Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственная и муниципальная политика в сфере образования



Образовательный уровень населения — одна из важнейших характеристик муни­ципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвести­ционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения тре­бует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой круп­ной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государ­ственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоро­вья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подго­товки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюра­лизм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Пре­дусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти из­менения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возмож­ности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, про­фильные классы и т. д.). Параллельно с системой бесплатного образования раз­вивается платное образование во всех звеньях — от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализа­ции, усиливающий неравенство граждан при его получении. Однако интерес на­селения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной сис­темы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачи­вают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают пробле­мы бюрократизации управления: отсутствие четких требований, предъявляемых к управленцам; неопределенность специфического содержания управления об-


Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой



разованием; негативные последствия распада ранее существовавшей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие конт­роля и прогноза количественных и качественных характеристик образователь­ных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного са­моуправления в области образования, являются ст. 43 Конституции РФ, Феде­ральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», федеральные законы «Об утверждении фе­деральной программы развития образования», «О сохранении статуса государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в го­сударственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях на­чального профессионального и среднего профессионального образования», «О до­полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализиру­ются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Ми­нобразования России, региональном законодательстве.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.