Зарубежный опыт регулирования естественных Монополий
Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта. Монопольная организация рынков, на которых они доминируют, вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий — наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и т.п.), что типично для отраслей коммунального характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, т.е. снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Разумеется, изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь, особенно междугородную. Существование естественной монополии делает технически эффективным единственного производителя. Опыт, однако, показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли нередко сводит на нет более высокую техническую эффективность. Причем это злоупотребление часто достаточно трудно распознать или во всяком случае более или менее точно количественно определить, потому что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому, иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации. Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно они были первоочередными объектами национализации. В ряде стран (Великобритания, Франция и др.) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.п.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их пра- Антимопополыте регулирование и развитие конкуренции________ 149 вительством нередко преобладали неформальные процедуры, в том числе декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п. Понесенные ими потери компенсировались за счет государственного бюджета. Одной из побудительных причин национализации естественно-монопольных отраслей служит то, что правительство несет ответственность за состояние дел в них, даже если они находятся в частной собственности. Но национализация не единственный и не всегда эффективный способ решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. При доминировании здесь частных компаний контроль осуществляется либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования деятельности непосредственно на рынке. Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. При достаточном числе участников конкурса за рынок и отсутствии сговора соперничество между ними может привести к устранению монопольных цен и практики. Достоинства такой формы контроля над естественными монополиями усматриваются, во-первых, в простоте и эффективности механизма раскрытия частной информации компаний-производителей; во-вторых, в подчинении их деятельности запросам потребителей, а не регулирующего органа; в-третьих, в сокращении роли последнего до минимума. Однако эти достоинства скорее желаемые, чем действительные. За кажущейся простотой самого принципа проведения конкурса кроются сложности методологического и содержательного характера на стадии разработки его условий и процедуры. Роль регулирующего органа и его воздействие на цели компании ничуть не меньше (а следовательно, ничуть не лучше или хуже), чем при других формах регулирования; ведь именно в его прерогативы входит формулирование условий и проведение конкурса, отслеживание заключенного на его основе контракта. Кроме того, эффективную конкуренцию за вход можно организовать далеко не на всяком монопольном рынке. В частности, ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным/федеральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, но содержатся и управляются частной компа- Раздел 2 Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
нией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в разви сии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего сеть может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принципе конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, поскольку здесь участие в конкурсе обусловливается наличием у участника собственного капитала или доступа к кредиту. Регулирование деятельности компаний непосредственно на рын В обоих случаях регулирование осуществляют специальные агент полиям. Аналогичные органы существуют и в других странах. Регулирование естественной монополии через ограничение нор Кроме того, здесь повсеместно проводятся публичные слушания советов по коммунальным предприятиям на уровне штатов и ниже. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит в случае, если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение. Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления текущих издержек; инвестиций; задания нормы прибыли на инвестиции. Определение текущих издержек представляет собой далеко не чисто техническую операцию. Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы компании не несли излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг. Оценка инвестиций — один из самых сложных аспектов в данной модели регулирования предприятий общественного пользования. Капитальные вложения можно оценивать по-разному: в ценах приобретения (за вычетом амортизации); в ценах восстановления оборудования; наконец, в ценах восстановления услуг, а не оборудования, на котором производятся эти услуги. На практике регулирующими органами отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости весьма затруднено. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных оценок. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней — доход на инвестиции с той же степенью риска на предприятиях конкурентных отраслей. Расчет величин допустимой нормы прибыли связан с решением многих, казалось бы, чисто технических вопросов: что должно быть принято за цену капитала — цена для данной конкретной компании или среднеотраслевая, ее прошлая или ожидаемая в будущем величина; как при расчете прибыли должны учитываться налоги — фактически уплаченные или начисленные к уплате? Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капатал независимо от того, используется ли он или нет, при условии эффективного Раздел 2 Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции 153
