ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РЕФОРМА В УПРАВЛЕНИИ
Институциональные преобразования являются необходимым компонентом проводимых в стране экономических реформ и одним из базовых условий их эффективности. Однако серьезным тормозом в их осуществлении является отсутствие соответствующих рыночных институтов и инфраструктур. Сегодня ощущается острый дефицит в продуманных, целенаправленных усилиях по формированию новых экономических структур, отсутствуют какие-либо серьезные концептуальные и программные разработки в этой области. Новые экономические и организационно-управленческие структуры возникали и формировались скорее стихийно, во многом хаотично, с запозданием. В своей деятельности они слабо ориентированы на национальные интересы, цели и приоритеты экономической политики государства, не имеют устойчивой и «стабильной правовой базы. Это в значительной мере объясняет то, что цели государственной политики или не достигаются, или достигаются, как это обстоит с инфляцией, за счет обострения кризиса в других зонах воспроизводства — в производстве и инвестициях, в платежно-расчетных отношениях, в социальной сфере. Становление новой институциональной структуры экономики тем не менее продолжается, отражая реальные потребности ее функционирования, расстановку сил в экономике и общест- ве, соотношение разных интересов. Исследования показывают, что, несмотря на попытки демонополизации и деконцентрации российской экономики, она в основном воспроизводит себя как совокупность крупных и крупнейших структур, сохраняющих характер монополистичес-ких образований нескольких типов. Складываются и специфические формы регионального монополизма. Институциональные преобразования в России важно рассматривать в контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу,-учитывая при этом уровень ее развития. Стратегические задачи в области системных трансформаций сегодня нельзя рассматривать в русле идей «догоняющей модернизации». Речь недолжна.идти о линейном прогрессе, в котором одни страны—бесспорные лидеры прогресса, а другие—- вечно «догоняющие». Такой подход не опирается на учет всего комплекса исторических, геополитических, геостратегических и социокультурных факторов. В России, например, очаги постиндустриального развития были созданы еще до начала экономических реформ — в науке, в образовании и культуре, в социальной сфере. Целый ряд прорывных направлений в области современных технологий и технических систем имелся в отечественном ВПК и ряде отраслей граж-данского производства. Вместе с тем в авангардных сферах постиндустриального развития — информационной революции, структурной и технологической перестройке — наметилось существенное отставание. Особенно значительным оно было в сфере институтов организации и управления современной экономикой^ Страну миновалипо меньшей мере две управленческие революции XX века. Недостаточен уровень управленческих знаний и управленческой культуры. Россия не прошла и стадию институциональной трансформации, которая имела место в связи с наступлением постиндустриальной эпохи. Перечисленные обстоятельства обусловливают состав и характер проблем, складывающихся в области институциональных преобразований, а также-конкретные цели, приоритеты ««задачи проводимых институциональных и организационно-управленческих реформ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|