Развитие федерализма в России
- Целесообразность реформирования российской государственности па принципах федерализма. Еще три—четыре года назад имелись существенные расхождения в понимании того, на каких принципах должна строиться отечественная национальная государственность. Но в последнее время все чаще говорится о принципах федерализма. Такой поворот не случаен. Он — результат признания того, что в нынешней социально-экономической и политической ситуации альтернативами федеративному устройству России являются равно опасные для демократических реформ конфедерация или возврат к административно-командной «версии» унитарного государства. Движение по первому направлению будет, несомненно, иметь своим итогом распад страны на десятки «удельных княжеств». Движение по второму — при невозможности осуществлять централизованную финансовую и прочую подпитку хозяйственной и социальной сфер регионов в условиях предельно низкой управляемости экономики и отсутствия действенной единой исполнительной вертикали, при неопределенности многих социально-экономических и политических процессов, при высокой степени недоверия мест к центру — чревато выходом из состава России ряда ее субъектов либо возвратом к репрессивной региональной политике 1920-х годов. Итак, дилемма сформулирована предельно четко: или движениев сторону реальной федерации и непосредственно связанной с'ней демократизации, или отказ от принципов федерализма и крах надежд на перемены. Проанализируем существующие точки зрения на рассматриваемую проблему. Прежде всего выделим то, в чем преимущественно сходятся мнения сторонников различных путей. Во:первых, это признание того, что процессы федерализации и демократизации в наших условиях органически Взаимосвязаны. Успех первой означает успех второй и наоборот. Во-вторых, тезис о недопустимости ориентации на формальную (как это имело место в бывших СССР и РСФСР) модель федерализма. В-третьих, констатация того,;что осуществляемые социально-экономические преобразования и социально-экономическая политика периода существования СССР методологически сходны, поскольку сориентированы На обеспечение только макроэкономического эффекта (тогда — на развитие и укрепление единого народнохозяйственного комплекса; теперь — на формирование Раздел 2 Региональыые аспекты реформ
рынка любой ценой), который предполагается достигнуть вопреки учету интересов граждан, проживающих в границах субъектов Российской Федерации. Однако почему все-таки федерация? Почему не унитарное государство с широким спектром полномочий и прав регионов? Укажем несколько основополагающих причин, говорящих, по мнению сторонников данного подхода, в пользу необходимости поиска российской модели федерализма. 1. Российская Федерация не просто занимает огромные пространства; это государство, регионы которого характеризуются качественными различиями природно-климатических условий, 2. Природно-климатические различия субъектов РФ дополняет высокий уровень их социально-экономической дифференциации. 3. На перечисленное накладывается дифференциация социокультурная. Она проявляется, в частности, в разнице (порой качественной) мировоззрения проживающего в различных регионах сообществ населения. Отмечается, что интегральная совокупность трех названных форм дифференциации привела к тому, что за десятилетия и столетия совместного проживания разные народы образовали относительно обособленные региональные сообщества, которые отличает особая система интересов и, как результат, — особые, «национально-региональные» мотивы поведения. В полной мере учесть эти интересы, а главное, обеспечить возможности их реализации в прокрустовом ложе региональной политики унитарного государства невозможно. Таким образом, и природно-климатические, и социально-экономические, и социокультурные особенности объективно подталкивают российское общество к созданию федерации. В этом же направлении действуют и общемировыетенденции. Речь, в частности, идет о том, что во второй половине XX столетия, с одной стороны, повсеместно расширяется самостоятельность регионов в решении не только социокультурных, но и значительной совокупности социально-экономических проблем; с другой — процесс федерализации затронул не только отдельные государства, но имежгосударствен-ный уровень общественных отношений. А это позволяет трактовать федерализацию как явление, которое в значительной степени определит лицо демократии XXI века. Зафиксировав моменты, по которым позиции совпадают, обратимся к тем, по которым подходы различаются. Суть этих различий в