Здавалка
Главная | Обратная связь

Политика реформ и национальные интересы России



Национально-государственные интересы России.На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России не ставился. Рыноч­ные реформы сами по себе считались главным приоритетом развития, наличие проблемы альтернативных вариантов их приведения игнори­ровалось. Сегодня утверждается понимание экономических реформ как составного элемента более широкой национальной стратегии разви­тия. Ядром этой новой системы и ее главным ориентиром являются национально-государственные интересы.

Национально-государственные интересы (НГИ) являются слож­ной, синтетической категорией, не совпадающей с близкими ей поня­тиями «национальных», «государственных», «общественных» интере­сов. Для правильного понимания сущности НГИ необходимо видеть качественные и функциональные различия между понятиями граждан­ского общества, государства, нации, этноса.

Национально-государственные интересы есть такой баланс общес­твенных интересов на основе сложившейся государственности, кото­рый обеспечивает выживание, укрепление и гармоничное развитие на­ции. По своей фунциональной роли национально-государственные интересы — это выражение коллективной воли нации и целевые, ориен­тиры долгосрочной стратегии и политики национального государст­ва. Готовность и способность руководствоваться национально-государ­ственными интересами и подчинять им практическую политику—важ­нейшая характеристика зрелого национального самосознания.

Сформированная система НГИ становится определяющей для сис­темы базовых приоритетов национального развития и выявления спек­тра его возможных траекторий.


Раздел 2

С точки зрения социальных предпосылок и институциональных механизмов формирования концепции НГИ ключевое значение имеют характеристики новой российской государственности; анализ структу­ры и направленности интересов в российском обществе; сравнитель­ный анализ политических механизмов согласования интересов и возможностей идентификации на этой основе НГИ.

Располагая концепцией НГИ России, необходимо дать комплекс­ную оценку воздействия процессов преобразования российской эконо­мики на все сферы жизнедеятельности общества (внешнюю, социокуль­турную, экономическую, политическую). Такая оценка уже в первом приближении позволяет утверждать, что большинство известных и широко обсуждаемых на всех уровнях альтернативных стратегий эко­номических реформ отражает преимущественно узкоспецифические (частные, узкогрупповые) интересы российских элит и корпоративных групп и весьма слабо корреспондирует с объективными национально-государственными интересами России.

К такому выводу подводят также данные о структуре и конфигу­рации интересов в российском обществе по их корпоративно-отрасле­вым, социально-групповым и региональным срезам (доминирование интересов так называемой валютной части и тесно связанной с ней руб­левой сферы, региональных элит).

Предварительный анализ предлагаемых обществу альтернатив (либеральной, левой, центристской) позволяет заключить, что в Рос­сии до сих пор отсутствует стратегия экономических реформ, основан­ная на фундаментальных НГИ и опирающаяся на баланс текущих ин­тересов различных социальных групп и слоев.

- Своеобразие российских реформ и национальная безопасность.

Вопрос об особенностях реформирования народного хозяйства не рав­нозначен вопросу о пресловутом «особом пути» России, который яко­бы делает непригодным западный опыт развития и вообще какой-либо зарубежный опыт. Это утрированное изображение попыток проанали­зировать и понять собственную историю, сделать из нее полезные выводы, сформировать на данной основе возможную парадигму буду­щего не имеет ничего общего с действительным положением вещей.

Россия всегда являлась пространством «встречи и диалога» мно­гих культур и цивилизаций. Отечественная цивилизация по своему происхождению и развитию есть результат великого синтеза, и в этом смысле она всегда открыта для любого положительного историческо­го опыта. Но верно и то, что наша цивилизация глубоко самобытна и уникальна. Своеобразие культуры России и ее истории исключает ме­ханическое копирование или заимствование чужого опыта. У страны


Политика реформ и национальные интересы России_____________________ 1 83

есть собственное будущее и соответственно пути в это будущее. По­следние — это конечно же не пути так называемой «догоняющей модернизации» и «возвращения в мировое сообщество».

