Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТИВНАЯ РАБОТА



ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие положения

Физическая подготовка является одним из основных предме­тов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинско­го обучения и воспитания личного состава, составной частью и одним из направлений повышения боевой способности Воору­женных Сил, имеет прикладной характер, организуется в соответ­ствии с общими принципами воинского обучения и воспитания.

Основной целью физической подготовки в Вооруженных Си­лах является обеспечение необходимого уровня физической под­готовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. В процессе физиче­ской подготовки формируется, в первую очередь, сила, выносли­вость и ловкость, в последующем — теоретические знания и орга-низаторско-методические умения и навыки.

Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются:

формирование здорового образа жизни;

гармоничное физическое и духовное развитие;

развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;

формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естествен­ных и искусственных препятствий, рукопашном бою, воен­но-прикладном плавании.

Физическая подготовка способствует:

повышению устойчивости организма к воздействию неблаго­приятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициа­тивы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и са­мообладания;

формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период под­готовки и ведения боевых действий.

Содержание физической подготовки составляют: физические упражнения, специальные знания и организаторско-методические навыки и умения.

Основным средством физической подготовки являются физи­ческие упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением


требований безопасности, гигиенических условий и активным использованием оздоровительных сил природы.

Спортивная работа в Вооруженных Силах организуется в целях привлечения военнослужащих к регулярным занятиям физиче­скими упражнениями и направлена на повышение их физической подготовленности, спортивного мастерства и на организацию до­суга. Она проводится во время, предусмотренное распорядком дня воинской части.

Спортивная работа осуществляется в следующих формах: учеб­но-тренировочные занятия по спорту, спортивные и воен­но-спортивные соревнования, смотры спортивной работы, спор­тивные праздники и другие мероприятия.

Каждый сержант должен:

постоянно совершенствовать свою физическую подготовлен­ность и быть примером в этом для подчиненных;

знать уровень физической подготовленности каждого солдата по всем упражнениям программы обучения;

умело владеть методикой проведения утренней физической за­рядки, попутной физической тренировки, отдельных частей учеб­ных занятий и способами обучения отдельному упражнению, приему (действию);

на практике осуществлять взаимосвязь физической подготов­ки с требованиями к боевой деятельности;

рационально распределять физическую нагрузку в течение дня и недели;

обеспечивать готовность мест для занятий по всем разделам физической подготовки;

соблюдать требования безопасности и предупреждения трав­матизма в процессе занятий по физической подготовке;

обеспечивать высокую мотивацию личного состава к занятиям по физической подготовке, выработку устойчивой потребности у военнослужащих в регулярных занятиях физическими упражне­ниями.

Планирование физической подготовки для военнослужащих, про­ходящих военную службу по призыву, осуществляется из расчета:

на учебные занятия — 3 ч в неделю в учебное время;

на утреннюю физическую зарядку — 30 (50) мин ежедневно, кроме выходных и праздничных дней;

на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельно сти — по решению командира подразделения.

Основным документом планирования в роте является расписа­ние занятий на неделю, в котором указываются:

варианты и содержание утренней физической зарядки;

темы и содержание занятий по физической подготовке;

содержание попутных физических тренировок;

время и содержание спортивной работы;


время проведения, темы и содержание инструкторско-методи-ческих и показных занятий с сержантами, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Каждый военнослужащий несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, обязан системати­чески заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению воинского долга и служебных обязанностей.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его пред­назначение.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности зани­мающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом — если физическое упражнение несложное, доступ­но для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) не­возможно;

по частям — если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям — если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

с помощью подготовительных физических упражнений — если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Тренировка — закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных усло­виях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:

при групповом обучении: вначале — общие, затем — частные;

при индивидуальном обучении: вначале — значительные, за­тем — второстепенные.

Предупреждение ошибокобеспечивается:


четким показом и объяснением техники выполнения физиче­ских упражнений;

правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;

использованием подготовительных физических упражнений;

своевременной и качественной помощью и страховкой.

Предупреждение травматизмаобеспечивается:

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил преду­преждения травматизма;

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности со стороны руководителей за­нятий.

Учебные занятияявляются основной формой физической под­готовки.

Продолжительность учебных занятий в воинских частях состав­ляет 1—2 учебных часа (50—100 мин). Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительную часть занятия отводится 7—10 мин (10—15 мин при двухчасовом занятии). В ней решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.

Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части заня­тия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туло­вища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.

Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии со Строевым уставом.

Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение — ПРИНЯТЬ».Упражнение вы­полняется по команде «Упражнение — начи-НАИ».Для оконча­ния выполнения физического упражнения на месте вместо по­следнего счета подается команда «Стой»,в движении подается команда «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руково-


дителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а вы­полняемых в движении, — навстречу строю.

Сложные упражнения выполняются по разделениям. Напри­мер: «Наклониться, руки назад, делай — РАЗ; строевая стойка, де­лай — ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай — ТРИ; строевая стойка, делай — ЧЕТЫРЕ».После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполне­ние в целом «Упражнение — начи-НАЙ».

Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выпол­няются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение — начи-НАЙ».

Основная часть занятия проводится в течение 35—40 мин (65—85 мин при двухчасовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, со­вершенствуют их, развивают физические и специальные качест­ва, воспитывают моральные и психические качества, добиваются слаженности подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.

Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программами боевой подготовки по физической подготовке.

Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. На занятиях по гимна­стике основная часть заканчивается комплексной тренировкой в течение 6—10 мин (10—20 мин при двухчасовом занятии). Выпол­нение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом.

При групповом способе подразделение по окончании подгото­вительной части выстраивается в колонну по три (четыре и т. п.). Командир взвода, указав учебные места, подает команду: «К мес­там занятий шагом (бегом) — МАРШ».По этой команде отделения выдвигаются кратчайшим путем к местам занятий, располагаются так, чтобы указанные места находились слева от строя, и обозна­чают шаг на месте. Затем по общей команде останавливаются и поворачиваются налево. Командир взвода подает команду: «К вы­полнению упражнений — ПРИСТУПИТЬ».Командиры отделений выходят на середину строя, поворачиваются лицом к подразделе­нию, называют выполняемое упражнение и подают команду: «ВОЛЬНО»(на занятиях по гимнастике — «Гимнастическую стой­ку - ПРИНЯТЬ»).

Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».По этой команде занимаю­щиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну


шеренгу. Смена мест занятий производится по команде «На-пра-ВО, для смены мест занятий шагом (бегом) — МАРШ».При

первой смене указывается порядок перехода.

При фронтальном способе командир взвода по окончании подготовительной части определяет первое учебное место и пода­ет команду: «К месту занятия шагом (бегом) — МАРШ».Взвод вы­двигается кратчайшим путем к указанному месту, по командам руководителя останавливается и поворачивается налево. После выполнения упражнений подразделение переходит ко второму месту занятия, затем — к третьему и т. д.

Комплексная тренировка проводится в целях повышения плотности занятия, совершенствования у обучаемых физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков. В ее содер­жание включаются изученные ранее программные упражнения, приемы и действия, а также упражнения на тренажерах, комплек­сные упражнения, подвижные игры и эстафеты.

На заключительную часть занятия отводится 3—5 мин (5—10 мин при двухчасовом занятии). В ней наводится порядок на учебных местах, организм занимающихся приводится в отно­сительно спокойное состояние и подводятся итоги занятия. Со­держание заключительной части составляют ходьба и бег в мед­ленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц.

Учебные занятия проводятся по разделам физической подго­товки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая ат­летика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спор­тивные и подвижные игры (или комплексно).

Учебные занятия по разделам физической подготовки прово­дятся по плану, приведенному в табл. 15.

Комплексные учебные занятиянаправлены на повышение об­щей и специальной физической подготовленности военнослужа­щих. Они проводятся, как правило, в конце периодов обучения. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.

Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем приемы и действия, связанные с тонкой двигатель­ной координацией упражнения на силу, и после этого на выносли­вость. Конкретные варианты комплексирования упражнений опре­деляются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военно­служащих и материальным обеспечением занятий.

Комплексное учебное занятие может проводиться по плану, приведенному в табл. 16.


 


В условиях жаркого климата в первые 1 — 1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и прово­дятся (первые две недели) с интенсивностью по пульсу 140—160 уд./мин. В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до 35 °С. Через каждые 5—7 мин непрерывной физической тренировки с интенсивно­стью 150—160 уд./мин предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2—3 мин.

В последующем учебные занятия проводятся при более высо кой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При э продолжительность непрерывной физической тренировки дую неделю повышается ступенчатым методом и доводите 15—20 мин.


Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жар­кого климата, должно сопровождаться медицинским контролем.

За 1 — 1,5 месяца до передислокации личного состава в горную местностьучебные занятия должны быть направлены на выработ­ку устойчивости организма к кислородному голоданию и на фор­мирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действии в опасных условиях. В содержание занятий преимущественно включаются:

бег на короткие дистанции с задержкой дыхания;

бег на средние и длинные дистанции с применением противо­газа;

марш-броски;

выполнение физических упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий;

спортивные и подвижные игры по упрошенным правилам.

В первую неделю пребывания личного состава в условиях гор­ной местности физические упражнения на выносливость приме­няются крайне ограниченно. В последующем в содержание учеб­но-тренировочных занятий включаются: упражнения по ускоренному передвижению, марш-броски, преодоление горных препятствий, приемы рукопашного боя, спортивные и подвиж­ные игры.

На учебных занятиях в начале пребывания в горах продолжи­тельность подготовительной части увеличивается до 15—20 мин, в основной части делаются 2—3 перерыва по 2—3 мин для восста­новления дыхания и контроля пульса.

При наличии горной полосы и других специальных сооруже­ний преодоление их сочетается с обучением навыкам преодоле­ния естественных горных препятствий, горных рек, метания гра­нат сверху вниз и снизу вверх на точность. На каждом учебном занятии планируется обучение страховке и самостраховке.

В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже -25 °С, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже -20 °С. При более низ­кой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная — в помещении.

Время, отводимое на подготовительную часть занятия, в пер­вый месяц зимнего периода увеличивается. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков вы­полнения физических упражнений в утепленной одежде. Основ­ная направленность тренировки — развитие выносливости и ско-ростно-силовых качеств.


В дальнейшем (через 1 месяц) учебные занятия в основном проводятся комплексным методом, чаще они организуются вне помещений. Планируется концентрированное прохождение про­граммы по лыжной подготовке. Упражнения на гимнастических снарядах и полосе препятствий выполняются групповым и поточ­ным способами. В перерывах между подходами к снарядам (прео­долением препятствий) выполняются общеразвивающие упраж­нения (наклоны, приседания, повороты, бег на месте и т. д.). Подходы к снарядам делаются ускоренным шагом.

При проведении учебных занятий применяются профилакти­ческие меры по предупреждению у личного состава отморожений: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, ведется наблюде­ние военнослужащих друг за другом.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ (ТЕМАМ) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Гимнастика и атлетическая подготовка.Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачи­ванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, приклад­ных двигательных навыков, воспитание смелости и решительно­сти, совершенствование осанки и строевой выправки.

Занятия проводятся на гимнастических площадках и в город­ках, спортивных залах или специально оборудованных помеще­ниях, на тренажерных комплексах, а также на местности.

В подготовительную часть включаются строевые приемы и упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге, общераз­вивающие упражнения на месте, в том числе упражнения для со­вершенствования положений «Наскок» и «Соскок», комплексы вольных упражнений, упражнения вдвоем, специальные упраж­нения и упражнения в прыжках. Общеразвивающие упражнения в подготовительной части могут выполняться под музыку или без нее на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой, мя­чом, гимнастической палкой, гантелями.

В основную часть занятия включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные и безопорные прыжки, акроба­тические и комплексные упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазанье, подвижные игры и эстафеты. Для военнослужащих летного соста­ва и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих под­готовку летного состава, включаются физические упражнения на специальных снарядах: лопинге, стационарном и подвижном гим­настических колесах, батуте. Военнослужащие-женщины в основ ной части занятия выполняют комплексы ритмической гимнасти­ки в сочетании с физическими упражнениями на тренажерах.


Физические упражнения на гимнастических и специальных снарядах, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями разучиваются в целом, по частям, с помощью подготовительных упражнений; комплексы вольных упражнений — по разделениям.

Тренировка в выполнении гимнастических упражнений за­ключается в их многократном повторении. Сложные физические упражнения совершенствуются сначала по частям (несколько элементов с соскоком), затем в целом.

Для повышения интенсивности и физической нагрузки гимна­стические упражнения могут выполняться одновременно всеми военнослужащими, поочередно, шеренгами, колоннами, потоком по одному или по нескольку человек, в парах с помощью, а также со сменой учебных мест по кругу.

