматериалов, мебели и т.д. им помогало бывшее Минпечати РТ. Но с его неожиданным упразднением в мае 2001 года и передачей системы государственной печати Минсвязи РТ поддержка районок из Казани иссякла. Более того, ситуация парадоксальна: «овец», то есть печатные издания, отдали на съедение «волку» – монополисту услуг распространения. 80-90% суммы подписной цены в Татарстане – это почтовые услуги!

А чего стоят спорадические требования министра связи РТ от редакторов газет обеспечить самоокупаемость! Оценивать их можно однозначно – это нонсенс в условиях хронической убыточности печати. Власти командуют, но взамен дают ровно столько, сколько хватит, чтобы не протянуть ноги. Такого неуважения нет даже в соседней Башкирии, где существуют откровенный политический заказ и цензура, но где положение журналиста хотя бы приравнено к статусу госслужащего с наделением его всеми вытекающими отсюда привилегиями в виде льгот и минимума содержания. Тем удивительнее долготерпение районных журналистов: они не только никогда не возмущаются сложившимся положением дел, но и воздают осанну мудрому руководителю – местному, а заодно и сидящему в Казанском Кремле.

Определенно можно сказать, что при подобном отношении со стороны власти система районной печати на голом энтузиазме журналистов долго не протянет. Над татарстанской журналистикой и без того сгустились тучи кадрового голода – молодежь давно не идет работать в нищие районные газеты. При дальнейшем развитии неблагоприятных тенденций районные газеты Татарстана ждет утрата оставшегося потенциала, превращение их в заштатные, никому не интересные памятники славному, но безвозвратно ушедшему прошлому.

Накануне 2006 года будущее районных газет оказалось под вопросом. Дело в том, что реформа местного самоуправления диктовала условие: муниципальные образования, которыми являются города и районы, могут учреждать СМИ только для публикации местных правовых актов. Это предусматривал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступавший в силу с 2006 года. Это логично – о принимаемых решениях люди должны знать. Но такое ограничение исключает возможность создания полноценного печатного органа. Получается, что речь шла только о каких-то бюллетенях. И над общественно-политическими по духу районками навис дамоклов меч закрытия.

Почему федеральный законодатель «упустил» возможность учреждения СМИ муниципальными властями? Возможно, все дело в зарубежном опыте. Известно, что закон о местном самоуправлении был написан на основе заграничных образцов. А там нет муниципальных СМИ. Чтобы какой-то район или поселение издавали газету, финансируя ее из муниципальных средств, – там это нонсенс. Почему? Дело в том, что муниципалитеты должны заниматься вопросами местного значения: благоустройства, жизнеобеспечения и так далее. Политика с ее глобальными масштабами в этот перечень не входит. А газета – это уже политика.

Таким образом, в полномочиях органов местного самоуправления нет права издавать газету, а значит, они не могут заложить в местные бюджеты расходы на это. В январе 2006 года издания, учредителями которых до сих пор были советы и администрации городов и районов, стояли перед вопросом: как сложится их дальнейшая судьба? Грозит ли восьмидесяти четырем газетам ликвидация? Ведь в любом случае стать самоокупаемыми большинству таких изданий нереально.

Проблема обсуждалась загодя[136]. В итоге вариант с мантельной печатью был отброшен как неприемлемый. Победил вариант, предложенный агентством «Татмедиа». Решено было, что именно «Татмедиа» должно стать учредителем районных и городских газет, которые бы финансировались из республиканского бюджета. По этой же схеме все имущественные комплексы этих изданий – типографии, здания редакций также были переданы государству. Позднее все «поглощенные редакционные и издательские коллективы вошли в ЗАО «Татмедиа» на правах его филиалов. Все издания получили возможность перейти на электронные технологии и печататься в трех-четырех городских центрах на современной типографской базе. Это сразу кардинально улучшило их внешний вид, добавив цветности и качественной верстки. Ушло в прошлое и такое печальное социальное явление, как задержки зарплаты.

