Здавалка
Главная | Обратная связь

Рубрики для молодежной аудитории как способ воспитания



Молодежная аудитория татароязычной прессы многолика. Это и сельская молодежь, и молодые специалисты и ученые, а также студенты и старшеклассники.

Для представителей сельской молодежи существуют свои актуальные темы: это и развитие сельского хозяйства в целом, и новые рабочие места, условия жизни в частности. В принципе, вторые истекают от первого: чем лучше развито сельское хозяйство, тем лучше живет сельское население. Для удовлетворения информационных нужд сельской молодежи от журналиста требуется написать о будущем села, возможностях проживания молодежи в сельской местности, проблемах с выплатой заработной платы.

На темы, касающиеся сельской молодежи, особенно активно пишет газета «Ватаным Татарстан», что и понятно, ведь значительный состав ее аудитории – это сельское население. Например, журналист Л.Нурмухамметова размышляет по поводу деятельности по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» и сообщает своим читателям – молодежной аудитории, о возможности обеспечения сельской молодежи жильем в пределах выполнения этой программы[210].

Независимо от того, что газету «Татарстан яшьләре» традиционно называют молодежным изданием, и среди учредителей есть Совет молодежных организаций РТ, в последние десятилетия газета постепенно повернулась лицом к сельскому населению. Поэтому такие темы не чужды и для нее.

Вторая группа молодых читателей – это молодые специалисты и ученые. Безусловно, особенности их деятельности, уровень образованности, условия жизни и воспитания отличаются от сельской молодежи. Поэтому материалы, рассказывающие о жизни этой части молодежной аудитории, могут охватывать разные темы. Например, в интервью Л.Сунгатуллиной «Каталония минем татарлыгымны ачты» (Каталония открыла во мне татарку) это – учеба и жизнь татарской молодежи за рубежом[211]. Еще одно интервью – материал Г.Сабировой «Яшьләр буш вәгъдәгә ышанмый» (Молодежь не верит пустым обещаниям) – рассказывает о деятельности одного из молодых депутатов до 35 лет на Госсовете РТ[212].

Третью группу составляет учащаяся молодежь, студенты. Они, кроме материальных (вечная нехватка денег на увеселительные мероприятия, красивую одежду и т.п.), испытывают и психологические проблемы. Плохие оценки, нагрузка во время сессий для них кажутся самыми тяжелеми переживаниями в жизни. Студенческие годы – годы формирования личности, но это нередко дается очень нелегко. К тому же они учатся жить самостоятельно, учатся заботиться о себе. Но этот момент чреват и тем, что излишняя свобода может погубить еще не сформировавшуюся личность. Молодежная пресса несмоненно должна помнить об этом, говорить об этих проблемах и путях их преодоления.

Например, одной из проблем студенчества в настоящее время – является вопрос проживания в студенческих общежитиях, а иногда и отсутствие этой возможности, чему и посвящена статья Э.Шакировой «Түбә тәүбәсе» (Обещание крыши)[213]. О возможностях подработки и поиска работы для студентов рассказывает материал студентки Л.Локмановой «Эшнең ояты юк» (Любая работа хороша)[214].

Последнюю группу молодежной аудитории составляют старшеклассники. Они уже не дети, но еще и не взрослые. Их внутренний мир весь состоит из противоречий. Они уже не признают управление ими, требовательность со стороны взрослых, чтение нотации. Они стремятся быть свободными. Но психологи знают, что это только внешняя сторона, изнутри же они очень ранимы и эмоциональны.

Их беспокоят экзамены, ЕГЭ, отношения с родителями и сверстниками. Р.Муллаянова в материале «Укыйсым да, эшлисем дә килми» (Не хочу ни работать, ни учиться) поднимает проблему об отсутствии у молодежи жизненных принципов, цели существования. И это не только их вина, это вина и взрослых, потому что,по мнению автора, именно в школе на сегодняшний день происходит отрицание общечеловеческих ценностей. Главная цель учителей – не обучение и воспитание, а стремление к положительной сдаче ЕГЭ всех учащихся. А какими способами и средствами этого добиваются – это уже ни для кого не важно. И, к сожалению, при достижении вроде бы достаточно невинной на первый взгляд цели и учителя, и школьники обращаются к возможным и невозможным, законным и не очень, этичным и абсолютно аморальным методам. Именно такие явления приводят к тому, что молодой и неокрепший психологически человек начинает терять веру в доброту, честность, справедливость взрослых, в законность и порядочность общества[215].

Отрадно, что авторы, будучи сами молодыми людьми, очень часто поднимают проблемы нравственности и воспитания. Например, с горечью пишут о том, что сельская молодежь очень часто выпивает[216]. Авторы активно принимают участие в обсуждении проблем наркомании и предлагают свои пути выхода из создавшейся ситуации[217]; разбирают недостатки полового воспитания и нравы современных девушек – указывают на результаты ранней половой жизни[218].

О таких пагубных привычках, как наркомания, алкоголизм, курение и ранняя интимная жизнь, распространенных в молодежной среде, очень часто пишет и журнал для детей и подростков «Ялкын»: помещаются письма самих читателей с ответами специалистов. Например, в одном выпуске рубрики «Стесняющее яблоко» («Оялчан алма») врач центра по борьбе со СПИДом г.Казани Р.Салахова рассказала достаточно доступно для детской аудитории об инфекции ВИЧ[219].

Против наркомании свою агитационную работу ведет другая рубрика этого журнала – «Настроение» («Кәеф») – «с головой уйти в хобби, стремиться быть счастливым, находить удовольствие от жизни, поиск – это все причины. Причины того, почему нам не нужны наркотики»[220]. Несмотря на то, что предложения немного корявы и плохо звучат и составлены по-русски для татароязычного издания, они понятны читателям – играй в шахматы, шашки, слушай музыку, рисуй, танцуй, пой, вяжи, шей, вышивай, занимайся спортом, читай, полюби компьютер. У кого есть увлечения, у того никогда не будет ни времени, ни желания на вредные привычки, сообщается в журнале.

В тоже же время в изданиях много материалов, полных положительных эмоций, рассказывающих о том, как можно с пользой инетересно провести время. С этой целью выходит занимательное приложение «Яшелчә» (в переводе означает «Овощ», но главный смысл заложен в корне слово – яшь – молодой) газеты «Ватаным Татарстан». Например, репортаж Л.Файзуллиной «Соңгы герой» булмасам да...» (Я, конечно, не «последний герой»...) рассказывает о трехдневных походах, где побывали сами журналисты[221]. Расширенная заметка Р.Газизуллиной «Кызлар мәдрәсәсе» (Медресе для девочек) информирует о возможности получения дополнительного религиозного образования[222], а в материале Н.Сафиуллиной «Франциядә уку кызыграк» (Во Франции учиться интереснее) речь идет о желании молодежи учиться, изучать иностранные языки[223].

При выборе тем и материалов для этих рубрик журналисты задаются вопросом: что интересует нынешнюю молодежь и нередко не могут профессионально и компетентно ответить на этот вопрос. Причина как раз в том, что татарская пресса при организации молодежных рубрик в основном не делит собственную молодежную аудиторию на группы. Поэтому очень часто нельзя точно сказать, для кого именно они адресованы, так как в этих рубриках находят место материалы на разнообразные темы, присущие определенной группе молодежи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.