Здавалка
Главная | Обратная связь

Малое предпринимательство



■ Функции малого предпринимательства. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные (малые и средние) Пред­приятия приходится более 95% общего количества предприятий. Тра­диционными сферами их деятельности служат вспомогательное, мало­серийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доми­нирующая часть бытовых и весомая доля производственных услуг. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в ин­новационные процессы и выполнять функцию первопроходца в науч­но-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три чет­верти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые и средние фирмы на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.

В переходной российской экономике малый бизнес несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс насе­ления к основам рыночного хозяйствования и стилю жизни с опорой на собственные силы, собственную инициативу.

Малый бизнес играет важную роль в формировании нового сред­него слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке эконо­мики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономи-


ческом выживании отдельных слоев населения и целых регионов стра­ны. Функция малых предприятий по созданию новых рабочих мест в России реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с разви­той рыночной экономикой. Все это объясняется особенностями пере­ходной российской экономики, в которой тесно переплелись черты и закономерности процессов первоначального накопления капиталов, структурного кризиса.

Еще одна особенность развития малого бизнеса в российской эко­номике—трудности в установлении необходимых связей и тесной про­изводственной кооперации между малыми и крупными предприятия­ми. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (в зависимости от размера — крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функцио­нирования планово-распределительной экономики. Сохраняется пол­ная зависимость малых предприятий от крупных производств, их выраженная технологическая отсталость, применение рутинного тру­да и др.

Однако в последнее время взаимодействие малого и крупного пред­принимательства существенно изменилось вследствие резких структур­ных изменений совокупного спроса, разрыва традиционных хозяйствен­ных связей, финансовых затруднений, испытываемых большинством крупных предприятий. Преобладающим типом малой компании в Рос­сии стала независимая фирма, а не фирма, функционирующая прежде всего как элемент крупномасштабных интегрированных финансово-производственных систем, как это распространено на Западе.

- Поддержка малого предпринимательства. В России к началу 1997 г. было немногим более 800 тыс. субъектов малого предпринима­тельства при требуемой критической массе для создания нормальной конкурентной среды 3,5—5 млн (критическая масса в международной практике определяется из расчета одно предприятие на 30—50 жителей определенной территории). В США — стране с наиболее развитой ры­ночной экономикой — в 1995—1996 гг. действовало 22 млн малых и средних фирм.

Достижение критической массы малых и средних предприятий могло бы дать 20—25% вклада в создаваемый ВВП, в отличие от су­ществующего уровня 10—12%.

В России всего 25—30% общего числа субъектов МП действуют в строительстве и промышленности, тогда как 40—50% — в торговле, посредничестве, сфере услуг. Требуемая для России структура МП должна быть диаметрально противоположной: в производственно-ин­новационном секторе их должно быть 50—60%.


14*


212 _______________________________ _______ ._________ Раздел 3

По своей природе малый бизнес объективно нуждается в государ­ственной поддержке: Ни по каким параметрам (за исключением в неко­торых случаях мобильности) малый бизнес не в состоянии конкуриро­вать с крупным и даже со средним предпринимательством. Поэтому для поддержания его жизнеспособности государство должно прилагать большие усилия, что реально и происходит в мировой хозяйственной практике.

Идеология российских рыночных реформ изначально исходила из необходимости государственной поддержки важных для экономики страны малых предприятий. В ходе их практического воплощения оп­ределилось, что главная ответственность за поддержку малого пред­принимательства лежит на регионах. Тяготение малого предприятия к своей территории объективно предопределяется его природной сла­бостью. В подавляющем большинстве случаев оно вынуждено ориен­тироваться на спрос и предложение в своем регионе или даже'в городс­ком районе, поселке. Возможности локального платежеспособного спроса в сочетании с другими местными социально-экономическими факторами во многом определяют жизнеспособность малого предприятия.

