Здавалка
Главная | Обратная связь

КИЛОМЕТРОВАЯ СЕТКА И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЮ



Каждый лист карты занимает небольшую часть зоны, поэтому начало координат на карту не попадает. Для того чтобы можно было пользоваться прямоугольными координатами, на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 нанесены координатные сетки, т. е. квадраты со стороной 1 км (их также называют километровы­ми сетками). На картах масштаба 1:100 000 наносятся квадраты со стороной 2 км.

Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиану зоны, а горизонтальные — экватору. Счет горизонтальных кило­метровых линий ведется снизу вверх, а вертикальных — слева на­право. При этом полные значения координат в километрах под­писывают около ближайших к углам рамки карты координатных линий (рис. 115). Подписи около горизонтальных линий соответ­ствуют расстояниям от экватора в километрах. Подписи около вертикальных линий обозначают номер зоны (одна или две пер­вые цифры) и расстояние в километрах (всегда три цифры) от условно перенесенного к западу на 500 км осевого меридиана зоны (например, на рис. 115 лист карты для 4-й зоны). Остальные линии координатной сетки подписываются сокращенно двумя цифрами (десятки и единицы километров).

При определении координат точки по оцифровке координат­ной линии, образующей южную сторону квадрата, в которой рас­положена точка, находят и записывают полное (при определении полных координат) или сокращенное (при определении сокра­щенных координат) значение координаты х в километрах. Затем


измеряют расстояние по перпендикуляру от точки до этой коор­динатной линии в метрах и прибавляют его к координате х в ки­лометрах.

Далее по оцифровке координатной линии, образующей запад­ную сторону квадрата, в которой расположена точка, находят и записывают полное (при определении полных координат) или со­кращенное (при определении сокращенных координат) значение координаты у в километрах. Затем измеряют расстояние по пер­пендикуляру от точки до западной координатной линии в метрах и прибавляют его к координате у в километрах.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ И РАБОТА С КАРТОЙ НА МЕСТНОСТИ

Ориентировать карту — это значит расположить ее в горизон­тальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была направлена на север.

Ориентирование карты может быть выполнено: с помощью компаса; по линейному ориентиру; по небесным светилам.

При ориентировании по компасу вначале с помощью маг­нитной стрелки определяют направление на север и поворачивают в эту сторону верхнюю сторону рамки карты. Затем для точного ориентирования указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке, которая в информационном тексте зарамочного оформления карты в юго-западном углу листа обозначена словами «При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки... » Если поправка положительная (восточная), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шка­лы, а если отрицательная (западная) — влево (рис. 116, а).

Далее компас устанавливают на карте так, чтобы нулевой диа­метр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вер-


тикальных линий координатной сетки, а нуль-пункт был направ­лен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который был установлен на шкале. Если поправ­ка меньше 3°, то она не учитывается.

Для ориентирования карты по линейному ориентиру (дороге, линии электропередачи и т. п.) прикладывают линейку или карандаш к условному знаку ориентира и совмещают направ­ление ориентира на карте и на местности (рис. 116, б). Затем про­веряют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположен­ные на местности справа и слева от ориентира, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ори­ентирована правильно.

При ориентировании карты по небесным светилам на­правление на север (куда должна быть направлена верхняя сторо­на рамки карты) в ночное время определяется по Полярной звезде а (рис. 117, а). Звезду а отыскивают на небосводе с помощью двух крайних звезд «ковша» созвездия Большая Медведица. Для этого необходимо мысленно соединить эти звезды прямой линией и продолжить ее примерно на пятикратное расстояние до такой же яркой звезды. Это и будет звезда а созвездия Малая Медведица, также имеющего форму ковша.

В дневное время по Солнцу может быть определено направле­ние на юг (куда должна быть направлена нижняя сторона рамки карты). Для этого используются наручные часы. В горизонталь­ном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и на­правлением на цифру 1 при зимнем времени и цифру 2 при лет-



 


нем на циферблате часов делится пополам прямой линией, кото­рая указывает направление на юг (рис. 117, б, в).

Положение точки своего стоянияна карте может определяться следующими основными способами: по ближайшим ориентирам на глаз; промером расстояния; по створу и линейному ориентиру; по направлению на ориентир и расстоянию до него.

