Здавалка
Главная | Обратная связь

Политике печатных СМИ РТ в 1991 – 2009 годах



(на примере газет «Вечерняя Казань», «Время и деньги» и

«Казанские ведомости»)

В деятельности средств массовой информации (СМИ) как социального института сталкиваются интересы различных социальных и политических субъектов. К этим субъектам можно отнести государство, политические партии и движения, общественное мнение, представителей бизнеса, PR-структуры, общество. Каждое издание в процессе создания и становления определяет свою концепцию информационной политики, которая позволяет ему позиционировать свой продукт на информационном рынке.

По мнению известного российского исследователя Е.Прохорова «информационная политика – это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно – тематических линий, направление данного СМИ, характер разработки которого определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы»[244].

В связи с этим Е.Прохоров выделяет три важнейшие составляющие информационной политики. Во-первых, это подвижность концепции информационной политики. Издание может следовать изначально принятой и утвержденной программе, либо корректировать свою программу в соответствии с тенденциями развития информационного рынка. В данной ситуации каждое СМИ должно избегать двух крайностей: безбрежного плюрализма, когда услужение конъюнктурным соображениям аудитории заставляет действовать по правилу «чего изволите» и жесткого проведения раз принятой учредителем позиции, независимо от изменения обстановки; такой догматизм ведет к отрыву от жизни, деятельности на основе иллюзорных представлений, что требует «подгонки» жизни под заранее принятую схему.

Во-вторых, это аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с аудиторией. При определении информационной политики редакция, как правило, определяет свою потенциальную аудиторию и выявляет способы взаимодействия с ней; как-то, характер ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культурно-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности.

В-третьих, это способы взаимодействия с другими СМИ. Редакция издания может либо проводить свою информационную политику самостоятельно, игнорируя другие издания, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию, либо вступать с оппонентами в диалог и постоянно корректировать свою концепцию.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким образом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращенным к выбранным слоям аудитории и корпоративных связях редакции с другими СМИ.

Наше исследование по интерпретации политической темы в информационной политике печатных СМИ было построено на контент-анализе русскоязычной прессы. Для выявления проблемно-тематических линий изданий в ходе нашего исследования использовался метод контент-анализа, выражающийся в переводе в количественные показатели массовой, текстовой информации с ее последующей статистической обработкой.

Аналитический мониторинг за газетами осуществлялся:

– на протяжении трех предвыборных кампаний на пост Президента РТ за месяц до окончания срока регистрации кандидатов: с 27 апреля по 27 мая 1991 года, с 12 января по 12 февраля 1996 года и с 12 января по 12 февраля 2001 года;

– на протяжении двух предвыборных кампаний по выбору депутатов Госсовета РТ за месяц до окончания срока регистрации кандидатов: с 14 января по 14 февраля 2004 года, с 1 по 31 января 2009 года.

Выбор периодов исследования не случаен. В соответствии с федеральным законом «О выборах», до официальной регистрации кандидатов или партий запрещена предвыборная агитация в СМК. Анализ тематизации изданий за месяц до окончания срока регистрации позволяет более корректно определить тематические приоритеты издания в избирательных кампаниях и установить специфику структурирования политической информации, выраженной в проблемно-тематических линиях. Стоит также добавить, что разный уровень избирательных кампаний влияет только на отношение СМИ к выборам, а не на освещение политической темы в целом.

Газеты отбирались в соответствии с целями нашего исследования и в соответствии с выделенными критериями: по языковому критерию (русские), по территориальному (городские, республиканские), по периодичности (ежедневные). Для проведения сравнительного анализа тематизации газет, каждое издание должно было принять участие не менее чем в двух избирательных кампаниях на пост Президента РТ и в обеих кампаниях по выбору депутатов Госсовета РТ.

В соответствии с установленными критериями были выделены:

– «Вечерняя Казань» – общественно-политическая газета. В 1989 году освободилась от диктата Обкома партии и стала выходить самостоятельно. Учредителем газеты является ЗАО «Вечерняя Казань». Издается с 1979 года;

– «Время и деньги» (до 1994 года – «Известия Татарстана») была создана в августе 1991 как альтернатива партийному изданию «Советская Татария», печатный орган законодательной и исполнительной власти РТ. В январе 1996 года газета приобрела статус независимой, сменила название на «Время и деньги» и стала называть себя «газетой деловых кругов»;

– «Казанские ведомости» – официальная газета, учредителями которой являются коллектив редакции, Казанский совет народных депутатов и администрация Казани. Издается с февраля 1991 года.

Основные задачи мониторинга заключались в том, чтобы: определить тематические приоритеты издания и установить особенности структурирования политической информации.

На первом этапе исследования были определены и выявлены смысловые единицы проблемно-тематических линий, используемые в качестве индикаторов счета и анализа. В нашей работе мы использовали классификацию Ю.Васильевой[245], где в качестве единиц выступают темы публикаций, систематизирующиеся при помощи индикаторов (мини-тем):

1) экономика (промышленность, банки, финансы, рынки, страхование, бюджет, цены, тарифы, налоги, статистика, предприниматели, торговля, сервис, агропромышленный комплекс, строительство, ЖКХ, дороги, транспорт, связь).

2) политика (партии, выборы, назначения, государственный аппарат, законотворчество (в том числе тексты законов, акты, справки), визиты, политические заявления);

3) культура (массовая культура, молодежная культура, религия, искусство);

4) общество (образование, наука, экология, природа, погода, социальная защита, благотворительность, дети, юбилеи, праздники, награды);

5) происшествия (силовые структуры, армия, безопасность, ЧП, ДТП, криминал);

6) спорт;

7) развлечения (конкурсы, игры, мода, хобби, гороскопы, анекдоты, программа ТВ-передач, истории);

8) реклама.

Объем информации фиксировался по удельному весу публикации в общем объеме газетного текста.

Контент-анализ проблемно-тематических линий газет концентрировался вокруг определения приоритетов в информационной политике, ориентированной на избирательную кампанию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.