Здавалка
Главная | Обратная связь

Система муниципального управления




при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции мест­ного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждо­му из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор — власть (функция власти, политическая функция); второй сектор — бизнес (хозяйствен­ная функция); третий сектор — гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, тре­бующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно вы­полняет все три перечисленные функции (рис. 1.1.1).

ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

 

Государство (федеральный и региональ­ный уровни) 1 сектор Местное самоуправление Хозяйствую­щие субъекты II сектор Некоммер­ческие организации III сектор

т

/ / /

 

 

  Властная   Общественная (самоорганизация граждан)   Хозяйственная  
  i i     А к  
    т    
ФУНКЦИИ
                 

не всегда

Рис. 1.1.1. Местное самоуправление в системе основных структур общества

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения реше­ния по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, вы­полняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непо­средственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.


Глава 1. Основы местного самоуправления



Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет эко­номические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.

Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функ­ции, но самоорганизация граждан — не его дело. Общественные и другие неком­мерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполня­ет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не дохо­дят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.

В свою очередь, местное самоуправление представляет собой многогранное и мно­гоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями. Основные компоненты системы местного самоуправления в современ­ной России представлены на рис. 1.1.2 и раскрываются в последующих разделах дан­ной главы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.