Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономические реформы и монополизм



Реформирование российской экономики началось без серьезной трансформации экономических основ монопольных структур, при от­сутствии системы антимонопольного регулирования и контроля. Ли­берализация цен и внешней торговли сняла административные огра­ничения монополизма, не обеспечив в должной мере развернутую сис­тему антимонопольной защиты на рыночной основе. Это в немалой степени и обусловило всплеск инфляции, спад производства в беспре­цедентных масштабах, глубокий и длительный инвестиционный кри­зис, отток капиталов за рубеж.

Поведение большинства производителей-монополистов после ли­берализации цен сводилось к их взвинчиванию наряду со снижением


объемов производства, что позволяло добиваться выгодных для себя экономических показателей. Однако впоследствии ситуация несколь­ко изменилась. Если в 1992 г. и в первой половине 1993 г. спад произ­водства был обусловлен не только монопольными проявлениями, но и необеспеченностью предприятий материальными ресурсами, наруше­нием хозяйственных связей, финансовыми трудностями, вызванными платежным кризисом, то затем на видное место выдвинулся фактор пла­тежеспособного спроса на выпускаемую продукцию. Вместе с тем в условиях продолжающихся спада, инфляции и кризиса неплатежей рос­сийские монополисты находят новые способы извлечения высоких при­былей, используя этот кризис для получения инфляционных доходов, игры на курсовых разницах за счет «прокрутки» денежных средств пос­тавщиков.

Кризис российской экономики в значительной мере осложняет отсутствие последовательной стратегии демонополизации и конкурент­ной политики. Хотя спад и высокая инфляция в сочетании со спросо-выми ограничениями сокращают возможности монопольного дикта­та, это не снимает остроты проблемы. Нельзя не учитывать новые воз­можности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной кон­куренции.

Сложившиеся экономические условия серьезно осложняют пробле­му демонополизации, которая тесно связана с выживаемостью россий­ской экономики, сохранением ее научно-технического потенциала. Поэтому формирование системы антимонопольных механизмов и действенной стратегии демонополизации относится к числу первооче­редных задач на втором этапе реформы.

■ Истоки монополизма в российской экономике. Становление рыночной экономики в России столкнулось и продолжает сталкивать­ся с монополизмом особого рода. Он сформировался в нерыночной среде и по своему происхождению существенно отличается от моно­польных отношений, выраставших из концентрации и централизации капиталов в процессе конкуренции.

Монополизм в нашей стране сложился как результат огосудар­ствления экономики с присущей ему административно-командной сис­темой управления. Оно и составляло стержень, вокруг которого сфор­мировались все элементы монопольной структуры. В отличие от рыночных монополий в западной экономике так называемые админис­тративные, или ведомственные, монополии создавались по приказу. Не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия состав­ляла отличительную черту отечественного монополизма. Она сопро­вождалась огромной концентрацией власти на всех уровнях и функци-



Раздел 2


Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции



 


ональных направлениях централизованного планирования и управле­ния экономикой. Эта проблема имеет социальный и политический характер, поскольку с данными структурами тесно переплетены инте­ресы политической, административной и хозяйственной элиты совре­менного российского общества.

Отсутствие рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к форми­рованию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, носило не экономический, а строго детерминированный организационный и технологический характер. Монополизм пронизывал все сферы и от­расли советской экономики, уровни и подсистемы организации и уп­равления. Монополизм в экономике переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни.

К корням российскогомонополизма относятся и его характерныечерты, которые связаны с хронической разбалансированностью совет­ской, а теперь и российской экономики. Глубокие структурные диспро­порции постоянно воспроизводят дисбалансы предложения и спроса, неравноправие продавца-производителя и покупателя-потребителя. Традиционный для прежних хозяйственных связей диктат производи­теля по отношению к потребителю превращается в монополизм на про­дуктовых, отраслевых и региональных рынках.

В монопольных позициях отдельных секторов и отраслей проис­ходит качественная перегруппировка. Резко ухудшились позиции реального сектора по сравнению с финансовым и торгово-посредни-ческим секторами. Это относится как к властно-распорядительным фун­кциям государственной бюджетной и банковской систем, так и к ком­мерческим банкам.

Особенности государственной организации хозяйства, а также значительная доля сырьевых отраслей обусловили уникальную роль естественных монополий (их определение дано ниже). В силу опреде­ленных обстоятельств (невозможность форсированного разгосудар­ствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, ухудшение структуры российской экономики, т.е. уси­ление ее сырьевой направленности) значимость этого вида монополий на данном этапе возрастает.

Характер и особенности либерализации и приватизации в отрас­лях, представляющих собой естественные монополии, приводят к тому, что складывается весьма опасное сращивание неизбежного «естества» и нового управленческого и частнохозяйственного монополизма. В ряде случаев оно переходит в монопольный «беспредел», который может


представлять угрозу для экономической безопасности страны. Возро­сла локализация (обособление) рынков, которая и ранее была отли­чительной особенностью российской экономики. Растет уровень и удельный вес транспортных издержек в структуре цен, что усиливает степень локализации рынков. Единый национальный рынок имеет тен­денцию к распаду на множество локальных рынков с разнообразными проявлениями регионального монополизма.

Наиболее отчетливо монополизация связана с концентрацией производства, хотя и не тождественна ей. Концентрация производства превращается в монополию лишь в определенных условиях. Это по­ложение важно учитывать в антимонопольной политике, чтобы не пре­вращать борьбу с монополизмом в противодействие объективным про­цессам концентрации производства.

