Стратегия демонополизации и стимулирования конкуренции
Либерализация экономики дала мощный толчок развитию рыночной среды, становлению новых субъектов рынка, изменению соотношения конкуренции и монополизма. Конкурентно-рыночные начала с трудом, противоречиво утверждаются в качестве неотъемлемой части механизмов хозяйствования. В результате либерализации цен образовались огромные разрывы в уровнях цен и финансовом положении трех ведущих групп отраслей: базовых ресурсных (ТЭК, металлургия, химия), обрабатывающей Раздел 2 промышленности и строительства, сельского хозяйства и легкой промышленности. Особенности российских реформ привели к совершенно новым соотношениям реального сектора экономики, торгово-посред-нического и финансового секторов. Ожесточенная конкуренция за общественные ресурсы и доходы между секторами хозяйства приводит к отсечению производственного капитала от финансового, переливу капиталов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и финансовых операций. В реальном секторе либерализация цен и внешней торговли, выравнивание внутренних и мировых цен на сырьевые ресурсы привели в условиях жесткой монетарной политики к отделению отечественных производителей от сырьевой базы, к более благоприятным конкурентным позициям базовых отраслей. Дальнейшее открытие российской экономики, направленное в соответствии с требованиями ВТО на отмену тарифных методов таможенного регулирования, действует в том же направлении. Попадая в равные условия международной конкуренции, российские товаропроизводители оказываются в значительно худших условиях внутреннего налогообложения. Действующая налоговая система аккумулирует большую, чем у большинства западных конкурентов, долю получаемых доходов. Налоги превращаются в инфляционный фактор, побуждающий к росту цен. Российские экспортеры сырья вынуждены будут и в дальнейшем продолжать повышать цены, усугубляя нынешнее сложное положение. Попытки стабилизовать курс национальной валюты с помощью введения «валютного коридора» разрушительно сказались на конкурентоспособности российских экспортеров, которые до сих пор были своеобразным «спасательным кругом» для российской экономики. Конечно, спросовые ограничения и жесткая макроэкономическая политика заставили российские предприятия ощутимо почувствовать давление конкуренции. Однако ее пока нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной. В большинстве случаев мы имеем дело с монополистической конкуренцией (в лучшем случае — с олигополистической), широко практикуется недобросовестная конкуренция, нередки и криминальные формы конкурентной борьбы. Резко меняется лицо российской монополии и монополиста. Эти изменения происходят даже там, где государство сохраняет свои ведущие позиции в качестве собственника и монопольного производителя. Совершенно уникальным явлением в отечественной и мировой практике стало РАО «Газпром». Уставный капитал общества — около 236,7 млрд р., что превышает уставный капитал другого энергетического суперхолдинга — Российского акционерного общества энергети- Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции 143 ки и электрификации РАО ЕЭС России почти в 3,5 раза. В состав «Газпрома» входят предприятия Единой системы газоснабжения, внешнеэкономическое объединение «Газэкспорт». Структура акционерного капитала РАО «Газпром» следующая: 40% акций при его образовании (1992 г.) на три года были закреплены в федеральной собственности; 15% акций распределено по закрытой подписке между работниками предприятий, входящих в состав общества всем своим капиталом. Обществом контролируется примерно 95% производства российского газа. Это классический монопольный рынок со всеми его атрибутами в производстве, экспорте, политике цен и доходов. Другой тип монополизации рынка сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные на основе вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий «от скважины до бензоколонки». Организационно такие структуры являются холдингами. Первая российская вертикально интегрированная компания — государственный концерн «ЛУКойл» — была создана в 1991 г. на базе трех нефтедобывающих объединений. Более широкий характер эти преобразования приобрели в конце 1992 г., когда был определен порядок акционирования нефтяной отрасли, и холдингами стали «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Оставшиеся предприятия комплекса закреплялись за государственным предприятием «Роснефть». Таким образом, в нефтедобыче и нефтепереработке сложилась олиго-полистическая структура рынка. Все большее распространение в России получают финансово-промышленные группы. Среди участников ФПГ можно отметить такие крупные промышленные предприятия, как РАО «Норильский никель», АО «Автогаз», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты; крупнейшие финансовые организации — «ОНЭКСИМбанк», «Международная финансовая компания», «Российский кредит», «Автобанк», Промстройбанк и др. Общая численность работающих в созданных ФПГ превышает 2 млн человек при годовом объеме продукции 26 трлн р. и суммарном консолидированном капитале более 150 млрд р. Подавляющее большинство участников ФПГпредставляют приватизированные либо частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. В перспективе с учетом потенциала российской экономики следует ориентироваться на становление сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями 10—20 мощных универсальных
