Здавалка
Главная | Обратная связь

Практика территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ



Учитывая наличие противоположно действующих факторов, субъекты РФ по-разному подошли к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления и использовали следующие подходы.

1. Поселенческий подход основан на приоритете приближения органов местно­го самоуправления к населению. Муниципальными образованиями при этом являются все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсове­ты (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения.


32_________________________________________________ Система муниципального управления

2. Экономический исходит из того, что критерием для создания муниципально­го образования служит уровень экономического развития, наличие разви­той инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являют­ся только крупные города и сельские районы.

3. Третий подход предполагает создание двухуровневой системы муниципаль­ных образований в соответствии с административно-территориальным де­лением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня созда­ются в крупных городах и сельских районах, из которых состоит территория данного субъекта РФ. Муниципальные образования нижнего уровня создают­ся в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образова­ний верхнего уровня. Функционированию двухуровневой модели террито­риальной организации местного самоуправления препятствует бюджетная система РФ, в которой существует только один уровень местных бюджетов. При разработке двухуровневой модели было неясно, как разделить налого­вые поступления между уровнями, в результате чего оказалось, что муни­ципальные образования нижнего уровня остались без местных бюджетов и функционировали по сметам расходов, утверждаемым районной властью. При этом ни о каком реальном самоуправлении речи идти не могло.

На основе изложенных подходов в субъектах РФ сложились различные основ­ные модели территориальной организации местного самоуправления.

1. Территориальная, или районная, модель. Административный район с рас­положенными на его территории городами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскими поселениями является единым му­ниципальным образованием. В городах районного значения, поселках, во­лостях и сельсоветах на территории района создаются территориальные ад­министрации, подчиненные администрации района. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятка­ми. Эта модель проще других в управлении и принята в большинстве субъек­тов РФ. Однако она лишает низовые территориальные единицы, в том числе города районного значения и крупные поселки, муниципальной собствен­ности, своего бюджета и выборных органов местного самоуправления.

2. Поселенческая, или волостная, модель. Муниципальными образованиями яв­ляются все города, волости (сельсоветы) и рабочие поселки. В сельских ад­министративных районах создаются местные органы государственной власти, а органы местного самоуправления на данном уровне отсутствуют. Главной особенностью этой модели является наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти - центральной и районной. Число муниципаль­ных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется сотнями.

3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются и адми­нистративные районы, и поселения внутри районов с разграничением меж­ду ними полномочий, собственности и источников доходов.

В ряде субъектов РФ сосуществуют несколько моделей. Муниципальным об­разованием могут быть и город, и город вместе с окружающим районом, и сель-








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.