Здавалка
Главная | Обратная связь

На профессиональное поведение журналистов



 

Исторически сложилось так, что развитие российской журналистики всегда происходило под влиянием различных общественно-политических, экономических, социкультурных факторов. Менялся политический строй, менялась журналистика. Заметное влияние на российскую журналистику оказала западная культура. Немаловажную роль сыграл технологический прогресс, существенно изменивший деятельность журналистов. Процессы монополизации и коммерциализации СМИ в 90-е годы ХХ века внесли заметные коррективы в систему СМИ. И сейчас журналисты в определенной степени зависимы от политических структур, власти (политические хозяева); финансовых хозяев (экономическая зависимость); коммерческих структур; учредителей и владельцев СМИ.

Цель данного раздела – выяснить, какие факторы проявляются в журналистике такого региона, как Татарстан и как они влияют на деятельность журналистов. Сведения получены в ходе проведенного автором социологического исследования – анкетного опроса руководящих работников СМИ Республики Татарстан[150].

Татарстан – многонациональная республика с древними культурными и национальными традициями. Как определил экс-президент Республики Татарстан М. Шаймиев – «регион европейского уровня – политически и экономически развитый регион»[151]. На фоне успешно развивающегося региона также благополучно развернулась деятельность средств массовой информации. Всего в республике на начало 2010 года зарегистрировано 1256 средств массовой информации. Большой диапазон сферы интересов и потребность общества в оперативной и объективной информации объясняют такую насыщенность информационного поля республики.

В ходе исследования изучалась деятельность журналистов государственных и коммерческих СМИ, что дало возможность получить обобщенное представление о журналистике республики.

Исследование выявляет точку зрения эксперта по поводу понимания профессионализма в современной журналистике, взгляд со стороны на деятельность российских и татарстанских СМИ, обобщение субъективного опыта, выявление цели журналистской деятельности, ценности профессии и факторов влияния на журналистику. Эксперты могут обосновать все факторы влияния на журналистику. Для регионального корпуса руководящих работников СМИ характерно, что почти все из них в прошлом работали журналистами республиканских изданий. Общественность г. Казани знает их и как рядовых журналистов. Это и творческие личности и административные работники. Они хорошо осведомлены в политической и экономической ситуации как на медиарынке, так и в обществе в целом и могут свободно рефлексировать о своем опыте. Именно они формулируют требования к своим подчиненным, формируют социальный заказ, ориентирующий на ту модель профессионализма, которую они считают приемлемой сегодня.

Экспертный опрос показал, что в профессиональном сознании регионального журналиста не сложился единый образ профессии и профессионализма. Этот образ получился неоднозначный, но все-таки есть общие закономерности его формирования в республике.

В большей мере региональные СМИ и журналисты испытывают влияние, точнее зависимость от местной власти. Дает о себе знать и экономический фактор. Средства массовой информации, не получающие дотаций из госбюджета вынуждены выживать, «подкармливая» аудиторию сенсациями, сплетнями, скандалами, а дотируемые имеют такой самоконтроль, что даже цензура не требуется. Деформируется образ профессионализма и под влиянием социального и культурного факторов. Журналистика стала с одной стороны интереснее, потому, что охватывает многие стороны жизни, но с другой – примитивнее. А вот технологический прогресс значительно облегчил работу журналистов. Теперь обо всем по порядку. Начнем с культурного фактора и его проявления в журналистике региона.

Исследователи говорят о деградации культуры и общества, вместе с чем, соответственно, изменяется и профессиональная журналистика. С тем, что все эти явления отражаются в журналистике, в целом, согласны 48% респондентов, которые комментируют ситуацию следующим образом: «Журналистика как часть общественного проявления зависит от того, что собою представляет общество на сегодняшний день. …Журналистика подстраивается под общество и становится такой, какая она востребована этим обществом, удовлетворяя его низменные потребности. …Уровень культуры журналистов неуклонно падает, как, впрочем, и общества в целом. Что и неудивительно: журналистика – зеркало общества»[152]. С одной стороны, сами журналисты не обвиняют себя в этом: «Раз уж зеркало общества, то, что в нем происходит, то они (журналисты) и отражают»[153]. С другой, по их мнению, «журналисты и должны противостоять деградации общества»[154].

Смещение культурных акцентов (во многом под влиянием западной культуры) дало возможность развитию «желтой» прессы. «Желтые» газеты хорошо продаются, но хорошую «желтую» газету могут делать только профессионалы»[155].

