Здавалка
Главная | Обратная связь

Новые формы и методы государственного регулирования



Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансфор­мации социально-экономической структуры будет опираться прежде всего на объективно понимаемый процесс формирования многоуклад­ной экономики в социальном и технологическом смысле и на перерас-


9*


Раздел 2

пределение полномочий по регулированию кругооборота ресурсов меж­ду субъектами собственности, федеральными и региональными орга­нами власти, а также отраслями.

Процесс имеет свои ограничения в виде уже принятых законов и постановлений. Для того чтобы реализовать различные подходы по формированию системы регулирования и управления и выбрать те из них, которые соответствовали бы нынешним и будущим задачам и ус­ловиям, важно прежде всего изменить характер информационной базы для анализа состояния хозяйства и основных объектов регулирования и управления.

Огромные трудности возникли из-за того, что государство не смог­ло сформировать эффективно действующую систему взаимоотношений с рыночными субъектами, а также взаимоотношения между самими рыночными субъектами. Это привело к тому, что за шесть лет проведе­ния экономической реформы пройден путь от экономики неплатежей поставщикам к экономике неплатежей государству.

Выход из дефицитной экономики (в физическом или денежном варианте) возможен при переходе к планово-договорной системе уп­равления, при которой объект народнохозяйственного плана ограни­чивается лишь общеэкономическими, межотраслевыми и межрегиональ­ными пропорциями развития. Субъектами планирования становятся прежде всего субъекты Федерации и основные хозяйствующие субъек­ты: отраслевые и межотраслевые ассоциации и предприятия. Роль фе­дерального центра сводится к организационно-балансирующей функ­ции и обеспечению стратегической целенаправленности плана. Таким образом, достигается качественно более высокий уровень демократи­зации планового управления. Обществу нужен не план-директива, а план-договор.

Проблемы развития на региональном уровне через саморегули­рующиеся рыночные механизмы не разрешились. Особенно отчетливо это проявлялось в сфере региональных отношений, где в связи с изме­нением структуры цен, ростом транспортных тарифов, нарушением экономических связей резко обострились все застарелые проблемы и появились новые. Поэтому все большую поддержку получает идея о необходимости усиления государственного регулирования вообще и регулирования территориального развития в частности. В отличие от развитых стран, где государственная поддержка оказывается террито­риям и городам, находящимся в депрессии и характеризующимся по­вышенным уровнем безработицы, в России круг региональных проблем, решение которых связано с активным государственным регулировани­ем, значительно шире.


Механизм государственного регулирования экономики в условиях ее реформирования 133

Результативность государственного регулирования может возрас­ти, если рычаги и стимулы будут применяться не случайно, под нажи­мом заинтересованных регионов, а системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач территориального развития. В основе определе­ния этих целей и задач должен лежать прогноз экономического и соци­ального развития России и ее регионов.

Особое беспокойство вызывает несинхронность формирования мер государственного регулирования внешнеэкономической сферы. Опора на стратегию роста энергосырьевого экспорта и импорта готовой про­дукции может способствовать формированию долгосрочной траектории стагнационного развития и дальнейшей деиндустриализации страны. Серьезные проблемы имеет и альтернативный путь обеспечения экономического подъема. Экономический рост с опорой на внутрен­ний рынок и внутренние ресурсы таит опасность самовоспроизводства неэффективной ресурсозатратной экономики и соответствующей ей структуры народного хозяйства. Ставка на «закрытую экономику» или в лучшем случае — на «реинтеграцию со странами СНГ», по мнению оппонентов этого варианта, не позволит осуществить структурную пе­рестройку экономики и в конечном счете приведет к консервации тех­нологической отсталости.

Дополнительные препятствия проведению государственной мак­роэкономической политики создают специфические особенности струк­туры экономики. Среди них особенно значимы большие размеры тене­вого сектора и слабая связь финансового и реального секторов эконо­мики.

Повышение эффективности деятельности государства по выходу из экономического кризиса и реализации конституционных обязаннос­тей государства перед обществом связано с необходимостью интегра­ции, согласования и активизации деятельности государственных инсти­тутов и субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм собственности.

Эффективная деятельность государства в этой области может быть обеспечена лишь при условии формирования единой, комплексной сис­темы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программиро­вания различных аспектов функционирования хозяйства.

В развитых странах Запада и Востока такая система регулирова­ния экономики — индикативное планирование - включает целый ком­плекс работ по формированию общенациональных, региональных, отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для ре­ализации общенациональных и региональных целей и задач развития.



Раздел 2

Конституция Российской Федерации открывает широкие возмож­ности для развития экономической свободы и демократии и закрепля­ет за высшими государственными органами власти функции по обос­нованию и согласованию с обществом стратегических задач развития страны (ст. 7, 8,9, 71). Такие стратегические задачи ориентированы на средне- и долгосрочные периоды развития. Для экономики Российской Федерации задачи среднесрочного периода связаны прежде всего с пре­одолением кризиса и созданием условий для формирования рыночных механизмов хозяйствования.