Итак, в 2004 году в Татарстане стартовал процесс реформирования районной прессы, перешедшей под патронаж «Татмедиа» Этот переход был задуман по двум основным причинам:

а) муниципальной власти федеральным законодательством запрещено иметь собственные СМИ, поэтому они перешли под контроль республики;

б) с начала 2005 г. в России были отменены законы о поддержке местной периодики, и республика компенсирует образовавшиеся бреши в доходах районок.

В декабре 2004 года городские и сельские газеты были переведены на централизованную офсетную печать. Специально для этого было создано пять печатных центров, на базе которых печатаются 86 районных газет: в Казани (в полиграфическо-издательском комплексе «Идел-Пресс»), Чистополе, Нижнекамске, Набережных Челнах и Бугульме.

С января 2005 года изменилась и содержательная часть татарстанских «районок» – в них стала публиковаться еженедельная полоса от ИА «Татар-информ», которая к настоящему дню разрослась до четырехполосного вкладыша с информацией о республиканских и федеральных событиях. При этом формируется соответствующим образом – в выгодном для правительства свете – общественное мнение в провинции. В ходе последовавших позднее монетизации льгот и реформы ЖКХ такие публикации были как нельзя кстати.

Результатом реформирования стало также подключение всех районных редакций к сети Интернет и открытие портала www.tatmedia.com, где у каждой районной и городской газеты есть своя страничка и возможность выкладывать собственные материалы.

Централизация хозяйственной деятельности «районок» выразилась и в работе с рекламодателями: реклама размещается одновременно во всех русскоязычных газетах и по желанию заказчика дублируется в СМИ на татарском и других языках.

В итоге агентство «Татмедиа» получило колоссальный инструмент влияния на общественное мнение – комплекс периодических изданий общим тиражом в 250-260 тысяч экземпляров, ровно покрывающий всю республику целиком. Одновременно это и привлекательный резервуар для привлечения рекламодателя, которым можно эффективно распорядиться.

Единственными проигравшими оказались главы местных администраций, привыкших «командовать» «принадлежавшей им» газетой. Районки перевели на финансирование из Казани, а значит, вывели из-под прямой опеки старых «хозяев». Однако, в итоге, стало понятно, что культ личности некоторых глав преодолеть все-таки не удалось.

Не стали скрывать разочарования и республиканские издания, получившие в лице вкладыша «Татар-информ» к районным газетам, мощного конкурента. Данная ситуация рано или поздно может вылиться в конфликт. Вопрос: каким образом он будет решен? Не логичнее предпочесть мантель – слияние единого республиканского издания с районными газетами?

 

Состояние регионального аудиовизуального рынка СМИ

 

Наряду с федеральными ОРТ, ВГТРК (РТР и «Культура»), НТВ, ТВЦ, «Гермес – Дулкын», спутниковое «НТВ-плюс» развивались и местные теле- и радиостанции. Это:

1.Государственное ТВ:

ГТРК «Татарстан» (ориентация на татароязычную сельскую аудиторию, социокультурность – разделение двуязычного вещания, директор смещен за купюры, нынешний руководитель – с конкурирующего «Эфира»);

2. Негосударственное ТВ:

«Эфир» (11.VI.91) А.Григорьева – связь с мэром Казани К.Исхаковым.

Спутники: «Канал VI» и «Вариант» (директор – бывший заместитель А.Григорьева) – здесь «аренда»: местные новости втискиваются в общую сетку московского вещания). Создание холдинга из 32 СМИ, в т.ч. телекоммуникационных компаний («Телесет»), региональных ТВ и рекламых («AdS»), влияние на бывшего подчиненного – председателя ГТРК И.Аминова.

Обширный комплекс кабельных каналов (провайдеры – «ТВТ», «Диван-ТВ» и другие).

Всего в Татарстане в настоящее время действуют 28 ТВ-станций, пять из которых, находятся в Казани. Среди 18 районных телекомпаний 6 ежедневно выходят в эфир с собственными программами, остальные ведут вещание от 2 до 5 раз в неделю.