Кроме того, малое предпринимательство в определенной степени формирует локальный социально-экономический климат. Поэтому местные власти весьма заинтересованы в стимулировании малого пред­принимательства для решения социально-экономических проблем своей территории. В последние годы они оказываются инициаторами прак­тического внедрения комплексных мер поддержки малого предприни­мательства, опережая в этом отношении федеральный центр.

Общими для всех регионов являются такие формы поддержки ма­лого предпринимательства, как финансовая помощь в виде налоговых льгот для предприятий, работающих в приоритетных отраслях; креди­ты, предоставляемые через финансовые агентства администрации; ин­формационное обслуживание, юридическое консультирование, помощь в организации материально-технического снабжения и реализации про­дукции, обучение мелких предпринимателей. Практически во всех ре­гионах разработаны программы поддержки МП. В ряде субъектов РФ приняты законы о поддержке и развитии малого предпринимательст­ва. Почти в 70 субъектах РФ работают фонды поддержки предприни­мательства и конкуренции. На местах принимаются меры по защите малых предприятий от криминальных структур. Региональные адми­нистрации устанавливают прямые контакты с зарубежными странами и международными организациями, получая от них кредиты и техно­логическую помощь на развитие малого бизнеса.


 

Малое предпринимательство

Чем большее место предпринимательство занимает в экономичес­кой жизни региона, тем более разнообразны формы поддержки МП. Основные региональные центры российского малого предприниматель­ства — Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород — занимают ведущее положение в накоплении опыта развития и реализации регио­нальной политики поддержки малого предпринимательства.

На федеральных органах власти в полной мере лежит обязанность разработки и реализации стратегии поддержки малого 'предприни­мательства. Позитивным результатом первых лет реформаторской де­ятельности федеральных органов является принятие в, 1995 г. двух Федеральных законов: «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации» и «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпри­нимательства». В этих правовых актах заложены основы налоговых и других финансовых льгот для малого предпринимательства.

В ходе реформ сложилась институциональная система государст­венной поддержки МП. Она включает Государственный комитет Рос­сийской Федерации по поддержке и развитию малого предпринима­тельства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предприниматель­ства. Использование системы налоговых льгот, создание правовой базы, сети технопарков, бизнес-инкубаторов, налаживание координации меж­ду федеральным уровнем, субъектами Федерации и местными органа­ми власти в поддержке предпринимательства стали важнейшими фак­торами, определившими развитие российских малых предприятий.

Отрабатываются механизмы кредитования отдельных малых пред­приятий по эффективным проектам, разрабатываются формы и поря­док предоставления гарантий, организация лизинговых услуг для МП, системы взаимной ответственности в отношениях между федеральны­ми и региональными фондами поддержки МП. Действует Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 гг. Тем самым накапливается опыт, необходимый для формирования системы поддержки малого предпринимательства, адек­ватной российской переходной экономике.

Для отстаивания собственных интересов перед государственны­ми органами власти и органами местного самоуправления, а также пе­ред крупным бизнесом организуются добровольные союзы и ассоциа­ции представителей малых предприятий. Происходит объединение ре­гиональных союзов и ассоциаций в единую общероссийскую структу­ру* в частности через Российскую ассоциацию развития малого пред­принимательства. В значительной степени по инициативе малых пред-



Раздел 3


Ма.пое предпринимательство



 


приятии происходят процессы их экономически целесообразного коо­перирования. Создаются общества взаимного кредитования малых предприятий, кооперативных транспортных центров по их обслужива­нию и т.д.

Самоорганизация малого предпринимательства повышает ответ­ственность малых предприятий за собственную хозяйственную деятель­ность, дает возможность самостоятельно находить неординарные ре­шения слож'ных хозяйственных проблем путем взаимоподдержки. Она же позволяет государству минимизировать финансовые расходы на поддержку малых предприятий в условиях нехватки средств для самых неотложных нужд. На каждый рубль, выданный государством на реа­лизацию мер по поддержке малых предприятий, сектор малого пред­принимательства, а также заинтересованные в малом предпринима­тельстве частные финансовые, коммерческие и производственные структуры должны добавлять не менее 3—4 р.