Защита культурно-цивилизованной самобытности России, ее цен­ностей и традиций, ее истории — не только нравственный и гражданс­кий долг каждого, кто считает себя россиянином. Это без всяких пре­увеличений объект системы национальной безопасности и базовый эле­мент ее стратегии.

Но своеобразие реформ имеет и еще один аспект. Он связан с тем, что их проведение сопряжено с общесистемным кризисом, разрушени­ем СССР и институтов советской государственности, качественным ухудшением геополитического и геоэкономического положения стра­ны. На протяжении ряда лет не спадает острота экономического кри­зиса. Общество сотрясают социальные и национальные конфликты. Становление новой государственности в рамках федерации происхо­дит трудно, противоречиво, в обстановке перманентной политической нестабильности.

Прежняя система государственной безопасности по существу раз­рушена. Бывшие административные границы РСФСР весьма условно могут считаться новыми границами РФ. Концепции государственных интересов пока нет. То же самое можно сказать и о национальной безопасности. Отечественная экономика сталкивается со многими внеш­ними и внутренними угрозами, затрагивающими ее позиции и интере­сы в современном мировом хозяйстве. Экономика не защищена и в плане внутреннего иммунитета к факторам нестабильности и стагнации. Бес­хозяйственность и неуправляемость приобретают новые измерения. В этих условиях в рамках национальной безопасности, охватывающей весь круг вопросов обеспечения защищенности интересов нации, об­щества, государства, закономерно выделяется проблема экономической безопасности.

Последняя привлекает пристальное внимание специалистов раз­личного профиля, работающих в сферах экономики, политики, между­народных отношений. Наиболее зримые проявления данной проблемы связаны с нарастающей экономической преступностью, которая из объ­екта юристов и силовых структур превращается в предмет комплексно­го междисциплинарного научного анализа.

Суть экономической безопасности, по мнению специалистов по финансовой безопасности, заключается в том, что властные структуры рушатся тогда, когда подрывается экономическая, финансовая основа их существования. Финансовые авантюристы гораздо эффективнее бое­виков с автоматами способны свалить любую власть и уничтожить госу-


Раздел 2

дарственность. Добавим к сказанному, что это справедливо не только в отношении финансовых авантюристов, но и в отношении профессио­налов высокой политики и спецслужб, действующих в!сфёрах межгосу­дарственных экономических и политических отношений.

После 1991 г. практически исчез какой-либо координирующий центр, который, получая информацию по экономической безопаснос­ти из всех ведомств, имел бы возможность проанализировать и оце­нить остроту и значимость проблемы. Российское руководство либо не придавало ей необходимого значения, либо просто не сумело выстро­ить систему соответствующих структур и институтов (в том числе и потому, что ему мешали и мешают это сделать силы, заинтересованные в обратном). Во всяком случае попытки формирования федеральных служб типа Комитета по защите экономических интересов России (пер­воначально был создан при Президенте РФ), рабочей группы по эко­номической безопасности при Правительстве РФ, других аналогичных структур успеха не имели. Эти попытки тем более были обречены на провал из-за отсутствия ясных доктрин национально-государственных интересов.

Статистические данные о резком ухудшении ситуации с эконо­мической безопасностью подтверждают всю серьезность складываю­щегося положения. Экономическая преступность проникает во все отрасли народного хозяйства и бюджетные сферы. Наиболее крими­нализованы кредитно-финансовая и валютная сферылЭто тем более симптоматично, что именно они являются приоритетными в деятель­ности всех правительств за 1992—1997 гг., и по состоянию дел в них принято судить об успехах в продвижении реформ.

За годы, прошедшие с начала проведения реформ, экономическое, внутри- и внешнеполитическое положение РФ изменилось настолько и в таком направлении, что принятая модель реформирования нуждает­ся в тестировании в большей мере по критериям экономической без­опасности, нежели по критериям теоретической обоснованности. От­сюда вытекает необходимость разработки соответствующих концеп­ций, программ, практической политики, правовой и институциональ­ной инфраструктуры.