В СССР уровень концентрации и специализации производства был очень высоким. Проведенный в1989 г. анализ распределенияпродук­ции производственно-технического назначения (8 тыс. наименований) по пяти хозяйственным комплексам — машиностроительному, метал­лургическому, химико-лесному, строительному исоциальной сферы — показал, что в четырех комплексах свыше половины рассмотренных ассортиментных позиций выпускалось на трех и менее предприятиях, а в машиностроении 87% из 5885 наименований продукции выпускалось на одном предприятии. К такому же выводу приводил сравнительный анализ структуры рынков в СССР (России) и в развитых капиталисти­ческих странах по отдельным видам продукции. В России определен­ный вид продукции обычно производит меньшее число предприятий, чем за рубежом. Исследование структуры рынка химических волокон и нитей, проведенное также в 1989 г., показало, что из 375 ассортимен­тных позиций 288 выпускались предприятиями-монополистами.

Современная российская экономика сохранила основные черты воспроизводственной структуры бывшей советской экономики. Вмес­те с тем политические и экономические изменения внесли известные поправки в показатели концентрации и специализации производства. Так, по данным Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ), химическая и нефтехимическая промышленность остается в группе высококонцентрированных рынков. При этом 10 подотраслей состав­ляют высококонцентрированные рынки, 11 —умеренно концентриро­ванные и 8 — неконцентрированные. Более существенные сдвиги про­изошли в машиностроении. Здесь 32 производства отнесены к высоко­концентрированным рынкам, 24 — к умеренно концентрированным, 43 — к неконцентрированным. Производство автомобилей и сельско-


I



Раздел 2


Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции



 


хозяйственное машиностроение переместилось из группы высококон­центрированных рынков в группу умеренно концентрированных, а про­изводство тракторов и подшипниковая промышленность стали некон­центрированными.

В целом специфика российского монополизма состоит не столько в высоком уровне концентрации производства и большом размере пред­приятий относительно внутриотраслевого рынка, сколько в очень уз­кой предметной специализации производства. Отсюда очевидна непра­вильность ориентации антимонопольной стратегии на безусловную деконцентрацию производства.

Подход к монополизму в условиях открытой экономики корен­ным образом отличается от такого подхода применительно к закры­той экономике. Монополизм и конкуренцию следует рассматривать предметно, прежде всего с точки зрения конкурентоспособности наци­ональной экономики и национальных производителей. Крупные и круп­нейшие фирмы, активно работающие на мировых рынках, не могут оцениваться по тем критериям, которые действуют для отдельных от­раслевых и продуктовых рынков.

РАО «Газпром» — характерный пример того, как некорректно подходить с одними и теми же антимонопольными критериями к ком­паниям, работающим на внутреннем рынке, и к крупнейшим корпора­циям, работающим на мировых рынках. Российский газ поступает в Европу с начала 70-х годов. Даже в последние годы, несмотря на пере­стройку ТЭК, снижение его управляемости и падение нефтедобычи, газодобыча оставалась на уровне 600 млрд м3, а объем поставок на Запад не опускался ниже 100 млрд м3 в год. РАО «Газпром» является важнейшим поставщиком газа в Европе, но на европейских рынках эта компания не выглядит таким сверхмонополистом, как в масштабах российского рынка. По дну Северного моря проложены трубы, по ко­торым норвежский газ поступает в Германию и Бельгию, через Тунис и по дну Средиземного моря алжирский газ приходит в Италию. Изуча­ются возможности получения ближневосточного, а также туркменско­го газа через Иран и Турцию. Тем самым Европа заставляет конкури­ровать между собой Россию, Норвегию, Алжир, готовит варианты вступления на европейский рынок других потенциальных конкурентов.

Частичные изменения в уровнях концентрации производства в российской экономике по сравнению с союзной связаны не столько с целенаправленной политикой демонополизации, сколько с процесса­ми ломки производственных структур и хозяйственных связей в ходе распада СССР, с непрекращающимся общим спадом производства. На­чинает сказываться и приватизация собственности.


Тем не менее становление системы антимонопольной защиты в России продолжается. Совершенствуется антимонопольное законода­тельство (приняты законы «О конкуренции и ограничении монополис­тической деятельности на товарных рынках», «О естественных моно­полиях» и др.). Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и предпри­ятий-монополистов. Государственными органами разрабатываются стратегия и программы демонополизации российской экономики. За­ложены основы организационной структуры (ГКАП РФ), которая спо­собна осуществлять систематический антимонопольный контроль как на федеральном, так и на региональных уровнях управления.

Намечаются меры по усилению регулирования естественных мо­нополий, что должно привести к снижению тарифов на транспорте и в энергетике.

Анализ истоков российского монополизма позволяет выявить всю сложность и неоднозначность этой проблемы. Он предостерегает от упрощенного подхода к ликвидации государственного монополизма, игнорирования социальной и воспроизводственной базы монопольных структур. Формальное разгосударствление и либерализация экономи­ки сами по себе нетождественны свертыванию монополизма и автома­тическому развертыванию конкуренции. В определенных условиях они могут даже способствовать реставрации монополизма в новых формах и с новыми возможностями.

Нужны объективные оценки современной роли крупных хозяй­ственных единиц, тенденций концентрации и специализации производ­ства в российской экономике. Курс на безусловное разукрупнение про­изводства, некритическая ориентация на зарубежные образцы антимо­нопольной практики в отношении крупных хозяйственных единиц основываются на преувеличении проблемы сверхконцентрации россий­ских предприятий. Это может подорвать их эффективность и конку­рентоспособность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.