Выход занимающихся из строя для выполнения гимнастиче­ских упражнений производится по команде «Рядовой Петров, на исходное положение шагом (бегом) — МАРШ».Военнослужащий, услышав свою фамилию, принимает строевую стойку, отвечает: «Я», по исполнительной команде отвечает: «ЕСТЬ»,строевым шагом (бегом) занимает исходное положение справа от снаряда и принимает гимнастическую стойку (правая нога отставляется на полшага в сторону, руки соединяются сзади, тяжесть тела равно­мерно распределяется на обе ноги).

По команде «К СНАРЯДУ»(при выполнении прыжков и акро­батических упражнений — «ВПЕРЕД»)обучаемый принимает строевую стойку, подходит к снаряду, выполняет физическое упражнение, сходит с матов и поворачивается лицом к руководи­телю занятия. Начинается и заканчивается гимнастическое упражнение кратковременной фиксацией положений «Наскок» и «Соскок». По команде «К СНАРЯДУ» («ВПЕРЕД»)очередной обучаемый занимает исходное положение, а выполнивший упражнение становится в строй.

На проверках после команды «К СНАРЯДУ» («ВПЕРЕД»)воен­нослужащий принимает строевую стойку и, повернув голову в сто­рону проверяющего, докладывает воинское звание и фамилию.

Для одновременного выполнения физических упражнений во­еннослужащие выходят из строя по команде «Отделение (взвод),на исходные положения шагом (бегом) — МАРШ».По команде «К СНАРЯДУ» или «ВПЕРЕД»обучаемые выполняют физическое упражнение, затем поворачиваются лицом к руководителю и по его команде возвращаются в строй.

Для выполнения физического упражнения в парах военнослу­жащие рассчитываются на «первый» и «второй» и размыкаются по команде «Отделение (взвод), по двое на снаряд, влево, ра-зом-КНИСЬ». Затем подается команда: «Первые номера, на исход­ные положения, вторые номера — для оказания помощи и страхов­ки, шагом — МАРШ»,по которой одни обучаемые выходят на входные положения, а другие занимают места слева у снарядов в


положении строевой стойки. По команде «К СНАРЯДУ»первые номера выполняют физические упражнения, по их завершении поворачиваются лицом к руководителю, вторые номера, оказав помощь, занимают исходное положение.

Для поточного выполнения физических упражнений после от­дачи предварительных распоряжений по порядку возвращения в строй, количеству подходов и повторений подаются команды: «Потоком — К СНАРЯДУ»или «Потоком — ВПЕРЕД».При необ­ходимости указывается дистанция между обучаемыми: «Отделе­ние (взвод), дистанция пять (шесть и т. п.) шагов, потоком — ВПЕРЕД».

Для организации комплексной тренировки на тренажерах на­значаются 8—12 мест занятий, на которых выполняются физиче­ские упражнения для развития силы и силовой выносливости. После дозировки физической нагрузки по весу отягощений, ко­личеству повторений, времени работы и отдыха военнослужащие по командам руководителя подходят к указанным тренажерам, останавливаются и поворачиваются налево. Начинается выполне­ние упражнений по команде «К СНАРЯДУ»,а заканчивается — «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».Затем обучаемые поворачиваются направо и происходит смена мест занятий по кругу.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

надежной помощью и страховкой при выполнении прыжков и физических упражнений на снарядах;

проверкой технического состояния снарядов (растяжек, кара­бинов, стопорных устройств и т. п.);

проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении физических упражнений на специальных снарядах.

Рукопашный бой.Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведе­ния из строя или пленения противника, самозащиты от его напа­дения, а также на воспитание смелости, решительности и уверен­ности в собственных силах.

Занятия по рукопашному бою проводятся:

при обучении приемам боя с оружием — на специальной пло­щадке, оборудованной стационарными и переносными чучелами, мишенями (плетенками), переносными препятствиями (стенка­ми, заборами, палисадниками, малозаметными препятствиями и др.), траншеями, ходами сообщений, блиндажами, лестничными площадками, фасадами домов с окнами, на тактических полях, в караульных городках и на полосах препятствий;

при обучении приемам боя без оружия — на ровной травяни­стой площадке, специально подготовленной яме с песком и опил­ками или в спортивном зале (на ковре из матов).

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и б него. При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются: строевые приемы, ходьба и бег в различном


темпе, перебежки, переползания, выполнение приемов изготовки к бою и стрельбе навскидку, действия по внезапным сигналам и командам, приемы рукопашного боя с оружием, комплексы прие­мов рукопашного боя на 8 и более счетов.

В подготовительную часть занятия, проводимую без оружия, включаются: ходьба и бег в различном темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, прие­мы рукопашного боя без оружия, действия по внезапным сигна­лам и командам, комплексы приемов рукопашного боя на 8 и бо­лее счетов.

В содержание основной части занятий включаются:

комплекс приемов РБ-Н (начальный) — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в период совершенст­вования начальной военной подготовки (для курсантов вузов — в период общевойсковой подготовки);

комплекс приемов РБ-1 (общий) — для военнослужащих, про­ходящих военную службу по призыву и контракту, всех видов и родов войск Вооруженных Сил;

комплекс приемов РБ-2 (специальный) — для личного состава подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты, мотострелковых и разведывательных подразде­лений, курсантов и слушателей военно-учебных заведений, осу­ществляющих подготовку специалистов для этих подразделений;

комплекс приемов РБ-3 (специальный) — для личного состава разведывательных воинских частей и подразделений, курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку специа­листов для этих воинских частей и подразделений.

Личный состав подразделений и воинских частей Воздуш­но-десантных войск, морской пехоты и разведывательных под­разделений наряду с приемами РБ-2 и РБ-3 дополнительно изуча­ет приемы рукопашного боя по специальным программам.

Разучивание изготовок к бою, передвижений, приемов само­страховки, ударов рукой и ногой, приемов нападения с оружием, комплексов на 8 счетов осуществляется на первых занятиях. В да­льнейшем они включаются в содержание всех последующих заня­тий.

Основная часть занятия организуется на одном или несколь­ких учебных местах.

На обучение простым приемам и действиям (уколам, ударам, защите от ударов) планируется в среднем 5—10 мин, а более слож­ным (обезоруживанию, броскам и др.) — 16—20 мин.