В кризисных условиях государство вынуждено идти на ликвида­цию ряда льгот малому предпринимательству, прямо или косвенно под­талкивающих инфляцию и углубляющих дефицит государственного бюджета.

Резкое ужесточение федеральной бюджетной политики во второй половине 1996 г. и 1997 г. привело к невыполнению не только приори­тетных мероприятий Федеральной программы государственной под­держки малого предпринимательства, но и правительственных гаран­тий под согласованные кредитные линии банков Германии для креди­тования малых предприятий. Все это вызвало усиление неблагоприят­ных тенденций: уменьшение числа новых малых предприятий; закры­тие фирм, прошедших стадию старта; уход действующего бизнеса в те­невую сферу с нарастанием «черного нала», построение «подпольных» систем МП «под крышами» криминальных структур.

• Дальнейшее развитие правовой и статистической базы МП.

Материалы социологических обследований и научные разработки ряда независимых исследовательских коллективов показали, что основны­ми причинами обострения негативных факторов и процессов в сфере малого бизнеса являются: неполнота законодательной базы; сложность налоговой системы; трудности с формированием первоначального ка­питала; давление криминальных структур; неразвитость лизинга, вы­сокая арендная плата и др.

Не приходится пока говорить и о сформированном полном паке­те законодательных актов, регулирующих функционирование среды малого бизнеса (в Японии, например, таких законов около 60). Для обес­печения прибритетных направлений государственной поддержки ма-


лого предпринимательства необходимо скорейшее принятие законов о лизинге, о системе гарантий и поручительств в сфере малого предпри­нимательства, об обществах взаимного кредитования и ряда других нормативно-правовых актов. Настало время введения понятий «сред­нее предприятие» или «субъект среднего предпринимательства» с размерными критериями. В регионах России уже немало случаев пе­рерастания производственными и строительными малыми предприяти­ями рамок установленного законом размерного критерия в 100 чело­век (постоянно работающих) и искусственного сдерживания объемов расширения своей деятельности из-за боязни потерять налоговые и иные льготы.

Существуют острые противоречия в статистическом учете малых предприятий. Действующая схема учета Госкомстатом России МП су­щественно сужает рамки сектора малого предпринимательства по чис­лу предприятий, количеству работающих и соответственно вкладу в ВВП.

Перерастание малыми предприятиями своих верхних пределов численности, разукрупнение мощных и сверхмощных предприятий с выделением из них средних и малых требуют статистического анализа не только в разрезе регионов и по сферам (отраслям, видам) предпри­нимательской деятельности, но и с учетом стадий: старта, развертыва-нияи расширения деятельности МП. Проблема статистического учета МП приобретает особую значимость в связи с разработкой средне­срочной программы Правительства РФ на 1998—2000 гг. Масштабы и структура малого предпринимательства, его вклад в ВВП должны быть определены более обоснованно. Речь идет о количестве малых пред­приятий (в том числе новых, зарегистрированных и нсприступивших к работе, ликвидированных), периоде функционирования частного семей­ного бизнеса и других форм малых компаний, численности работаю-щих в них по отраслям (видам деятельности) и в региональном разрезе. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства. Проблемы занятости, массированного нарастания безработицы, осо­бенно среди молодежи и женщин, являются общемировыми. Как пока­зывают разработки международных организаций, в частности ООН и МОТ, экономический рост не создает адекватного количества новых рабочих мест. Из примерно 50 стран с растущей экономикой в послед­нее десятилетие количество рабочих мест увеличилось только в семи. В Восточной Европе и в странах СНГ уровень безработицы возрос в 80-х годах от нуля до 17% (в Болгарии и Польше). В европейских стра­нах, по данным МОТ, насчитывается более 35 млн безработных. Мед­леннее, чем в Европе, но нарастает безработица в Канаде, США и Япо-


 



Раздел 3


Малое предпринимательство



 


нии, занимающих по классификации экспертов ООН первые места в мире по качеству жизни.