Контент материалов СМИ изменяется в сторону развлечения в пользу массовой прессы. 40% редакторов СМИ г. Казани, участвовавших в опросе, констатируют, что нынешняя журналистика в основном ограничивается информированием и развлечением аудитории. СМИ выполняют исключительно развлекательную функцию, по мнению 18% опрошенных.

Развлекательное направление в СМИ преимущественно сводится к темам шоу-бизнеса, личной жизни знаменитостей, перетряхиванию их «грязного белья», секса, скандалам, слухам, сплетням, интригам, сенсациям. Именно такая тематика больше востребована сегодня в региональных СМИ, по мнению 14% опрошенных.

Оставшиеся 42% респондентов признают главной функцией современной журналистики – информационную. Но, наряду с информированием, СМИ, по их мнению, в разной степени также просвещают, ценностно ориентируют, а еще «пиарят» власть, исполняя политический и социальный заказ.

Журналистика могла бы быть качественной, полагают 12% респондентов, но зависимость от власти и бизнеса мешает свободной и талантливой работе журналиста. «Российская журналистика лучше советской. Если бы не было бы пресса на нее, она могла бы быть очень качественной. …Журналистика стала слишком зависимой либо от власти, либо от капитала. Мы стали не журналистами, а журналюгами»[156]. Поэтому определенная часть современной журналистики и служит деградации общества, – считает эта же часть опрошенных. «В деградации культуры и общества «большую роль» играют СМИ и сами журналисты, используя низменные инстинкты людей с низким уровнем культуры. …Деградация общества начинается с деградации отдельной личности. Эти вещи взаимосвязаны. В нашем нынешнем обществе, чтобы чего-то добиться, приходится либо «идти по трупам», либо «приспосабливаться». Это актуально и для любого журналиста. …Профессиональная журналистика остается профессиональной, но ее изменения (не деградация) связаны не с общим снижением культуры, а, скорее, с общим государственным устройством. …Журналистика сегодня подтверждает свое определение как второй древнейшей профессии. Но что делать, если надо выпускать газету, а средств на это нормальным способом не добудешь. Продаются все, только не каждый знает себе цену»[157].

Низкий уровень профессионализма, профессиональной и общей культуры 8% опытных руководителей СМИ связывают с уровнем образования и общего развития молодых специалистов. «Уровень общего развития большинства молодых журналистов не соответствует требованиям рынка СМИ. …В процессе общения с молодыми коллегами иногда сталкиваешься с откровенным невежеством… Уровень подготовки журналистских кадров такой, что об изменениях к лучшему даже мечтать не приходится»[158].

Падает уровень образованности и культуры особенно нового поколения журналистов. Да и сами работодатели – главные редакторы СМИ при приеме на работу молодых специалистов чрезвычайно редко предъявляют такие требования, как образованность и культура. Всего 11% руководителей СМИ смотрят на общий уровень культуры и образованности потенциальных журналистов.

Диаметрально противоположную точку зрения имеют 20% руководителей СМИ. Они уверены, что никакой деградации культуры, общества и журналистики не происходит, а все совершается согласно общественному развитию. «Что одному – деградация, другому – общественное развитие. Культура не деградирует, она просто становится другой, меняются ценности, соответственно другой становится журналистика. …Журналистика сходит на нет как искусство слова, но успешно развивается как эргономичный информирующий инструмент. Она стала интереснее. …Современники всегда говорят о деградации, и только потомки в состоянии дать реальную оценку времени и эпохе. …Профессионализм – это другая ценностная категория. Если сейчас появилось много СМИ – «мишуры», редакторы которых не предъявляют к журналистам высоких профессиональных требований, то это не дает никаких оснований говорить о деградации и непрофессионализме всей журналистики в целом»[159]. 11% руководителей СМИ предпочитают брать на работу талантливых, творческих личностей, но мобильных и активных. Столько же редакторов делают ставку только на журналистском таланте и призвании. Больше половины респондентов (51%) считают, что сегодня востребованы молодые, активные, мобильные, современные, владеющие новыми цифровыми технологиями специалисты, но исполнительные и ответственные. Именно таких бы взяли на работу. И только 13% опрошенных согласны и с тем, что сегодня востребованы мобильные и активные журналисты, хотя нужны и талантливые, и культурные, и образованные, обладающие всеми склонностями и творческими задатками.

Профессиональная журналистика всегда остается профессиональной, утверждают 12% опрошенных. «Во всех профессиях всегда существуют профессионалы, независимо от меняющейся ситуации вокруг. …В журналистике очень важна индивидуальность, личность, и она сейчас, по сравнению с советским временем, все-таки имеет больше возможности работать профессионально, то есть выдавать качественную информацию. Хороший профессиональный журналист идет по выбранному пути без ошибок. В этом заключается его талант и профессионализм. …Журналистика изменяется. Но остаются издания и авторы, которые уважают себя и своего читателя»[160].

