РАДИОСТАНЦИЯ Р-123М И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ
Радиостанция Р-123Мтелефонная, ультракоротковолновая, с частотной модуляцией. Она может работать в режимах «Симплекс» и «Дежурный прием». Радиостанция имеет подавитель шумов и диапазон рабочих частот 20—51,5 МГц. Диапазон разбит на два поддиапазона: I поддиапазон — 20—35,75 МГц; II поддиапазон - 35,75-51,5 МГц. Радиостанция может работать на штыревую антенну высотой 1—4 м и аварийную антенну. Дальность связи на четырехметровую штыревую антенну на среднепересеченной местности при скорости движения машины до 40 км/ч составляет не менее 20 км при выключенном подавителе шума и до 13 км при включенном подавителе шума. При работе на штыревую антенну высотой 1 м дальность связи сокращается до 8 км, а на аварийную антенну — до 4 км. Питается радиостанция от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В. В состав комплекта радиостанции входят: приемопередатчик, блок питания, антенное устройство, высокочастотный кабель, кабель питания, два комплекта штыревых антенн и амортизатор в чехле, запасное имущество и принадлежности (ЗИП), техническая документация, чехлы для приемопередатчика и блока питания. Подготовка радиостанции к работе включает три этапа: осмотр, подготовку и настройку. При осмотре необходимо проверить наличие и надежность крепления элементов радиостанции, проверить исправность и надежность подключения кабелей, осмотреть антенное устройство. При подготовке к работе следует установить антенну, для чего надо в антенный амортизатор установить первый штырь антенны, нажимом и поворотом штыря вправо закрепить замок, аналогично сочленить между собой остальные штыри и соединить их с первым; подготовить телефонно-переговорное устройство к работе на радиостанции. Для настройки радиостанции необходимо: 1. Надеть и подогнать шлемофон. 2. Переключатель режима работы поставить в положение 3. Ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой стрелки до упора. 4. Переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ поставить в положение РАБОТА 1. 5. Включить выключатель ШКАЛА. 6. Включить выключатель ПИТАНИЕ. 7. Ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора (максимальная громкость). 8. Переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ - ПЛАВНЫЙ 9. Открыть крышку, закрывающую доступ к фиксаторам час 10. Ручкой УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ установить по шкале значение первой фиксированной частоты. Зафиксировать частоту, совместив шлиц в головке первого фиксатора с красным кругом на барабане. При фиксации нужно следить за тем, чтобы не сбилась установленная на шкале частота. 11. Первым (вторым) переключателем ПОДДИАПАЗОН I—II установить поддиапазон первой (второй) фиксированной частоты. 12. Включить радиостанцию на передачу, поставив тангенту нагрудного переключателя в положение ПРД. 13. Расфиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, повернув ее фиксатор (красная ручка) на 3—4 оборота против хода часовой стрелки, и, вращая ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, добиться наибольшего показания стрелочного прибора-индикатора. При вращении ручки НАСТРОЙКА АНТЕННЫ получается несколько максимумов отклонения стрелки индикатора. При оптимальной настройке световой индикатор будет иметь наибольшую яркость освещения. 14. Зафиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ, завернув ее фиксатор по ходу часовой стрелки до упора. 15. Проверить модуляцию. Счет «раз, два, три» должен хорошо прослушиваться в телефонах шлемофона. 16. Перевести радиостанцию на прием, отпустив тангенту нагрудного переключателя. 17. Для настройки на остальные фиксированные частоты повторить операции 8—16 для фиксированных частот 2, 3, 4. 18. После настройки на четыре фиксированные частоты закрыть крышку на передней панели, выключить лампу освещения шкалы и положить ключ на место. Для включения радиостанции выключатель ПИТАНИЕ поставить в положение ВКЛ. Режим «Симплекс» является основным режимом работы радиостанции. Он обеспечивает устойчивую связь. Для работы в этом режиме на заранее настроенной радиостанции необходимо: 1. Установить органы управления в исходное положение: переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ — в положение РАБОТА 1; ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой стрелки до упора; переключатель режима работы установить в положение СИМПЛЕКС; ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора; проверить положение фиксаторов; все фиксаторы должны быть затянуты; переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ - ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение I. 2. Включить радиостанцию, проверить ее