- Экономическая безопасность и ее основные элементы. Извест­но несколько попыток сформировать целостное концептуальное виде­ние проблемы экономической безопасности. Имеются научные разра­ботки ряда академических исследовательских центров; есть проекты концепций, предложенные Минэкономики РФ, Советом безопасности. В них, как правило, выделяются те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и


Политика реформ и национальные интересы России 185

механизмов защиты национальной экономики от различного рода уг­роз и ущербов.

Общим для большинства подходов является почти повсеместное отсутствие анализа связи экономической безопасности с системой на­ционально-государственных интересов. Последние фиксируют и выра­жают то общее, что объединяет интересы различных субъектов эконо­мики. В качестве таковых они становятся предметом экономической безопасности и ее стержнем. Именно через категорию национально-го­сударственных интересов сплетаются воедино проблемы экономичес­кого потенциала и экономической мощи государства; состояние гено­фонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и соци­ально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции в современном мире.

Экономическая безопасность означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-госу­дарственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой пара­метров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За их пределами она теря­ет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии ино­национальных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внутреннего и внешнего гра­бежа национального богатства страны.

В зависимости от конкретных сфер и секторов экономики, видов угроз можно выделить такие аспекты экономической безопасности, как производственно-технологическая, финансовая, инфляционная, валют­ная, таможенная (надежность экономических границ как составной части государственной границы), управляемость в экономике как важ­нейший элемент экономической безопасности. Ясно, что этот перечень с учетом обстоятельств может быть продолжен.

- Необходимость доктрины экономической безопасности, орга­низационно-правовых форм и институтов ее обеспечения. Для того что­бы обеспечить экономическую безопасность на деле, требуется сформи­ровать ее идеологию, разработать доктрину, претворить в практику, координируя с важнейшими компонентами экономической политики в целом. В известной степени собственно экономическая политика стра­ны, осуществляемый курс реформ должны проходить обязательную диагностику через призму экономической безопасности.


Раздел 2

Обеспечение последней в равной мере является функцией испол­нительной и законодательной властей, административных органов хо­зяйственного управления. Эти проблемы во многом перемещаются так­же на микроуровень экономики, становясь непосредственной заботой бизнеса и предприятий госсектора. Принципиально новые цели и зада­чи возникают и перед силовыми структурами и спецслужбами. Данные сферы, может быть, в наибольшей мере ощутили деструктивные воз­действия начального периода демократической эйфории, и сегодня их восстановление как целостной системы обеспечения и защиты нацио­нальной безопасности есть одна из первоочередных задач восстанов­ления и укрепления нашей государственности. Этот процесс, развива­ющийся параллельно и взаимоувязаный с формированием новой идео­логии национальной и экономической безопасности, конкретных доктрин, механизмов планирования, организации и функционирова­ния, создаст предпосылки и условия для отторжения тех, кто разворо­вывает страну, и будет способствовать тем, кто трудится на ее благо.

Разрабатывая новую концепцию экономической безопасности, важно избежать недостатков, которые появились ранее. При формули­ровке ее объектов часто выпадала экономика в целом. Речь шла лишь об основных элементах экономической системы. Далее перечислялись уровни последней как элементы объекта экономической безопасности. Но при этом не учитывалось, что интересы народного хозяйства, госу­дарства могут существенно отличаться от интересов их субъектов, которые нередко имеют свои подходы и требования к экономической безопасности. Характерный пример — экспорт нефти и газа, цветных металлов, вывоз капиталов из страны под углом зрения национальных и частных интересов конкретных экспортеров.

Некоторые термины, употребляемые при характеристике страте­гии экономической безопасности, не расшифровываются. Речь идет о так называемых параметрах и качественных индикаторах экономики. В научных разработках, в том числе и ИЭ РАН, такие понятия, пара­метры, критерии и показатели экономической безопасности определе­ны достаточно четко, нужно лишь полнее ими воспользоваться.