Выполнение приемов защиты обязательно сочетается с нане­сением противнику ударов, уколов в наиболее уязвимые места и при необходимости доводится до положения связывания лежа или конвоирования. Болевые приемы, приемы обезоруживания и броски разучиваются в обе стороны.


В конце основной части занятия проводятся комплексная тре­нировка или учебные схватки.

В содержание комплексной тренировки включаются: передви­жения, преодоление препятствий в сочетании с поражением ми­шеней штыком и выполнением других приемов рукопашного боя. На первых занятиях создается несложная обстановка, в дальней­шем количество преодолеваемых препятствий и дистанция увели­чиваются, расстановка мишеней усложняется.

Комплексная тренировка проводится периодически с приме­нением имитационных средств.

Учебные схватки являются основной формой совершенствова­ния навыков и умений рукопашного боя у военнослужащих. Они организуются на нескольких учебных точках и проводятся в парах или группах (один против одного, один против двоих-троих, двое против троих и т. п.).

Схватки проводятся с макетами оружия или без них по услови­ям, устанавливаемым руководителем занятия. По характеру дей­ствий противников они подразделяются на обусловленные, полу­обусловленные и необусловленные (вольные) схватки.

В обусловленных схватках руководитель занятия строго опре­деляет действия нападающих и обороняющихся (вид оружия или его отсутствие, дистанцию, направление, вид и быстроту атакую­щих действий, защитные действия).

В полуобусловленных схватках усложняются условия их прове­дения. Например, руководитель занятия разрешает нападающему активно маневрировать, самостоятельно выбирать момент для атаки, а не выполнять ее по команде, атаковать различными спо­собами и с разных направлений и т.д.

Вольные бои проводятся при достижении обучаемыми соот­ветствующего уровня подготовленности, но не ранее чем через 1 год обучения. Бои проводятся в соответствии с правилами со­ревнований по рукопашному бою Военно-спортивной классифи­кации.

В течение первого года обучения на учебные схватки планиру­ется 10—15 % времени основной части учебного занятия, в даль­нейшем не менее 15—25 %.

При обучении приемам рукопашного боя подаются команды:

для изготовки к бою — «К боюГОТОВЬСЬ»;

для нанесения укола на месте — «КОЛИ»;

для нанесения уколов в движении — «Нанести уколы по чуче­лам (мишеням) — ВПЕРЕД»;

для отбивов — «Вправо (влево, вниз направо) — ОТБЕЙ»;

для нанесения ударов — «Штыком (стволом, прикладом, мага­зином, лопатой, ножом, рукой, ногой)БЕЙ»;

для выполнения приема по разделениям указывается исходное положение и порядок выполнения. Например, при обучении уколу штыком с выпадом: «С выпадом одной ногойи толчкомдругой


ударным движением рук вперед поразить штыком цель (мишень), де­лай — «РАЗ», выдернуть штык — «Делай — ДВА», изготовиться к бою«ДелайТРИ»;

для слитного выполнения болевого приема, обезоруживания, освобождения от захвата или броска — «Загиб руки за спину — на-чи-НАИ», «Заднюю подножку — начи-НАЙ», «Обезоруживание на-чи-НАИ», «Освобождение от захвата — начи-НАЙ»и т. п.;

для выполнения комбинаций из приемов и действий даются указания, а затем — исполнительная команда «ВПЕРЕД».Напри­мер: «Переползти 5 метров, свалить противника броском с захватом ног сзади и выполнить удушающий захват — ВПЕРЕД».

Всодержание занятий по рукопашному бою включаются изго­товки к бою — наиболее удобные положения военнослужащих для нападения на противника или самозащиты. Они могут быть без оружия и с оружием (автомат, нож, пехотная лопата), левосто­ронними, правосторонними и фронтальными.

Для изготовки к бою без оружия — выставить левую ногу на шаг вперед и слегка согнуть обе ноги в коленях. Туловище немно­го наклонить вперед. Вес тела равномерно распределить на обе ноги. Левую руку согнуть в локтевом суставе и вывести вперед кисть на высоту груди, кисть правой руки — впереди и несколько выше пояса.

Для изготовки к бою с автоматом — подбросить автомат шты­ком (стволом) вперед и подхватить его левой рукой за цевье и ствольную накладку сбоку, а правой — за шейку приклада. Одно­временно левую ногу выставить на шаг вперед и поставить ее на всю ступню. Все тело равномерно распределить на обе слегка со­гнутые ноги. Туловище немного подать вперед, острие штыка держать на высоте шеи напротив левого плеча, кисть правой руки — перед поясом.

Для изготовки к бою с ножом — принять левостороннюю стой­ку, нож держать в правой согнутой руке клинком вверх (вниз). При положении ножа в руке клинком вперед принимается лево­сторонняя или правосторонняя стойка.

Для изготовки к бою с пехотной лопатой — выставить правую ногу на шаг вперед и поставить ее на всю ступню. Одновременно вывести согнутую правую руку с лопатой вперед, кисть правой руки — на уровень груди. Лопату держать за конец рукоятки лот­ком вправо (влево). Вес тела равномерно распределить на обе слегка согнутые ноги. Левая рука согнута, кисть — на высоте поя­са.

Передвижения включают: шаг, шаг с переменой изготовки к бою, скачок, бег.

Приемы самостраховки предохраняют от ушибов о землю при единоборстве с противником. Они включают группировку, ку­вырки и падения.


Группировка — сесть на землю и обхватить обеими руками го­лени ног, колени слегка развести, пятки вместе, туловище со­гнуть, округлив спину, голову наклонить, прижав подбородок к груди. Подтягивая руками голени, приблизить туловище к бед­рам.

Кувырок вперед — из фронтальной стойки присесть, сгруппи­роваться, колени слегка развести в стороны, упереться ладонями о землю. Оттолкнувшись ногами и опираясь на ладони (пальцами внутрь), перекатиться через спину вперед. Вскочить и изготовить­ся к бою.

Кувырок назад — из фронтальной стойки присесть, прижать подбородок к груди и, падая назад, сгруппироваться. В момент касания земли плечами опереться о нее руками около головы (па­льцами внутрь), перекатиться назад через голову, вскочить и из­готовиться к бою.

Падение вперед — из фронтальной стойки упасть вперед на слегка согнутые и разведенные в локтях руки и сгибанием в лок­тях смягчить удар или подпрыгнуть и упасть вперед на слегка со­гнутые и разведенные в локтях руки; сгибая руки, опуститься на грудь; перекатиться с груди на живот, прогибаясь в пояснице. За­кончив падение, встать и изготовиться к бою.

