Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи и функции государства по регулированию национальной экономики



Происходящая в России глубокая социально-экономическая транс­формация поставила комплекс теоретических и практических вопро­сов о государственном регулировании народного хозяйства. Полити­ческие и экономические изменения в российском обществе за послед­ние шесть лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

Становление государственного регулирования развития хозяйст­ва смешанного типа — так называемой многоукладной экономики — в современной России находится в начальной стадии. В этой области еще много как заблуждений, так и неясных моментов. Резкий сдвиг от жестко централизованной плановой экономики к экономике «свобод­ного рынка» породил много проблем и пока привел лишь к значитель­ному сокращению производства, падению жизненного уровня, не ре­шил проблемы заинтересованности основной массы занятых в эффек­тивном, созидательном труде.

Сегодня подходы к рассмотрению проблем государственного ре­гулирования в России совершенно иные, чем 10—20 лет назад. Есть крайние позиции: одна умаляет роль государства, другая рассматрива­ет его как «всеобщего провидца и кормильца». Важно правильно оце­нить масштабы вмешательства государства и как крупного собствен­ника, и как выразителя национальных интересов. Очевидно, что зада­ча экономической науки — определить, куда должен быть направлен вектор государственного вмешательства.

Анализ показал, что обозначились три основных подхода к во­просу о государственном регулировании экономики: цивилизационно-исторический; государственный, подчеркивающий специфическую роль


механизм государственного регулировании экономики в условиях ее реформировании 129

государства в период социально-экономической трансформации; конъ­юнктурно-практический, предполагающий необходимость поиска кон­кретного инструмента выхода из кризиса и подготовки условий для подъема, а при благоприятных обстоятельствах — и прорыва в новое социально-экономическое и технологическое пространство.

В различных дискуссиях последних лет все более четко формули­руется идея неразрывности государства и экономики. Подчеркивается, что государственная власть, государственный порядок и государствен­ная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходи­мы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения го­сударства для экономики в той или иной форме необходимы и государ­ственная собственность, и государственное перераспределение ресур­сов, капиталов, доходов, и государственная институциональная деятель­ность, и государственное регулирование хозяйственной сферы.

Как показал исторический опыт, процесс создания нормальных условий жизнедеятельности связан с активизацией государства. Струк­турная трансформация, выход из кризисной ситуации, повышение эф­фективности и конкурентоспособности экономики сопряжены с кон­структивной и направляющей деятельностью государства.

При этом экономическая политика в переходный период значи­тельно отличается от нее в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и ме­тоды косвенного, непрямого воздействия эффективны не в переходной экономике, а тогда, когда она уже сформирована как развитая рыноч­ная экономика.

Каковы же функции государства в переходный период от унитар­ной, Централизованно-плановой к смешанной, многоукладной эконо­мике? В сфере социально-экономического развития объектом государ­ственного регулирования является прежде всего процесс формирова­ния нового соотношения различных форм собственности. Очевидно, что априорные установки относительно доли госсектора, акциониро­ванного (коллективного) типа собственности, частного, смешанного (в том числе с участием иностранного капитала) могут лишь копиро­вать чей-либо опыт и далеко не всегда соответствуют потребностям на­циональной экономики.

Должны быть обоснованы критерии, определяющие масштабы того или иного социально-экономического уклада в соответствии с характером целей или задач, которые могут быть решены тем или иным собственником как в своих интересах, так и в интересах общества.


9 - Курс...


       
 
 
   

Раздел 2

Нет достаточных оснований для разгосударствления националь­ных экономических систем общего пользования, как-то: электроэнер­гетика, железнодорожный транспорт, связь и телекоммуникации, под­готовка кадров. В связи с высокой энергоемкостью всех сфер жизнедея­тельности в России из-за ее высокоширотного (северного) расположения представляется малообоснованным разгосударствление основной час­ти предприятий топливно-энергетического комплекса. Развитие этого комплекса — общенациональные условия выживания и дальнейшего развития всей национальной экономики независимо от структуры от­ношений собственности.

Параллельно с преобразованием отношений собственности должен осуществляться процесс формирования институциональной системы взаимодействия различных собственников. Это означает в первую оче­редь признание общих правил поведения субъектов хозяйствования, создание государственных и негосударственных структур (институтов), обеспечивающих нормальное функционирование всех сфер и субъек­тов, включенных в процесс рыночного взаимодействия, договорных форм кооперации субъектов рынка. Эта практика, принятая в разви­тых странах, должна формироваться и в России. Для этого необходи­мы соответствующие правовые нормы и их повсеместное выполнение.

За государством должна остаться деятельность, связанная с обос­нованием и выбором общенациональных целей и ограничений в разви­тии. К национальным интересам следует отнести прежде всего задачи, выполнение которых обеспечивает условия самосохранения нации, общие условия ее выживания. Цели экономической политики должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для них ресурсами, а также выбором форм и методов использования этих ре­сурсов для получения максимального эффекта при реально существую­щих ограничениях.

Выбор методов использования ресурсов на национальном уровне прежде всего связан с решением вопроса о сочетании рыночных и цен­трализованных методов регулирования развития, с выяснением того, что же является объектом государственного управления в рамках сме­шанной рыночной экономики. Сфера национальных интересов остает­ся в качестве объекта для использования директивных методов госу­дарственного управления в виде разработки и реализации националь­ных программ и прямого административного воздействия.

Возникновение новой проблемы — формирования эффективного для общества собственника — предполагает социальную, а следователь­но и правовую защиту общества от неэффективного собственника.


Механизм государственного регулирования экономики в условиях ее реформирования 131

Представляется, что три составляющие собственности — владе­ние, пользование и распоряжение — должны быть закреплены за соот­ветствующими уровнями общественных и иных институтов, которые в наибольшей степени отвечают реализации конкретных интересов. Вся­кое разумное владение предполагает плановое управление объектом собственности. Более того, необходимо рассмотреть все внешние (для собственника) связи с поставщиками и потребителями, т.е. прогнозиро­вать состояние внешней среды и по возможности управлять этой средой.

При частной собственности (или акционерной частной собствен­ности), более или менее ограниченной в размерах, субъект собствен­ности сам осуществляет планомерное управление объектом владения или делегирует наемным служащим часть своих полномочий по разра­ботке программ, планов и т.д. Если субъект собственности имеет иной масштаб, т.е. является не частным, а общественным собственником, то возникает довольно сложная конструкция по реализации им своего права планомерно управлять объектом владения. Иначе говоря, если собственность существует юридически в масштабе общества, склады­вается ситуация, при которой степень реальной возможности управ­лять объектом владения становится определяющей для функциониро­вания самого собственника. Таким образом, объектом государствен­ного планового регулирования остается процесс воспроизводства в целом: перераспределительные процессы, согласование деятельности различных социально-экономических укладов, формирование общих условий для эффективного функционирования различных собственни­ков.

В современных условиях России государство может выступать как фактор, компенсирующий слабости формирующегося рыночного хо­зяйства. Структурная трансформация является необходимым и крайне важным объектом государственного планового управления. Роль го­сударства в содействии структурной трансформации экономики явля­ется приоритетной.

Среди новых объектов структурного регулирования следует пре­жде всего обратить внимание на формирование государственной науч­но-технической политики, ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР прорывного характера.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.