При определении внутренних угроз превалирует констатация мно­гих действительно важных, в некоторых случаях уже хронических проб­лем народного хозяйства. Но в таком виде они скорее смотрятся как общеэкономические вопросы, подлежащие решению в ходе антикри­зисных мероприятий и продолжения реформ. С какими последствиями сопряжены данные проблемы, насколько они остры, могут ли негатив­ные процессы принять необратимый характер — эти моменты если и присутствуют в характеристиках угроз, то лишь в скрытом виде. Так, низкая конкурентоспособность продукции по многим параметрам фак-


Политика реформ и национальные интересы России____________________ 187

тически обернулась потерей не только внешних, но и внутренних рын­ков (в ряде отраслей, производств, товарных групп). То же самое мож­но сказать об опасности деиндустриализации, распада инвестицион­ного комплекса, утери интеллектуального и научно-технического потенциала. Это же относится и к формулировке внешних угроз. Се­годня не само по себе превалирование экспорта сырьевых товаров уг­рожает экономической безопасности России, но экспорт их в том виде, как он происходит. Он подрывает топливно-сырьевую базу отечествен­ной промышленности, дает дополнительные импульсы к росту цен, ин­фляции издержек, дестабилизации внутреннего рынка.

Аналогичные по характеру замечания можно было бы сделать и по поводу так называемых индикаторов экономической безопасности. Совершенно не ясно, в какой мере они должны быть предметом, обще­хозяйственного управления, а в какой — предметом экономической без­опасности. Кроме того, не учитывается, что с точки зрения последней индикаторы характеризуют пороговые состояния системы, за предела­ми которых она выходит из равновесия. В этом аспекте имеет смысл выделять ключевые ресурсные и результирующие индикаторы, от которых в первую очередь зависит стабильность системы. Такой су­бординации индикаторов пока нет.

Что касается механизмов обеспечения экономической безопаснос­ти, то здесь из анализа выпадают система институтов и организацион­но-управленческих структур, занимающихся данной проблемой, и кон­цепция их выстраивания на перспективу.

Когда речь идет о задачах и мерах экономической безопасности в переходный период, обычно излагаются те или иные варианты прави­тельственных программ углубления реформ на кратко- и среднесроч­ную перспективу. Это, без сомнения, может способствовать повыше­нию экономической безопасности с точки зрения обеспечения ее наибо­лее общих условий. Но было бы логично наметить курс на устранение важнейших конкретных внутренних и внешних угроз, на ликвидацию уже нанесенных ущербов, на организацию оперативного управления (мониторинга) экономической безопасностью, на выстраивание инсти­туциональной инфраструктуры.

- Некоторыепроблемы народного хозяйствав аспекте экономи­ческойбезопасности. События последних лет поставили Россию в слож­ное положение. Потеряны традиционные сферы влияния, а также ниши на мировых рынках. Резко сократилась минерально-сырьевая база эко­номики. Распались кооперационные и хозяйственные связи в рамках бывшего единого народнохозяйственного комплекса СССР. Страна ли­шилась ряда важнейших коммуникаций — морских портов на Балтике и Черном море, участков трубопроводного транспорта, находящихся



Раздел 2


Политика реформ и национальные интересы России



 


на Украине. За ее пределами осталось немало жизненно важных (с точ­ки зрения экономических и оборонных интересов) предприятий.

Между тем мир продолжает жить по законам баланса сил, а не по законам согласования интересов. Государственные интересы ведущих стран, конкурентные позиции национальных экономик, их интеграци­онных союзов, корпоративные цели транснациональных компаний ос­таются важнейшими приоритетными мотивами в международных от­ношениях.

Добровольный отказ России от преимуществ и выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового со­перничества в рамках геополитических и геоэкономических систем не столько обеспечили «возвращение в мировое сообщество», сколько понизили статус страны до уровня региональной державы (по выраже­нию американского политолога Д. Саймса) в мировом сообществе. В мировом соперничестве побеждает сильнейший. Это,,как правило, поединки на выбывание. И если у России сегодня нет врагов, что зву­чит чересчур оптимистично, то соперники у нее остаются прежние.

