Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 6. Муниципальное управление экономикой





висимо от уровня их собственной доходной базы. Тем самым в проигрыше оказы­ваются «города-доноры», которые вносят основной вклад в формирование кон­солидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенче­ство и невыгодным — наращивание собственной доходной базы, ибо это приводит к сокращению дотаций в следующем году. Поэтому размер консолидированного бюджета субъекта РФ не растет, и с каждым годом становится все труднее обес­печивать финансирование действительно дотационных территорий.

Другим фактором несбалансированности и неустойчивости местных бюдже­тов является возложение на них ряда государственных полномочий, финансиру­емых крайне неудовлетворительно или вовсе не финансируемых.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает принципиально иной механизм вырав­нивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и чет­ко определяет порядок финансирования передаваемых органам местного само­управления государственных полномочий, исключая возможность появления «нефинансируемых мандатов». Эти вопросы относятся не к сфере муниципаль­ного управления, а к вопросам политики государства по отношению к местному самоуправлению и были рассмотрены в главе 1.

Вопросы для самоконтроля

1. От чего зависит потребность муниципального образования в финансовых средствах?

2. Каковы источники доходов местных бюджетов?

3. За счет чего можно увеличивать доходы местных бюджетов?

4. Каковы основные направления (статьи) расходов местных бюджетов?

5. Какие существуют способы сокращения расходов местных бюджетов?

6. Каковы причины образования и источники покрытия дефицита местных бюд­жетов?

Управление муниципальными финансами Муниципальная финансовая политика

Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании сво­их финансовых ресурсов, в разумном, не подавляющем деловую активность уве­личении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств.

Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ре­сурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть му­ниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики пред­ставлены на рис. 6.9.1.

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого со­циально-экономического развития, а также исполнения государственных полномо­чий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование.



Система муниципального управления


Цели и инструменты

Муниципальной финансовой

Политики


Цели


Инструменты


 


Обеспечение текущих

расходов бюджета для

достижения качества жизни

населения на уровне

не ниже минимальных

социальных стандартов


Совершенствование бюджетного процесса

Казначейское исполнение бюджета


 


Обеспечение формирование

бюджета развития для

решения перспективных

задач


Встраивание в бюджетный

процесс системы

муниципального заказа

Муниципальный кредит


 


Обеспечение

финансирования (от

субъекта РФ) возложенных

государственных

полномочий


Разработка сводного финансового баланса территории


Обеспечение

сбалансированности

бюджета

Рис. 6.9.1. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики

Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей.

Бюджетный процесс. Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением.

Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволя­ет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать эко­номное расходование бюджетных средств.

Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осу­ществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в му­ниципальном образовании принимается местный нормативный акт — положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверж­дения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета.

Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципально­го образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных дан­ных, показанных на рис. 6.9.2.


Глава 6. Муниципальное управление экономикой



 


Прогноз социально-экономического

развития

муниципального

образования


План развития

муниципального

сектора экономики


Прогноз налоговых

и неналоговых

поступлений


 


Оценка потерь

бюджета от предоставления налоговых льгот

Проекты

муниципальных

целевых программ

на очередной

финансовый год


Исходные данные

Для разработки

Проекта местного

Бюджета


Основные

направления

бюджетной

и налоговой политики

Прогноз

финансового баланса

территории


 


Структура муниципального

долга и программа

муниципальных

заимствований

на очередной финансовый год


Оценка

ожидаемого

исполнения

за текущий

финансовый год


Перечень местных

нормативных актов

или их частей, действие

которых должно быть

приостановлено на

очередной финансовый

год в связи с нехваткой

средств


Рис. 6.9.2. Исходные данные для разработки проекта местного бюджета на очередной финансовый год

Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нор­мативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных нало­гов и сборов, о предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов дру­гих уровней, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действу­ющем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ.

Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления. К проекту бюджета прилагается специальный документ — бюджетное посла­ние, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направле­ния расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования.

Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения).

На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается бюджетное









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.