Здавалка
Главная | Обратная связь

Стратегия демонополизации и стимулирования конкуренции



Либерализация экономики дала мощный толчок развитию рыноч­ной среды, становлению новых субъектов рынка, изменению соотно­шения конкуренции и монополизма. Конкурентно-рыночные начала с трудом, противоречиво утверждаются в качестве неотъемлемой части механизмов хозяйствования.

В результате либерализации цен образовались огромные разры­вы в уровнях цен и финансовом положении трех ведущих групп отрас­лей: базовых ресурсных (ТЭК, металлургия, химия), обрабатывающей


 
 

Раздел 2

промышленности и строительства, сельского хозяйства и легкой про­мышленности. Особенности российских реформ привели к совершенно новым соотношениям реального сектора экономики, торгово-посред-нического и финансового секторов. Ожесточенная конкуренция за об­щественные ресурсы и доходы между секторами хозяйства приводит к отсечению производственного капитала от финансового, переливу ка­питалов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и фи­нансовых операций.

В реальном секторе либерализация цен и внешней торговли, вы­равнивание внутренних и мировых цен на сырьевые ресурсы привели в условиях жесткой монетарной политики к отделению отечественных производителей от сырьевой базы, к более благоприятным конкурент­ным позициям базовых отраслей.

Дальнейшее открытие российской экономики, направленное в со­ответствии с требованиями ВТО на отмену тарифных методов тамо­женного регулирования, действует в том же направлении. Попадая в равные условия международной конкуренции, российские товаропро­изводители оказываются в значительно худших условиях внутреннего налогообложения. Действующая налоговая система аккумулирует боль­шую, чем у большинства западных конкурентов, долю получаемых доходов. Налоги превращаются в инфляционный фактор, побуждаю­щий к росту цен. Российские экспортеры сырья вынуждены будут и в дальнейшем продолжать повышать цены, усугубляя нынешнее слож­ное положение. Попытки стабилизовать курс национальной валюты с помощью введения «валютного коридора» разрушительно сказались на конкурентоспособности российских экспортеров, которые до сих пор были своеобразным «спасательным кругом» для российской экономики.

Конечно, спросовые ограничения и жесткая макроэкономическая политика заставили российские предприятия ощутимо почувствовать давление конкуренции. Однако ее пока нельзя назвать ни совершен­ной, ни эффективной. В большинстве случаев мы имеем дело с монопо­листической конкуренцией (в лучшем случае — с олигополистической), широко практикуется недобросовестная конкуренция, нередки и кри­минальные формы конкурентной борьбы.

Резко меняется лицо российской монополии и монополиста. Эти изменения происходят даже там, где государство сохраняет свои веду­щие позиции в качестве собственника и монопольного производителя.

Совершенно уникальным явлением в отечественной и мировой практике стало РАО «Газпром». Уставный капитал общества — около 236,7 млрд р., что превышает уставный капитал другого энергетичес­кого суперхолдинга — Российского акционерного общества энергети-


Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции 143

ки и электрификации РАО ЕЭС России почти в 3,5 раза. В состав «Газ­прома» входят предприятия Единой системы газоснабжения, внешне­экономическое объединение «Газэкспорт».

Структура акционерного капитала РАО «Газпром» следующая: 40% акций при его образовании (1992 г.) на три года были закреплены в федеральной собственности; 15% акций распределено по закрытой подписке между работниками предприятий, входящих в состав общес­тва всем своим капиталом. Обществом контролируется примерно 95% производства российского газа. Это классический монопольный ры­нок со всеми его атрибутами в производстве, экспорте, политике цен и доходов.

Другой тип монополизации рынка сложился в нефтедобыче и неф­тепереработке. Здесь сформировались компании, построенные на основе вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий «от скважины до бензоколонки». Организационно такие структуры яв­ляются холдингами. Первая российская вертикально интегрированная компания — государственный концерн «ЛУКойл» — была создана в 1991 г. на базе трех нефтедобывающих объединений. Более широкий характер эти преобразования приобрели в конце 1992 г., когда был оп­ределен порядок акционирования нефтяной отрасли, и холдингами ста­ли «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Оставшиеся предприятия комплекса закреплялись за государственным предприятием «Роснефть». Таким образом, в нефтедобыче и нефтепереработке сложилась олиго-полистическая структура рынка.

Все большее распространение в России получают финансово-про­мышленные группы. Среди участников ФПГ можно отметить такие крупные промышленные предприятия, как РАО «Норильский никель», АО «Автогаз», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский метал­лургические комбинаты; крупнейшие финансовые организации — «ОНЭКСИМбанк», «Международная финансовая компания», «Россий­ский кредит», «Автобанк», Промстройбанк и др. Общая численность работающих в созданных ФПГ превышает 2 млн человек при годовом объеме продукции 26 трлн р. и суммарном консолидированном капи­тале более 150 млрд р. Подавляющее большинство участников ФПГпредставляют приватизированные либо частные предприятия, объеди­ненные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разно­образные по отраслевой и региональной принадлежности.