В июне 1995 г. Государственная Дума приняла, а Президент Рос­сийской Федерации подписал Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В данном законе за Федеральным собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных слоев общества общенациональных це­лей и направлений развития Российской Федерации в виде основных положений концепции социально-экономического развития Россий­ской Федерации (ст. 4).

В соответствии с Федеральным законом (ст. -5, п. 3, 4, 5) ресурсы объектов прямого действия представляют собой главную часть (основу) обеспечения реализации программ развития. Привлечение же ресурсов субъектов негосударственного сектора экономики осуществляется на добровольной и договорной, взаимовыгодной основе, в том числе че­рез госзакупки и госзаказы, соглашения (договоры) о сотрудничестве в реализации государственной (и региональной) программы, с определе­нием взаимных обязательств и санкций за нарушение договора.

Однако практическая работа по государственному регулированию социально-экономического развития Российской Федерации до сих пор носит фрагментарный, некомплексный характер. Эта работа касается отдельных сфер, таких, как налоги, бюджет, таможенное и частично валютное регулирование и некоторые другие, ориентированные на ре­шение текущих задач. Отдельные аспекты деятельности государства не образуют комплексной системы, поскольку не определена даже систе­ма целевых ориентиров развития.

Координирующим органом для выработки согласованной стра­тегии экономической политики может стать Совет Федерации. Этот государственный орган — связующее звено между федеральной властью и органами власти субъектов Федерации. Совет Федерации совместно с администрацией Президента, Правительством Российской Федерации и Государственной Думой призван работать над созданием стратегии экономической политики, соответствующей современным задачам и


Механизм государственного регулирования экономики в условиях ее реформировании 135

долговременным интересам России. Настоятельно необходимы разра­ботка кодекса — свода законов о государственном регулировании — и реальная работа по их реализации.

Принципиальные положения по формированию подхода к разра­ботке кодекса были доложены в Совете Федерации Федерального Со­брания Российской Федерации.

Основные требования к концепции кодекса можно сформулиро­вать следующим образом:

кодекс — это не просто свод законодательных актов, охватываю­щих экономическую сферу. Это, в известном смысле, документ, призванный законодательно определить и закрепить роль госу­дарства в Российской экономике;

кодекс должен отразить возвращение государства в сферу регули­рования экономических отношений на легитимной основе. Зада­ча кодекса — обеспечение выработки и проведения со стороны государства эффективной экономической политики;

кодекс — это законодательные установления, определяющие роль и место всех ветвей государственной власти в реализации основ­ных положений Конституции РФ (ст. 7.1 и др.) посредством опре­деления конкретных полномочий и ответственности Федерально­го Собрания, Президента и его аппарата, Правительства и субъ­ектов Федерации;

кодекс — это определение основных положений государственно­го строительства в сфере социально-экономических отношений в будущем;

кодекс — это основа законодательных инициатив Совета Федера­ции и Думы.

Кодекс о государственном регулировании экономики РФ должен:

♦ определить новое место и роль государства в управлении нацио­нальной экономикой;

♦ определить цели и формы вмешательства в те или иные сферы;

♦ закрепить полномочия государства в определении экономической политики;

♦ предусмотреть порядок взаимодействия государства с участника­ми экономического процесса.

Кодекс — это систематизированный свод законов, регламентиру­ющих деятельность субъектов воспроизводственной деятельности в стране и отражающих .особое место и роль государственных органов разного уровня в данном процессе.

Разработка и принятие кодекса наряду с другими законодатель­ными инициативами должны создать целостную и стабильную право-



Раздел 2


А шпимонопольное регулирование и развитие конкуренции



 


вую базу, обеспечивающую условия для устойчивого развития россий­ской экономики. На современном этапе развития России ощущается потребность в переходе от разработки изолированных правовых актов к кодифицированному законодательству, к разработке сводов законов, которые не только решали бы отдельные проблемы, но и создавали стабильную комплексную правовую базу на длительную перспективу.

Контрольные вопросы

1. Каковы социально-экономические функции государ-

ства в переходный период?

2. В чем заключается новизна форм и методов государ-

ственного регулирования в настоящее время?

3. Каковы принципы разработки кодекса по вопросам
государственного регулирования?

ЛИТЕРАТУРА

Швырков Ю. М. Государственное регулирование экономики // Экономист. 1996. №8.

Швырков Ю.М. Становление системы государственного регулирования наци­ональной экономики / Всерос. науч. конф. «Государственное регулирование национальной экономики»: Материалы пленарного заседания. М.: Диалог— МГУ, 1996.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.