Что касается радио, то начнем с истории о том, как Казань стала родиной радиовещания.

Все мы с увлечением слушаем центральные и местные радиопередачи, но многие не знают, а откуда, собственно, пошло радио. Между тем, непосредственное отношение к его появлению на массовой слушательской аудитории принадлежит Казани. Как пишет исследовательница А.Орлова, город мог бы гордиться званием первопроходца в освоении проводного радио[137].

В газетах «Правда» и «Известия» 7 мая 1921 года было опубликовано любопытное сообщение Российского телеграфного агентства о праздновании Первого мая в провинциях. В нем, в частности, говорилось: «В Казани на улицах демонстрировался изобретенный местным инженером Чистовским усилитель для телефона. В двух местах были установлены рупоры, соединенные телефонным проводом с усилителем. Из рупоров громко, четко и отчетливо слышно было чтение устной газеты. Тысячная толпа восторженно приветствовала изобретение».

Маленькая заметка РОСТА о необычном событии в волжском городе глубоко заинтересовала Ленина. В тот же день он дал письменное задание управляющему делами Совнаркома Н.Горбунову проверить сообщение о том, что в Казани испытан и дал прекрасные результаты рупор, усиливающий телефон и говорящий толпе... «Если верно, надо поставить в Москве и Питере...»

Проверка подтвердила достоверность информации. Было сделано уточнение и относительно истинных авторов ценного изобретения. Как опытный инженер и командир дивизиона формирований 2-й военной радиобазы, Н.Чистовский принимал участие в разработках новшества. Но главными изобретателями первого громкоговорящего рупора, которым так заинтересовался руководитель Советского правительства, стали сотрудники радиобазы Александр Тихонович Углов (1884-1942) и Анатолий Васильевич Дикарев (1888-1969).

На основе архивных материалов и воспоминаний современников старший преподаватель Казанского университета Ю.Фролов так описывал день рождения радиовещания в столице республики: «Казань. 1 мая. Солнце радостно по-весеннему заливает праздничную толпу на Театральной площади (ныне площадь Свободы). К 12 часам дня она запружена до отказа: идут воинские части с оркестрами, кавалеристы, артиллерия, пехота, курсанты, пулеметчики... Майский праздник труда!

И вдруг откуда-то сверху с балкона Дома труда зазвучала громкая речь. Она вырывалась из небольших черных рупоров, вставленных узким концом в отверстия крышек телефонов. Горячие слова оратора разносятся над рядами, над всей площадью и близлежащими улицами. Все слушают удивленно, затаив дыхание. В тот же первомайский день вечером сотни мальчишек и взрослых жителей Казани снова запрудили Театральную площадь. Все они стали свидетелями повторного сеанса радиовещания. Примерно в двадцать часов с балкона Дома труда (до недавнего времени – Дом офицеров) полилась живая речь. Передавался свежий номер городской газеты "Красная весть". Редакция соединилась проводами с садом "Рабочий отдых" и Дзержинским (ныне Ленинский) садом, где также через рупоры отчетливо слышен был голос чтеца. Прочитаны были отдельные статьи газеты, стихи казанских пролетарских поэтов, хроника местной жизни».

Вскоре сконструированный в Казани новый чудо-аппарат радиотрансляции нашел применение и в других городах. Всего лишь месяц спустя после первых казанских опытов, то есть 3 июня 1921 года на заседании Совета Труда и Обороны под председательством Ленина было принято решение об организации в Москве радиотрансляции «устной газеты». В постановлении говорилось об установке на московских площадях громкоговорящих рупоров и выделялось на это пять миллионов рублей.

Решение было быстро выполнено. С помощью специалистов 2-й Казанской радиобазы рупоры-громкоговорители были установлены в разных концах Москвы – на площадях Свердлова, Серпуховской, Андроньевской, у Краснопресненской заставы и на Девичьем поле. И уже 17 июня 1921 года жители столицы вслед за казанцами услышали необычное радиосообщение: «Алло! Алло! Слушайте устную радиогазету!» С этой даты ежедневно с 9 до 11 часов вечера по радио стали передаваться различные материалы из газет, популярные беседы, лекции, информации РОСТА.