Итак, культурный и социальный факторы в регионе определили два подхода к пониманию профессионализма журналиста. С одной стороны, падает культурный уровень всего общества, а журналисты лишь подстраиваются под это, с другой – социальные и культурные изменения – это общественное развитие. Следовательно, культурный и профессиональный уровень журналистов не падает, а получает новый виток развития. Все также важными профессиональными качествами остаются талант, образованность, исполнительность, ответственность, но время требует и новых качеств, например, знания современных цифровых технологий, мобильности, совмещения разных видов деятельности, которые зачастую становятся определяющими в профессионализме журналиста.

Чувствуется сильное влияние технологического прогресса. Ранее творческая профессия теперь технологизируется, предъявляются соответствующие требования и к журналистам и к журналистике в целом. Стирается грань между творчеством и технологией деятельности (больше ценится мобильность, оперативность, а не талант). Журналистика упрощается с точки зрения языковых средств, стилистических норм и жанров, особенно в интернет-изданиях. Так утверждают 62% опрошенных редакторов. Стало проще и комфортнее работать самим журналистам, технологический процесс экономит время. Но в восторге от этого почему-то только 9% респондентов, к тому же в основном это журналисты, имеющие за плечами серьезный стаж и опыт работы. Они видят не только «плюсы» технологизации профессии, но и ее последствия. «Стало легче работать: отличные диктофоны, видеокамеры, компьютеры, Интернет, мобильные телефоны. Но, к сожалению, журналисты стали из-за этого меньше думать. Дизайн печатных изданий и телепрограмм, несомненно, улучшился. Но вот их содержание примитивизировалось»[161]. Третья группа респондентов (26%) обеспокоены несоблюдением норм профессиональной этики и неориентированностью журналиста на конечный результат своего труда, объясняя это также влиянием технологического прогресса.

Технологизация журналистского труда приводит к минимизации творчества, а, следовательно, и к минимальному проявлению таланта. Профессионализм журналиста стал отождествляться с технологизмом. Так считают 70% опрошенных респондентов. Технологизм – это тоже профессионализм, без этого работать сложно, но в технологизме много помех для этизации профессии.

Технократизм профессии и ее культурное обнищание – это лишь некоторые последствия культурного и технологического факторов. Наряду с этим в региональной журналистике явно просматриваются и другие черты, характеризующие связи «журналистика и власть» и «журналистика и бизнес». Политический и экономический факторы, которые давят на журналистику региона, сформировали ее доминирующие черты.

Отношения журналистики и власти всегда и везде отличаются «особыми связями». Татарстанская журналистика – не исключение. Так О.В.Кувшинова, анализируя деятельность СМИ в Татарстане, назвала сложившееся там положение дел «браком по расчету» или «союзом пера с властью». По ее словам, «ситуация в медиасфере республики характеризуется как «информационный авторитаризм», в условиях которого степень государственного протекционизма крайне

высока»[162].

Региональные журналисты сегодня придерживаются строго заданных «правил игры», негласно диктуемых государственной властью, – признают 53% опрошенных редакторов СМИ. 30% респондентов соглашаются с тем, что региональные журналисты являются рупором государственной власти. Об ангажированности журналистов говорят 28% опрошенных. И только 15% редакторов (в основном это представители независимых и коммерческих СМИ) говорят, что есть разные журналисты, главное, чтобы они сами понимали, кто они и на кого работают. «…Региональные журналисты – нормальные люди, которые тоже хотят жить и работать в цивилизованном обществе и получать удовольствие от своей работы. Каждый живет сам по себе. Хочешь прислуживать – прислуживай, хочешь быть свободным, но нищим – будь им»[163]. И все же в большинстве своем региональные журналисты работают на власть, «так безопаснее и сытнее»[164].

По мнению одного из заместителей редакторов республиканских СМИ, «прессу насильно заставляют обслуживать власть»[165]. Журналисты лоббируют интересы чиновников, заинтересованных частных лиц, таким образом превращая журналистику в PR-службу государства. Интересно, но с этим согласны как представители государственных, так и коммерческих СМИ республики (всего 85% из числа опрошенных). Хотя, если государственные СМИ защищают интересы государства, то коммерческие, казалось бы, должны защищать свои коммерческие интересы. Однако, как показал опрос, и коммерческие СМИ находятся под гнетом власти. «Просто в России снова «убили» свободное слово и ввели цензуру», – считает один из заместителей редакторов СМИ республики[166].