разнице трактовки содержания и как результат — в разнице механиз- мов формирования основ отечественного федерализма. Здесь обнаруживаются две основные точки зрения. Сторонники первой позиции — наиболее значительной по числу представителей — связывают будущее России лишь с провозглашением на ее территории федеративного государства и с соответствующим его конституционно-законодательным оформлением. Этот шаг признается основным и решающим вне зависимости от того, отстаивают ли ученые, общественные и политические деятели принцип образования федерации «сверху», говорят ли о договорной федерации или же пишут о федерации «асимметричной». Отметим также, что такой подход лежит в основе нынешней государственной региональной политики. В пользу рассматриваемой позиции говорит многое, и прежде всего то, что ни одно государство, в том числе федеративное, не смогло и не сможет осуществить демократические преобразования при отсутствий конституционно закрепленных, законодательно и нормативно развитых принципов своего государственного устройства — принципов, играющих роль базиса работоспособной исполнительной вертикали и социально-политической стабильности. А потому, чтобы, с одной стороны, не усугублять далее анархию, а с другой — не вернуться к авторитаризму, предлагается заложить основы, прежде всего, нормативно-правовые, федеративного государства. Однако простота идеи и четкость схемы предлагаемых действий не скрывают ограниченности данного подхода. Дело в том, что его сторонники, ратуя за формирование общего правового и единого политического пространства, фактически абстрагируются от социально-экономических, реалий, в рамках которых это формирование предполагается осуществлять. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что никогда федеративное, как, впрочем, и унитарное демократическое государство долго не существовало, если в этом изначально не были заинтересованы его граждане. Компромисс политических интересов имеет всегда временной характер. Как только обостряются противоречия, его сменяет конфронтация выступавших до того в качестве союзников носителей этих интересов. И преодолеть эту конфронтацию, сохраняя единство государства, удавалось, как правило, лишь при помощи «сильной руки». А потому, признавая необходимость укрепления основ государственной исполнительной и законодательной власти, отдавая себе отчете жизненной важности обеспечения нормативно-правового единства нашего общества, более корректным следовало бы признать подход представителей второй точки зрения. Раздел 2 Региональные аспекты реформ
Суть его — в констатации того, что федеративное государство жизнеспособно только при условии, если в его границах'наряду с общим правовым и единым политическим пространствами существуют единое экономическое и общее социальное пространства) Причем определяющая роль в интегральной совокупности данных пространств (правового, политического, экономического и социального) принадлежит экономическому и социальному пространству. Из такой постановки вытекает четкий практический вывод. Российское общество должно ориентироваться не на создание федерации ради федерации (точнее, федеративного государства ради федеративного государства), а прежде всего на обеспечение условий, при которых граждане признают ее для себя экономически и социально выгодной. Только в этом случае отечественная федеративная государственность не окажется конституционной фикцией (подобной имевшей место в советский период), а сыграет роль той единственно приемлемой для России институциональной основы, без которой демократизация общества немыслима. Таким образом, определять, каким быть или не быть российскому федерализму, должны не нормы права. Здесь роль первой скрипки играют социально-экономические интересы образующих региональные общности граждан. Только при учете данных интересов мы получим «на выходе» реальный федерализм. Получим потому, что нет ничего реальнее интересов производителей и потребителей. ■ Основные пути формирования реальной федерации. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что за годы реформ в стране не только сохранились, но в определенной степени и укрепились доставшиеся ей в наследство от бывшего СССР формализованные основы государственности. Причина такого положения во многом в том, что ни отечественная наука, ни практика так и не предложили четкой, понятной и, главное, отвечающей интересам проживающих на терри- 1 Экономическое пространство может быть действительно единым только при обеспечении свободы движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Если одно из этих условий нарушается (например, путем ограничения ввоза товаров в отдельные регионы), нет основы развития рыночных отношений, а значит, невозможно обеспечить свойственное данным отношениям единство экономического пространства. Говоря о необходимости ориентации на формирование общего социального пространства (как и в случае с общностью правового прбстр'анства),'следует иметь в виду, что субъект любого федератйвнйго государства обладаетправом на формирование и реализацию собственной социальной политики. Но при этом государство всегда осуществляет контроль за обеспечением на всей его территории системы социальных гарантий, признанных общественно необходимыми. тории различных субъектов РФ граждан.wode/w федерализации. Приведем два примера. Провозгласив курс на формирование реальной федерации, ни теоретики, ни практики до сих пор не договорились, чем по существу она отличается от всех прочих форм государственного устройства. Нет единства и в понимании различий федерализма и регионализма. Далее, признав, что сформировать гражданское общество невозможно без института местного самоуправления, Федеральное Собрание законодательно отнесло к нему все, что лежит «ниже» уровня субъекта РФ. Казалось бы, что здесь страшного? Когда страна переживает острейший социально-экономический и социально-политический кризис, думать нужно не о теоретических изысках,, а о спасении отечества, о стабилизации экономики. И лишь когда последняя будет достигнута, когда мы укрепим рубль, сделаем выгодными инвестиции в национальную промышленность, повысим боеспособность армии, собьем волну преступности, тогда и настанет время разбираться, что есть федерализм, что есть регионализм, а что — местное самоуправление. Звучит заманчиво. Однако попробуем разобраться, какую цену уже заплатило российское общество за игнорирование на практике двух названных, как, впрочем, и многих других затрагивающих проблематику федерализма и, казалось бы, чисто «академических» вопросов. Нечеткость статуса субъектов Российской Федерации, в частности лишь формальная констатация в Конституции их равенства, привела к Тому, что различные регионы по-прежнему обладают различной компетенцией и несут различную меру ответственности перед государством и гражданами. Итог отмеченной неопределенности многогранен. Он — в перма Перечисленное, однако, не исчерпывает всего спектра рассматриваемых проблем. Ситуацию усугубила неопределенность природы и Курс... Раздел 2 Региональные аспекты реформ
функций местного самоуправления. Наиболее ярким примером здесь является законодательное отнесение к местному самоуправлению административных районов. Абсурдность данного шага в условиях России очевидна. Как можно при подчас полном отсутствии социально-экономических основ местного самоуправления ставить на одну доску поселок с одной тысячей жителей и район, на территории которого располагаются сотни поселков и десятки городов? Главное же в том, что рассматриваемое решение при наличии длинной, вызванной полной неопределенностью места в РФ ее национальных автономий очереди претендентов на статус субъекта РФ заложило основу для «расползания» по территории страны такого неизвестного Миру изобретения, как существование одного субъекта федерации внутри другого. Статус субъекта Российской Федерации зачастую рассматривается руководством регионов как инструмент (прежде всего политический) давления на центр с целью получения дополнительных льгот, причем без принятия на себя дополнительной ответственности перед обществом и перед проживающими на территории региона гражданами России. Ошибкой было бы игнорировать и то, что статус субъекта Российской Федерации иногда пытаются приобрести под предлогом защиты интересов так называемых титульных наций. Достаточно очевидно, что подобный подход к проблеме федерализма в не меньшей степени, нежели просчеты центра, отрицательно сказался на обеспечении единства нашего общества. Однако преодолеть это противоречие в условиях России весьма непросто. Рассматриваемое противоречие в значительной степени обусловлено принципами административно-территориального деления, доставшегося России от бывшей РСФСР. Принципы эти позволяли существовать в рамках РСФСР субъектам, обладавшим правом на собственные конституции (АССР), субъектам, не имевшим такого права (края и области), а также субъектам, которых нельзя было отнести ни к первой, ни ко второй группе (автономным областям и округам). Деформированное, основанное на этнорегиональном, а не на социально-экономическом