Падение назад — из исходного положения присесть ближе к пяткам, сгруппироваться (руки вперед, ладонями вниз); перека­тываясь на спине назад, сделать упреждающий удар прямыми, слегка разведенными руками о землю; при нападении противника нанести удар ногами ему навстречу, вскочить и изготовиться к бою.

Падение на бок — из исходного положения присесть, сгруппи­роваться (руки — вперед ладонями вниз); перекатываясь назад и разворачиваясь в сторону падения, сделать упреждающий удар выпрямленной рукой о землю и лечь на бок так, чтобы одна со­гнутая в колене нога находилась на земле, а стопа другой (нога коленом вверх) — у ее голени, вскочить, изготовиться к бою.

Кувырок через плечо — из фронтальной (боковой) стойки на­клониться вперед и пропустить левую (правую) руку между ног ладонью вниз, подбородок прижать к груди; оттолкнувшись нога­ми, сделать перекат через спину в направлении левой (правой) ноги (ягодицы) и занять положение лежа на левом (правом) боку, вскочить, изготовиться к бою.

Предупреждение травматизма на занятиях по рукопашному бою обеспечивается:

соблюдением установленной последовательности выполнения приемов, действий и упражнений, оптимальных интервалов и ди­станций между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием;

правильным применением приемов страховки и самостраховки;


применением ножей (штыков) с надетыми на них ножнами или макетов ножей, пехотных лопат, автоматов (карабинов);

проведением приемов и бросков с поддержкой партнера за руку и выполнением их от середины ковра (ямы с песком) к краю;

плавным проведением болевых приемов, удушения и обезору­живания без применения большой силы (по сигналу партнера го­лосом «ЕСТЬ»немедленно прекращать выполнение приема);

строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Удары при выполнении приемов с партнером при отсутствии защитных средств необходимо только обозначать.

Преодоление препятствий.Занятия по преодолению препятст­вий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, вы­полнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.

Занятия по преодолению препятствий проводятся на местнос­ти, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препят­ствий в военной форме одежды.

В содержание занятий включаются:

преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий ин­дивидуально и в составе подразделений;

специальные приемы и действия на сооружениях, макетах бое­вой техники, с грузом, индивидуально и в составе подразделений;

метание гранат на точность (по условиям выполнения конт­рольных упражнений);

контрольные упражнения на полосах препятствий.

Подготовительная часть занятия проводится с оружием и без оружия на дорожках или местности, прилегающей к полосе пре­пятствий.

При проведении подготовительной части занятия с оружием в нее включаются строевые приемы, ходьба и бег различными спо­собами, перебежки, переползания, действия по внезапно подава­емым сигналам и командам («К БОЮ», «В УКРЫТИЕ», «ВОЗДУХ»и т. п.), бег на 150—200 м с попутным преодолением несложных препятствий. В подготовительную часть занятия без оружия включаются: ходьба и бег различными способами, обще-развивающие и прыжково-беговые упражнения, бег с попутным преодолением несложных препятствий.

Перед выполнением упражнения (приема, действия) отдается предварительное распоряжение, в котором указываются исходное положение, содержание упражнения, конечное положение, поря­док выполнения, а затем исполнительная команда, например: «Исходное положение — у лабиринта, перелезть через забор силой и


бегом вернуться в строй, выполнить упражнение 2 раза в быстром темпе. Рядовой Петров — ВПЕРЕД».Для выполнения упражне­ний потоком подается команда, например: «Отделение, потоком, дистанция 10 шагов — ВПЕРЕД».

Восновную часть занятия включаются упражнения в преодо­лении участков полосы препятствий или местности длиной 40—60 м с выполнением изученных приемов и действий в различ­ном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения вы­полняются поточно, соревновательным, групповым, круговым способами. Метание гранат производится поочередно по гори­зонтальным, а затем по вертикальным целям. В каждое занятие включаются комплексная тренировка в выполнении контрольно­го упражнения или большей его части в сочетании с бегом до 600 м и другие комплексные упражнения. Тренировка организу­ется потоком в парах, группах или в составе подразделения.

На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным услож­нением условий выполнения, которое достигается:

применением различных исходных положений («лежа», «с ко­лена», за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат;

увеличением дистанции до препятствий и целей;

преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами;

изменением порядка преодоления препятствий и поражения целей.

На последующих занятиях основное внимание в процессе тре­нировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости, которая достигается:

многократным выполнением приемов после действий, дающих значительную физическую нагрузку;

выполнением приемов в комплексе с другими действиями как на полосах препятствий, так и на различной по характеру местно­сти;

выполнением приемов и упражнений в средствах индивидуа­льной защиты в условиях ограниченной видимости и ночью.

Занятия по преодолению препятствий периодически прово­дятся в полной экипировке с применением имитационных средств и очагов пожара, в разное время суток и в различных по­годных условиях.

Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий обеспечивается:

вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест призем­ления при прыжках с высоких препятствий;

увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток;

выполнением метания гранат в сторону от направления бега;


очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления;

строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

Ускоренное передвижение и легкая атлетика.Занятия по уско­ренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навы­ков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках и метаниях, слаженности действий в составе подразделений, вос­питание волевых качеств.

Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спор­тивном зале), а также на пересеченной местности по дороге и вне дорог.

В содержание занятий включаются: бег на различные дистан­ции, прыжки, метания, кроссы и марш-броски, специальные прыжковые и беговые упражнения, направленные на совершен­ствование техники движений и физических качеств, упражнения с отягощением и эстафеты.

Занятия проводятся в составе подразделений фронтальным или поточным способом.

Подготовительная часть занятия включает: ходьбу и бег, на­правленные на подготовку организма военнослужащих; упражне­ния на месте для совершенствования гибкости, подготовки мышц и связок; специальные прыжково-беговые упражнения для подго­товки опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам основной части занятий; ускорения.

В основную часть занятий включаются: бег на короткие дис­танции (от 30 до 400 м, челночный бег, эстафеты); бег на средние и длинные дистанции (от 1 до 10 км и более); кроссы, марш-брос­ки до 10 км; специальные прыжково-беговые упражнения; упражнения в метаниях и с отягощением.

Упражнения в беге, прыжках и метаниях разучиваются в це­лом, по частям, с помощью подготовительных и имитационных упражнений, а также по разделениям.