I'ajOe.t 2 промышленных групп и 100—110 крупных групп, обеспечивающих до 50% промышленного производства. В России уже имеются прецеденты и картельных соглашений. Примером такого соглашения стало Генеральное соглашение о совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, заключенное между МПС, Минтопэнерго, Роскомметаллургии, РАО ЕЭС России и ГП «Росуголь». Цели соглашения: стабилизация цен на продукцию, поставляемую участниками друг другу; максимальное сокращение взаимной задолженности на основе взаимозачетов; развитие вексельной формы расчетов. Другим направлением картельных соглашений является образование отраслевых союзов производителей и экспортеров. Анализ происходящих в российской экономике процессов позволяет сделать вывод, что за период реформ в ней взаимодействовали две тенденции. Одна связана с попытками реализации либеральных подходов в приватизации, стимулировании развития малого и среднего предпринимательства, антимонопольной политике. Она отражала усилия по полномасштабному и форсированному разгосударствлению и разукрупнению производства и управления. Другая тенденция, связанная с необходимостью выживания в условиях кризиса и усиления конкуренции, в том числе иностранных производителей, преодоления неуправляемости, вела к возникновению новых экономических и организационно-правовых форм крупного производства, механизмов функционирования и реализации монопольных отношений. Исходные условия и методы рыночных реформ не могли не привести к преобладанию тех или иных разновидностей монополистических рынков и монополистической конкуренции. Следует считать положительным явлением то, что крупные отечественные производства и предприятия сумели выстоять, выработать новые организационно-управленческие формы и стратегии экономического поведения. Обычно полагают, что российская экономика характеризуется высокой степенью концентрации производства и монополизированнос-ти рынка в национальных масштабах. Однако реальная ситуация не столь однозначна. Монополий национального масштаба, представленных на том или ином товарном рынке Российской Федерации в единственном числе, относительно немного. Это, например, услуги почты по доставке корреспонденции, трубопроводный транспорт, уникальные производства с фиксированным кругом потребителей и ограниченным выходом на рынок (как правило, в оборонном комплексе — так называемые технологические монополии). Более характерны для экономики России другие разновидности монополизма: Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции -J45 ♦ локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Характерным примером является локальный монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в малочисленных отдаленных сельских населенных пунктах, естественные локальные монополии в системе водопроводно-канализационного обслуживания и др.; ♦ олигополия — наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей); ♦ наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»); ♦ деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки, к ним относятся, например, рынки банковских, страховых ус-луг, рынок строительных услуг, за исключением специальных; рынки бытовой и офисной мебели, товаров легкой промышленности, радио-элёкгронной и бытовой аппаратуры, парфюмерии и косметики, бытовой химии, строительных материалов, сантехники и многие Другие. Степень концентрации производства не является единственным определяющим фактором развития рыночной конкуренции. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль приобретают эк-спортпо-импортные операции, их характер и масштабы. При этом в зависимости от положения на российском рынке импортерами экспортера конкурентная структура рынка может быть различной. Влияние на состояние рыночной конкуренции отечественных экспортеров зависит от соотношения объема произведенной продукции и объема продукции, поставляемой на российский рынок. Нередко расширение доли экспортных операций предпрйятай приводит кюслабле-нйю'монопольного или доминирующего положения на'отечественном рынке. Напротив, на конкурентном рынке расширение экспортных операций одновременно нескольких предприятий может привести к преобладающему положению неэкспортирующего конкурента (группы конкурентов): Таким образом, степень развития рыночной конкуренции может ' Преодоление монополизма требует анализа барьеров вкода конкурентов на рынки и разработки методов снижения уровня барьеров. При этом следует учитывать закономерности, выявленные в ходе анализа 10-Курс... Раздел 2 А птимопополыюе регулирование и развитие конкуренции