Так зародилось отечественное радиовещание, счастливую путевку в жизнь которому дали казанские связисты-изобретатели. На регулярную основу проводное радио в Казани было поставлено уже в 1928 году.

Современное состояние радиовещания.Из 30 радиостанций 14 расположены в Казани, 7 – в Набережных Челнах, остальные в других городах республики, 15 радиостанций ведут передачи только на русском, 1 – на татарском языке, 14 – на русском и татарском языках.

Основные черты:

* средние и ультракороткие волны в основном через радиоточки (страховка от западных радиоголосов);

* отсутствие FM-зоны;

* татароязычное.

1. Государственное: ГТРК «Татарстан» и казанское (городское в районных городах)

2. Независимое – «Азатлык» (финансируется РС «Свобода – Свободная Европа» и вещает в сетке ГТРК).

3. Коммерческое: FM-диапозон (основа вещания - реклама).

1. Русское радио (Москва – местная реклама).

2. Европа-плюс (Москва – местная реклама).

3. Эхо Москвы (Москва через пейджинг. фирму «DATT-Line»).

4. Хит-FM (Москва).

5. Дулкын (Казань, на татарском языке).

6. Пассаж (Казань, первое негосударственное радио, сначала - на УКВ).

7. Пульс (Казань, дорожная информация).

8. БИМ и Курай (Казань, молодежное радио).

9. Настроение (московская РС «Маяк», местное вещание в прайм-тайм).

10. Татарос (турецкое FM «Метро» в ночное время, местное вещание 7.00 – 22.00).

11. Ностальжи (Москва, “Радио России”, франкофильское отделение.)

12. Булгар (Казань, двуязычное вещание).

Из совокупного анализа прессы складывается впечатление, что положение государственного вещания сейчас складывается крайне неблагоприятное. Наиболее примечательна в этой связи история гибели крупнейшей в советское время радиостанции «Радио-1», превратившаяся в АО «Московит», которое принадлежит акулам шоу-бизнеса.

Небезынтересным для нас является несколько иной опыт – выживания частного сектора, который прочно обосновался на FM-диапозоне. Как явствует из радио-практики Казани, на котором бы мне хотелось остановиться подробнее, главный залог успешного функционирования здесь – реклама и потребность аудитории в новых формах духовного обогащения.

«Второе пришествие» радио.В середине 90-х годов жители крупных городов республики пережили «второе пришествие» радио – здесь открылась зона FM. «То, что раньше начиналось, казалось бы, как баловство взрослых дядей, в детстве недослушавших (или переслушавших) музыку, – писал эксперт газеты «КРИС», – сегодня превратилось в солидную – по объему вещания и количеству слушателей) информационную структуру, где идет борьба за слушателей, рекламу, влияние”[138].

Уже сейчас в небольшом секторе от 100 до 108 Мгц в Казани, к примеру, работает уже тринадцать радиостанций. В городах республики на периферии вещают в основном московские FM-станции (нередко не менее двух), на которых при этом идет местная реклама.

Нередко раздавались голоса (в основном от представителей старшего поколения, признававших только трехпрограммники), что новые радиостанции непрофессиональны, слишком легковесны, их много и различить совершенно невозможно. Конечно, отчасти это и так – все FM крутят в основном сравнительно низкокачественную популярную музыку – «попсу», памяти от которой через год-два часто не остается и следа. Однако то, что за станциями встали бизнесмены, которые с удовольствием себя рекламирует, говорит о том, что мы имеем дело не просто с забавой.

Первая ласточка.

Первая «радио-ласточка» прилетела в Казань 7 ноября 1994 года. Она вещала на волне 102,8, называлась «БИМ» и была целиком «молодежецентрична». Недаром расположилась волна сначала в одном из высотных зданий Казанского госуниверситета. Студенческая и шире – учащаяся молодежь стала словом и делом «БИМа». Но радио, оказавшееся в этот момент единственным, стало люБИМым не только для молодежи. Так оно одним из первых стало выходить с авторскими передачами в прямой эфир – то есть сделало то, на что не решалось официальное республиканское радио, пишет эксперт[139].

