Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственный сектор: роль, границы и тенденции его развития в переходной экономике



Опыт развития современных индустриальных стран свидетельству­ет о том, что рыночная структура экономики включает в себя не толь­ко начала свободной конкуренции. В ней имеют место элементы моно­полии, монополистической конкуренции и олигополии. Составной частью рыночной экономики является также государственный (общес­твенный) сектор.

Роль и значение общественного сектора в экономике индустри­ально развитых стран различаются как по объему, так и по структуре. Соотношение различных секторов экономики в ходе ее эволюции не остается постоянным. Оно меняется под воздействием широкого круга факторов. Долговременной и устойчивой тенденцией социально-эко­номического развития является повышение роли и места общественно­го сектора. Вместе с тем на Западе в ходе неоконсервативных револю­ций, процессов дерегулирования, деэтатизации (разгосударствления) и реприватизации (передачи ранее национализированной собственно­сти в частные руки) доля общественного сектора существенно сократи­лась. Сокращение общественного сектора, хотя и в силу совершенно иных причин, происходит в постсоциалистических экономиках стран Восточной Европы и СНГ. Как показывает исторический опыт, проис­ходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа и затем прекращается. При определенных ус­ловиях общественный сектор восстанавливает и укрепляет свои пози­ции. На новых витках его развития складываются новые механизмы его функционирования, соответствующие институциональные формы и организационные структуры.

Необходимость существования общественного сектора обуслов­лена тем, что ряд экономических задач рыночная экономика средства­ми рыночного саморегулирования решить не может. Существуют та­кие социальные и экономические блага, которые частный сектор либо не производит, либо не может производить с минимальными затрата­ми. Такие блага получили название общественных благ. Потребление данных благ определяет состояние и благополучие общества в целом. Оно осуществляется, как правило, коллективно. К данным благам обыч­но относят безопасность (нации, общества, личности, экологии), обо-


Мехаиизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 219

рону, право, законодательство, здравоохранение, образование, куль­туру, энергетику, связь, транспорт, коммунальные услуги, социальную стабильность, занятость, экономический рост и т.д. Именно объектив­ные потребности в данных благах, роль последних в социальном и эко­номическом прогрессе определяют собой долю и структуру обществен­ного сектора в экономике, его границы. Ресурсы, необходимые для нор­мального функционирования общественного сектора, лимитируются величиной ВВП и готовностью общества делать альтернативный вы­бор из ограниченного набора различных видов благ в пользу коллек­тивного потребления общественных благ. В реальной действительнос­ти обеспечение функционирования общественного сектора берет на себя государство, и с этим связаны его наиболее важные экономические фун­кции. В этом смысле понятия общественного и государственного сек­тора идентичны.

Доля общественного сектора в экономике не является статичной величиной. Она зависит от ряда факторов и изменяется во времени в зависимости от конкретных экономических, социальных, политичес­ких, исторических, географических и природных условий. Так, в усло­виях экономической разрухи, необходимости восстановления экономи­ки после войн, в фазах системных кризисов роль государства и общест­венного сектора, как правило, возрастает. По мере стабилизации и восстановления экономики она может стабилизироваться и даже (до определенных пределов) сокращаться. Можно сказать, что сущес­твуют краткосрочные колебания доли общественного сектора в эконо­мике и долгосрочные тенденции. Последние заключаются в том, что вследствие обобществления производства, усиления взаимосвязей в эко­номике, развития инфраструктуры рынка (связь, энергетика, транспорт), увеличения потребностей в таких общественных благах, как образова­ние, культура, здравоохранение, экология, доля общественного секто­ра хотя и нелинейно, но устойчиво растет.

Существенное влияние на общественный сектор в экономике ока­зывают масштаб территории, протяженность ее границ, наличие раз­личных природно-климатических зон. Большие по размерам 1еррито-рии государства, как правило, имеют и высокую долю общественного сектора в экономике, поскольку масштабы диктуют необходимость в определенной инфраструктуре, связывающей территории и население в единое государственное и экономическое целое (энергетика, связь, транспорт и другие формы коммуникации, граница). Подрыв основ общественного сектора в экономике, для которой он традиционно имел основополагающее значение, может привести к ослаблению государст-.


Раздел 3

ва, экономическому и политическому обособлению отдельных терри­торий (экономическому и политическому сепаратизму)* росту социаль­ной нестабильности.

Немаловажное значение имеет и учет исторических особенностей становления нации и государства, традиций и ценнортей, националь­ного менталитета. Там, где исторически коллективные действия людей обусловливали успешное противостояние природе и внешнему окру­жению, успех в экономической деятельности, формировали особый тип творчества и культуры, высокая доля общественного сектора отража­ла и иерархию национальных ценностей, в которых солидарности и кол­лективизму, социальной справедливости придавалось особое значение.

Состояние общественного сектора и роль государства в переход­ной экономике характеризуются двумя тесно взаимосвязанными и вза­имодействующими тенденциями. Первая тенденция состоит в том, что при переходе от плановой к рыночной экономике на первых этапах реформ общественный сектор сокращается, уменьшается регулирую­щая роль государства и доля его доходов (расходов) в ВВП. Привати­зация государственной собственности существенно расширяет грани­цы частного сектора и рыночных отношений (механизмов). Радикально изменяется соотношение общественных и частных благ.