Определять свое местоположение по ближайшим ориентирам на глаз целесообразно при нахождении около какого-либо местно­го предмета или характерного признака линейного ориентира. Допустим, при нахождении на шоссе у переезда через железную дорогу (рис. 118, а). Необходимо найти на карте изображение же­лезной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния.

Промером расстояния свое местоположение определяют при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке, вдоль линии связи и т. п.), а также при движении по ази­муту. При этом на исходном пункте записывают показание по спидометру или начинают отсчет шагов (пар шагов). Для опреде­ления своего местоположения надо на карте вдоль линейного ориентира отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки.

Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры). При нахождении на линейном ориентире, например, на дороге (рис. 118, б) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую линию через условные знаки мест­ных предметов, образующих створ, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой — точка стояния.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка сто­яния может быть определена, если на местности и на карте опо­знан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линей­ки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстоя­ние до ориентира. Полученная на линии визирования точка и бу­дет искомой точкой стояния.

ДВИЖЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ

Движение по дорогам.Предварительно изучают по карте марш­рут движения, имеющиеся ориентиры на пути движения и по сто­ронам, определяют и запоминают общее направление пути отно­сительно сторон горизонта, расположение своих войск и войск противника. Затем выбирают основные ориентиры по маршруту (населенные пункты, перекрестки и развилки дорог, мосты, ха­рактерные складки местности), необходимые для контроля пра­вильности движения, поднимают их на карте (делают более за-


метными: рисуют более крупно, обводят знак красным кружком или выделяют его каким-ли­бо другим способом), из­меряют и запоминают (записывают) расстоя­ния между ними, чтобы заранее знать, где и когда каждый из ориентиров встретится.

В пути при необходи­мости проверки правиль­ности движения сличают карту с местностью, определив на ней место своего нахождения. Осо­бенно тщательно прове­ряют по карте правиль­ность движения при выходе из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог.

Входя в лес или на участок местности, бед­ный ориентирами, заме­чают время по часам и затем, зная скорость своего движения, прове­ряют по карте свое мес­тоположение, определяя по времени движения расстояния, пройденные от ориентиров.

При движении вне до­рогпредварительно изу­чают по карте намечен­ный маршрут, уточняют его так, чтобы каждый поворот пути был по возможности четко обозначен на карте каким-либо ориенти­ром. При этом полезно прочертить весь маршрут на карте.

В дальнейшем, двигаясь от одного ориентира к другому, поль­зуются картой так же, как и при движении по дорогам, сличая ее с местностью.

Движение по азимутам.При движении на незнакомой местнос­ти вне дорог, в лесу, ночью, в тумане, когда нет ориентиров или


их не видно, нужное направление движения выдерживают по маг­нитным азимутам с помощью компаса. Для этого надо заранее определить магнитные азимуты направлений движения от одного поворота пути до другого, а также расстояния, которые требуется пройти по каждому из этих направлений, чтобы выйти к намечен­ному пункту. Эти данные подготавливаются обычно заранее по карте и оформляются в виде схемы маршрута. На схему наносят все ориентиры и маршрут движения, подписывают вдоль его каж­дого участка магнитный азимут и расстояние, как показано на рис. 119.

Для движения п о азимуту с помощью компаса внуж-ном направлении необходимо установить указатель по шкале лимба на отсчет, соответствующий магнитному азимуту направ­ления движения. Затем, держа компас прорезью к себе, поворачи­ваться вместе с ним до тех пор, пока северный конец стрелки не станет против 0° на лимбе. Дав стрелке успокоиться, прови-зировать через прорезь и мушку вперед. Это и будет направление на ориентир. Чтобы выдержать в пути это направление, наметить на местности какой-нибудь промежуточный ориентир (куст, ка­мень, бугорок и т. п.) и начать движение на него, ведя при этом все время счет пар шагов. Дойдя до намеченного промежуточного ориентира, вновь определить направление (по тому же азимуту), наметить на нем следующий промежуточный ориентир, перейти к нему и т. д., пока не будет пройдено указанное в схеме маршрута расстояние. Найдя очередной ориентир, необходимо в таком же порядке двигаться в сторону следующего. Таким образом от одно­го ориентира к другому совершается весь путь, пока не будет до­стигнут намеченный конечный пункт.