Юность «БИМа», по словам директора Вячеслава Долгополова, и в том, что его команда всегда стремится «играть на опережение». Этот принцип является главным в подборе музыки. По заключенному в то время соглашению с американской фирмой «Story first», «БИМ-радио» ежемесячно получает (небесплатно, конечно) компакт-диски серии Hit-disk с «горячими» (буквально из-под пресса) хитами. Формат «БИМа», то есть общая направленность станции, – это европоп, сочетающий как истеричный рейв, так и классические направления. Здесь же появились первые качественные авторские программы, привлекшие массу поклонников.

На станции занято около тридцати человек, и по количеству штата, по словам директора, может потягаться с «Волгой», которая имеет на ряду всего прочего также и информационную службу. «Мы вполне жизнеспособны, – заявил В.Долгополов, – и не испытываем уныния от того, что сейчас ситуация изменилась, мы не монополисты и приходится работать в жесткой конкуренции”[140].

Грибы после дождя.

Ситуация изменилась уже в мае 1995 года, когда почти одновременно появились «Пульс» и «Taturos». Эти радиостанции наиболее жестко выдерживали выбранные ими форматы. Если «БИМ» позволял себе в силу разноплановости современной музыки какие-то вольности, то «Taturos 101,3», например, – это всегда только западная, причем обязательно ритмичная и быстрая музыка разных направлений. «Нас трудно спутать с каким-либо другим радио», – совершенно уверенно говорит директор Рубен Бедретдинов. Одновременно он отметил как принцип работы внимательное отношение к мнению слушателей.

«Пульс 103,3» представляет собой альтернативу «БИМу» в том смысле, что здесь отказались от бесконечной гонки за новинками. «И до нас было много хорошей музыки», – принцип «Пульса». Хиты 70-х и 80-х – проверенная музыка – вот тогдашняя ставка радиостанции. Сама же по себе новая музыка здесь мирно соседствует с западной классикой и отечественными хитами – течения эти здесь все что называется «в одном флаконе». Журналист Ильшат Ракипов, долгое время работавший на конкурирующем «Пассаже», считает, что ставка сделана правильно. На такой музыке выросли наши предприниматели, а ведь именно они являются главными рекламодателями FM.

«Taturos» же в этом смысле еще труднее спутать с «БИМом» и «Пульсом». К тому же это первое FM, в учредители которых сначала вошли крупные фирмы и прежде всего - первое татаро-турецкое совместное предприятие «Taturos», занимавшееся на уровне правительства поставками нефти и ввозом турецких автобусов и ширпотреба (знаменитое дело Эртюрка Дегера, закончившееся в конце концов судом и банкротством турецкого партнера). Кроме того, ночной эфир «Taturos» полностью отдает турецкому англоязычному «Metro FM» – элемент скрытой коммерческой рекламы и ангажированности.

Недолго музыкальный эфир FM станции делили на троих. К дружной компании поспешил присоединиться «Пассаж 104,7», который справедливости ради, между прочим, и является первым музрадио. Только начало оно вещать на УКВ 66,8, и было это в 1991 году. Спустя пять лет руководство радио решило круто изменить политику вещания, перейдя (в пику «Taturos») только к «лучшим образцам отечественной музыки» (не исключая и татарскую). Ход казался рискованным, но впоследствии он полностью оправдался. Тяга к отечественной музыке была достаточно сильна. По крайней мере, наводнившая периодические издания реклама «Пассажа», представлявшая собой графическое изображение результатов опроса агентства «Gallap-Intermedia»[141], свидетельствовала, что на местом FM-рынке «Пассаж» – несомненный лидер.