применения трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования. Основной аргумент в пользу такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защитить потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иначе говоря, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей. По мнению критиков, модель поощряет затратное ценообразование — установление тарифа на базе фактических издержек — и позволяет перекладывать затраты на потребителей. Недостатки модели регулирования по принципу «издержки плюс прибыль» состоят в нарушении стимулов к капиталовложениям, в поощрении (если компания функционирует на рынках с разной степенью конкурентности) переложения издержек с одного из них на другой, в недостаточности стимулов для расширения круга услуг. При определенных условиях, а именно когда допустимая норма прибыли на капитал превышает цену капитала, здесь появляется стимул для сверхинвестирования. В последнее время в США наметился отход от данной модели регулирования. Со второй половины 80-х годов после серии приватизации компаний естественных монополий в Великобритании получила развитие практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму прибыли. В конце десятилетия она стала завоевывать признание и в США. С 1989 г. Федеральная комиссия по связи (ФКС) регулирует на базе этого принципа тарифы услуг дальней связи «Аме-рикен телефон энд телеграф» (АТТ). По аналогичной методике определяются допустимые тарифы телефонных компаний Мексики и Аргентины. Применяется она и в других странах. Суть данной модели заключается в установлении на согласованный срок формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности (X). Из общей суммы дохода на регулируемый сектор рынка приходится в британской электроэнергетике и водоснабжении около 95%, в «Бритиш гэс» — 64, в «Бритиш телеком» — 55, а в Британском управлении аэропортов — 37%. Регулируются цены услуг наиболее зависимым клиентам (например, домохозяйкам — потребителям услуг БТ и БГ, авиапассажирам). Построение формулы расчета распадается на ряд моментов: установление объекта регулирования; характер задания ценового ограничения (срок, абсолютная или относительная величина); определение X и, наконец, возможность переложить издержки. Существуют два основных подхода в отношении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром оказываемых услуг регулируется тариф не каждой из них, а их комбинация, «корзина». Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на оказание каждого вида услуг) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна там, где цены существенно отклоняются от относительных издержек, но их «оптимальные» уровни нельзя установить немедленно из-за недостаточной изученности издержек и спроса или же политических ограничений. Особую проблему представляет определение принципов агрегирования цен, входящих в «корзину» товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений. В газовой промышленности и водоснабжении Великобритании регулируется средняя цена «корзины» услуг, которая формируется в соответствии с фактической структурой их оказания в прошлом году. В США услуги ДТТ сгруппированы в три «корзины», с тем чтобы воспрепятствовать перекрестному субсидированию определенных видов услуг. В отраслях с монопродуктом или в отраслях, оказывающих преимущественно личные услуги, фиксируются ограничения дохода на единицу продукции или на обслуживаемое лицо (клиента). Формула исчисления определенного тарифа обычно устанавливается на среднесрочную перспективу 4—5 лет. В условиях инфляции, учитывая ее хронический для современной экономики характер, фиксирование абсолютной величины цены (тарифа) нецелесообразно как сточки зрения потребителей, так и сточки зрения производителей. Следовательно, по возможности тариф должен фиксироваться не в абсолютных, а в относительных ценах. В Великобритании динамика тарифов компаний отраслей естественных монополий фиксируется относительно индекса розничных цен (ИРЦ), в США — относительно индекса цен (дефлятора) ВНП. В принципе возможные расхождения между динамикой дефлятора и цен на затраты должны учитываться при установлении величины X. Последняя определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, величины прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек и роста производительности, а также потребностей в инвестициях. Данная модель регулирования естественных монополий имеет ряд достоинств: в центре внимания находится наиболее важный для потребителей параметр — уровень цен; прозрачность и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; упрощение процесса регули- Раздел 2 Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
