ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Общие положения Физическая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, составной частью и одним из направлений повышения боевой способности Вооруженных Сил, имеет прикладной характер, организуется в соответствии с общими принципами воинского обучения и воспитания. Основной целью физической подготовки в Вооруженных Силах является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. В процессе физической подготовки формируется, в первую очередь, сила, выносливость и ловкость, в последующем — теоретические знания и орга-низаторско-методические умения и навыки. Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости; формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании. Физическая подготовка способствует: повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды; воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания; формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий. Содержание физической подготовки составляют: физические упражнения, специальные знания и организаторско-методические навыки и умения. Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением требований безопасности, гигиенических условий и активным использованием оздоровительных сил природы. Спортивная работа в Вооруженных Силах организуется в целях привлечения военнослужащих к регулярным занятиям физическими упражнениями и направлена на повышение их физической подготовленности, спортивного мастерства и на организацию досуга. Она проводится во время, предусмотренное распорядком дня воинской части. Спортивная работа осуществляется в следующих формах: учебно-тренировочные занятия по спорту, спортивные и военно-спортивные соревнования, смотры спортивной работы, спортивные праздники и другие мероприятия. Каждый сержант должен: постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность и быть примером в этом для подчиненных; знать уровень физической подготовленности каждого солдата по всем упражнениям программы обучения; умело владеть методикой проведения утренней физической зарядки, попутной физической тренировки, отдельных частей учебных занятий и способами обучения отдельному упражнению, приему (действию); на практике осуществлять взаимосвязь физической подготовки с требованиями к боевой деятельности; рационально распределять физическую нагрузку в течение дня и недели; обеспечивать готовность мест для занятий по всем разделам физической подготовки; соблюдать требования безопасности и предупреждения травматизма в процессе занятий по физической подготовке; обеспечивать высокую мотивацию личного состава к занятиям по физической подготовке, выработку устойчивой потребности у военнослужащих в регулярных занятиях физическими упражнениями. Планирование физической подготовки для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется из расчета: на учебные занятия — 3 ч в неделю в учебное время; на утреннюю физическую зарядку — 30 (50) мин ежедневно, кроме выходных и праздничных дней; на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельно сти — по решению командира подразделения. Основным документом планирования в роте является расписание занятий на неделю, в котором указываются: варианты и содержание утренней физической зарядки; темы и содержание занятий по физической подготовке; содержание попутных физических тренировок; время и содержание спортивной работы; время проведения, темы и содержание инструкторско-методи-ческих и показных занятий с сержантами, проходящими военную службу по призыву и по контракту. Каждый военнослужащий несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, обязан систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению воинского долга и служебных обязанностей. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку. Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания: в целом — если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно; по частям — если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы; по разделениям — если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками; с помощью подготовительных физических упражнений — если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно. Тренировка — закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении: вначале — общие, затем — частные; при индивидуальном обучении: вначале — значительные, затем — второстепенные. Предупреждение ошибокобеспечивается: четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений; правильным первоначальным разучиванием физических упражнений; использованием подготовительных физических упражнений; своевременной и качественной помощью и страховкой. Предупреждение травматизмаобеспечивается: четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения; высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма; своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря; систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности со стороны руководителей занятий. Учебные занятияявляются основной формой физической подготовки. Продолжительность учебных занятий в воинских частях составляет 1—2 учебных часа (50—100 мин). Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. На подготовительную часть занятия отводится 7—10 мин (10—15 мин при двухчасовом занятии). В ней решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам. Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия. Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии со Строевым уставом. Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение — ПРИНЯТЬ».Упражнение выполняется по команде «Упражнение — начи-НАИ».Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда «Стой»,в движении подается команда «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руково- дителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении, — навстречу строю. Сложные упражнения выполняются по разделениям. Например: «Наклониться, руки назад, делай — РАЗ; строевая стойка, делай — ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай — ТРИ; строевая стойка, делай — ЧЕТЫРЕ».После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом «Упражнение — начи-НАЙ». Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение — начи-НАЙ». Основная часть занятия проводится в течение 35—40 мин (65—85 мин при двухчасовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются слаженности подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях. Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программами боевой подготовки по физической подготовке. Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. На занятиях по гимнастике основная часть заканчивается комплексной тренировкой в течение 6—10 мин (10—20 мин при двухчасовом занятии). Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом. При групповом способе подразделение по окончании подготовительной части выстраивается в колонну по три (четыре и т. п.). Командир взвода, указав учебные места, подает команду: «К местам занятий шагом (бегом) — МАРШ».По этой команде отделения выдвигаются кратчайшим путем к местам занятий, располагаются так, чтобы указанные места находились слева от строя, и обозначают шаг на месте. Затем по общей команде останавливаются и поворачиваются налево. Командир взвода подает команду: «К выполнению упражнений — ПРИСТУПИТЬ».Командиры отделений выходят на середину строя, поворачиваются лицом к подразделению, называют выполняемое упражнение и подают команду: «ВОЛЬНО»(на занятиях по гимнастике — «Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ»). Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по команде «На-пра-ВО, для смены мест занятий шагом (бегом) — МАРШ».При первой смене указывается порядок перехода. При фронтальном способе командир взвода по окончании подготовительной части определяет первое учебное место и подает команду: «К месту занятия шагом (бегом) — МАРШ».Взвод выдвигается кратчайшим путем к указанному месту, по командам руководителя останавливается и поворачивается налево. После выполнения упражнений подразделение переходит ко второму месту занятия, затем — к третьему и т. д. Комплексная тренировка проводится в целях повышения плотности занятия, совершенствования у обучаемых физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков. В ее содержание включаются изученные ранее программные упражнения, приемы и действия, а также упражнения на тренажерах, комплексные упражнения, подвижные игры и эстафеты. На заключительную часть занятия отводится 3—5 мин (5—10 мин при двухчасовом занятии). В ней наводится порядок на учебных местах, организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние и подводятся итоги занятия. Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. Учебные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры (или комплексно). Учебные занятия по разделам физической подготовки проводятся по плану, приведенному в табл. 15. Комплексные учебные занятиянаправлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих. Они проводятся, как правило, в конце периодов обучения. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях. Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией упражнения на силу, и после этого на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий. Комплексное учебное занятие может проводиться по плану, приведенному в табл. 16.
В условиях жаркого климата в первые 1 — 1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) с интенсивностью по пульсу 140—160 уд./мин. В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до 35 °С. Через каждые 5—7 мин непрерывной физической тренировки с интенсивностью 150—160 уд./мин предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2—3 мин. В последующем учебные занятия проводятся при более высо кой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При э продолжительность непрерывной физической тренировки дую неделю повышается ступенчатым методом и доводите 15—20 мин. Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жаркого климата, должно сопровождаться медицинским контролем. За 1 — 1,5 месяца до передислокации личного состава в горную местностьучебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действии в опасных условиях. В содержание занятий преимущественно включаются: бег на короткие дистанции с задержкой дыхания; бег на средние и длинные дистанции с применением противогаза; марш-броски; выполнение физических упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий; спортивные и подвижные игры по упрошенным правилам. В первую неделю пребывания личного состава в условиях горной местности физические упражнения на выносливость применяются крайне ограниченно. В последующем в содержание учебно-тренировочных занятий включаются: упражнения по ускоренному передвижению, марш-броски, преодоление горных препятствий, приемы рукопашного боя, спортивные и подвижные игры. На учебных занятиях в начале пребывания в горах продолжительность подготовительной части увеличивается до 15—20 мин, в основной части делаются 2—3 перерыва по 2—3 мин для восстановления дыхания и контроля пульса. При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением навыкам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат сверху вниз и снизу вверх на точность. На каждом учебном занятии планируется обучение страховке и самостраховке. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже -25 °С, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже -20 °С. При более низкой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная — в помещении. Время, отводимое на подготовительную часть занятия, в первый месяц зимнего периода увеличивается. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки — развитие выносливости и ско-ростно-силовых качеств. В дальнейшем (через 1 месяц) учебные занятия в основном проводятся комплексным методом, чаще они организуются вне помещений. Планируется концентрированное прохождение программы по лыжной подготовке. Упражнения на гимнастических снарядах и полосе препятствий выполняются групповым и поточным способами. В перерывах между подходами к снарядам (преодолением препятствий) выполняются общеразвивающие упражнения (наклоны, приседания, повороты, бег на месте и т. д.). Подходы к снарядам делаются ускоренным шагом. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению у личного состава отморожений: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, ведется наблюдение военнослужащих друг за другом. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Гимнастика и атлетическая подготовка.Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки и строевой выправки. Занятия проводятся на гимнастических площадках и в городках, спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на тренажерных комплексах, а также на местности. В подготовительную часть включаются строевые приемы и упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие упражнения на месте, в том числе упражнения для совершенствования положений «Наскок» и «Соскок», комплексы вольных упражнений, упражнения вдвоем, специальные упражнения и упражнения в прыжках. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части могут выполняться под музыку или без нее на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой, мячом, гимнастической палкой, гантелями. В основную часть занятия включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки, акробатические и комплексные упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазанье, подвижные игры и эстафеты. Для военнослужащих летного состава и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава, включаются физические упражнения на специальных снарядах: лопинге, стационарном и подвижном гимнастических колесах, батуте. Военнослужащие-женщины в основ ной части занятия выполняют комплексы ритмической гимнастики в сочетании с физическими упражнениями на тренажерах. Физические упражнения на гимнастических и специальных снарядах, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных упражнений; комплексы вольных упражнений — по разделениям. Тренировка в выполнении гимнастических упражнений заключается в их многократном повторении. Сложные физические упражнения совершенствуются сначала по частям (несколько элементов с соскоком), затем в целом. Для повышения интенсивности и физической нагрузки гимнастические упражнения могут выполняться одновременно всеми военнослужащими, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком по одному или по нескольку человек, в парах с помощью, а также со сменой учебных мест по кругу. Выход занимающихся из строя для выполнения гимнастических упражнений производится по команде «Рядовой Петров, на исходное положение шагом (бегом) — МАРШ».Военнослужащий, услышав свою фамилию, принимает строевую стойку, отвечает: «Я», по исполнительной команде отвечает: «ЕСТЬ»,строевым шагом (бегом) занимает исходное положение справа от снаряда и принимает гимнастическую стойку (правая нога отставляется на полшага в сторону, руки соединяются сзади, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги). По команде «К СНАРЯДУ»(при выполнении прыжков и акробатических упражнений — «ВПЕРЕД»)обучаемый принимает строевую стойку, подходит к снаряду, выполняет физическое упражнение, сходит с матов и поворачивается лицом к руководителю занятия. Начинается и заканчивается гимнастическое упражнение кратковременной фиксацией положений «Наскок» и «Соскок». По команде «К СНАРЯДУ» («ВПЕРЕД»)очередной обучаемый занимает исходное положение, а выполнивший упражнение становится в строй. На проверках после команды «К СНАРЯДУ» («ВПЕРЕД»)военнослужащий принимает строевую стойку и, повернув голову в сторону проверяющего, докладывает воинское звание и фамилию. Для одновременного выполнения физических упражнений военнослужащие выходят из строя по команде «Отделение (взвод),на исходные положения шагом (бегом) — МАРШ».По команде «К СНАРЯДУ» или «ВПЕРЕД»обучаемые выполняют физическое упражнение, затем поворачиваются лицом к руководителю и по его команде возвращаются в строй. Для выполнения физического упражнения в парах военнослужащие рассчитываются на «первый» и «второй» и размыкаются по команде «Отделение (взвод), по двое на снаряд, влево, ра-зом-КНИСЬ». Затем подается команда: «Первые номера, на исходные положения, вторые номера — для оказания помощи и страховки, шагом — МАРШ»,по которой одни обучаемые выходят на входные положения, а другие занимают места слева у снарядов в положении строевой стойки. По команде «К СНАРЯДУ»первые номера выполняют физические упражнения, по их завершении поворачиваются лицом к руководителю, вторые номера, оказав помощь, занимают исходное положение. Для поточного выполнения физических упражнений после отдачи предварительных распоряжений по порядку возвращения в строй, количеству подходов и повторений подаются команды: «Потоком — К СНАРЯДУ»или «Потоком — ВПЕРЕД».При необходимости указывается дистанция между обучаемыми: «Отделение (взвод), дистанция пять (шесть и т. п.) шагов, потоком — ВПЕРЕД». Для организации комплексной тренировки на тренажерах назначаются 8—12 мест занятий, на которых выполняются физические упражнения для развития силы и силовой выносливости. После дозировки физической нагрузки по весу отягощений, количеству повторений, времени работы и отдыха военнослужащие по командам руководителя подходят к указанным тренажерам, останавливаются и поворачиваются налево. Начинается выполнение упражнений по команде «К СНАРЯДУ»,а заканчивается — «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».Затем обучаемые поворачиваются направо и происходит смена мест занятий по кругу. Предупреждение травматизма обеспечивается: надежной помощью и страховкой при выполнении прыжков и физических упражнений на снарядах; проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т. п.); проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении физических упражнений на специальных снарядах. Рукопашный бой.Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах. Занятия по рукопашному бою проводятся: при обучении приемам боя с оружием — на специальной площадке, оборудованной стационарными и переносными чучелами, мишенями (плетенками), переносными препятствиями (стенками, заборами, палисадниками, малозаметными препятствиями и др.), траншеями, ходами сообщений, блиндажами, лестничными площадками, фасадами домов с окнами, на тактических полях, в караульных городках и на полосах препятствий; при обучении приемам боя без оружия — на ровной травянистой площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале (на ковре из матов). Подготовительная часть занятия проводится с оружием и б него. При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются: строевые приемы, ходьба и бег в различном темпе, перебежки, переползания, выполнение приемов изготовки к бою и стрельбе навскидку, действия по внезапным сигналам и командам, приемы рукопашного боя с оружием, комплексы приемов рукопашного боя на 8 и более счетов. В подготовительную часть занятия, проводимую без оружия, включаются: ходьба и бег в различном темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя без оружия, действия по внезапным сигналам и командам, комплексы приемов рукопашного боя на 8 и более счетов. В содержание основной части занятий включаются: комплекс приемов РБ-Н (начальный) — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в период совершенствования начальной