Кроме того, волна 104,7МГц-66,8УКВ стала активно использовать не только разноканальное вещание, но и сотрудничество с ТК «Эфир» и радиостанцией «Свобода». Сначала по определенным часам за отдельную плату свои новости начал давать некогда «вражеский» голос «Свобода». Позднее, с мая 1998 года «интерактивное новшество» радио распространило на дружественный «Эфир», с которым вскоре стало располагаться в одном здании на улице Пролетарской, 17. Естественно, слухи о политическом покровительстве со стороны К.Исхакова распространились незамедлительно.

Вторая волна.

Новый всплеск в FM-зоне произошел с осени 1996 года, когда до Казани (и впервые – других городов республики) дошли московские «Европа плюс 106,8» и франкоцентричная «Ностальжи 100,5». Почти одновременно с ними заявила о себе и «Волга 104,0». Последняя сразу оказалась технически наиболее оснащенной среди казанских радиостанций. И неудивительно – ее учредителем выступила радиовещательная компания «Сувар» – одно из дочерних подразделений в то время еще могущественного вице-премьера РТ Равиля Муратова. О ее состоятельности говорит расположение дирекции – в отеле «Сафар».

Естественно, волна 104,0 активно готовила информационные подборки, экскурсы в историю Казани и Татарстана, занимала твердую общественно-политическую позицию. Волна брала своей интеллигентностью, что проявилось даже в подборе музыки. «Волга» отвергла «попсу» и объявило формат качественного рокового радио. Ее ведущие провозгласили бойкот группам типа «Doctor Alba», известных своей легковесностью. Она стала проводить и большую просветительскую работу в плане музыкального образования, готовила программы, в которых знакомила и сравнивала музыку разных направлений. Авторские программы впервые стали лицом целой станции, которая начала публиковать свои программы в печати (в «Комсомольской правде в Татарстане») – это говорит о новом явлении – внутренней дисциплине, попытке навести порядок в сетке вещания. Широко популярным стало и спортивное новшество радиостанции – прямые репортажи с игр хоккейной команды «Ак барс», ставшей в 1998 году чемпионом России. Интересно, в этом была и заслуга «Волги»?..

Неслучайно, на втором республиканском конкурсе «Хрустальное перо» в 1999 году ведущий на «Волге» программу «Стиль 7» Александр Кузнецов (выступающий под псевдонимом Олег Пшеничный) стал единственным представителем FM (как и вообще частных СМИ), который был удостоен номинации. Он стал лучшим радиоведущим ведущим года[142] и впоследствии удостоился вести эту же программу на республиканском телевидении – что немало разнообразило репертуар последнего.

Одним словом, с первых дней «Волге» удалось создать убедительный имидж. Именно убедительность – главная вещь в рекламе, утверждал коммерческий директор Владимир Поляков[143].

Что касается московских радиостанций, то «Ностальжи» пользуется наименьшим вниманием в силу специфичности курса – подчеркнутая выдержанность формата (даже в рекламе), джазовая ориентация музыки, которая исполняется в основном с «французским акцентом». Принципу положено начало даже в названии FM. Истоки этих особенностей – примирение с курсом изначальной убыточности – это союзничество «Ностальжи» с государственными «Радио России» и «Голоса России». Дотации, предназначенные для этого конгломерата, позволяют частной радиостанции не заботиться о массовости.

Полная противоположность этой политике – «Европа плюс», которая открыто финансируется, в том числе и из Европы. Это, прежде всего, погоня за наилучшими, самыми последними и самыми модными образцами современной музыки. В этом FM близка «БИМу» и «Пульсу», однако довольно органично сочетает их особенности. Тут следует заметить, что отнюдь не «Европа плюс» подражает – подражают «Европе плюс». «Подавляющее число наших ди-джеев и ведущих, – пишет «КРИС», – манеру поведения, принятую на «Европе плюс»... [При этом] становится скучно, когда эфир превращается в бесконечные поздравления от возлюбленных, жен, мужей, детей, бабушек-дедушек, коллег и так далее до бесконечности”[144]. Вместе с тем «Европа» остается одной из высококотирующихся волн – в силу профессиональности ведущих, подбора музыки. А вот подражание ей для местных станций добра не приносило.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.