Однако данный переход происходит в условиях системного кри­зиса экономики, сопровождаемого сокращением ВВП, падением инвес­тиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие отрицательные явления, как нестабиль­ность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стра­тегий и программ в этих условиях во многом ложатся на Плечи госу­дарства, что требует усиления его роли в экономике. Потребность в таких общественных благах, как определенность, стабильность, заня­тость, спокойствие, экономический рост, безопасность личности, об­щества, нации, резко возрастает. Экономика все больше и больше ис­пытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Но эти ресурсы не могут возникнуть из производства, кото­рое находится в глубоком кризисе. Поэтому на первый план выдвига­ются либо расходы государства (увеличение общественного сектора), либо внешние заимствования.

Таким образом, складываются две противоположные, хотя и тес­но взаимосвязанные тенденции в развитии общественного сектора и государственного регулирования экономики. Одна состоит в неизбеж­ном уменьшении доли общественного сектора в экономике, сформиро-


Мехапизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 221

вавшегося в дореформенную эпоху. Другая проявляется в необходимос­ти увеличения государственных расходов, расширении масштабов го­сударственного регулирования (но уже на рыночных основах) в соот­ветствии с возросшей потребностью в вышеперечисленных обществен­ных благах.

Реализация второй тенденции может сталкиваться с трудностями, связанными с тремя основными моментами. Первый — опасения со сто­роны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров (частных благ). Второй — отсутствие механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в обществен­ном секторе экономики. Третий — неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства (общественного сектора).

Первая проблема теряет свою актуальность по мере углубления необратимости проводимых реформ. Неопределенность в использова­нии дополнительных совокупных расходов уменьшается по мере уси­ления потребности общества в таких общественных благах, как заня­тость, стабильность, рост. Сложнее обстоит дело с механизмами функ­ционирования общественного сектора.

Государственный сектор — двойственное и противоречивое образование. Он заключает в себе как бы два начала: рыночное — ос­нованное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчужде­нии права собственности, и нерыночное — основанное на неэквива­лентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муни­ципальным предприятиям, неопределенности права собственности. Такая двойственность природы общественного сектора очень часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажения в распределении доходов. Данная двойственность в производстве общественных благ вызывает необходимость действен­ного законодательного регулирования данного сектора с целью созда­ния условий для эффективного использования экономических ресур­сов в производстве общественных благ и рационального распределе­ния возникающих здесь доходов в соответствии с реальными правами, функциями и ответственностью всех субъектов отношений в данном секторе экономики (государственные органы, предприятия, руковод­ство предприятий, трудовые коллективы).

Особое место в системе общественного сектора занимают муници-пальпые предприятия и местные финансы. В ведении-муниципальных образований находятся вопросы местного значения. Они отвечают за



 
 

Раздел 3

непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муници­пальных образований в той мере, в какой это предусмотрено уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российс­кой Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ведении местного самоуправления находятся такие вопросы, как владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; установление местных налогов и сборов; комплексное социально-эко­номическое развитие муниципальных образований; содержание и ис­пользование муниципальных жилищного фонда и фонда нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных уч­реждений здравоохранения; обеспечение санитарного благополучия на­селения; охрана общественного порядка и содержание соответствую­щих органов; планировка и застройка своих территорий; контроль за использованием земель; организация, содержание и развитие местных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; местное доро­жное строительство и содержание дорог, организация транспортного обслуживания; поддержание и содействие занятости и др.

Основой деятельности муниципального сектора и финансовой базой реализации перечисленных задач являются местные бюджеты и налоги. Законодательство РФ определяет и регламентирует право мес­тных органов власти устанавливать муниципальные налоги.

Все больше делегирование полномочий по удовлетворению общес­твенных потребностей на уровень местных органов власти должно сопровождаться и передачей необходимых для их осуществления мате­риальных и финансовых средств (налоги). Хотя полномочия муници­пальных властей в переходной экономике России возрастают, матери­ально и финансово они не подкреплены. Нагрузка на муниципальные бюджеты возрастает, а ресурсные возможности их не изменяются. Фи­нансовая необеспеченность муниципального сектора заключается в низкой доле его налогов и сборов в общем их объеме. Уровень же нало­гооблагаемой базы в России достаточно высок. Поэтому установление местными органами дополнительных налогов и сборов оказывается нереальным. Так, например, доля доходной части местных бюджетов в консолидированном бюджете государства упала с 27,6% в 1992 г. до 23,5% в 1996 г. При этом огромное количество объектов социальной сферы, переданных органам местной власти, фактически не принима­ется государством (центральной властью) как расчетная^ база при фор­мировании местных бюджетов.


Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 223

Увеличение финансовых возможностей общественного сектора (государственного и муниципального) при ограниченности налогооб­лагаемой базы и увеличение потребления общественных благ может осуществляться за счет расширения доходов данного сектора от дея­тельности государственных и муниципальных предприятий. Но при этом деятельность данных предприятий должна обеспечивать эффек­тивное использование ресурсов (фондов), которые им выделяются ор­ганами власти (государственной и муниципальной).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.