Практика территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ
Учитывая наличие противоположно действующих факторов, субъекты РФ по-разному подошли к решению вопросов территориальной организации местного самоуправления и использовали следующие подходы. 1. Поселенческий подход основан на приоритете приближения органов местного самоуправления к населению. Муниципальными образованиями при этом являются все города, поселки, крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения. 32_________________________________________________ Система муниципального управления 2. Экономический исходит из того, что критерием для создания муниципального образования служит уровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и сельские районы. 3. Третий подход предполагает создание двухуровневой системы муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и сельских районах, из которых состоит территория данного субъекта РФ. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня. Функционированию двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления препятствует бюджетная система РФ, в которой существует только один уровень местных бюджетов. При разработке двухуровневой модели было неясно, как разделить налоговые поступления между уровнями, в результате чего оказалось, что муниципальные образования нижнего уровня остались без местных бюджетов и функционировали по сметам расходов, утверждаемым районной властью. При этом ни о каком реальном самоуправлении речи идти не могло. На основе изложенных подходов в субъектах РФ сложились различные основные модели территориальной организации местного самоуправления. 1. Территориальная, или районная, модель. Административный район с расположенными на его территории городами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскими поселениями является единым муниципальным образованием. В городах районного значения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района создаются территориальные администрации, подчиненные администрации района. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятками. Эта модель проще других в управлении и принята в большинстве субъектов РФ. Однако она лишает низовые территориальные единицы, в том числе города районного значения и крупные поселки, муниципальной собственности, своего бюджета и выборных органов местного самоуправления. 2. Поселенческая, или волостная, модель. Муниципальными образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и рабочие поселки. В сельских административных районах создаются местные органы государственной власти, а органы местного самоуправления на данном уровне отсутствуют. Главной особенностью этой модели является наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти - центральной и районной. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется сотнями. 3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются и административные районы, и поселения внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов. В ряде субъектов РФ сосуществуют несколько моделей. Муниципальным образованием могут быть и город, и город вместе с окружающим районом, и сель- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|