Глава 6. Муниципальное управление экономикой
висимо от уровня их собственной доходной базы. Тем самым в проигрыше оказываются «города-доноры», которые вносят основной вклад в формирование консолидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным — наращивание собственной доходной базы, ибо это приводит к сокращению дотаций в следующем году. Поэтому размер консолидированного бюджета субъекта РФ не растет, и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий. Другим фактором несбалансированности и неустойчивости местных бюджетов является возложение на них ряда государственных полномочий, финансируемых крайне неудовлетворительно или вовсе не финансируемых. Федеральный закон 2003 г. устанавливает принципиально иной механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и четко определяет порядок финансирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий, исключая возможность появления «нефинансируемых мандатов». Эти вопросы относятся не к сфере муниципального управления, а к вопросам политики государства по отношению к местному самоуправлению и были рассмотрены в главе 1. Вопросы для самоконтроля 1. От чего зависит потребность муниципального образования в финансовых средствах? 2. Каковы источники доходов местных бюджетов? 3. За счет чего можно увеличивать доходы местных бюджетов? 4. Каковы основные направления (статьи) расходов местных бюджетов? 5. Какие существуют способы сокращения расходов местных бюджетов? 6. Каковы причины образования и источники покрытия дефицита местных бюджетов? Управление муниципальными финансами Муниципальная финансовая политика Муниципальное образование заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов, в разумном, не подавляющем деловую активность увеличении доходов бюджета и экономном расходовании бюджетных средств. Совокупность целей и методов эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики. Цели и основные инструменты муниципальной финансовой политики представлены на рис. 6.9.1. Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование. Система муниципального управления Цели и инструменты Муниципальной финансовой Политики Цели Инструменты
Обеспечение текущих расходов бюджета для достижения качества жизни населения на уровне не ниже минимальных социальных стандартов Совершенствование бюджетного процесса Казначейское исполнение бюджета
Обеспечение формирование бюджета развития для решения перспективных задач Встраивание в бюджетный процесс системы муниципального заказа Муниципальный кредит
Обеспечение финансирования (от субъекта РФ) возложенных государственных полномочий Разработка сводного финансового баланса территории Обеспечение сбалансированности бюджета Рис. 6.9.1. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики Ниже рассматриваются отдельные методы и инструменты достижения этих целей. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс в муниципальном образовании — это деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта муниципального бюджета, его утверждению, исполнению и контролю за исполнением. Эффективная организация бюджетного процесса на всех его стадиях позволяет привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономное расходование бюджетных средств. Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно в муниципальном образовании принимается местный нормативный акт — положение о бюджетном процессе, регламентирующее порядок и сроки разработки, утверждения, исполнения, контроля и отчетности об исполнении бюджета. Проект местного бюджета разрабатывается администрацией муниципального образования. Для разработки проекта бюджета необходим ряд исходных данных, показанных на рис. 6.9.2. Глава 6. Муниципальное управление экономикой
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования План развития муниципального сектора экономики Прогноз налоговых и неналоговых поступлений
Оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот Проекты муниципальных целевых программ на очередной финансовый год Исходные данные Для разработки Проекта местного Бюджета Основные направления бюджетной и налоговой политики Прогноз финансового баланса территории
Структура муниципального долга и программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год Оценка ожидаемого исполнения за текущий финансовый год Перечень местных нормативных актов или их частей, действие которых должно быть приостановлено на очередной финансовый год в связи с нехваткой средств Рис. 6.9.2. Исходные данные для разработки проекта местного бюджета на очередной финансовый год Для составления проекта местного бюджета необходимы также сведения о нормативах отчислений в местный бюджет от федеральных и региональных налогов и сборов, о предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов других уровней, о дефляторах (ценовых коэффициентах роста финансовых затрат по сравнению с текущим годом). Эти сведения, если они не содержатся в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, должны быть заблаговременно получены от финансового органа субъекта РФ. Разработанный проект местного бюджета вносится главой администрации на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления. К проекту бюджета прилагается специальный документ — бюджетное послание, в котором глава администрации обосновывает объемы доходов и направления расходования бюджетных средств с учетом целей и задач жизнеобеспечения и социально-экономического развития муниципального образования. Рассмотрение бюджета в представительном органе обычно происходит в два или три этапа (чтения). На первом этапе проект бюджета рассматривается в комитетах и комиссиях, а затем на заседании представительного органа, где заслушивается бюджетное ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|