развития конкуренции на отдельных товарных рынках. Так, высокий уровень монополизации может сочетаться с достаточно эффективной работой отрасли: сохранением объемов производства в условиях общеэкономического спада, высокой степенью управляемости, мощным экспортным потенциалом. Характерным примером является работа АО «Газпром». В то же время в долгосрочной перспективе, высокий уровень монополизации неизбежно окажется тормозом развития отрасли, и оценка эффективности ее работы, с точки зрения потребителей, будет отличаться от интересов предприятий и отрасли в целом. Наличие структурных предпосылок для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда приводит к ее развитию: слабый экономический потенциал многих российских предприятий обусловливает стремление к разделу рынков, а не к конкурентной борьбе за увеличение своей доли на рынке. Особенно важен анализ барьеров входа на рынок в тех случаях, когда привлекательность отдельных товарных рынков оказывается недостаточной для проникновения на них новых хозяйствующих субъектов и возникновения конкуренции в связи с многочисленными барьерами. К наиболее существенным барьерам относятся: ♦ экономические барьеры (налоговые, кредитные, инвестиционные, ценовые условия; сроки окупаемости капиталовложений, неплатежи и т.д.); ♦ административные барьеры (устанавливаемые органами исполнительной власти процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, предоставления помещений и земельных участков, порядок организации ввоза-вывоза продукции на территорию, квотирование и т.д.); ♦ барьеры, возникающие вследствие проведения определенной политики уже существующими на рынке структурами и результатов их вертикальной (горизонтальной) интеграции; ♦ барьеры, связанные с ограниченной емкостью рынка (спросовые ограничения); ♦ барьеры, вызванные неразвитостью рыночной инфраструктуры; ♦ барьеры, связанные с ограниченностью природных ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды; ♦ барьеры криминального характера. Группа отраслей топливно-энергетического комплекса характеризуется высокой капиталоемкостью, длительными сроками окупаемости инвестиций, продолжительным, непрерывным, многоступенчатым технологическим циклом производства и реализации. Этими особенностями обусловлены и барьеры входа на рынок, ориентированные прежде всего на такие размеры капиталовложений, которые могут осуществить лишь консолидированные инвесторы с привлечением государственных (российских или иностранных) и международных финансовых источников. Другой особенностью, препятствующей входу новых субъектов на рынки ТЭК, является жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур, затрудняющих «новичкам» доступ к ресурсам производства, прежде всего к источникам сырья. Группа отраслей транспортного комплекса характеризуется более низким уровнем барьеров входа на рынок, а следовательно, и большей степенью развитости конкурентной среды, в том числе и за счет переключения спроса с услуг одного вида транспорта на Другой. В транспортном комплексе барьеры входа на рынок дифференцированы: от легко преодолимых, давших возможность сложиться практически конкурентной среде на рынке услуг автотранспорта, до барьеров, снятие которых нецелесообразно (услуги железнодорожного транспорта). Рынок сельскохозяйственного машиностроения является рынком с труднопреодолимым в ближайшее время барьером в виде ограниченного спроса на продукцию аграрного сектора российской экономики. Тяжелое положение агропромышленного комплекса, его хроническая неплатежеспособность не позволяют обеспечить загрузку машиностроительных мощностей и делают проблематичным вход на этот рынок новых хозяйствующих субъектов. Рынки продукции пищевой промышленности относятся к рынкам, географические границы которых находятся, как правило, в пределах административных границ субъектов Федерации или более мелких территориальных образований. Этим определяется зависимости субъектов этих рынков от степени развитости рыночной инфраструктуры, прежде всего транспортной, а также административных барьеров, устанавливаемых органами власти субъекта Федерации и местного Самоуправления. Отличительной особенностью этого рынка является применение в отдельных регионах косвенного регулирования цен на продукцию в связи с ее особой социальной значимостью. Это снижает привлекательность рынков для вновь вступающих на них субъектов. Существенным барьером данного рынка является недостаточная поддержка малого бизнеса, поскольку именно на малых предприятиях должны производиться значительные объемы пищевой продукции. Систематический сбор и анализ информации о барьерах вхождения на рынок — база для определения основных направлений не только государственной конкурентной и антимонопольной политики, но и мер по стабилизации экономики в целом. Эта информация имеет важ- Раздел 2 ное значение при разработке государственных инвестиционных программ и программ структурной перестройки экономики, стратегии финансовой стабилизации, экспортно-импортной политики; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|