Если на пути встретится препятствие, которое необходимо обойти, поступают так: замечают на противоположной стороне препятствия в направлении движения какой-нибудь ориентир и определяют глазомерно до него расстояние. Обойдя препятствие, подходят к этому ориентиру, прибавляют к пройденному ранее расстоянию ширину препятствия и, определив по компасу на­правление движения, продолжают путь.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМНОЙ ВИДИМОСТИ ТОЧЕК

Умение читать рельеф местности дает возможность решать на карте ряд практических задач. Например, требуется определить, будет ли видна точка С с точки А (рис. 120). Не будет ли промежу­точная высота В являться препятствием?

Для решения этой задачи нужно определить абсолютную высо­ту всех трех точек — А, В и С.

Подсчитывая по горизонтали, получим, что абсолютные высо­ты этих точек равны: А = 90 м, В = 85 м, С = 75 м.


Соединим все три точки прямой линией и из точек А и В вос­становим к этой линии перпендикуляры произвольной длины.

Принимая высоту самой низкой точки С за нуль, отложим на перпендикулярах превышения точек А и В над этой точкой в ка­ких-нибудь одинаковых единицах измерения. За единицу измере­ния можно взять отрезок любого значения (1 см, 0,5 см, несколь­ко миллиметров и т. д.).

Над точкой А нужно отложить 15 отрезков (90 - 75 = 15), а над точкой 5—10 таких же отрезков (85 -75 = 10).

Соединяя самые верхние черточки прямой линией и продол­жая ее до пересечения с горизонтальной линией, можно увидеть, как пройдет луч зрения, если смотреть от точки А в направлении на точку С. Если пересечение луча зрения с горизонтальной ли­нией произойдет за точкой С, значит, она не видна; если же перед нею, то точка С видна. В примере точка С не видна.

Этот способ определения видимости точек называется спосо­бом построения треугольника. Все необходимые линии чертят не­посредственно на карте простым карандашом и после решения задачи аккуратно стирают.

СОСТАВЛЕНИЕ БОЕВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Простейшими графическими документами, составляемыми командирами орудий и отделений разведки, являются карточки и схемы (например, карточка топогеодезической привязки, схема ориентиров, схема боевого порядка батареи, схема целей, схе­ма-донесение).

Эти документы составляются непосредственно на местности глазомерно.

К боевым графическим документам предъявляются следующие требования: достоверность сведений и своевременность подго­товки документа, простота и наглядность изображения. На них необходимо показывать лишь проверенные данные; все, что вы-


зывает сомнение, должно быть оговорено. Каждый документ дол­жен представляться точно к указанному сроку; представленный с запозданием, он теряет свое значение. На схемах и карточках сле­дует наносить лишь те сведения, которые необходимы для реше­ния данной задачи.

Документы должны оформляться общепринятыми топографи­ческими и тактическими условными знаками (рис. 121).

Общие правила составления карточек и схем следующие:

они составляются на отдельных листах бумаги или на бланках блокнота;

вся работа выполняется простым карандашом от руки; в случа­ях когда это возможно, сведения о противнике показываются си­ним цветом, о своих войсках — красным, а об артиллерии — чер­ным цветом;

верх документа (бланка) должен быть всегда обращен в сторо­ну противника; кроме того, для ориентирования чертежа относи­тельно сторон горизонта на нем вычерчивается стрелка «север — юг»;

измеренные расстояния, необходимые для нанесения ориен­тиров, местных предметов и целей, откладывают на чертеже на глаз, выдерживая при этом по возможности их действительное со­отношение между собой по длине;

необходимые условные знаки вычерчиваются на схемах и кар­точках примерно в полтора-два раза крупнее, чем на карте, и в упрощенном виде; ориентиры на схеме ориентиров зарисовыва­ются в перспективе, т. е. так, как они видны на местности;


необходимые дополнительные сведения (о противнике, мест­ности и т. п.), которые нельзя изобразить графически, записыва­ются на полях чертежа; такие краткие пояснения называются ле­гендой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.