Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Основы местного самоуправления





сударством, полное невмешательство государства в дела местного самоуправле­ния невозможно.

Разновидность общественной теории самоуправления — хозяйственная тео­рия. По мнению ее сторонников (Р. Моль, А. Васильчиков), функции самоуправле­ния строго хозяйственные. Этим оправдываются самостоятельность общины (коммуны) и отсутствие государственного надзора за ее деятельностью. Однако властные функции общины на практике не могут быть только хозяйственными.

Юридическая теория исходит из того, что, органы местного самоуправления выполняют часть функций государственного управления, но являются органами не государства, а общины. Все самоуправляющиеся единицы рассматриваются, согласно этой теории, как субъекты предоставленных им в полное обладание госу­дарственных прав. Поэтому необходимо наличие выборных органов местного са­моуправления в противоположность органам, назначаемым правительством.

В дореволюционной России существовала политическая теория самоуправле­ния. Согласно ей, должностные лица местного самоуправления не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как исполняют свои обязанности не по назначению от правительства, а по выбору местного населения. Самоуправление выражается прежде всего в самостоятельности граждан, не поступивших на госу­дарственную службу и потому свободных в своем волеизъявлении.

Государственная теория (Л. Штейн, Н. Лазаревский, А. Градовский) в про­тивоположность рассмотренным выше исходит из того, что местное самоуправ­ление — часть государства, и поэтому невозможно точное разграничение об­щинных и государственных дел. Согласно этой теории, общинные дела — часть государственных дел, переданных для исполнения на места. Источником общин­ной власти служит государство. Всякое управление есть дело государственное, поэтому местное сообщество не обособлено от государства, а служит государ­ственным интересам и целям. Практика организации местной власти в советс­кий период основывалась именно на этой теории.

Следует заметить, что между государственными и местными делами все же есть принципиальное различие.

«Государство имеет дело с гражданами.

Местное самоуправление имеет дело с жителями».

Это образное выражение принадлежит видному российскому юристу М. Крас­нову и имеет глубокий смысл.

Действительно, обеспечение гражданских и социальных прав и свобод челове­ка, зафиксированных в Конституции РФ, — функция государства, тогда как уст­ройство жизни в конкретном поселении — вопрос местного значения.

Большинство современных ученых занимают позицию двойственной, государ­ственно-общественной природы местного самоуправления. Соответствующая те­ория предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вме­шательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправле­ния выступают агентами государства на местном уровне и действуют под контро­лем государства.

Наряду с различием местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в обще-


|2_________________________________________________ Система муниципального управления

ственных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление имеет форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава. Жителя данного поселения исклю­чить невозможно и некуда, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для возможности такого принуждения органы местного самоуправления должны иметь властные полно­мочия, полученные от избравшего их населения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.