Сказанное позволяет утверждать, что экономическая мощь, стрем­ление к освоению новых рынков, активная наступательная позиция по всем сферам российских интересов должны быть долгосрочными при­оритетами экономической стратегии государства. Все, что противодей­ствует этой стратегии, чревато ущербом для экономической безопас­ности. Политика реформ также должна следовать в русле данной стра­тегии. И если она отклоняется в иное направление, значит, вступает в противоречие с требованиями экономической безопасности страны.

Состояние народного хозяйства в макроэкономическом анализе отслеживается по колебаниям фактического ВНП в сравнении с потен­циальным (условно определяется как объем производства при полной занятости). При оценке динамики ВНП используется такой показатель, как «разрыв ВНП», который характеризует разницу между потенци­альным и фактическим выпуском продукции в процентах и позволяет фиксировать значения «перегрева» или спада в рыночной экономике. Нормальный циклический спад не превышает 5 — 15% от пика произ­водства. Более глубокое падение вызывает в последние десятилетия панику и принятие экстраординарных мер. Вообще в конъюнктурных исследованиях очень серьезно относятся к спаду производства и тща­тельно стараются отследить его начало.

С проблемой спада тесно взаимосвязана проблема безработицы. Естественно, что сокращение производства ведет к сокращению рабо­чих мест.Но здесь есть и обратная зависимость, которая в западной экономической теории получила название закона Оукена. Согласно ему


при увеличении безработицы на 1%темп роста ВНП снижается на 2%. Сегодня безработица, по официальным оценкам, приблизилась к 13%, а фактически, с учетом скрытой, — к 20%. Критическим считается уро­вень 8—10%. Но здесь важно и другое. Помимо достижения запорого-вых значений показателя налицо явная недооценка возрастающего вли­яния безработицы на нарастание спада.

Падение производства за годы либеральных реформ опускается ниже критических отметок, т.е. тех самых пороговых значений, за ко­торыми ущербы и потери грозят стать необратимыми. Такой крити­ческой отметкой, своеобразной ватерлинией, ниже которой опускать­ся нельзя, считается спад в 30%. Эта рубежная точка уже пройдена, пос­кольку производство ВНП в 1995 г. по сравнению с 1990 г. сократилось почти на 50%. За средними показателями скрыта катастрофическая картина утраты наиболее технологичных и наукоемких производств. Общий спад и структурная деградация идут рука об руку с разрушени­ем технологического базиса.

Непродуманные экономические решения привели к резкому суже­нию минерально-сырьевой базы отечественного производства и паде­нию эффективности экспорта. Припродолжающемся спаде в промыш­ленности объемы экспорта сырьевых ресурсов тем не менее растут. Поскольку массированное наращивание российского сырьевого экспор­та способствовало снижению мировых цен, его физический рост сопро­вождался ослаблением эффективности. Спад в промышленности соче­тается с сокращением рынков для отечественных производителей. В структуре ВНП резко уменьшились объемы капитальных вложений.

Это стало возможным потому, что политика финансовой стаби­лизации по существу лишила производство нормальных источников инвестиций. До предела обесценены амортизационные фонды предпри­ятий, либерализация цен уничтожила сбережения населения (один из важнейших источников финансирования инвестиций), подорвана роль прибыли. Не возвращаются в страну в полном объеме валютные дохо­ды от экспорта.

Сведена до минимума роль кредитных источников капитальных вложений. Искусственное истощение их финансовой базы обусловли­вает дальнейшее углубление инвестиционного кризиса. Налоговая и процентная политика подавляет инвестиционную активность, вытал­кивая ресурсы из производства в сферу посредничества и финансовых спекуляций. В прошлом, как и сегодня, большие надежды возлагались на привлечение внешних источников финансирования. Однако ни сколь­ко-нибудь серьезных кредитных заимствований, ни значительного при­тока иностранных капиталов не произошло.