В перспективе с учетом потенциала российской экономики следует ориентироваться на становление сопоставимых по размерам с зарубеж­ными корпоративными объединениями 10—20 мощных универсальных


 


 
 

I ЧЧ

I'ajOe.t 2

промышленных групп и 100—110 крупных групп, обеспечивающих до 50% промышленного производства.

В России уже имеются прецеденты и картельных соглашений. При­мером такого соглашения стало Генеральное соглашение о совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, заключенное между МПС, Минтопэнерго, Роскомметаллургии, РАО ЕЭС России и ГП «Росуголь». Цели соглашения: стабилизация цен на продукцию, поставляемую участниками друг другу; максимальное со­кращение взаимной задолженности на основе взаимозачетов; разви­тие вексельной формы расчетов. Другим направлением картельных соглашений является образование отраслевых союзов производителей и экспортеров.

Анализ происходящих в российской экономике процессов позво­ляет сделать вывод, что за период реформ в ней взаимодействовали две тенденции. Одна связана с попытками реализации либеральных под­ходов в приватизации, стимулировании развития малого и среднего предпринимательства, антимонопольной политике. Она отражала уси­лия по полномасштабному и форсированному разгосударствлению и разукрупнению производства и управления. Другая тенденция, связан­ная с необходимостью выживания в условиях кризиса и усиления кон­куренции, в том числе иностранных производителей, преодоления неуправляемости, вела к возникновению новых экономических и орга­низационно-правовых форм крупного производства, механизмов функ­ционирования и реализации монопольных отношений. Исходные условия и методы рыночных реформ не могли не привести к преобла­данию тех или иных разновидностей монополистических рынков и мо­нополистической конкуренции. Следует считать положительным явле­нием то, что крупные отечественные производства и предприятия су­мели выстоять, выработать новые организационно-управленческие формы и стратегии экономического поведения.

Обычно полагают, что российская экономика характеризуется высокой степенью концентрации производства и монополизированнос-ти рынка в национальных масштабах. Однако реальная ситуация не столь однозначна. Монополий национального масштаба, представлен­ных на том или ином товарном рынке Российской Федерации в един­ственном числе, относительно немного. Это, например, услуги почты по доставке корреспонденции, трубопроводный транспорт, уникаль­ные производства с фиксированным кругом потребителей и ограничен­ным выходом на рынок (как правило, в оборонном комплексе — так называемые технологические монополии). Более характерны для эко­номики России другие разновидности монополизма:


Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции -J45

♦ локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Характерным примером является локальный монополизм пред­приятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, пред­приятий торговли и бытового обслуживания в малочисленных отда­ленных сельских населенных пунктах, естественные локальные моно­полии в системе водопроводно-канализационного обслуживания и др.;

♦ олигополия — наличие в производстве и на товарном рынке не­скольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положе­ние (например, производство легковых автомобилей);

♦ наличие в производстве и на товарном рынке одного доминиру­ющего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);

♦ деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки, к ним относятся, например, рынки банковских, страховых ус-луг, рынок строительных услуг, за исключением специальных; рынки бытовой и офисной мебели, товаров легкой промышленности, радио-элёкгронной и бытовой аппаратуры, парфюмерии и косметики, быто­вой химии, строительных материалов, сантехники и многие Другие.

Степень концентрации производства не является единственным оп­ределяющим фактором развития рыночной конкуренции. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль приобретают эк-спортпо-импортные операции, их характер и масштабы. При этом в за­висимости от положения на российском рынке импортерами экспор­тера конкурентная структура рынка может быть различной.

Влияние на состояние рыночной конкуренции отечественных эк­спортеров зависит от соотношения объема произведенной продукции и объема продукции, поставляемой на российский рынок. Нередко рас­ширение доли экспортных операций предпрйятай приводит кюслабле-нйю'монопольного или доминирующего положения на'отечественном рынке. Напротив, на конкурентном рынке расширение экспортных операций одновременно нескольких предприятий может привести к преобладающему положению неэкспортирующего конкурента (груп­пы конкурентов):

Таким образом, степень развития рыночной конкуренции может
быть оценена только по полному кругу показателей товарного предло­
жения на рынке, учитывающего как данныео производстве, Так и эк­
спортно-Импортный баланс в разрезе товарных групп и доли на рынке
конкретных поставщиков. '

' Преодоление монополизма требует анализа барьеров вкода конку­рентов на рынки и разработки методов снижения уровня барьеров. При этом следует учитывать закономерности, выявленные в ходе анализа


10-Курс...



