Расходы местных бюджетов
Федеральный закон 2003 г. в сравнении с Федеральным законом 1995 г. предоставляет органам местного самоуправления значительно большую самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в пределах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Структура расходов местных бюджетов приведена на рис. 6.8.2. Глава 6. Муниципальное управление экономикой Расходы Бюджет текущих расходов Бюджет развития
Финансирование муниципального хозяйства Капитальное строительство и реконструкция
Финансирование социально-культурной сферы Капитальный ремонт
Расходы на управление Инновационные мероприятия Страхование и прочие расходы Обслуживание муниципального долга Рис. 6.8.2. Расходы местных бюджетов Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75-80 % бюджетных расходов. В перспективе структура расходов будет меняться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищно-коммунального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на образование и здравоохранение будут сосредоточены в бюджетах муниципальных районов и городских округов, а расходы на финансирование образовательного процесса, включая заработную плату педагогических работников, передаются на уровень субъектов РФ. В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах. К таким статьям обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), медикаменты, выплату пособий и компенсаций и пр. Средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и дефицита средств на текущие расходы большинство муниципа- Система муниципального управления литетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет муниципальных займов. Возможные пути сокращения расходов местных бюджетов показаны на рис. 6.8.3. Повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности Нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг Установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг
Усиление контроля за расходованием бюджетных средств Привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|