военной подготовки (для курсантов вузов — в период общевойсковой подготовки); комплекс приемов РБ-1 (общий) — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, всех видов и родов войск Вооруженных Сил; комплекс приемов РБ-2 (специальный) — для личного состава подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты, мотострелковых и разведывательных подразделений, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для этих подразделений; комплекс приемов РБ-3 (специальный) — для личного состава разведывательных воинских частей и подразделений, курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для этих воинских частей и подразделений. Личный состав подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты и разведывательных подразделений наряду с приемами РБ-2 и РБ-3 дополнительно изучает приемы рукопашного боя по специальным программам. Разучивание изготовок к бою, передвижений, приемов самостраховки, ударов рукой и ногой, приемов нападения с оружием, комплексов на 8 счетов осуществляется на первых занятиях. В дальнейшем они включаются в содержание всех последующих занятий. Основная часть занятия организуется на одном или нескольких учебных местах. На обучение простым приемам и действиям (уколам, ударам, защите от ударов) планируется в среднем 5—10 мин, а более сложным (обезоруживанию, броскам и др.) — 16—20 мин. Выполнение приемов защиты обязательно сочетается с нанесением противнику ударов, уколов в наиболее уязвимые места и при необходимости доводится до положения связывания лежа или конвоирования. Болевые приемы, приемы обезоруживания и броски разучиваются в обе стороны. В конце основной части занятия проводятся комплексная тренировка или учебные схватки. В содержание комплексной тренировки включаются: передвижения, преодоление препятствий в сочетании с поражением мишеней штыком и выполнением других приемов рукопашного боя. На первых занятиях создается несложная обстановка, в дальнейшем количество преодолеваемых препятствий и дистанция увеличиваются, расстановка мишеней усложняется. Комплексная тренировка проводится периодически с применением имитационных средств. Учебные схватки являются основной формой совершенствования навыков и умений рукопашного боя у военнослужащих. Они организуются на нескольких учебных точках и проводятся в парах или группах (один против одного, один против двоих-троих, двое против троих и т. п.). Схватки проводятся с макетами оружия или без них по условиям, устанавливаемым руководителем занятия. По характеру действий противников они подразделяются на обусловленные, полуобусловленные и необусловленные (вольные) схватки. В обусловленных схватках руководитель занятия строго определяет действия нападающих и обороняющихся (вид оружия или его отсутствие, дистанцию, направление, вид и быстроту атакующих действий, защитные действия). В полуобусловленных схватках усложняются условия их проведения. Например, руководитель занятия разрешает нападающему активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки, а не выполнять ее по команде, атаковать различными способами и с разных направлений и т.д. Вольные бои проводятся при достижении обучаемыми соответствующего уровня подготовленности, но не ранее чем через 1 год обучения. Бои проводятся в соответствии с правилами соревнований по рукопашному бою Военно-спортивной классификации. В течение первого года обучения на учебные схватки планируется 10—15 % времени основной части учебного занятия, в дальнейшем не менее 15—25 %. При обучении приемам рукопашного боя подаются команды: для изготовки к бою — «К бою— ГОТОВЬСЬ»; для нанесения укола на месте — «КОЛИ»; для нанесения уколов в движении — «Нанести уколы по чучелам (мишеням) — ВПЕРЕД»; для отбивов — «Вправо (влево, вниз направо) — ОТБЕЙ»; для нанесения ударов — «Штыком (стволом, прикладом, магазином, лопатой, ножом, рукой, ногой)— БЕЙ»; для выполнения приема по разделениям указывается исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении уколу штыком с выпадом: «С выпадом одной ногойи толчкомдругой ударным движением рук вперед поразить штыком цель (мишень), делай — «РАЗ», выдернуть штык — «Делай — ДВА», изготовиться к бою— «Делай— ТРИ»; для слитного выполнения болевого приема, обезоруживания, освобождения от захвата или броска — «Загиб руки за спину — на-чи-НАИ», «Заднюю подножку — начи-НАЙ», «Обезоруживание на-чи-НАИ», «Освобождение от захвата — начи-НАЙ»и т. п.; для выполнения комбинаций из приемов и действий даются указания, а затем — исполнительная команда «ВПЕРЕД».Например: «Переползти 5 метров, свалить противника броском с захватом ног сзади и выполнить удушающий захват — ВПЕРЕД». Всодержание занятий по рукопашному бою включаются изготовки к бою — наиболее удобные положения военнослужащих для нападения на противника или самозащиты. Они могут быть без оружия и с оружием (автомат, нож, пехотная лопата), левосторонними, правосторонними и фронтальными. Для изготовки к бою без оружия — выставить левую ногу на шаг вперед и слегка согнуть обе ноги в коленях. Туловище немного наклонить вперед. Вес тела равномерно распределить на обе ноги. Левую руку согнуть в локтевом суставе и вывести вперед кисть на высоту груди, кисть правой руки — впереди и несколько выше пояса. Для изготовки к бою с автоматом — подбросить автомат штыком (стволом) вперед и подхватить его левой рукой за цевье и ствольную накладку сбоку, а правой — за шейку приклада. Одновременно левую ногу выставить на шаг вперед и поставить ее на всю ступню. Все тело равномерно распределить на обе слегка согнутые ноги. Туловище немного подать вперед, острие штыка держать на высоте шеи напротив левого плеча, кисть правой руки — перед поясом. Для изготовки к бою с ножом — принять левостороннюю стойку, нож держать в правой согнутой руке клинком вверх (вниз). При положении ножа в руке клинком вперед принимается левосторонняя или правосторонняя стойка. Для изготовки к бою с пехотной лопатой — выставить правую ногу на шаг вперед и поставить ее на всю ступню. Одновременно вывести согнутую правую руку с лопатой вперед, кисть правой руки — на уровень груди. Лопату держать за конец рукоятки лотком вправо (влево). Вес тела равномерно распределить на обе слегка согнутые ноги. Левая рука согнута, кисть — на высоте пояса. Передвижения включают: шаг, шаг с переменой изготовки к бою, скачок, бег. Приемы самостраховки предохраняют от ушибов о землю при единоборстве с противником. Они включают группировку, кувырки