работоспособность и при включении выключателей ПИТАНИЕ и ШКАЛА должны загораться лампы светового табло и освещения шкалы. На верхнем табло должна высвечиваться цифра I, а на нижнем — цифра I или II в соответствии с поддиапазоном первой фиксированной частоты; против визира шкалы должны стоять цифры, соответствующие заданному значению первой фиксированной частоты; в телефонах шлемофона должен появиться шум, громкость которого уменьшается при вращении ручки ГРОМКОСТЬ против хода часовой стрелки и ручки ШУМЫ по ходу часовой стрелки; при включении радиостанции на передачу световой индикатор должен ярко светиться, а стрелка прибора-индикатора — отклониться на максимальное значение. В телефонах должно быть прослушивание собственной речи;
при нажатии на кнопку ТОН. ВЫЗОВ и работе на передачу в телефонах должен прослушиваться звуковой сигнал вызова. 3. Прогреть радиостанцию в течение 10 мин с момента включения и вызвать корреспондента. При приеме сигнала корреспондента ручки ГРОМКОСТЬ и ШУМЫ устанавливать в положения, обеспечивающие нормальную громкость сигнала и минимальный шум при его отсутствии. Работа на плавном поддиапазоне является вспомогательным видом работы. Этот вид работы может использоваться, например, при выходе из строя механизма установки фиксированных частот, когда ручка УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ или НАСТРОЙКА АНТЕННЫ вращается непрерывно. При этом надо учитывать, что работа на плавном поддиапазоне возможна только на стоянке, так как при движении машины незафиксированная частота сбивается от вибрации. Для работы в плавном поддиапазоне необходимо: переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ - ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение I или II в соответствии с поддиапазоном заданной рабочей частоты; ручкой УСТАНОВКА ЧАСТОТЫ установить на шкале значение заданной частоты; расфиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ; включить радиостанцию на передачу и настроить антенну по наибольшему показанию прибора-индикатора; зафиксировать ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ и выключить передатчик. При смене частоты обратить внимание на правильность выбора поддиапазона в соответствии с новым значением частоты. Работа в режиме «Дежурный прием» используется для длительного дежурства при неработающем двигателе машины. В этом режиме возможен только прием сигналов. Для работы в режиме «Дежурный прием» необходимо переключатель режима работы поставить в положение Д. ПРИЕМ. Для перехода на передачу переключатель режима работы поставить в положение СИМПЛЕКС, выждать 3 мин (время, необходимое для нагрева ламп передатчика), начать работу. Работа на аварийную антенну осуществляется в случае утери штыревых антенн или повреждения антенного устройства. При работе на аварийную антенну обеспечивается дальность связи до 4 км. Аварийная антенна представляет собой изолированный провод длиной 3 м. Антенна хранится в ящике с комплектом ЗИП радиостанции. Наконечник антенны вставляют в разъем АНТЕННА на приемопередатчике вместо высокочастотного кабеля и закрепляют в нем дужкой. Антенна разматывается и выбрасывается из машины через люк командира. После этого производится подстройка антенной цепи по наибольшему показанию прибора-индикатора. После окончания работы на радиостанции ее органы управления необходимо перевести в следующие исходные положения: шлицы фиксаторов частот 1, 2, 3, 4 совместить с красным кругом на барабане; крышку люка на лицевой панели закрыть; переключатель ФИКСИР. ЧАСТОТЫ — ПЛАВНЫЙ ПОДДИАПАЗОН поставить в положение I; ручку ГРОМКОСТЬ повернуть по ходу часовой стрелки до упора; ручку НАСТРОЙКА АНТЕННЫ зафиксировать; переключатель режима работы поставить в положение СИМПЛЕКС; ручку ШУМЫ повернуть против хода часовой^стрелки до упора; переключатель КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ поставить в положение РАБОТА 1; выключатели ШКАЛА и ПИТАНИЕ перевести в положение ВЫКЛ. Надеть чехлы на приемопередатчик и блок питания. РАДИОСТАНЦИЯ Р-158 И ПОРЯДОК РАБОТЫ НА НЕЙ Радиостанция Р-158предназначена для ведения связи с однотипной радиостанцией в радиосетях и радионаправлениях. В состав комплекта радиостанции входят: приемопередатчик (ПРМ-ПРД), аккумуляторная батарея (10НКЩ-1Д), микрофон-но-телефонная гарнитура (МТГ), манипулятор, штыревая антенна (АШ), антенна А,-образная, противовес и заплечные ремни. Действующий комплект радиостанции носимого варианта состоит из приемопередатчика, манипулятора, микрофонно-телефонной гарнитуры, антенны и заплечных ремней. Аккумуляторные батареи имеют напряжение 12 В. Время их непрерывной работы в нормальных климатических условиях составляет не менее 6 ч. Для подготовки радиостанции к работе необходимо: отсоединить аккумуляторный отсек, вставить заряженную батарею и снова присоединить его; развернуть противовес, вынуть антенну из чехла, взвести ее и вставить в антенное гнездо; установить заданную частоту четырьмя переключателями; установить переключатель АВТОМОБ.