рования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы; стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром X. Однако считается, что при такой модели регулирования усиливается вероятность недоинвестирования. Возможность колебаний нормы прибыли здесь значительно больше, чем при модели, которая устанавливает допустимую норму прибыли. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, в периоды, когда прибыли высоки, у регулирующего органа может возникнуть искушение ужесточить тарифы, а в периоды снижения спроса и низких прибылей, напротив, — ослабить их. Учитывая, что прибыли связаны с инвестициями и что возможные действия регулирующих органов известны производителю, последний Может ограничивать инвестиции, с тем чтобы избежать частичного изъятия прибылей. Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда пересмотр тарифа намечается нескоро, но с приближением времени пересмотра снижается до нуля. Иными словами, по мере приближения момента пересмотра у фирмы возникают основания занижать результаты своей деятельности, чтобы добиться установления для себя более «щадящего» режима ценообразования. В последнее пятилетие в США под воздействием британского опыта сложилась модель, совмещающая черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа. Так, введенное с 1989 г. ФКС ограничение тарифов АТТ дополняется лимитом на норму прибыли. Подобные ограничения установлены для 161 местного района деятельности АТТ, находящихся в различных штатных юрисдикциях, для компаний местной телефонной связи. Ограничение цен на услуги компаний местной телефонной связи чаще всего дополняется механизмом их корректировки в зависимости от фактической нормы прибыли (скользящая шкала). Если прибыль не выходит за отведенные ей рамки (обычно 13%), она полностью остается у компании. При норме выше нормативной, но в пределах установленного уровня фирме принадлежит уже только часть прибыли, например половина прибыли, полученной сверх 13 и до 15%. Тем не менее регулирование нормы прибыли в США все еще сохраняется. Из 48 штатных юрисдикции, обслуживаемых компаниями местной телефонной связи группы «Белл», только 22 перешли на фиксирование максимального тарифа при скользящей шкале. Все шире для установления «справедливой» нормы прибыли в США в последнее время используются результаты критериальной конкуренции — учет сравнительных результатов деятельности подобных компаний. Комиссия по общественным услугам штата Миссисипи определяет допустимую норму прибыли для Энергетической компании Миссисипи (ЭКМ) на основе результатов как ее собственной деятельности, так и доходов, получаемых сравнимыми фирмами. ЭКМ разрешено получать норму дохода несколько ниже той, что имеют сравнимые компании, если ее деятельность (размер тарифов, степень удовлетворения спроса, уровень безопасности, наличие мощностей и т.п.) признается неэффективной. В противном случае норма дохода ЭКМ по меньшей мере может быть такой же, как и у сравнимых компаний. Практика показывает, что формальный перенос хозяйственных форм, в том числе и регулирования, из одной социально-экономической среды в другую часто не дает желаемого результата. Это и понятно: ведь они возникают и функционируют в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования зарубежного опыта является его критическое переосмысление, выражающееся, в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и к задачам экономической политики. Так, рассмотренные модели регулирования имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своего положения, но ведь государственное вмешательство в их деятельность может быть продиктовано и обстоятельствами иного рода. В частности, цены на продукцию таких монополий, отражающие их реальные и необходимые издержки, в силу не зависящих от компаний обстоятельств могут быть непомерно высоки для экономики (что и наблюдается в России). В этих условиях возникает необходимость прибегать к чисто административному установлению цен, с тем чтобы поддержать их на низком, приемлемом для потребителей уровне и одновременно компенсировать убытки производителей посредством субсидирования. Недостаток подобной практики состоит в том, что заморозить цены оказывается проще, чем изыскать средства для выплаты субсидий, а потому полуавтоматический режим корректировки цен естественных монополистов (процентная индексация их по динамике издержек и т.п.) был бы предпочтительнее. В настоящее время регулирование цен естественных монополий России осуществляется преимущественно в форме установления верхнего предела тарифов (определяемого относительно темпа инфляции или роста индекса цен в промышленности). Эта практика близка к описан- Раздел 2 Региональные аспекты реформ
ной выше зарубежной, прежде всего британской, но с одним принципиальным отличием. Оно заключается в том, что в России установление потолка цен естественных монополий осуществляется не на базе квалифицированных расчетов, прогнозов и т.п., а «на глазок». Во всяком случае до середины 1997 г. Правительство России не располагало информацией о финансово-экономических результатах деятельности естественных монополий, достаточно полных для того, чтобы установить для них обоснованные и напряженные тарифы.
1. Что такое монополизм и монополии? В чем особенности монополизма в российской переходной экономике? 2. В чем суть и основные направления политики демонополизации и антимонопольной политики на современном этапе? 3. Что такое барьеры входа на рынок? В чем их отраслевая специфика? 4. Формы развития крупных и крупнейших производств и антимонопольное регулирование: что поощрять и что ограничивать? 5. Дайте определение естественной монополии. Назовите сферы деятельности (производства), которые характеризуются такого рода монополизацией. Объясните, с чем это связано. 6. Перечислите основные модели регулирования естественных монополий и дайте их краткую характеристику. 7. В чем сходство и отличия регулирования естественной монополии через ограничение нормы прибыли, с одной стороны, и верхнего предела тарифа—с другой? . ,. ■ • ЛИТЕРАТУРА Коржов Г.В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИ ВС, 1996. Студенцое В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №9. Oxford Review of Economic Policy, Summer. 1988. Vol. 4. N 2. Pern A. Deregulation and Privatisation in an Economy-Wide Context // OECD Economic Studies, Spring. 1989. N 12. Walerson M. Regulation of The Firm and Natural Monopoly. Oxford, 1988. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|