Тренировка в беге на короткие дистанции и разучивание но­вых упражнений проводятся в начале занятия; на средние и длин­ные дистанции — в конце. На начальном этапе тренировок в беге на длинные дистанции и марш-бросках слабо подготовленные во­еннослужащие выделяются в отдельную группу.

При обучении бегу на короткие дистанции и при выполнении специальных прыжково-беговых упражнений обучаемые выстра­иваются в колонну по одному по беговым дорожкам (направлени­ям) с интервалом в 2—3 шага. Руководитель, находясь спереди сбоку на расстоянии 15—20 шагов, подает предварительное рас­поряжение и исполнительную команду. В предварительном рас­поряжении указывается: какое упражнение необходимо выпол­нить, на какое расстояние, где, каким способом и куда


передвигаться после выполнения упражнения, а также количест­во повторений.

Исполнительная команда для поточного выполнения упраж­нения подается: «Потоком, дистанция 8 шагов (до двойного дере­ва) — ВПЕРЕД»;для выполнения упражнения по шеренгам (по одному): «Первая шеренга (рядовой Петров) — ВПЕРЕД».

Для изучения техники старта в беге на короткие дистанции, а также при проведении тренировки и выполнении контрольных нормативов подаются команды: «НА СТАРТ», «ВНИМАНИЕ», «МАРШ».Словесные команды «НА СТАРТ»и «ВНИМАНИЕ»можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком. По команде «НА СТАРТ»военнослужащий из исходного положения (3—5 м от линии старта) подходит к линии старта. Сильнейшая нога — у линии старта, другая — на 1—1,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены. По команде «ВНИМАНИЕ»наклониться вперед, центр тяжести перенести на впереди стоящую ногу. Руку, противоположную впереди стоящей ноге, чуть подать вперед. Другую руку, согнутую в локте, отвести назад (кисть — сбоку туловища). По команде «МАРШ»энергично начать бег с постепенным выпрямлением туловища.

При беге на средние и длинные дистанции команды «НА СТАРТ»и «ВНИМАНИЕ»заменяются одной командой «НА СТАРТ».Стартовое положение — без касания рукой земли.

Предупреждение травматизма на занятиях обеспечивается:

тщательной разминкой, особенно в холодную погоду;

доступностью упражнений и соответствующей их дозировкой с учетом уровня подготовленности военнослужащих на всех этапах обучения;

содержанием в порядке мест для занятий и инвентаря;

точным выполнением обучаемыми требований руководителя занятия;

тщательной подгонкой обуви, обмундирования, снаряжения и оружия, в жаркую и морозную погоду — непрерывным контролем за состоянием занимающихся.

Лыжная подготовка.Занятия по лыжной подготовке направле­ны на формирование и совершенствование навыков в передвиже­нии на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых ка­честв, закаливание организма. Занятия проводятся в составе подразделения продолжительностью, как правило, два учебных часа фронтальным или поточным способом.

Подготовительная часть занятия включает: проверку состоя­ния лыжного инвентаря и формы одежды; выполнение строевых приемов с лыжами и на лыжах; передвижение к месту проведения основной части занятия. Перед началом движения руководитель занятия назначает и инструктирует двух-трех замыкающих (один из которых — сержант из числа хорошо подготовленных военно­служащих).


В основную часть занятия включаются: изучение способов пе­редвижения на лыжах; тренировка в развитии общей и специаль­ной выносливости; изучение и совершенствование способов пре­одоления препятствий, боевых приемов с лыжами и на лыжах; формирование методических умений и навыков.

Обучение технике передвижения проводится без оружия и сна­ряжения.

Для движения по лыжне при разучивании лыжных ходов пода­ется команда: «Обычным ходом, по кругу, дистанция 5 шагов, ша­гом - МАРШ».

Для разучивания способов преодоления подъемов подразделе­ние строится у подножия склона. После показа и объяснения по­дается команда, например: «Подъем «елочкой», справа в колонну по одному, дистанция 5 шагов — ВПЕРЕД».

Разучивание спусков, торможений и поворотов проводится сначала на месте, а затем при спуске со склона по команде «Спуск в средней стойке, справа по одному, дистанция 10 шагов (или длина склона) - ВПЕРЕД».

Тренировка в передвижении на лыжах включается в каждое за­нятие и проводится в течение 30—70 мин, вначале без оружия и снаряжения на слабопересеченной местности, в дальнейшем с оружием и снаряжением на местности с более сложным релье­фом.

Заключительная часть занятия включает: подведение итогов, определение заданий для самостоятельной работы и передвиже­ние к месту расположения.

Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подго­товке обеспечивается:

проверкой подгонки креплений к обуви, обмундирования, снаряжения и оружия;

учетом величины физической нагрузки на занятиях и своевре­менным ее снижением;

разучиванием приемов горнолыжной техники на склонах, сво­бодных от деревьев, кустов, пней, камней, ям и других препятст­вий;

точным указанием направления движения и дистанции между военнослужащими на подъемах, спусках, торможениях и поворо­тах, а также мест построения после выполнения упражнения;

наблюдением за обучаемыми и взаимонаблюдением;

оказанием немедленной помощи при появлении у личного состава признаков отморожений.

Военно-прикладное плавание.Занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков в военно-при­кладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости.


Занятия проводятся только под руководством командира под­разделения, которому выделяются помощники из числа хорошо владеющих техникой плавания и методикой обучения.

В содержание занятий по военно-прикладному плаванию включаются: плавание вольным стилем, брассом, плавание в об­мундировании с оружием, ныряние в длину, прыжки в воду, ока­зание помощи утопающему, переправы вплавь в составе подраз­деления через водные преграды.

Занятия по военно-прикладному плаванию проводятся на спе­циально оборудованных водоемах и водных станциях при темпе­ратуре воды не ниже 17 °С, а также в закрытых и открытых бас­сейнах с подогревом воды.

В местах лагерного расположения каждая воинская часть, как правило, оборудует водную станцию с вышкой для прыжков в воду. Место для водной станции выбирается начальником физи­ческой подготовки и спорта совместно с врачом и утверждается командиром воинской части.

В полевых условиях занятия по военно-прикладному плава­нию проводятся в естественных водоемах, на прибрежных участ­ках реки, озера, пруда или моря. Выбранное по усмотрению командира воинской части (подразделения) место для занятий ограничивается вехами или поплавками. Граница участка для плавания не должна быть дальше 50 м от берега.