—НОСИМ, в положение НОСИМ.; включить питание радиостанции, поставив переключатель на манипуляторе в положение ВКЛ., при этом радиостанция включается в режим приема; проверить наличие шумов в те-ефоне; если шумы мешают работе, включить подавитель шумов; установить две радиостанции на расстоянии 10—15 м одна от дру- гой и проверить их связь между собой (наличие мощности в антенне определяется свечением светодиода ИМЩ при нажатом рычаге ПЕРЕДАЧА); установить переключатель на манипуляторе в положение ВЫКЛ. Связь, как правило, осуществляется с помощью штыревой антенны. Для увеличения дальности связи с корреспондентом, направление на которого известно, рекомендуется применять λ-образную антенну. Для вызова корреспондента необходимо одновременно нажать на рычаги ПЕРЕДАЧА и ТОН. Для ведения передачи голосом необходимо нажать рычаг ПЕРЕДАЧА и работать от микрофона гарнитуры. Во время работы необходимо постоянно контролировать состояние аккумуляторной батареи по индикатору разряда, находящемуся на манипуляторе. Запрещается при включенной радиостанции и при нажатом рычаге ПЕРЕДАЧА переключать переключатели установки частоты. УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ Командиру машины (члену экипажа) разрешается устранять лишь простейшие неисправности. Эти неисправности, связанные с выходом из строя предохранителей, ламп подсветки, лампы ГУ-50, нарушением контактов в разъемах, могут быть устранены непосредственно в машине. Во время гарантийного срока разрешается вынимать приемопередатчик из кожуха для замены лампы ГУ-50. Если устранение простейших неисправностей не приводит к восстановлению работоспособности средств связи, то дальнейший их ремонт должен производиться в мастерских специалистами. Все неисправности и способы их устранения должны быть записаны в формуляре с указанием причин и условий их возникновения. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПО СВЯЗИ Плановые занятия по подготовке по связи проводятся начальником связи (командиром подразделения) в учебных классах подготовки по связи, оснащенных средствами связи. Тренировки по отработке нормативов по связи проводятся командирами отделений (взводов) в ходе занятий по тактической, огневой подготовке, вождению и самостоятельной подготовки. Главное внимание на занятиях (тренировках) обращается на привитие военнослужащим практических навыков в выполнении нормативов по связи, подготовке и работе на средствах связи. Теоретический материал должен излагаться только в том объеме, каком это необходимо для сознательного выполнения практиче ских приемов. В результате занятий каждый военнослужащий должен уверенно владеть приемами работы на штатных средствах связи. Отработку приемов на занятиях целесообразно проводить в такой последовательности: показ приемов руководителем, выполнение обучаемыми приемов по элементам и в целом, тренировка в их выполнении в установленное нормативами время. На показ приема рекомендуется отводить 30 % учебного времени, на выполнение — 40 % и на тренировку — 30 %. Переходить к отработке очередного приема можно только после усвоения предыдущего. Для лучшего усвоения практических приемов целесообразно делить подразделение на учебные группы, в которых обучаемые поочередно отрабатывают приемы работы на радиостанциях, входят в связь между группами с соблюдением правил ведения переговоров на средствах связи и решают учебные задачи по вводным. 9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКАОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Строевая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения. Она включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием, строевое слаживание подразделений в пешем порядке и на машинах, строевые смотры и выполнение требований Строевого устава в повседневной жизни. Занятия по многим предметам боевой подготовки непосредственно связаны с действиями личного состава в строю: построения, передвижения и различные перестроения. Качество занятий во многом зависит и от того, как командиры отделений сами выполняют требования Строевого устава. Устав обязывает командиров перед построением указать время, место, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение, боевую и другую технику. Это требование вносит прежде всего четкость, ясность и организованность перед выходом личного состава на занятия. Кроме того, командир должен проверить наличие в строю подчиненных, вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента. У подчиненных следует проверить внешний вид, наличие и правильность подгонки снаряжения. Командир отделения обязан постоянно поддерживать дисциплину строя, требовать точного выполнения подразделением команд и сигналов, а также выполнения военнослужащими своих обязанностей в строю. При подаче команд в строю на месте командир принимает положение «смирно». При построении отделений с техникой командиры обязаны произвести ее осмотр, проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, а также правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества. В движении — соблюдать установленные правила, дистанцию и скорость. Главными задачами командира отделения в процессе обучения являются: своевременное выявление недостатков и ошибок при выполнении приемов и вскрытие их причин; устранение недостатков в ходе каждого занятия и повседневной жизни; постоянная высокая требовательность к себе и подчиненным. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ Высокая строевая выучка командира имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных. Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка. В соответствии с требованиями программы боевой подготовки командиры отделений готовятся к проведению занятий на инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в часы самостоятельной подготовки. В часы самостоятельной подготовки командир отделения изучает уставные положения, методические пособия по строевой подготовке и команды; составляет план-конспект, исходя из указаний командира взвода; совершенствует технику выполнения строевых приемов и действий, отрабатываемых на занятиях; готовит личный состав отделения. Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в совершенствовании строевой выучки военнослужащих и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. В строевом обучении в основном используются следующие методы: устное изложение, показ, тренировка, самостоятельное изучение. При изучении строевого приема или действия необходимо найти такой метод объяснения, показа и тренировки, который в данное время, на данном занятии даст наилучший результат в кратчайшее время. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом. Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых и своевременное устранение замеченных ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командира отделения — 3—4 шага, для командира взвода — 5—6 шагов. Команды необходимо подавать четко и громко. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема. Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка. Для ознакомления с приемом командир должен: назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется; подать команду, по которой выполняется прием; показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения. На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время. В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются. Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения. Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыка как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа. Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам. Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое. В завершение обучения проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в це- лом. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует или обучает его, а остальные в это время продолжают тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко. ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Одиночная подготовка военнослужащих является основой строевой подготовки подразделения. Только в процессе одиночной подготовки можно подметить все ошибки и своевременно исправить их. Одиночное обучение, как правило, непосредственно осуществляет командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку своих подчиненных. Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу. Изучение строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата. Наиболее часто используются односторонний и двусторонний способы обучения. При одностороннем способе обучения все обучаемые находятся в разомкнутом строю, тренируются в выполнении приема или действия под руководством командира отделения. При двустороннем способе обучения военнослужащие тренируются попарно, поочередно выступая в роли командира, при этом наиболее подготовленные солдаты тренируют менее подготовленных. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки. В обоих способах обучения обычно применяются два методических приема. Первый прием — «Делай, как я». При этом командир отделения, тренируя солдат, сам образцово выполняет прием. Второй прием — «Тренирую одного — выполняют все». Из разомкнутого одношереножного строя командир отделения вызывает одного из солдат на определенное количество шагов, тренирует его, а находящиеся в строю солдаты выполняют те же команды, что и обучаемый. В конце занятия командир отделения указывает каждому с дату, что и к какому сроку ему необходимо доработать, проводит состязание на лучшее исполнение изученного приема, а также дает указания о подготовке к очередному занятию. Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня. Перед выполнением строевых приемов с оружием оно предварительно ставится на предохранитель. СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ Строевое слаживание отделения заключается в обучении личного состава четким и согласованным действиям в развернутых и походных строях. Занятия по обучению действиям в строях отделения проводят командиры отделений под руководством командира взвода. Изучение действий в строях отделения командир отделения проводит в такой последовательности: называет строй; подает команду; поясняет порядок выполнения (построения, перестроения), если необходимо, вызывает из строя двух солдат и показывает действия каждого из них при различных перестроениях. Затем учит личный состав отделения четкому выполнению команды, добиваясь при этом слаженных действий. Все построения и перестроения проводятся в строгом соответствии с уставными требованиями. Так, например, для построения отделения в развернутый одношереножный строй подается команда «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ».По предварительной команде «Отделение» все обучаемые должны немедленно повернуться лицом к командиру, принять положение «смирно» и ждать следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Команду командир отделения подает, находясь лицом к обучаемым. По окончании подачи команды на построение он становится лицом в сторону фронта построения, оставаясь в положении «смирно». С началом построения командир отделения выходит из строя и следит за выстраиванием отделения. Выравнивание отделения производится в случаях: когда интервалы между военнослужащими в строю оказались нарушенными, носки сапог — не на одной линии, а в двухшереножном строю, кроме того, нарушена дистанция между шеренгами. Для более быстрого усвоения обучаемыми порядка перестроения и достижения согласованных действий тренировку в развернутом строю следует начинать с перестроения по разделениям, а в походном строю — в замедленном темпе и по мере усвоения его, доводя до нормального. Тренировку отделения в выполнении воинского приветствия [елесообразно проводить вначале в одношереножном строю (в колонне по одному), а затем в двухшереножном (в колонне по два). Во всех случаях следует добиваться, чтобы воинское приветствие выполнялось молодцевато, с точным соблюдением требований Строевого устава; поворот головы должен быть однообразным, выполняться четко и одновременно всеми обучаемыми. При ответе на приветствие командира (нач&дьника) в движении все военнослужащие должны начинать ответ с постановки левой ноги на землю, произнося каждое последующее слово с постановкой на землю следующей ноги. Слаживание отделения при действиях на машине включает: построение личного состава впереди машины; осмотр оружия; посадку личного состава; размещение военнослужащих и имущества; выполнение воинского приветствия на машине на месте и в движении; высадку личного состава из машины. Посадка и высадка личного состава отрабатываются вначале по разделениям или в медленном темпе, затем в быстром и уставном темпах. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Командир должен знать, что любое построение и передвижение подразделения в строю способствует совершенствованию строевой слаженности, укреплению сознательной воинской дисциплины у военнослужащих. Физическая зарядка, утренний осмотр, несение службы в суточном наряде и другие мероприятия по распорядку дня должны также использоваться сержантами для улучшения строевой выучки солдат. Поведение военнослужащих в повседневной жизни (вне строя на территории военных городков и за их пределами) имеет важное значение в поддержании высокой воинской дисциплины и строевой выправки. Одним из проявлений воинской вежливости является взаимное воинское приветствие. Помимо формирования строевых навыков командир отделения обязан вырабатывать у подчиненных умение правильно носить военную форму одежды. Она должна строго отвечать правилам ее ношения и быть всегда чистой и опрятной. Постоянная забота командира отделения о своем внешнем виде и внешнем виде подчиненных — первый признак стрем ния к порядку, организованности, высокой воинской культуры в подразделении. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|