и падения. Группировка — сесть на землю и обхватить обеими руками голени ног, колени слегка развести, пятки вместе, туловище согнуть, округлив спину, голову наклонить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бедрам. Кувырок вперед — из фронтальной стойки присесть, сгруппироваться, колени слегка развести в стороны, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь на ладони (пальцами внутрь), перекатиться через спину вперед. Вскочить и изготовиться к бою. Кувырок назад — из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться о нее руками около головы (пальцами внутрь), перекатиться назад через голову, вскочить и изготовиться к бою. Падение вперед — из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные в локтях руки и сгибанием в локтях смягчить удар или подпрыгнуть и упасть вперед на слегка согнутые и разведенные в локтях руки; сгибая руки, опуститься на грудь; перекатиться с груди на живот, прогибаясь в пояснице. Закончив падение, встать и изготовиться к бою. Падение назад — из исходного положения присесть ближе к пяткам, сгруппироваться (руки вперед, ладонями вниз); перекатываясь на спине назад, сделать упреждающий удар прямыми, слегка разведенными руками о землю; при нападении противника нанести удар ногами ему навстречу, вскочить и изготовиться к бою. Падение на бок — из исходного положения присесть, сгруппироваться (руки — вперед ладонями вниз); перекатываясь назад и разворачиваясь в сторону падения, сделать упреждающий удар выпрямленной рукой о землю и лечь на бок так, чтобы одна согнутая в колене нога находилась на земле, а стопа другой (нога коленом вверх) — у ее голени, вскочить, изготовиться к бою. Кувырок через плечо — из фронтальной (боковой) стойки наклониться вперед и пропустить левую (правую) руку между ног ладонью вниз, подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат через спину в направлении левой (правой) ноги (ягодицы) и занять положение лежа на левом (правом) боку, вскочить, изготовиться к бою. Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою обеспечивается: соблюдением установленной последовательности выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальных интервалов и дистанций между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием; правильным применением приемов страховки и самостраховки; применением ножей (штыков) с надетыми на них ножнами или макетов ножей, пехотных лопат, автоматов (карабинов); проведением приемов и бросков с поддержкой партнера за руку и выполнением их от середины ковра (ямы с песком) к краю; плавным проведением болевых приемов, удушения и обезоруживания без применения большой силы (по сигналу партнера голосом «ЕСТЬ»немедленно прекращать выполнение приема); строгим соблюдением правил применения имитационных средств. Удары при выполнении приемов с партнером при отсутствии защитных средств необходимо только обозначать. Преодоление препятствий.Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности. Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды. В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений; специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); контрольные упражнения на полосах препятствий. Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе препятствий. При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ»и т. п.), бег на 150—200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, обще-развивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий. Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указываются исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, порядок выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение — у лабиринта, перелезть через забор силой и бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров — ВПЕРЕД».Для выполнения упражнений потоком подается команда, например: «Отделение, потоком, дистанция 10 шагов — ВПЕРЕД». Восновную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий или местности длиной 40—60 м с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по горизонтальным, а затем по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольного упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организуется потоком в парах, группах или в составе подразделения. На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается: применением различных исходных положений («лежа», «с колена», за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат; увеличением дистанции до препятствий и целей; преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами; изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей. На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости, которая достигается: многократным выполнением приемов после действий, дающих значительную физическую нагрузку; выполнением приемов в комплексе с другими действиями как на полосах препятствий, так и на различной по характеру местности; выполнением приемов и упражнений в средствах индивидуальной защиты в условиях ограниченной видимости и ночью. Занятия по преодолению препятствий периодически проводятся в полной экипировке с применением имитационных средств и очагов пожара, в разное время суток и в различных погодных условиях. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается: вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий; увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток; выполнением метания гранат в сторону от направления бега; очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления; строгим соблюдением правил применения имитационных средств. Ускоренное передвижение и легкая атлетика.Занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках и метаниях, слаженности действий в составе подразделений, воспитание волевых качеств. Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спортивном зале), а также на пересеченной местности по дороге и вне дорог. В содержание занятий включаются: бег на различные дистанции, прыжки, метания, кроссы и марш-броски, специальные прыжковые и беговые упражнения, направленные на совершенствование техники движений и физических качеств, упражнения с отягощением и эстафеты. Занятия проводятся в составе подразделений фронтальным или поточным способом. Подготовительная часть занятия включает: ходьбу и бег, направленные на подготовку организма военнослужащих; упражнения на месте для совершенствования гибкости, подготовки мышц и связок; специальные прыжково-беговые упражнения для подготовки опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам основной части занятий; ускорения. В основную часть занятий включаются: бег на короткие дистанции (от 30 до 400 м, челночный бег, эстафеты); бег на средние и длинные дистанции (от 1 до 10 км и более); кроссы, марш-броски до 10 км; специальные прыжково-беговые упражнения; упражнения в метаниях и с отягощением. Упражнения в беге, прыжках и метаниях разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных и имитационных упражнений, а также по разделениям. Тренировка в беге на короткие дистанции и разучивание новых упражнений проводятся в начале занятия; на средние и длинные дистанции — в конце. На начальном этапе тренировок в беге на длинные дистанции и марш-бросках слабо подготовленные военнослужащие выделяются в отдельную группу. При обучении бегу на короткие дистанции и при выполнении специальных прыжково-беговых упражнений обучаемые выстраиваются в колонну по одному по беговым дорожкам (направлениям) с интервалом в 2—3 шага. Руководитель, находясь спереди сбоку на расстоянии 15—20 шагов, подает предварительное распоряжение и исполнительную команду. В предварительном распоряжении указывается: какое упражнение необходимо выполнить, на какое расстояние, где, каким способом и куда передвигаться после выполнения упражнения, а также количество повторений. Исполнительная команда для поточного выполнения упражнения подается: «Потоком, дистанция 8 шагов (до двойного дерева) — ВПЕРЕД»;для выполнения упражнения по шеренгам (по одному): «Первая шеренга (рядовой Петров) — ВПЕРЕД». Для изучения техники старта в беге на короткие дистанции, а также при проведении тренировки и выполнении контрольных нормативов подаются команды: «НА СТАРТ», «ВНИМАНИЕ», «МАРШ».Словесные команды «НА СТАРТ»и «ВНИМАНИЕ»можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком. По команде «НА СТАРТ»военнослужащий из исходного положения (3—5 м от линии старта) подходит к линии старта. Сильнейшая нога — у линии старта, другая — на 1—1,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены. По команде «ВНИМАНИЕ»наклониться вперед, центр тяжести перенести на впереди стоящую ногу. Руку, противоположную впереди стоящей ноге, чуть подать вперед. Другую руку, согнутую в локте, отвести назад (кисть — сбоку туловища). По команде «МАРШ»энергично начать бег с постепенным выпрямлением туловища. При беге на средние и длинные дистанции команды «НА СТАРТ»и «ВНИМАНИЕ»заменяются одной командой «НА СТАРТ».Стартовое положение — без касания рукой земли. Предупреждение травматизма на занятиях обеспечивается: тщательной разминкой, особенно в холодную погоду; доступностью упражнений и соответствующей их дозировкой с учетом уровня подготовленности военнослужащих на всех этапах обучения; содержанием в порядке мест для занятий и инвентаря; точным выполнением обучаемыми требований руководителя занятия; тщательной подгонкой обуви, обмундирования, снаряжения и оружия, в жаркую и морозную погоду — непрерывным контролем за состоянием занимающихся. Лыжная подготовка.Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование и совершенствование навыков в передвижении на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма. Занятия проводятся в составе подразделения продолжительностью, как правило, два учебных часа фронтальным или поточным способом. Подготовительная часть занятия включает: проверку состояния лыжного инвентаря и формы одежды; выполнение строевых приемов с лыжами и на лыжах; передвижение к месту проведения основной части занятия. Перед началом движения руководитель занятия назначает и инструктирует двух-трех замыкающих (один из которых — сержант из числа хорошо подготовленных военнослужащих). В основную часть занятия включаются: изучение способов передвижения на лыжах; тренировка в развитии общей и специальной выносливости; изучение и совершенствование способов преодоления препятствий, боевых приемов с лыжами и на лыжах; формирование методических умений и навыков. Обучение технике передвижения проводится без оружия и снаряжения. Для движения по лыжне при разучивании лыжных ходов подается команда: «Обычным ходом, по кругу, дистанция 5 шагов, шагом - МАРШ». Для разучивания способов преодоления подъемов подразделение строится у подножия склона. После показа и объяснения подается команда, например: «Подъем «елочкой», справа в колонну по одному, дистанция 5 шагов — ВПЕРЕД». Разучивание спусков, торможений и поворотов проводится сначала на месте, а затем при спуске со склона по команде «Спуск в средней стойке, справа по одному, дистанция 10 шагов (или длина склона) - ВПЕРЕД». Тренировка в передвижении на лыжах включается в каждое занятие и проводится в течение 30—70 мин, вначале без оружия и снаряжения на слабопересеченной местности, в дальнейшем с оружием и снаряжением на местности с более сложным рельефом. Заключительная часть занятия включает: подведение итогов, определение заданий для самостоятельной работы и передвижение к месту расположения. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подготовке обеспечивается: проверкой подгонки креплений к обуви, обмундирования, снаряжения и оружия; учетом величины физической нагрузки на занятиях и своевременным ее снижением; разучиванием приемов горнолыжной техники на склонах, свободных от деревьев, кустов, пней, камней, ям и других препятствий; точным указанием направления движения и дистанции между военнослужащими на подъемах, спусках, торможениях и поворотах, а также мест построения после выполнения упражнения; наблюдением за обучаемыми и взаимонаблюдением; оказанием немедленной помощи при появлении у личного состава признаков отморожений. Военно-прикладное плавание.Занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков в военно-прикладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости. Занятия проводятся только под руководством командира подразделения, которому выделяются помощники из числа хорошо владеющих техникой плавания и методикой обучения. В содержание занятий по военно-прикладному плаванию включаются: плавание вольным стилем, брассом, плавание в обмундировании с оружием, ныряние в длину, прыжки в воду, оказание помощи утопающему, переправы вплавь в составе подразделения через водные преграды. Занятия по военно-прикладному плаванию проводятся на специально оборудованных водоемах и водных станциях при температуре воды не ниже 17 °С, а также в закрытых и открытых бассейнах с подогревом воды. В местах лагерного расположения каждая воинская часть, как правило, оборудует водную станцию с вышкой для прыжков в воду. Место для водной станции выбирается начальником физической подготовки и спорта совместно с врачом и утверждается командиром воинской части. В полевых условиях занятия по военно-прикладному плаванию проводятся в естественных водоемах, на прибрежных участках реки, озера, пруда или моря. Выбранное по усмотрению командира воинской части (подразделения) место для занятий ограничивается вехами или поплавками. Граница участка для плавания не должна быть дальше 50 м от берега. Место для занятий по военно-прикладному плаванию обеспечивается учебными досками, подручными средствами для обучения переправам и стрельбе с воды, шнурами длиной 3,5 м с поплавками на конце для страховки при нырянии в длину, спасательными средствами. Непосредственное проведение занятий в воинской части возлагается на командиров подразделений. Занятия с военнослужащими проводятся по возрастным группам назначенными руководителями под общим руководством начальника физической подготовки и спорта. На первом занятии по военно-прикладному плаванию командиры подразделений проверяют у военнослужащих умение плавать и делят личный состав на две группы: первая — не умеющие плавать и слабо плавающие; вторая — пловцы, уверенно владеющие одним из способов плавания и проплывающие не менее 200 м. На каждую группу командир назначает руководителя из числа наиболее подготовленных пловцов. Первая группа (не умеющие плавать) занимается под руководством командира подразделения. Обучение военно-прикладному плаванию проводится вначале на суше, а затем в воде. Для входа в воду со стартовых тумбочек подаются команды: «Участникам занять места», «На старт — «МАРШ». Вход в воду не умеющих плавать производится по лестнице (трапу, с борта бассейна) по команде «Отделение, по трапу в воду шагом — МАРШ»или с продольного борта бассейна (водной станции) вниз ногами по команде «Отделение, в воду прыжком вниз ногами — МАРШ». Для выполнения физических упражнений в воде сначала называется способ плавания, а затем указываются дистанция и темп, после чего подается исполнительная часть команды, например: «Плавание одними ногами способом «брасс» на груди с учебной доской в руках, дистанция 200 м, темп средний, группа потоком, интервал 5м — МАРШ».Для прекращения упражнений подается команда: «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ». Обучение способу плавания проводится в следующем порядке: ознакомление со способами плавания в целом и с его основными элементами; разучивание по элементам и в целом на суше; разучивание в воде движений ног, рук, дыхания и согласования движений ног, рук с дыханием. Во время показа руководитель занятия объясняет технику плавания: положение тела, движения ног, движения рук, дыхание и согласование движений ног, рук с дыханием. По мере овладения техникой плавания постепенно увеличивается расстояние и скорость плавания. На первых занятиях главное внимание уделяется отработке движений ног и правильному дыханию. Изучение старта проводится с помощью следующих упражнений: стартовые прыжки с бортика бассейна (водной станции) без взмаха руками, прыжки со стартовой тумбочки со взмахом руками, стартовые прыжки по команде руководителя. Повороты при плавании изучаются вначале на месте, а затем с подплыванием к стенке бассейна (водной станции). Совершенствование старта и поворотов проводится во время плавания на технику, выносливость и скорость. Обучение нырянию в длину проводится только со страховочным концом. Не допускается ныряние в местах с неисследованным дном или вблизи бонов, плотов, барж и других предметов, представляющих опасность при нырянии. Разучивание прыжков в воду начинается с бортика бассейна (водной станции) при глубине не менее 1,5 м, с 3-метровой вышки — при глубине не менее 3,5 м, с 5-метровой вышки — не менее 4 м. После освоения прыжков в воду с бортика бассейна необходимо проводить их совершенствование: отрабатывать прыжки с вышки (вниз ногами, вниз головой). Прыжки в воду в обмундировании с оружием выполняются только вниз ногами. Плавание в обмундировании с оружием проводится как в индивидуальных спасательных средствах (спасательные жилеты, нагруд- ники, пояса), так и с поплавками из предметов обмундирования, снаряжения, подручного материала и без поддерживающих средств. Спортивные и подвижные игры.Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях; на воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; на поддержание умственной и физической работоспособности; на снятие эмоционального напряжения учебно-боевой деятельности. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе. Подготовительная и заключительная части занятия проводятся в составе взвода, основная — в составе взвода или по отделениям (по командам). Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания стоек и способов передвижения по площадке. Затем изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны. Технические приемы разучиваются в целом, по разделениям (частям) и с помощью подготовительных (подводящих) упражнений, как правило, в двухшереножном строю лицом друг к другу с установленными интервалами и дистанцией между занимающимися, а также при расположении обучаемых в колоннах, в полукруге (круге). Для совершенствования в выполнении основных приемов техники игры используются поточный, сопряженный и круговой методы тренировки. Обучение тактическим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием технических приемов, в учебных двусторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими действиями — по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает обучаемым определенную установку на игру. Учебные двусторонние игры по упрощенным правилам применяются для повышения плотности занятия и физической нагрузки, охвата игрой всех занимающихся, а также в целях постепенного подведения обучаемых к освоению официальных правил соревнований. Ознакомление с основными правилами спортивной игры начинается на первых занятиях. Сначала до занимающихся доводятся сведения о размерах площадки, об оборудовании и инвентаре, о правилах выполнения техники игры, изучаемых на данном за- нятии. На последующих занятиях ознакомление с правилами осуществляется в сочетании с изучаемыми приемами техники и тактики спортивной игры. Подвижные игры на занятиях проводятся в подготовительной и основной частях. В подготовительную часть включаются игры, направленные на