Место для занятий по военно-прикладному плаванию обеспе­чивается учебными досками, подручными средствами для обуче­ния переправам и стрельбе с воды, шнурами длиной 3,5 м с по­плавками на конце для страховки при нырянии в длину, спасательными средствами.

Непосредственное проведение занятий в воинской части воз­лагается на командиров подразделений. Занятия с военнослужа­щими проводятся по возрастным группам назначенными руково­дителями под общим руководством начальника физической подготовки и спорта.

На первом занятии по военно-прикладному плаванию коман­диры подразделений проверяют у военнослужащих умение пла­вать и делят личный состав на две группы:

первая — не умеющие плавать и слабо плавающие;

вторая — пловцы, уверенно владеющие одним из способов плавания и проплывающие не менее 200 м.

На каждую группу командир назначает руководителя из чис­ла наиболее подготовленных пловцов. Первая группа (не умею­щие плавать) занимается под руководством командира подраз­деления.

Обучение военно-прикладному плаванию проводится вначале на суше, а затем в воде. Для входа в воду со стартовых тумбочек


подаются команды: «Участникам занять места», «На старт — «МАРШ».

Вход в воду не умеющих плавать производится по лестнице (трапу, с борта бассейна) по команде «Отделение, по трапу в воду шагом — МАРШ»или с продольного борта бассейна (водной станции) вниз ногами по команде «Отделение, в воду прыжком вниз ногами — МАРШ».

Для выполнения физических упражнений в воде сначала назы­вается способ плавания, а затем указываются дистанция и темп, после чего подается исполнительная часть команды, например: «Плавание одними ногами способом «брасс» на груди с учебной до­ской в руках, дистанция 200 м, темп средний, группа потоком, ин­тервал 5м — МАРШ».Для прекращения упражнений подается команда: «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ».

Обучение способу плавания проводится в следующем порядке: ознакомление со способами плавания в целом и с его основными элементами; разучивание по элементам и в целом на суше; разу­чивание в воде движений ног, рук, дыхания и согласования дви­жений ног, рук с дыханием. Во время показа руководитель заня­тия объясняет технику плавания: положение тела, движения ног, движения рук, дыхание и согласование движений ног, рук с дыха­нием. По мере овладения техникой плавания постепенно увели­чивается расстояние и скорость плавания.

На первых занятиях главное внимание уделяется отработке движений ног и правильному дыханию.

Изучение старта проводится с помощью следующих упражне­ний: стартовые прыжки с бортика бассейна (водной станции) без взмаха руками, прыжки со стартовой тумбочки со взмахом рука­ми, стартовые прыжки по команде руководителя.

Повороты при плавании изучаются вначале на месте, а затем с подплыванием к стенке бассейна (водной станции). Совершенст­вование старта и поворотов проводится во время плавания на тех­нику, выносливость и скорость.

Обучение нырянию в длину проводится только со страховоч­ным концом. Не допускается ныряние в местах с неисследован­ным дном или вблизи бонов, плотов, барж и других предметов, представляющих опасность при нырянии.

Разучивание прыжков в воду начинается с бортика бассейна (водной станции) при глубине не менее 1,5 м, с 3-метровой вы­шки — при глубине не менее 3,5 м, с 5-метровой вышки — не ме­нее 4 м. После освоения прыжков в воду с бортика бассейна необ­ходимо проводить их совершенствование: отрабатывать прыжки с вышки (вниз ногами, вниз головой). Прыжки в воду в обмундиро­вании с оружием выполняются только вниз ногами.

Плавание в обмундировании с оружием проводится как в инди­видуальных спасательных средствах (спасательные жилеты, нагруд-


ники, пояса), так и с поплавками из предметов обмундирования, снаряжения, подручного материала и без поддерживающих средств.

Спортивные и подвижные игры.Занятия по спортивным и по­движным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, об­щей и скоростной выносливости, пространственной ориентиров­ки; на формирование навыков в коллективных действиях; на воспитание настойчивости, решительности, инициативы и наход­чивости; на поддержание умственной и физической работоспо­собности; на снятие эмоционального напряжения учебно-боевой деятельности.

Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе. Подготовительная и за­ключительная части занятия проводятся в составе взвода, основ­ная — в составе взвода или по отделениям (по командам).

Обучение приемам техники спортивных игр начинается с ра­зучивания стоек и способов передвижения по площадке. Затем изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, напада­ющие удары, блоки, заслоны.

Технические приемы разучиваются в целом, по разделениям (частям) и с помощью подготовительных (подводящих) упражне­ний, как правило, в двухшереножном строю лицом друг к другу с установленными интервалами и дистанцией между занимающи­мися, а также при расположении обучаемых в колоннах, в полу­круге (круге).

Для совершенствования в выполнении основных приемов тех­ники игры используются поточный, сопряженный и круговой ме­тоды тренировки.

Обучение тактическим действиям осуществляется одновре­менно с совершенствованием технических приемов, в учебных двусторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, из­менение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пони­женных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладе­ния занимающимися техническими приемами и тактическими дей­ствиями — по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает обучаемым определенную установку на игру.

Учебные двусторонние игры по упрощенным правилам приме­няются для повышения плотности занятия и физической нагруз­ки, охвата игрой всех занимающихся, а также в целях постепенно­го подведения обучаемых к освоению официальных правил соревнований.

Ознакомление с основными правилами спортивной игры на­чинается на первых занятиях. Сначала до занимающихся доводят­ся сведения о размерах площадки, об оборудовании и инвентаре, о правилах выполнения техники игры, изучаемых на данном за-


нятии. На последующих занятиях ознакомление с правилами осуществляется в сочетании с изучаемыми приемами техники и тактики спортивной игры.

Подвижные игры на занятиях проводятся в подготовитель­ной и основной частях. В подготовительную часть включаются игры, направленные на подготовку организма к предстоящей нагрузке. Продолжительность этих игр не должна быть боль­шой. В основную часть занятия включаются игры без мяча и с мячом, направленные на совершенствование различных ка­честв военнослужащих, а также для овладения обучаемыми основ спортивных игр.

В содержание занятий по спортивным играм включаются об-щеразвивающие и специальные упражнения без мяча и с мячом, упражнения по технике и тактике игры, двусторонние учеб­но-тренировочные игры.

В подготовительную часть занятия включаются: ходьба, бег различными способами, упражнения в передвижениях игрока, общеразвивающие упражнения, простейшие упражнения по тех­нике игры.

