КИЛОМЕТРОВАЯ СЕТКА И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЮ
Каждый лист карты занимает небольшую часть зоны, поэтому начало координат на карту не попадает. Для того чтобы можно было пользоваться прямоугольными координатами, на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 нанесены координатные сетки, т. е. квадраты со стороной 1 км (их также называют километровыми сетками). На картах масштаба 1:100 000 наносятся квадраты со стороной 2 км. Вертикальные линии сетки параллельны осевому меридиану зоны, а горизонтальные — экватору. Счет горизонтальных километровых линий ведется снизу вверх, а вертикальных — слева направо. При этом полные значения координат в километрах подписывают около ближайших к углам рамки карты координатных линий (рис. 115). Подписи около горизонтальных линий соответствуют расстояниям от экватора в километрах. Подписи около вертикальных линий обозначают номер зоны (одна или две первые цифры) и расстояние в километрах (всегда три цифры) от условно перенесенного к западу на 500 км осевого меридиана зоны (например, на рис. 115 лист карты для 4-й зоны). Остальные линии координатной сетки подписываются сокращенно двумя цифрами (десятки и единицы километров). При определении координат точки по оцифровке координатной линии, образующей южную сторону квадрата, в которой расположена точка, находят и записывают полное (при определении полных координат) или сокращенное (при определении сокращенных координат) значение координаты х в километрах. Затем измеряют расстояние по перпендикуляру от точки до этой координатной линии в метрах и прибавляют его к координате х в километрах. Далее по оцифровке координатной линии, образующей западную сторону квадрата, в которой расположена точка, находят и записывают полное (при определении полных координат) или сокращенное (при определении сокращенных координат) значение координаты у в километрах. Затем измеряют расстояние по перпендикуляру от точки до западной координатной линии в метрах и прибавляют его к координате у в километрах. ОРИЕНТИРОВАНИЕ И РАБОТА С КАРТОЙ НА МЕСТНОСТИ Ориентировать карту — это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была направлена на север. Ориентирование карты может быть выполнено: с помощью компаса; по линейному ориентиру; по небесным светилам. При ориентировании по компасу вначале с помощью магнитной стрелки определяют направление на север и поворачивают в эту сторону верхнюю сторону рамки карты. Затем для точного ориентирования указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке, которая в информационном тексте зарамочного оформления карты в юго-западном углу листа обозначена словами «При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки... » Если поправка положительная (восточная), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) — влево (рис. 116, а). Далее компас устанавливают на карте так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вер- тикальных линий координатной сетки, а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который был установлен на шкале. Если поправка меньше 3°, то она не учитывается. Для ориентирования карты по линейному ориентиру (дороге, линии электропередачи и т. п.) прикладывают линейку или карандаш к условному знаку ориентира и совмещают направление ориентира на карте и на местности (рис. 116, б). Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от ориентира, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно. При ориентировании карты по небесным светилам направление на север (куда должна быть направлена верхняя сторона рамки карты) в ночное время определяется по Полярной звезде а (рис. 117, а). Звезду а отыскивают на небосводе с помощью двух крайних звезд «ковша» созвездия Большая Медведица. Для этого необходимо мысленно соединить эти звезды прямой линией и продолжить ее примерно на пятикратное расстояние до такой же яркой звезды. Это и будет звезда а созвездия Малая Медведица, также имеющего форму ковша. В дневное время по Солнцу может быть определено направление на юг (куда должна быть направлена нижняя сторона рамки карты). Для этого используются наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 при зимнем времени и цифру 2 при лет-
нем на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг (рис. 117, б, в). Положение точки своего стоянияна карте может определяться следующими основными способами: по ближайшим ориентирам на глаз; промером расстояния; по створу и линейному ориентиру; по направлению на ориентир и расстоянию до него. Определять свое местоположение по ближайшим ориентирам на глаз целесообразно при нахождении около какого-либо местного предмета или характерного признака линейного ориентира. Допустим, при нахождении на шоссе у переезда через железную дорогу (рис. 118, а). Необходимо найти на карте изображение железной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния. Промером расстояния свое местоположение определяют при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке, вдоль линии связи и т. п.), а также при движении по азимуту. При этом на исходном пункте записывают показание по спидометру или начинают отсчет шагов (пар шагов). Для определения своего местоположения надо на карте вдоль линейного ориентира отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры). При нахождении на линейном ориентире, например, на дороге (рис. 118, б) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую линию через условные знаки местных предметов, образующих створ, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой — точка стояния. По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние до ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния. ДВИЖЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО КАРТЕ Движение по дорогам.Предварительно изучают по карте маршрут движения, имеющиеся ориентиры на пути движения и по сторонам, определяют и запоминают общее направление пути относительно сторон горизонта, расположение своих войск и войск противника. Затем выбирают основные ориентиры по маршруту (населенные пункты, перекрестки и развилки дорог, мосты, характерные складки местности), необходимые для контроля правильности движения, поднимают их на карте (делают более за- метными: рисуют более крупно, обводят знак красным кружком или выделяют его каким-либо другим способом), измеряют и запоминают (записывают) расстояния между ними, чтобы заранее знать, где и когда каждый из ориентиров встретится. В пути при необходимости проверки правильности движения сличают карту с местностью, определив на ней место своего нахождения. Особенно тщательно проверяют по карте правильность движения при выходе из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Входя в лес или на участок местности, бедный ориентирами, замечают время по часам и затем, зная скорость своего движения, проверяют по карте свое местоположение, определяя по времени движения расстояния, пройденные от ориентиров. При движении вне дорогпредварительно изучают по карте намеченный маршрут, уточняют его так, чтобы каждый поворот пути был по возможности четко обозначен на карте каким-либо ориентиром. При этом полезно прочертить весь маршрут на карте. В дальнейшем, двигаясь от одного ориентира к другому, пользуются картой так же, как и при движении по дорогам, сличая ее с местностью. Движение по азимутам.