Раздел 2


Политика реформ и национальные интересы России



 


Другой весьма болезненной проблемой с точки зрения националь­ных интересов является то, что иностранные инвестиции устремляются в основном в топливно-энергетический комплекс, способствуют закреп­лению сырьевой направленности нашей экономики.

Принятые модели экономических реформ, методы их проведения дали толчок беспрецедентному кризису производства, сбыта и инвес­тиций. Общий характер спада вопреки оптимизму сторонников шоко­терапии по-российски свидетельствует о прогрессирующей деиндустри­ализации страны, обвальном сокращении ее экономического и оборон­ного потенциала, превращении в сырьевую полупериферию индустри­ально развитого Севера в рамках геополитического противостояния «Север—Юг». Если вовремя не поставить преграды этому процессу, окажутся невозможными преодоление возникшего на рубеже 70—80-х годов технологического разрыва и переход к постиндустриальному, информационному обществу.

Последствия потерь объемов производства, структурной деграда­ции, технологического регресса и спада инвестиций выходят за пороги экономической и национальной безопасности и грозят невосполнимым в обозримой перспективе разрушением потенциала экономического раз­вития. Они многократно умножаются прогрессирующим подрывом интеллектуального, информационного и научно-технического потен­циала.

Сказанное свидетельствует, что концептуальный поворот в эко­номической политике, отказ от слепого следования умозрительным тео­ретическим моделям и оторванным от реальной почвы рецептам МВФ есть не только и не столько предмет теоретических споров, сколько жесткое, безвариантное требование со стороны экономической безопас­ности государства.

Национальная безопасность в целом и экономическая безопасность в частности могут и должны ставить рамочные условия для проведе­ния глубоких системных преобразований, затрагивающих основы го­сударственности, экономического строя и социальной организации. Выход за эти условия и является критерием необходимости пересмотра концепций и политических программ, целей и приоритетов экономи­ческой политики.

Важно дать нормативно-правовое (законодательное) закрепление требований экономической безопасности в соответствующих актах.

Для оперативного реагирования на остроту проблемы целесооб­разно было бы внести необходимые поправки и дополнения в закон о национальной безопасности. В стратегическом плане возможно при­нятие самостоятельных правовых актов в данной области.


Обеспечение экономической безопасности страны потребует создания соответствующей инфраструктуры. Она должна конструиро­ваться в обеих ветвях власти: в рамках исполнительной власти — по сферам распределения ответственности, т.е. за национальную и эконо­мическую безопасность в целом (Совет безопасности и координируе-мЫё'им структуры и спецслужбы), и по функциональным направлени­ям экономической безопасности (экономический блок Правительства РФ и входящие в него структуры с выделением соответствующих под­разделений). Иерархия властей и соответствующих властных структур определит и инфраструктуру системы экономической безопасности России.

1. В чем сущность и роль национальных интересов в осу-

ществлении экономических реформ?

Контрольные вопросы

2. Назовите основные направления и механизмы увязки

политики реформ и национальных интересов России.

3. Что такое экономическая безопасность и состояние экономической безопасности в Российской Федера­ции?

4. Дайте характеристику системы обеспечения экономи-

ческой безопасности: средства анализа и механизмы обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Во­просы экономики. 1994. № 12.

Глазьев СЮ. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации. М.: Гнозис, 1995.

Мильнер Б. Качество управления — важный фактор экономической безопас­ности // Вопрбсы экономики. 1994. № 12.

Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упрежде­ния//Вбпросы экономики. 1995. № 1.

Пороховский А. Россия и современный мир // Вопросы экономики. 1995. № 1.

Портной М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством // Во­просы экономики. 1994. № 12.

Сетагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности Рос­сии // Вопросы экономики-. 1994. № 12.

Фамииский И. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность // Вопросы экономики. 1994. № 12.


Частиопредпринимательские структуры



 


Рвздел 3







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.