В содержание основной части занятия включаются упражне­ния по технике и тактике баскетбола, волейбола, гандбола, фут­бола (мини-футбола).

Упражнения по технике и тактике баскетбола: передача и лов­ля мяча, ведение, броски в корзину, заслоны, двусторонние игры, контрольное упражнение по технике игры.

Упражнения по технике и тактике волейбола: прием и переда­ча мяча, подача мяча, нападающий удар, блокирование, двусто­ронние игры.

Упражнения по технике и тактике гандбола: ловля и передачи, ведение, броски мяча, одношажные и двухшажные отвлекающие действия, техника игры вратаря, двусторонние игры.

Упражнения по технике и тактике футбола (мини-футбола): удары по мячу, передачи, остановки, ведение и обводка, вбрасы­вание мяча, отбор мяча, техника игры вратаря, двусторонние игры.

В содержание занятий по подвижным играм включаются сле­дующие элементы: выбор игры, подготовка места и инвентаря.

Выбор игры определяется конкретными задачами, решаемыми в процессе учебно-боевой деятельности. Каждая игра, выбранная в целях решения задач физической подготовки, обязательно дол­жна обеспечивать максимальную готовность военнослужащих к успешному решению задач профессиональной подготовки.

Подготовка места и инвентаря для проведения игры преду­сматривает расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, установление формы одежды для занимающихся, ор­ганизацию занимающихся, объяснение игры.


Организация занимающихся включает в себя их расстановку, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение играющих по командам. Выбирать водящих и капитанов можно различными способами: по назначению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. При проведении игр командиры отделений могут быть помощниками руководителя, исполнять обязанности капитанов команд или во­дящих.

Объяснение игры целесообразно проводить в том построении, с которого она будет начинаться. Руководитель должен назвать игру, определить роли играющих, их расположение на площадке, объяснить ход игры, ее цель и правила.

В руководство игрой входит: наблюдение за действиями от­дельных участников, группы участников, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявления индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, поддержание соревновательного духа на протяжении всей игры.

Подвижные игры проводятся фронтальным и групповым ме­тодами. В большинстве случаев применяются способы: линей­ный, встречный, круговой, групповой, командный. При этом каждой подвижной игре должен быть придан соревновательный характер.

Подведение итогов игры включает объявление победителей и разбор игры, во время которого указываются ошибки играющих, отмечаются положительные и отрицательные моменты, объясня­ются наиболее целесообразные способы игровых действий.

УТРЕННЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

Утренняя физическая зарядка является обязательным элемен­том распорядка дня и проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) в целях систематической физической трени­ровки военнослужащих. Она способствует быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние и проводится через 10 мин после подъема продолжительностью 30—50 мин.

Утренняя физическая зарядка проводится в составе подразде­ления старшиной или подготовленным заместителем командира взвода. Форма одежды объявляется дежурным по воинской части в зависимости от температуры воздуха и силы ветра.

Утренняя физическая зарядка проводится по вариантам (при­мерные варианты приведены в табл. 17). Варианты, куда включа­ются физические упражнения, изученные ранее на практических занятиях, разрабатываются начальником физической подготовки и спорта воинской части.


Утренняя физическая зарядка проводится, как правило, в фор­ме комплексного занятия, включающего подготовительную, основную и заключительную части.

Таблица 17

Примерные варианты проведения утренней физической зарядки

 

Вариант Подготовительная часть — 2—4 (5—6) мин Основная часть — 24-26 (40-42) мин Заключительная часть — 2 (4) мин
Первый — обшеразвива-ющие упраж­нения     Второй — упражнения на снарядах   Третий — преодоление препятствий   Четвер­тый — комплексная тре­нировка Пятый — ускоренное передвиже­ние Ходьба, бег, общеразвиваюие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте То же   » » » Общеразвивающие уп­ражнения для мышц рук, туловища, ног, упражнения вдвоем, специальные упражнения, простейшие приемы рукопашного боя, бег на 1—1,5 км   Упражнения на тренаже­рах, гимнастических, спе­циальных, многопролетных снарядах, опорные прыжки, упражнения с тяжестями, в лазанье, бег на 1—1,5 км Преодоление отдельных препятствий, участков и в целом полосы препятствий, бег на 1—1,5 км Упражнения из разных разделов физической подго­товки, бег на 1—1,5 км   Специальные прыжко-во-беговые упражнения, скоростное пробегание от­резков 50—100 м; ускорен­ное передвижение до 4 км или бег до 3 км Медленный бег, ходьба с упражне­ниями в глубоком дыхании и на рас­слабление мышц     То же   » » »

Утренняя физическая зарядка может периодически проводить­ся под музыку.

В зимних условиях утренняя физическая зарядка проводится в быстром темпе в виде чередования ходьбы и бега в сочетании с общеразвивающими и специальными упражнениями. При низ­кой температуре воздуха ввиду сильного охлаждения она может проводиться в шинелях (куртках).

В теплое время года при наличии условий на утренней физиче­ской зарядке могут проводиться спортивные игры по упрощен­ным правилам, плавание и купание.

Утренняя физическая зарядка с использованием плавания проводится на водной станции (в бассейне) под руководством командира подразделения в такой последовательности: ходьба,


бег, общеразвивающие и специальные упражнения для совершен­ствования техники плавания (10—15 мин); упражнения в плава­нии (30—37 мин); ходьба и бег (3—5 мин).

При проведении утренней физической зарядки в помещении выполняются общеразвивающие упражнения (на тренажерах, с гантелями, эспандерами, гирями) и комплексы вольных упражне­ний. Зарядка заканчивается бегом и ходьбой на месте.

Места для проведения утренней физической зарядки закреп­ляются за подразделениями. Они должны быть хорошо освещены. Дистанции для ходьбы и бега размечаются указателями.

Спортсмены, имеющие 1-й спортивный разряд и выше, входя­щие в состав сборных команд, с разрешения командира воинской части могут проводить утреннюю физическую зарядку по индиви­дуальному плану.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности проводится в целях повышения уровня физической тренированно­сти и поддержания профессиональной работоспособности военно­служащих. Она организуется с учетом решаемых учебных и боевых задач, включает физические упражнения в условиях боевого де­журства, попутную физическую тренировку, физические упражне­ния при передвижении войск транспортными средствами.

Физические упражнения в условиях боевого дежурства ⇐ Предыдущая40414243444546474849Следующая ⇒







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.