Сами татарстанские журналисты не проявляют особого интереса к политике, в большинстве своем они аполитичны. Об этом также свидетельствуют результаты опроса[167]. Тем не менее, считают престижной работу политического обозревателя, парламентского журналиста. По мнению 57% опрошенных, это связано с приобретением особого статуса в профессиональной среде, возможностью решать личные проблемы, приобретением «нужных» связей, успехом, возможностью карьерного роста, получением недоступной эксклюзивной информации и стремлением хорошо зарабатывать. 13% респондентов полагают, что в Татарстане очень мало настоящих политических обозревателей. Для этого нужны способности, талант, квалификация: «Парламентских корреспондентов в РТ нет, есть лишь назначаемые ответственные. Парламентский журналист должен хорошо знать и разбираться в государственной, социальной системе общества, знать «расстановку сил», историю страны, в целом быть высокообразованным человеком. Многие из этих качеств присущи человеку профессионально опытному, способному нести ответственность за свои выводы и утверждения, способному к аналитике»[168].

Чем дальше от федерального центра, тем сильнее ощущается давление политики государства, политики региона. СМИ региона, особенно государственные, зависят от государства больше, да и коммерческие масс-медиа тоже вынуждены выживать. Большинство журналистов придерживаются строго заданных «правил игры» и являются рупором государственной власти.

Региональные СМИ сегодня в большинстве своем зависимы от государства или власти на местах. Это признают 64% редакторов СМИ Татарстана. В условиях рыночной экономики и стремительно растущей конкуренции медиа региона вынуждены выживать. Об этом говорят 57% респондентов, причем представители как государственных, так и коммерческих СМИ. Борьба за место на медиарынке изживает творчество в журналистике. Стало меньше возможностей выражать мнение, независимое от рекламодателей. «Основные газеты республики финансируются государством, что не означает отсутствие интереса к ним со стороны бизнеса и что сама пресса не стремится стать независимой. К этому есть и субъективные препятствия. Особенно трудно обустроиться национальной татарской прессе. Рыночное общество отдает предпочтение русскоязычным СМИ, где реклама эффективнее. Капитализация не сулит татароязычным изданиям независимого положения»[169]. «В силу куда большей зависимости от властей и местных финансов, в силу более скудных экономических условий выживания прессы и узкого рынка рекламодателей большинство региональных печатных изданий ушли «под хозяев»[170].

Журналисты становятся прагматичными, расчетливыми, ставя на первый план рейтинг издания и свою карьеру. Образ профессионала стали дополнять черты, не свойственные творческой натуре, такие как предприимчивость и продажность. Но сами журналисты не относят их к профессиональным качествам[171]. Экономическая ситуация в СМИ и в стране в целом не оставляет выбора. Так, в условиях коммерциализации СМИ у журналиста сформировалась предприимчивая жилка, по мнению 45% респондентов. Мастер слова стал выполнять функции, не свойственные журналистике, как творческой профессии, по мнению 34% опрошенных. Участники опроса осторожно указали также на то, что некоторые журналисты стали продажными (так считают 23%) и безответственными (по мнению 9%).

В современных условиях журналистика стала бизнесом, хотя в идеале таковой не должна быть. Некоторые редакторы коммерческих СМИ считают, что это хорошая тенденция: «Журналистика – это бизнес, информация – товар, а журналисты – производители и продавцы этого товара. Эти высказывания относятся к «здоровым СМИ», более или менее успешным в современной ситуации. Такая ситуация не кажется мне критической»[172]. Вот еще ряд высказываний, подтверждающих мнение о журналистике, как о бизнесе: «Журналисты производят информацию, хозяева СМИ – продают. … Продавцы товара – это главные редакторы, которые несут ответственность перед владельцем СМИ. А журналисты – это грузчики товара, вернее его составных частей. …Журналисты продаются государству или олигарху за размещение информации на страницах или в эфире своего СМИ. …В нашем издании журналистика и коммерция (реклама) существуют параллельно»[173]. В целом с утверждением, что журналистика стала бизнесом в современных условиях, согласны 81% опрашиваемых редакторов татарстанских СМИ. Категорически против такой формулировки 16% респондентов. В основном это опытные журналисты, средний возраст которых 45 лет. Они считают, что журналистика – это, прежде всего, профессия, творчество, мастерство, упорный труд.