подготовку организма к предстоящей нагрузке. Продолжительность этих игр не должна быть большой. В основную часть занятия включаются игры без мяча и с мячом, направленные на совершенствование различных качеств военнослужащих, а также для овладения обучаемыми основ спортивных игр. В содержание занятий по спортивным играм включаются об-щеразвивающие и специальные упражнения без мяча и с мячом, упражнения по технике и тактике игры, двусторонние учебно-тренировочные игры. В подготовительную часть занятия включаются: ходьба, бег различными способами, упражнения в передвижениях игрока, общеразвивающие упражнения, простейшие упражнения по технике игры. В содержание основной части занятия включаются упражнения по технике и тактике баскетбола, волейбола, гандбола, футбола (мини-футбола). Упражнения по технике и тактике баскетбола: передача и ловля мяча, ведение, броски в корзину, заслоны, двусторонние игры, контрольное упражнение по технике игры. Упражнения по технике и тактике волейбола: прием и передача мяча, подача мяча, нападающий удар, блокирование, двусторонние игры. Упражнения по технике и тактике гандбола: ловля и передачи, ведение, броски мяча, одношажные и двухшажные отвлекающие действия, техника игры вратаря, двусторонние игры. Упражнения по технике и тактике футбола (мини-футбола): удары по мячу, передачи, остановки, ведение и обводка, вбрасывание мяча, отбор мяча, техника игры вратаря, двусторонние игры. В содержание занятий по подвижным играм включаются следующие элементы: выбор игры, подготовка места и инвентаря. Выбор игры определяется конкретными задачами, решаемыми в процессе учебно-боевой деятельности. Каждая игра, выбранная в целях решения задач физической подготовки, обязательно должна обеспечивать максимальную готовность военнослужащих к успешному решению задач профессиональной подготовки. Подготовка места и инвентаря для проведения игры предусматривает расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, установление формы одежды для занимающихся, организацию занимающихся, объяснение игры. Организация занимающихся включает в себя их расстановку, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение играющих по командам. Выбирать водящих и капитанов можно различными способами: по назначению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. При проведении игр командиры отделений могут быть помощниками руководителя, исполнять обязанности капитанов команд или водящих. Объяснение игры целесообразно проводить в том построении, с которого она будет начинаться. Руководитель должен назвать игру, определить роли играющих, их расположение на площадке, объяснить ход игры, ее цель и правила. В руководство игрой входит: наблюдение за действиями отдельных участников, группы участников, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявления индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, поддержание соревновательного духа на протяжении всей игры. Подвижные игры проводятся фронтальным и групповым методами. В большинстве случаев применяются способы: линейный, встречный, круговой, групповой, командный. При этом каждой подвижной игре должен быть придан соревновательный характер. Подведение итогов игры включает объявление победителей и разбор игры, во время которого указываются ошибки играющих, отмечаются положительные и отрицательные моменты, объясняются наиболее целесообразные способы игровых действий. УТРЕННЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА Утренняя физическая зарядка является обязательным элементом распорядка дня и проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в целях систематической физической тренировки военнослужащих. Она способствует быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние и проводится через 10 мин после подъема продолжительностью 30—50 мин. Утренняя физическая зарядка проводится в составе подразделения старшиной или подготовленным заместителем командира взвода. Форма одежды объявляется дежурным по воинской части в зависимости от температуры воздуха и силы ветра. Утренняя физическая зарядка проводится по вариантам (примерные варианты приведены в табл. 17). Варианты, куда включаются физические упражнения, изученные ранее на практических занятиях, разрабатываются начальником физической подготовки и спорта воинской части. Утренняя физическая зарядка проводится, как правило, в форме комплексного занятия, включающего подготовительную, основную и заключительную части. Таблица 17 Примерные варианты проведения утренней физической зарядки
Утренняя физическая зарядка может периодически проводиться под музыку. В зимних условиях утренняя физическая зарядка проводится в быстром темпе в виде чередования ходьбы и бега в сочетании с общеразвивающими и специальными упражнениями. При низкой температуре воздуха ввиду сильного охлаждения она может проводиться в шинелях (куртках). В теплое время года при наличии условий на утренней физической зарядке могут проводиться спортивные игры по упрощенным правилам, плавание и купание. Утренняя физическая зарядка с использованием плавания проводится на водной станции (в бассейне) под руководством командира подразделения в такой последовательности: ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения для совершенствования техники плавания (10—15 мин); упражнения в плавании (30—37 мин); ходьба и бег (3—5 мин). При проведении утренней физической зарядки в помещении выполняются общеразвивающие упражнения (на тренажерах, с гантелями, эспандерами, гирями) и комплексы вольных упражнений. Зарядка заканчивается бегом и ходьбой на месте. Места для проведения утренней физической зарядки закрепляются за подразделениями. Они должны быть хорошо освещены. Дистанции для ходьбы и бега размечаются указателями. Спортсмены, имеющие 1-й спортивный разряд и выше, входящие в состав сборных команд, с разрешения командира воинской части могут проводить утреннюю физическую зарядку по индивидуальному плану. ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится в целях повышения уровня физической тренированности и поддержания профессиональной работоспособности военнослужащих. Она организуется с учетом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях боевого дежурства, попутную физическую тренировку, физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами. Физические упражнения в условиях боевого дежурства ⇐ Предыдущая40414243444546474849Следующая ⇒ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|