Раздел 2


А птимопополыюе регулирование и развитие конкуренции



 


развития конкуренции на отдельных товарных рынках. Так, высокий уровень монополизации может сочетаться с достаточно эффективной работой отрасли: сохранением объемов производства в условиях об­щеэкономического спада, высокой степенью управляемости, мощным экспортным потенциалом. Характерным примером является работа АО «Газпром». В то же время в долгосрочной перспективе, высокий уро­вень монополизации неизбежно окажется тормозом развития отрасли, и оценка эффективности ее работы, с точки зрения потребителей, будет отличаться от интересов предприятий и отрасли в целом.

Наличие структурных предпосылок для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда приводит к ее развитию: слабый экономический потенциал многих российских предприятий обуслов­ливает стремление к разделу рынков, а не к конкурентной борьбе за увеличение своей доли на рынке.

Особенно важен анализ барьеров входа на рынок в тех случаях, когда привлекательность отдельных товарных рынков оказывается не­достаточной для проникновения на них новых хозяйствующих субъек­тов и возникновения конкуренции в связи с многочисленными барье­рами. К наиболее существенным барьерам относятся:

♦ экономические барьеры (налоговые, кредитные, инвестиционные, ценовые условия; сроки окупаемости капиталовложений, неплатежи и т.д.);

♦ административные барьеры (устанавливаемые органами испол­нительной власти процедуры регистрации предприятий, выдачи лицен­зий на право деятельности, предоставления помещений и земельных участков, порядок организации ввоза-вывоза продукции на террито­рию, квотирование и т.д.);

♦ барьеры, возникающие вследствие проведения определенной по­литики уже существующими на рынке структурами и результатов их вертикальной (горизонтальной) интеграции;

♦ барьеры, связанные с ограниченной емкостью рынка (спросовые ограничения);

♦ барьеры, вызванные неразвитостью рыночной инфраструктуры;

♦ барьеры, связанные с ограниченностью природных ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды;

♦ барьеры криминального характера.

Группа отраслей топливно-энергетического комплекса характери­зуется высокой капиталоемкостью, длительными сроками окупаемос­ти инвестиций, продолжительным, непрерывным, многоступенчатым технологическим циклом производства и реализации. Этими особен­ностями обусловлены и барьеры входа на рынок, ориентированные


прежде всего на такие размеры капиталовложений, которые могут осу­ществить лишь консолидированные инвесторы с привлечением госу­дарственных (российских или иностранных) и международных финан­совых источников. Другой особенностью, препятствующей входу новых субъектов на рынки ТЭК, является жесткое поведение уже су­ществующих на рынке вертикально интегрированных структур, затруд­няющих «новичкам» доступ к ресурсам производства, прежде всего к источникам сырья.

Группа отраслей транспортного комплекса характеризуется более низким уровнем барьеров входа на рынок, а следовательно, и большей степенью развитости конкурентной среды, в том числе и за счет пере­ключения спроса с услуг одного вида транспорта на Другой. В тран­спортном комплексе барьеры входа на рынок дифференцированы: от легко преодолимых, давших возможность сложиться практически конкурентной среде на рынке услуг автотранспорта, до барьеров, сня­тие которых нецелесообразно (услуги железнодорожного транспорта).

Рынок сельскохозяйственного машиностроения является рынком с труднопреодолимым в ближайшее время барьером в виде ограничен­ного спроса на продукцию аграрного сектора российской экономики. Тяжелое положение агропромышленного комплекса, его хроническая неплатежеспособность не позволяют обеспечить загрузку машинострои­тельных мощностей и делают проблематичным вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов.

Рынки продукции пищевой промышленности относятся к рынкам, географические границы которых находятся, как правило, в пределах административных границ субъектов Федерации или более мелких тер­риториальных образований. Этим определяется зависимости субъек­тов этих рынков от степени развитости рыночной инфраструктуры, прежде всего транспортной, а также административных барьеров, ус­танавливаемых органами власти субъекта Федерации и местного Самоуправления. Отличительной особенностью этого рынка является применение в отдельных регионах косвенного регулирования цен на продукцию в связи с ее особой социальной значимостью. Это снижает привлекательность рынков для вновь вступающих на них субъектов. Существенным барьером данного рынка является недостаточная под­держка малого бизнеса, поскольку именно на малых предприятиях дол­жны производиться значительные объемы пищевой продукции.

Систематический сбор и анализ информации о барьерах вхожде­ния на рынок — база для определения основных направлений не толь­ко государственной конкурентной и антимонопольной политики, но и мер по стабилизации экономики в целом. Эта информация имеет важ-


 
 

Раздел 2

ное значение при разработке государственных инвестиционных про­грамм и программ структурной перестройки экономики, стратегии фи­нансовой стабилизации, экспортно-импортной политики;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.