Рассмотрев влияние культурного, технологического, политического и экономического факторов на журналистику такого региона, как Татарстан, можно сделать вывод, что формирование образа профессионализма связано с общим государственным устройством, региональной политикой властей, экономической политикой как в регионе, так и в стране в целом. В профессиональном сознании журналистов складывается специфический образ профессионализма, который отличает именно региональную журналистику. У региональных журналистов появились условия и стало больше возможностей (по сравнению с советским временем) работать профессионально. Этому способствует и технический прогресс, и развивающийся рынок СМИ. Но журналисты не чувствуют себя свободнее. Большинство из них работают по указке властей. СМИ все еще нуждаются в дополнительном финансировании и поддержке, особенно государственные и татароязычные издания. Экономическая зависимость СМИ осложняется общеэкономической ситуацией в стране.

Идеология государства и рыночная экономика в большей степени определяют работу журналистов республики, на основе чего складывается соответствующий данному региону образ профессионализма.

Стремление к самостоятельному выживанию на медиарынке, сохранению тиража и поднятия рейтинга издания приводит к минимизации творчества, упрощению стиля, жанра, уходу от аналитики. Несмотря на новые технические находки, степень творческой индивидуальности автора сводится к минимуму. Обезличивается образ профессионала, особенно в ряду журналистов «нового» молодого поколения. Приоритетной функцией журналистики становится информационно-развлекательная, не решающая злободневных проблем, не являющаяся полем для дискуссий. Формат издания, как и «желтеющее» его содержание, меняется в пользу массовой журналистики, скатывается до таблоидного с увеличением количества полос, но не журналистских текстов. Их все больше замещают реклама, PR-тексты, телепрограмма, кроссворды и анекдоты.

Экономическая политика, общественно-политические тенденции 1990-х годов – факторы, повлиявшие как на деятельность журналистов, так и на содержание журналистских текстов. Сейчас эти тенденции стали проявляться еще сильнее. Тексты стали в основном информационные, унифицированные. На содержании материалов СМИ больше всего сказался экономический фактор: преобладают коммерческие тексты. Иногда даже штатным журналистам не хватает места на полосе, так как эту полосу выкупили спонсоры или рекламодатели[174].

Контент материалов СМИ заметно отражает определенные позиции региональной власти. Как правило, материалы, связанные с деятельностью президента, аппарата госчиновников, всякая политическая трескотня, занимают первые полосы региональных газет, а интересы граждан остаются в стороне. Похоже, что о них просто забывают. Читая региональные газеты, можно поверхностно узнать, что происходит на высшем государственном уровне, но не чем живут обычные люди.

В идеале выразителями и защитниками интересов народа должны быть государственные СМИ, указывает В.Русина, поскольку государственные институты должны выступать «всеобщим представителем», однако на деле зачастую «общие интересы» подменяются «частными» интересами отдельных представителей властных структур[175]. Нынешние же СМИ не способны максимально полно и эффективно реализовывать информационные потребности общества.

У государственных СМИ есть обязанности, которые, нравится это или нет журналистам, должны выполняться: публиковать официальную информацию, наиболее полно отражать работу своего учредителя[176].

Кем востребована тематика в региональных СМИ? Власть требует позитива, читатели хотят правды, – говорят руководители СМИ (8%). «Выживание рядового гражданина – вот что волнует большинство россиян, но региональные газеты, ангажированные властью, пишут о том, какое у нас замечательное государство и какие замечательные меры, которые оно предпринимает по защите интересов населения. Но это лишь видимость. Все сводится к воспеванию главы региона или власти чиновничества. …Интересны ли эти темы аудитории? – вопрос почти риторический»[177].

По мысли 14% редакторов республиканских СМИ, аудитории интересно, в первую очередь, все то, что непосредственно связано с жизнью региона, проблемами региона. «В СМИ почти нет выступлений серьезных ученых. На пресс-конференции, прошедшей 18 мая 2006 года в Академии наук Татарстана, наши академики говорили, что в республике много великолепных научных разработок (например, по экологии), но они не используются. А ведь в нашей нефтяной республике средств бюджета достаточно, чтобы рвануть вперед в науке, по ведущим отраслям экономики, чтобы поднять образование и культуру»[178]. Но об этом публикаций почти нет, как нет, практически, толковой аналитики и прогнозов, объективных комментариев, давно забыты эссе, очерки, фельетоны.