Ведущие ученые и эксперты международных форумов и организа­ций пришли к выводу, что единственный шанс принять вызов нараста­ющей безработицы — создание новых предприятий и новых рабочих мест. В конце XX — начале XXI вв. этот шанс может дать лишь широ­комасштабное развитие малых и средних предприятий на основе мощ­ной и гибкой государственной поддержки, ориентированной не на фе­деральный, а на региональный и муниципальный уровни. Содействие должно оказываться прежде всего семейным, молодежным и женским компьютеризованным высокотехнологичным микрофирмам.

В странах, более успешно справляющихся с ростом безработи­цы — Японии, Швеции, Австрии, — созданы специальные механизмы социального партнерства (правительства, предпринимателей и проф­союзов) с упором на усиление защиты имеющихся рабочих мест и по­ощрение работодателей к созданию новых рабочих мест прежде всего на малых и средних предприятиях.

В Канаде разработаны специальные программы информационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних пред­приятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительствен­ных органов, банков, университетов, торговых палат и союзов пред­принимателей. Цель таких программ — интенсивное развитие семей­ного, женского и молодежного малого бизнеса (без наемного труда). Эти программы способствуют также созданию инновационных парков, значительного количества новых рабочих мест, информационных биз­нес-центров и бизнес-инкубаторов с упором на новые рабочие места в старом и новом бизнесе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет играть в мире решающую роль в XXI в., развитию малых и средних предприятий уде­ляют особое внимание. В последние годы Китай сменил ориентацию с инвестирования в капиталоемкую индустрию на массированное финан­сирование МП и агробизнеса, требующих большого количества рабо­чих рук. Сингапур проводит политику открытого протекционизма по отношению к малому бизнесу в основном в расчете на новые рабочие места.

В зависимости от экономического положения и стадий развития малых и средних предприятий (старт, развертывание, расширение) в той или иной стране или регионе (провинции, штате, области и т.п.) финансовые, информационно-консалтинговые, организационные, на­учно-технологические формы и методы содействия развитию средних и малых предприятий имеют свои различия, но все они носят все более


адресный, целевой характер с акцентом на использование внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение малого бизнеса в компьютер­ные сети типа Интернет создает для него принципиально новые воз­можности в информационно-технологическом обмене, обновлении тех­нологий, маркетинге и менеджменте, международной кооперации. Появились реальные условия для создания эффективно функциониру­ющих открытых международных сообществ малых и средних предпри­ятий.

Национальные хозяйства стран с рыночной экономикой движут­ся от массового производства стандартной продукции к высокоспеци­ализированным и рассчитанным на индивидуальные потребности ма­лым формам производства и сервиса. Такие преобразования связаны с дополнительной потребностью в компьютеризованном труде и принци­пиально новых продуктах. Все это открывает новые социально-эконо­мические перспективы для развития малого предпринимательства. Сво­бодный труд и мелкий собственник быстрее вписываются в новые ин­формационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными производствами, огромными произ­водственными мощностями, сконцентрированными на больших пло­щадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников утрачива­ют социальную перспективу.

Контрольные вопросы

1. Каковы функции малого предпринимательства?

2. Каковы основные направления и формы государствен-

ной политики поддержки малого предприниматель­ства?

3. В чем состоит роль и каковы формы самоорганиза­
ции малого предпринимательства?

ЛИТЕРАТУРА Малый бизнес: трудности роста // Вопросы экономики. 1996. № 7.

Финансовые и институциональные проблемы российского малого предприни­мательства (региональные аспекты). М.: Информарт, 1996.

Орлов А.В. Введение в предпринимательство / Опыт малого бизнеса за рубе­жом и в России. М.: Экономическая академия, 1993.

Орлов А. В. Человек. Экономика. Предприниматель. М.: Высшая школа эконо­мики, 1996.


Раздел 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.