При движении на незнакомой местности вне дорог, в лесу, ночью, в тумане, когда нет ориентиров или их не видно, нужное направление движения выдерживают по магнитным азимутам с помощью компаса. Для этого надо заранее определить магнитные азимуты направлений движения от одного поворота пути до другого, а также расстояния, которые требуется пройти по каждому из этих направлений, чтобы выйти к намеченному пункту. Эти данные подготавливаются обычно заранее по карте и оформляются в виде схемы маршрута. На схему наносят все ориентиры и маршрут движения, подписывают вдоль его каждого участка магнитный азимут и расстояние, как показано на рис. 119. Для движения п о азимуту с помощью компаса внуж-ном направлении необходимо установить указатель по шкале лимба на отсчет, соответствующий магнитному азимуту направления движения. Затем, держа компас прорезью к себе, поворачиваться вместе с ним до тех пор, пока северный конец стрелки не станет против 0° на лимбе. Дав стрелке успокоиться, прови-зировать через прорезь и мушку вперед. Это и будет направление на ориентир. Чтобы выдержать в пути это направление, наметить на местности какой-нибудь промежуточный ориентир (куст, камень, бугорок и т. п.) и начать движение на него, ведя при этом все время счет пар шагов. Дойдя до намеченного промежуточного ориентира, вновь определить направление (по тому же азимуту), наметить на нем следующий промежуточный ориентир, перейти к нему и т. д., пока не будет пройдено указанное в схеме маршрута расстояние. Найдя очередной ориентир, необходимо в таком же порядке двигаться в сторону следующего. Таким образом от одного ориентира к другому совершается весь путь, пока не будет достигнут намеченный конечный пункт. Если на пути встретится препятствие, которое необходимо обойти, поступают так: замечают на противоположной стороне препятствия в направлении движения какой-нибудь ориентир и определяют глазомерно до него расстояние. Обойдя препятствие, подходят к этому ориентиру, прибавляют к пройденному ранее расстоянию ширину препятствия и, определив по компасу направление движения, продолжают путь. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМНОЙ ВИДИМОСТИ ТОЧЕК Умение читать рельеф местности дает возможность решать на карте ряд практических задач. Например, требуется определить, будет ли видна точка С с точки А (рис. 120). Не будет ли промежуточная высота В являться препятствием? Для решения этой задачи нужно определить абсолютную высоту всех трех точек — А, В и С. Подсчитывая по горизонтали, получим, что абсолютные высоты этих точек равны: А = 90 м, В = 85 м, С = 75 м. Соединим все три точки прямой линией и из точек А и В восстановим к этой линии перпендикуляры произвольной длины. Принимая высоту самой низкой точки С за нуль, отложим на перпендикулярах превышения точек А и В над этой точкой в каких-нибудь одинаковых единицах измерения. За единицу измерения можно взять отрезок любого значения (1 см, 0,5 см, несколько миллиметров и т. д.). Над точкой А нужно отложить 15 отрезков (90 - 75 = 15), а над точкой 5—10 таких же отрезков (85 -75 = 10). Соединяя самые верхние черточки прямой линией и продолжая ее до пересечения с горизонтальной линией, можно увидеть, как пройдет луч зрения, если смотреть от точки А в направлении на точку С. Если пересечение луча зрения с горизонтальной линией произойдет за точкой С, значит, она не видна; если же перед нею, то точка С видна. В примере точка С не видна. Этот способ определения видимости точек называется способом построения треугольника. Все необходимые линии чертят непосредственно на карте простым карандашом и после решения задачи аккуратно стирают. СОСТАВЛЕНИЕ БОЕВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ Простейшими графическими документами, составляемыми командирами орудий и отделений разведки, являются карточки и схемы (например, карточка топогеодезической привязки, схема ориентиров, схема боевого порядка батареи, схема целей, схема-донесение). Эти документы составляются непосредственно на местности глазомерно. К боевым графическим документам предъявляются следующие требования: достоверность сведений и своевременность подготовки документа, простота и наглядность изображения. На них необходимо показывать лишь проверенные данные; все, что вы- зывает сомнение, должно быть оговорено. Каждый документ должен представляться точно к указанному сроку; представленный с запозданием, он теряет свое значение. На схемах и карточках следует наносить лишь те сведения, которые необходимы для решения данной задачи. Документы должны оформляться общепринятыми топографическими и тактическими условными знаками (рис. 121). Общие правила составления карточек и схем следующие: они составляются на отдельных листах бумаги или на бланках блокнота; вся работа выполняется простым карандашом от руки; в случаях когда это возможно, сведения о противнике показываются синим цветом, о своих войсках — красным, а об артиллерии — черным цветом; верх документа (бланка) должен быть всегда обращен в сторону противника; кроме того, для ориентирования чертежа относительно сторон горизонта на нем вычерчивается стрелка «север — юг»; измеренные расстояния, необходимые для нанесения ориентиров, местных предметов и целей, откладывают на чертеже на глаз, выдерживая при этом по возможности их действительное соотношение между собой по длине; необходимые условные знаки вычерчиваются на схемах и карточках примерно в полтора-два раза крупнее, чем на карте, и в упрощенном виде; ориентиры на схеме ориентиров зарисовываются в перспективе, т. е. так, как они видны на местности; необходимые дополнительные сведения (о противнике, местности и т. п.), которые нельзя изобразить графически, записываются на полях чертежа; такие краткие пояснения называются легендой. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|