С сожалением констатируют уход аналитических жанров из современной журналистики 13% респондентов, связывая это, во-первых, с тем, что они не востребованы читательской аудиторией. «Читатели не хотят думать, им нужна готовая информация с выводами, объяснениями, с определенной точкой зрения. Читатель платит за информацию и значит, на полосе ее должно поместиться как можно больше. Они газету не читают, а сканируют «по диагонали», …да и не многим продашь аналитику»[179]. Во-вторых, по мнению этих опрошенных, нет и авторов-профессионалов. Использование «легких» жанров редакторы СМИ связывают с ленью и низким профессиональным уровнем самих журналистов[180]. «О жанрах в чистом виде современные журналисты понятия не имеют. …Современные журналисты даже не знают, что такое эссе. Почти не встретишь классического репортажа, толковой рецензии, все больше какие-то жанровые гибриды. …Репортажем новое поколение журналистов порой считает описание рекламных акций или путают репортаж с корреспонденцией. Практически забыт очерк. Преобладает интервью. Думаю, это потому, что многие ошибочно считают интервью самым легким жанром: включил диктофон, и полный порядок. Особенно беззастенчивы в этом смысле телевизионные журналисты»[181].

В одной из влиятельных республиканских газет даже не используют слово «жанр», обозначая его «выпирающей теоретической категорией» и оперируют в основном термином «материал»[182]. Многие жанры сейчас отмирают или трансформируются в другие – упрощаются. Может быть поэтому, 15% опрошенных затруднились сказать какие жанры встречаются в сегодняшних СМИ Татарстана.

Как показал опрос, чаще других к аналитическим жанрам прибегают всего 4% республиканских СМИ, преимущественно общественно-политические газеты на татарском языке. Большинство же редакторов СМИ (68%) признают информационно-развлекательный характер современных медиа с соответствующим использованием ими в основном информационных новостных жанров, причем все больше в малых формах (заметка, интервью, репортаж или «живой» рассказ, блиц-интервью, отчет). На взгляд журналистов, во-первых, «они и «даются» легче, и это безопаснее, чем писать корреспонденцию или статью, да и читателю легче думать, легче понимать»[183]. Во-вторых – таков ритм жизни, время – очень стремительное – некогда очерки читать, а ежедневные газеты и программы теле- и радионовостей требуют оперативности, объять все просто невозможно[184].

Объем информации прямо пропорционален ее скандальному или сенсационному содержанию. «Чем меньше информация и чем скандальнее ее содержание, тем интереснее она для обывателя – большей части читателей»[185]. Самый распространенный жанр – репортаж, причем с хорошей фотографией. «Картинка» и заголовки в газете первичны. Газеты сейчас часто используют такой прием, цифровые фотографии качественные и с ними легко работать. «Таким образом, газеты пытаются конкурировать с телевидением»[186].

Содержание информации стал определять и формат издания. Газеты переходят на размер, удобный потребителю. Как правило, издания, выбравшие формат таблоида, больше приобретают читателей, но быстро и легко уподобляются «желтой прессе» по содержанию. Такие издания имеют большой тираж и лучше продаются.

Вседозволенность и невысокий профессионально-культурный уровень привнесли в газету грубую, фамильярную, иногда безграмотную и непристойную лексику, смешение разных стилей, изменение ценностных ориентиров. В свою очередь, замечает исследователь масс-медиа О.Самусевич, «игнорирование этических принципов как регулятора речевого поведения в демократическом обществе, разрушение эстетических традиций, словесный «беспредел», деформация общечеловеческих ценностей влияют на духовно-нравственное состояние общества, провоцируя появление беспринципного социума»[187].

Больших надежд не оправдывает и татарстанское телевидение, казалось бы, это свое, местное, почти «домашнее», близкое к народу. Требования начальства, часто не имеющих никакого отношения к журналистике, усугубляют профессиональный уровень журналистов. Особенно четко такая тенденция проявляется на частных телеканалах. Возможно, простой зритель не замечает низкого уровня профессионализма журналистов, но с профессиональной точки зрения это очень хорошо видно, особенно когда на экране появляются внештатные сотрудники или практиканты – студенты младших курсов факультета журналистики или люди вообще, не имеющие репортерских навыков. «Перспективный телерепортер – явление штучное и, как правило, самородок. Гораздо чаще встречаются «подставки для микрофона», создающие часто совершенно бездарный репортаж»[188].

Просты и часто примитивно скучны не только общественно политические передачи, но и ток-шоу, и утренние развлекательные (!) программы, которые нередко проводят явную рекламную линию, что только приводит к отчуждению населения от местного телевидения и заставляет переключаться на федеральный канал.

Что касается региональной радиожурналистики, то с уверенностью можно констатировать, что ее практически нет, не считая государственной радиостанции, радиоэфир которой заполняют в основном новостные программы.