принципе административно-территориальное деление и вызвало к жизни многие проблемы современной российской государственности. Прежде всего бывшие АССР (ныне республики в составе России), обладая правом на конституцию и другие атрибуты государственной власти, после распада СССР получили формально законодательное право претендовать на особый статус. Что же до краев и областей, то по той же причине они могли рассчитывать лишь на место административно-территориальных единиц. Автономные области и округа первоначально вообще оказались в правовом вакууме. Все это наглядно иллюстрирует, к чему приводит подмена принципа социально-экономической целесообразности нормативно-правовым принципом построения государства. При господстве последнего экономическая составляющая не играет никакой роли в определении статуса, а значит, компетенций региона в федеративном государстве. Выйти из тупика путем, например, механического «нарезания» губерний, конечно, нельзя. Кроме конфликта оно ни к чему не приведет. Однако со временем какое-то решение принять придется, Вряд ли может считаться нормальной ситуация, при которой многие из 89 формально законодательно равноправных субъектов РФ не в; состоянии обеспечить собственными силами каждодневные потребности населения, а значит, и претендовать на роль экономически (т.е. реально) равноправных субъектов федерации. Вопрос этот сложный, требующий максимально бережного (часто внеэкономического) подхода. Вторая проблема, с которой нужно разобраться, — это вопрос о месте межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Последние, как представляется, могут способствовать формированию федерации, в основе которого будет лежать не этнорегиональный, а социально-экономический принцип. Можно ли объяснить перечисленные проблемы исключительно трудностями периода становления национальной государственности суверенной России? В какой-то степени можно. Однако основная часть проблем и противоречий все же вызвана ошибками в экономической стратегии, тем более странными, что подобные им в свое время уже были допущены руководством бывшего СССР. И главная в их числе — попытка построить отношения между федерацией и ее субъектами не на основе принципа социально-экономической целесообразности и выгодности, а посредством советской модели «федерализма», суть которой первоначально — в «подгонке» права под условия политического компромисса между центральной и местными политическими элитами; затем — в «подгонке» под это право всей экономической системы. Сказанное не означает, что нет необходимости внесения поправок в действующее законодательство. Оно требует доработки, а в ряде случаев и полного обновления, и это очевидно. Следует лишь подчеркнуть, что право не должно быть оторванным от реальных экономических процессов. Оно должно изначально опираться на четкую схему социально-экономических преобразований. Последнее означает, что коль скоро мы пытаемся создать федерацию, то должны прежде всего определиться по таким принципиальным и * Раздел 2 Региоиальиые аспекты реформ
социально-экономическим вопросам, как предельно конкретизированное разграничение ответственности государства и мест за осуществление социальной и экологической политики; российская модель бюджетного федерализма; соответствующая отечественным реалиям система отношений собственности (в частности, отражающая государственную природу федеральной собственности, государственную природу собственности субъектов РФ, а также негосударственную природу собственности муниципальной); механизмы участия государства, субъектов РФ; местного самоуправления и, возможно, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в осуществлении ин-вестиционной и инновационной политики и т.п. Если же мы ограничим формирование основ российского федерализма преодолением недостатков нормативно-правовой базы, т.е. и далее будем проводить реформу экономики и права в отрыве друг от друга, то лишь углубим противоречия между федеральным центром и регионами, с одной стороны, межрегиональное противостояние — с другой. Итог такой ситуации запрограммирован: неурегулированность социально-экономических основ взаимодействия в системе «Российская Федерация — ее субъекты — местное самоуправление» превратится в главный тормоз демократических преобразований. В основе этого весьма жесткого вывода лежит многолетний ана На словах ратуя за демократию и рынок, руководство страны на деле пошло по пути воссоздания игнорирующей интересы региональных сообществ административно-командной системы управления. В ее рамках субъекты РФ рассматриваются всего лишь как насыщенные производственными и непроизводственными фондами, природными ресурсами территории, в границах которых проводится централизованная государственная социально-экономическая политика. Таким образом, вопреки здравой экономической логике децентрализация отношений в экономической сфере на макро- и микроуровнях не сопровожда- ется аналогичными преобразованиями на региональном уровне. Результатом теоретических просчетов, вылившихся в недоучет в ходе осуществляемых преобразований интересов региональных сообществ, стало обострение ряда прежних, а также возникновение новых для России негативных явлений. При использовании применительно к Российской Федерации принятых в мире классификаторов обращает на себя внимание то обстоятельство, что на ее территории подавляющее большинство регионов относится к разряду депрессивных. Кризис, разрушение хозяйственных связей и потеря рынков сбыта в границах как бывшего СССР, так и бывшего социалистического лагеря привели к усугублению и без того традиционно высокой дифференциации уровней социально-экономического развития субъектов РФ. При этом в худшем положении оказались индустриально развитые регионы России, а также регионы с большим количеством научных и учебных центров. В относительно лучшем положении оказались субъекты РФ, основу экономики которых составляли сырьевые отрасли. Тем самым отмечаемая экспертами деформация структуры экономики получила опасное дополнение: на деформацию отраслевую нало-жилась деформация региональная. К чему это приведет в стране, где размещение производительных сил десятилетия базировалось на регионально-отраслевом принципе, где каждый регион был своеобразным цехом «единой фабрики», особых объяснений не требует. Поэтому среди последствий отмеченной тенденции выделим три наиболее, на наш взгляд, опасные для будущего России. Прежде.всего это физическое уничтожение инвестиционного и инновационного потенциала регионов. Ситуация такова, что через несколько лет, даже при наличии достаточных средств для инвестиций, может оказаться, Что в индустриально развитых регионах их просто некому и не на чем будет осва'ивать: не останется ни кадров, ни инфраструктуры. На второе обстоятельство обращают меньше внимания, хотя по своим последствиям оно еще более пагубно. Индустриально развитые субъекты РФ — это регионы повышенного экологического риска, для снижения уровня которого требуются значительные капиталовложения. Продолжение же деградации их хозяйственных комплексов может превратить половину страны в зону экологического бедствия. И наконец, еще одна, возможно, самая опасная тенденция. Отмеченное углубление разрыва в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации дополняет разрушение межрегиональных хозяйственных связей. Происходит это потому, что при отсутствии государственной региональной политики,соответствующей Раздел 2 характеру переживаемого страной кризиса, региональные хозяйственные комплексы начинают как бы замыкаться «на себя». Происходит массовая и стихийная их автаркизация. Если эта тенденция продолжится, страна в лучшем случае обречена на переход к конфедерации, а в худшем — на распад либо на возврат к авторитаризму. Хозяйственные комплексы субъектов РФ, ориентирующиеся исключительно на защиту собственных интересов, а не на формирование единого (рыночного) общероссийского пространства, просто обречены со временем трансформироваться в экономику самостоятельных (суверенных) государственных образований. Выход из тупика видится только в одном — в сосредоточении усилий на выработке и реализации модели социально-экономических преобразований, основу которой составят принцыпы реального федерализма. Но работа в данном направлении заведомо обречена на неуспех, если мы изначально не будем ориентироваться на выгодность модели для всех участвующих в ее реализации сторон. А это возможно лишь при обеспечении трех условий. Во-первых, модель должна впитать в себя совокупность экономических, социальных, правовых, межнациональных, экологических и прочих стимулов и сдержек, апробированных мировой практикой федерализма. Во-вторых, данные стимулы и сдержки необходимо сориентировать на обеспечение интересов общностей граждан Российской Федерации, проживающих в границах 89 ее субъектов. В-третьих, гарантия этих интересов должна быть увязана с решением задачи по созданию единого (рыночного) экономического и единого политического пространств, а также общего правового и общего социального пространств. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|