Здавалка
Главная | Обратная связь

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И РЕФОРМА В УПРАВЛЕНИИ



Институциональные преобразования явля­ются необходимым компонентом проводимых в стране экономических реформ и одним из базо­вых условий их эффективности. Однако серьезным тормозом в их осуществлении является отсутст­вие соответствующих рыночных институтов и ин­фраструктур. Сегодня ощущается острый дефицит в продуманных, целенаправленных усилиях по формированию новых экономических структур, отсутствуют какие-либо серьезные концептуаль­ные и программные разработки в этой области. Новые экономические и организационно-управ­ленческие структуры возникали и формировались скорее стихийно, во многом хаотично, с запозда­нием. В своей деятельности они слабо ориентиро­ваны на национальные интересы, цели и приори­теты экономической политики государства, не имеют устойчивой и «стабильной правовой базы. Это в значительной мере объясняет то, что цели государственной политики или не достигаются, или достигаются, как это обстоит с инфляцией, за счет обострения кризиса в других зонах воспро­изводства — в производстве и инвестициях, в пла­тежно-расчетных отношениях, в социальной сфере.

Становление новой институциональной структуры экономики тем не менее продолжает­ся, отражая реальные потребности ее функциони­рования, расстановку сил в экономике и общест-


ве, соотношение разных интересов. Исследования показывают, что, не­смотря на попытки демонополизации и деконцентрации российской экономики, она в основном воспроизводит себя как совокупность круп­ных и крупнейших структур, сохраняющих характер монополистичес-ких образований нескольких типов. Складываются и специфические формы регионального монополизма.

Институциональные преобразования в России важно рассматри­вать в контексте перехода от индустриального к постиндустриальному обществу,-учитывая при этом уровень ее развития. Стратегические за­дачи в области системных трансформаций сегодня нельзя рассматри­вать в русле идей «догоняющей модернизации». Речь недолжна.идти о линейном прогрессе, в котором одни страны—бесспорные лидеры про­гресса, а другие—- вечно «догоняющие». Такой подход не опирается на учет всего комплекса исторических, геополитических, геостратегичес­ких и социокультурных факторов. В России, например, очаги постин­дустриального развития были созданы еще до начала экономических реформ — в науке, в образовании и культуре, в социальной сфере. Це­лый ряд прорывных направлений в области современных технологий и технических систем имелся в отечественном ВПК и ряде отраслей граж-данского производства. Вместе с тем в авангардных сферах постиндус­триального развития — информационной революции, структурной и технологической перестройке — наметилось существенное отставание. Особенно значительным оно было в сфере институтов организации и управления современной экономикой^ Страну миновалипо меньшей мере две управленческие революции XX века. Недостаточен уровень управленческих знаний и управленческой культуры. Россия не прошла и стадию институциональной трансформации, которая имела место в связи с наступлением постиндустриальной эпохи.

Перечисленные обстоятельства обусловливают состав и характер проблем, складывающихся в области институциональных преобразо­ваний, а также-конкретные цели, приоритеты ««задачи проводимых институциональных и организационно-управленческих реформ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.