Образ профессионального регионального журналиста подстраивается под культурный уровень и образование общества. Профессионалы стремятся удовлетворять потребности этого общества, часто снисходя до низменного, «желтого», дешевого развлекательного уровня материалов. Особенно этим «грешит» массовая таблоидная пресса, частные телеканалы и радиостанции. Речевые ошибки телевизионных журналистов, небрежность в перепроверке информации – опечатки в именах и регалиях интервьюируемых, использование недостоверных или неофициальных источников, а иногда сплетен и клеветы, попирание этических норм часто встречаются в средствах массовой информации. В большинстве случаев журналисты сознательно поступают так, чтобы создать продаваемую информацию. Это не повышает профессиональный уровень журналистов.

Упрощается формат издания, трансформируются жанры, почти исчезли художественные жанры и качественная аналитика. Несмотря на разнообразие тем, большинство из них неинтересны аудитории, их освещение чаще всего поверхностно и посредственно. Информация из печатных и электронных СМИ, пишет С.Шайхитдинова, устойчиво ассоциируется у части аудитории с передергиванием фактов, с борьбой закулисных интересов, с неграмотностью журналистов[189].

Последнее обстоятельство замечают и сами работники редакций, те, кто уже имеет за плечами определенный стаж: «Многие молодые специалисты, только что получившие университетский диплом, уже полагают себя «профессионалами», демонстрируя неважную эрудицию, элементарную безграмотность и отсутствие собственной системы ценностей. Иначе говоря, проявляют невежество в области профессиональной этики… Нынешним журналистам свойственны слабая инициативность, нацеленность на критицизм, а не на позитив, поверхностность в суждениях. Еще один «минус» – это отсутствие четкой позиции, профессионального кредо и вообще осознания того, для чего человек пришел в журналистику»[190].

Как показал опрос редакторов региональных СМИ, журналисты считают, что в любом случае они должны оставаться честными, быть неподкупными, беспристрастными в освещении той или иной темы, использовании фактов и интерпретации мнений. Такой правильный подход, по мнению эксперта Центра экстремальной журналистики Г.Багдасаряна, «перекладывает большую ответственность на плечи журналиста, принуждая его быть выше своих человеческих и гражданских основ, и перечеркивает то обстоятельство, что журналист – человек из той же плоти и крови, а также – продукт своего времени и своей страны. То есть на плечи журналиста взваливаются нечеловеческие обязанности, следуя которым он, подобно кладбищенскому приведению, должен следить за происходящим вокруг, «не обнаруживая себя», быть оторванным от земли и смотреть на происходящее… свысока…»[191]. Это высказывание Г. Багдасаряна очень хорошо характеризует и положение регионального журналиста.

Литературное, несвободное письмо советской эпохи сменилось холодно безразличными текстами, зачастую не отражающими ни истинную позицию автора, ни его заинтересованности, ни желания разобраться в том или ином событии. Тексты СМИ отражают, прежде всего, взаимоотношения того или иного издания с властями, оказывающими давление на прессу. При этом большинство из них имеют позитивную направленность. СМИ концентрируют внимание на освещении политической стороны жизни республики, а не на практической, житейской стороне событий. Явно прослеживается нежелание журналистов обратить внимание на информационные потребности аудитории и обсуждать острые глобальные проблемы, анализировать, делать прогнозы. Исследователи отмечают снижение общего количества материалов, помещенных в номер, в татарстанской прессе, связывая это с ростом объема рекламы и величины материалов[192]. В самих материалах проявляется другой негативный фактор – предпочтение фактам, а не их анализу[193]. Не исключена практика «заказных» – пиаровских материалов, нередко выдаваемых за журналистские тексты. В СМИ представлены в основном информационные тексты. Материалы СМИ, по большей части, не приближают решений, не дают надежды, оставаясь в большинстве своем апатичными и разобщенными.

Согласно исследованиям, проведенным А.Анненковым, «общественность воспринимает журналистику как инструмент манипуляции. Причем это касается не только мощных с точки зрения охвата аудитории СМИ телеканалов, национальных газет и журналов и пр., но также и региональной прессы; власти всех уровней практически полностью взяли под контроль почти все значимые в стране медиаресурсы, которые могут быть использованы как средство влияния»[194]. Эти выводы хорошо характеризуют положение и татарстанской прессы.

Тексты подтверждают ангажированность журналистов, их зависимость, продажность, расчетливость. Это видно невооруженным взглядом. Хотя сами они не все с этим соглашаются. Как показал опрос, журналист в первую очередь вспоминает о своем человеческом и гражданском долге, а потом уже приступает к выполнению профессиональных обязанностей. Но реальность противоречива. Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, региональные журналисты ставят на первый план высокие идеи и ценности своей профессии: профессиональный долг, профессиональную этику, ответственность, совесть, талант, призвание, творчество, с другой стороны, вынуждены поступать и действовать под диктовку властных структур. Это парадокс и трудность журналистской профессии. Исследование доказывает, что это неизбежно. У этого процесса глубокие исторические корни. Профессионалы сами стремятся к идеальной свободной и независимой журналистике, к высокому профессионализму, отстаивая честь профессии. Они требуют этого и стараются утверждать это своей работой, в душе оставаясь профессионалами. Но когда сверху указывают и диктуют, как и что писать, что в этом случае должен предпринять журналист, живущий и работающий в этом регионе, в этом городе? Журналисты принуждают себя согласиться и работать, закрывая глаза на личные принципы. Те же, кто отстаивает профессиональные интересы и свою точку зрения, могут остаться без работы[195].

Возможно, именно поэтому не все редакторы СМИ испытывали острый интерес к исследуемой проблеме профессионализма, не у всех возникло желание ее обсуждать. Быть может, некоторые журналисты вообще никогда не задумывались и всерьез не размышляли над этим вопросом.

Подведем итог. Развитие региональной журналистики во многом определяют общественные процессы и особенности региона, в котором они работают.

Культурный и социальный факторы в регионе определили два подхода к пониманию профессионализма журналиста. С одной стороны, падает культурный уровень всего общества, а журналисты лишь подстраиваются под это, с другой – социальные и культурные изменения – это общественное развитие. Следовательно, культурный и профессиональный уровень журналистов не падает, а получает новый виток развития.

Формирование образа профессионализма регионального журналиста связано с общим государственным устройством, региональной политикой властей, экономической политикой, как в регионе, так и в стране в целом. В Татарстане преобладает влияние политического фактора на деятельность журналистов. Здесь сильно проявляется давление власти и госчиновников на СМИ. В республике еще не сложилась рыночная модель СМИ, степень коммерциализации и монополизации медиа невысока, поэтому экономический фактор проявляется, прежде всего, в экономической зависимости СМИ от государства.

Стремление к самостоятельному выживанию на медиарынке, сохранению тиража и поднятия рейтинга издания приводит к минимизации творчества, упрощению стиля, жанра, уходу от аналитики. Несмотря на новые технические находки, степень творческой индивидуальности автора сводится к минимуму. Обезличивается образ профессионала, особенно в ряду журналистов «нового» молодого поколения. Приоритетной функцией журналистики становится информационно-развлекательная, не решающая злободневных проблем, не являющаяся полем для дискуссий.

В профессиональном сознании журналистов складывается специфический образ профессионализма, который отличает именно региональную журналистику. Удаленность от центра, зависимость от бизнеса и подчинение власти, иногда «потерянность» в информационном потоке – все это накладывается и оставляет отпечаток в профессиональном сознании региональных журналистов. У большинства из них сформировано предвзятое мнение о своей деятельности. Надо отметить и то, что отнюдь не национальная самобытность отличает образ профессионализма в регионе. Хотя в условиях диалога культур (татарской и русской) сформировался свой, свойственный только нашему региону «татарстанский» менталитет.

Идеология государства и рыночная экономика в большей степени определяют работу журналистов республики, на основе чего складывается соответствующий данному региону образ профессионализма.

Сегодня востребованы журналисты с желанием работать, мобильные, активные, оперативные, с устойчивой моральной позицией, талантливые, владеющие словом и замотивированные на успех. Может быть, не все эти качества вместе и не в превосходной степени определяют образ профессионала: не талант, но определенные способности; не доскональное следование этике, но знание ее законов и умение иногда «обойти» ее; не торопливость, когда сам не видишь, что пишешь, но мобильность; не навязчивость, но разумная активность. Большинство журналистов – участников опроса пришли в профессию по призванию, с желанием приносить пользу людям. Многие из них продолжатели семейных династий журналистов.

Сами журналисты продолжают ценить талант, творческие способности, образованность и культуру, они не забывают о своем человеческом и гражданском долге. Но внутреннее осознание профессионального долга зачастую вступает в противоречие с реальностью, где власть диктует свои условия. И это неизбежно. У этого процесса глубокие исторические корни. Профессионалы сами стремятся к идеальной свободной и независимой журналистике, к высокому профессионализму, отстаивая честь профессии. Они требуют этого и стараются утверждать это своей работой, в душе оставаясь профессионалами.

Р.Л. Зайни







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.