Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление формированием рынка в регионе



Радикальные изменения экономических отношений в России в ре­зультате реформ вызывают необходимость столь же существенных пе­ремен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на уровне местного самоуправления — городов и районов. Необходимость ка­чественных изменений управления на этом уровне обусловлена несо­вместимостью дореформенных административно-командных управлен­ческих воздействий с частной собственностью, рыночными отношени­ями. Командно-административная система характеризовалась жесткой регламентацией экономических отношений, устанавливаемых центра­лизованно. Нормы, правила поведения экономических субъектов в рай­онах и городах определялись вышестоящими управленческими орга­нами.

Использование монетарной модели радикального реформирова­ния российской экономики резко ограничило масштабы государствен­ного регулирования, в том числе бюджетного дефицита. Реальный сек­тор в новых условиях не стал объектом государственного региональ­ного регулирования. При этом не была учтена неприспособленность этого сектора к рыночным условиям. Отсутствие переходного этапа привело к дезорганизации деятельности предприятий, усугубленной открытостью рынка.

В результате неразвитости инфраструктуры рынка реальный сек­тор стал выполнять наряду с производственными задачами функции сбыта, поиска поставщиков и потребителей, установления цен. Возник­новение товарных бирж не привело к изменению ситуации, поскольку они руководствовались в основном спекулятивными интересами.

С ограниченной и в значительной степени некачественной ин-


Курс...



Раздел 2


Региональные аспекты реформ



 


формацией, высокой стоимостью услуг посредников при их сомнитель­ном качестве связан рост трансакционных издержек, что препятствует образованию рынков и вызывает рост цен. В результате предельные издержки предприятий становятся выше предельных доходов, что в ко­нечном счете вызывает массовую неплатежеспособность субъектов ре­ального сектора.

Нарушение связей предприятий ограничило возможности обме­на, при котором его участники знали поставщиков и потребителей, характеристики и свойства их продукции. При таких условиях транс-акционные издержки достаточно низкие. При существующем же «обез­личенном» обмене характеристики товаров и услуг могут иметь значи­тельные различия, обмен растянут во времени, повторяемость сделок снижается, поэтому возникают большие трудности в соблюдении усло­вий обмена, нарушаются соглашения, изменяются свойства товаров.

Следовательно, формирование развитой рыночной среды в реги­оне требует упорядочения рыночных отношений на основе новых пра­вил, норм и механизмов их обеспечения. В странах с развитой рыноч­ной экономикой эти нормы поведения субъектов рынка, правила их отношений, механизмы складывались на протяжении длительного вре­мени посредством отбора и закрепления.

Правила и нормы поведения являются важнейшим источником стабильности отношений, при этом преимущество отдается не прави­лам, а нормам поведения, так как они представляют собой развитие и уточнение правил, поскольку эти правила становятся неотъемлемой частью поведения человека.

На этапе становления рынка необходимы изменения институцио­нальных, управленческих структур. Их задача — достижение опреде­ленности отношений в рыночной экономике, формирование соответ­ствующих этим отношениям норм и правил. Выполнение новых пра­вил, норм и механизмов их реализации требует в переходный период жесткого контроля.

Важность решения этой проблемы подтверждает низкий уровень выполнения законодательных актов, особенно разрабатываемых ор­ганами региональной власти. Представительные органы на местах не учитывают необходимость установления правил и норм, стимулирую­щих развитие отношений рынка. Ни один региональный законодатель­ный орган не разработал, например, закон о внутренней торговле. Нет такого закона и на уровне Российской Федерации. В результате проис­ходит локализация рынков в узких пределах города, района, что су­щественно затрудняет формирование единого регионального рынка.


Отсутствие единых региональных рынков во многом обусловле­но дореформенным размещением предприятий без необходимой про­изводственной и транспортной инфраструктуры на уровне районов и городов и на межрайонном уровне. Это вызывает относительную обо­собленность районов и значительные различия их рынков.

В наиболее тяжелом экономическом положении оказались районы с монопроизводством, в основном сырьевого характера, отдаленные от перерабатывающих предприятий. Издержки на таких локальных рынках районов наиболее высоки. Решение проблемы выравнивания экономического уровня районов и городов требует углубленного ана­лиза состояния их экономики, разработки классификации и принятия конкретных решений по каждому району и городу.

Так, анализ экономического состояния районов Тверской облас­ти показал, что создание единого регионального рынка зависит от тер­риториального размещения структур реального сектора, развития их производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры. Рай­оны, области были разделены на три группы, и по каждой из них раз­работаны конкретные рекомендации по оптимизации экономического состояния.

Обеспечение управляемости экономическими процессами в рыноч­ных условиях на уровне местного самоуправления требует формирова­ния компетентных управленческих структур, способных оказывать эф­фективное воздействие На экономику региона, ее развитие. Попытки в отдельных регионах привлечь западных экспертов и консультантов не дали ожидаемого результата; применение зарубежного опыта требует приспособления его к уровню развития региона, учета менталитета общества. Конечно, можно использовать некоторые элементы управ­ления, которые соответствуют специфике российских регионов, напри­мер создание свободных экономических зон в отдельных депрессивных районах.

Некомпетентность управленческого персонала и отсутствие ре­гуляторов воздействия на экономику регионов, соответствующих требованиям переходного периода и дальнейшего развития экономи­ки рыночного типа, являются одной из важнейших причин кризисного состояния экономики районов и городов. Управленческий аппарат мес­тных органов власти должен владеть новыми формами и методами управления, адекватными реформируемой экономике. Необходимо со­здавать развитую систему переобучения управленческих кадров регио­нальных органов. Комплексные системы обучения и переобучения уп-


 


 


12*


180

Раздел 2

равленческих кадров во многих регионах отсутствуют либо осуществля­ются эпизодически.

В новых экономических условиях коренным образом должны измениться не только функции управления в городах и районах, но и методы их реализации. Однако это важнейшее требование в большин­стве случаев не выполняется, конкретные методы реализации управ­ленческих решений не разрабатываются. В результате принимаемые решения часто либо не выполняются, либо не дают результатов. Недо­статочное внимание уделяется планированию процесса регулирования экономики и прогнозированию его результатов посредством установ­ления норм, правил и методов управления.

Важность конкретизации управленческих воздействий региональ­ных органов обусловлена также распространением в регионах общих подходов к решению проблем. Наиболее часто разрабатываются раз­личные программы, в которых отсутствуют формы и методы конкрет­ного управленческого воздействия на выполнение программных тре­бований, не установлена ответственность конкретных лиц за достиже­ние намеченных в программах результатов.

Важной задачей создания эффективно действующего аппарата регионального управления является определение уровня заработной платы управленческих работников, стимулирующего их заинтересован­ность в активной деятельности и снижающего вероятность злоупотреб­лений, коррупции. В настоящее время практически во всех регионах заработная плата управленцев находится на низком уровне. Ее увели­чение при сокращении раздутых штатов позволит повысить качество управления.

I I. В чем различие общего и единого экономического про-[ странства?

Контрольные вопросы

2. Почему российское общество должно ориентировать­
ся на формирование федерации?

3. Что включает в себя экономический механизм феде­рализма и чем он отличается от экономического ме­ханизма вообще?

4. Каковы основные структурные элементы экономичес­кого механизма федерализма?

5. Какова роль внутреннего рынка России в укреплении федеративного государства?

6. Что препятствует формированию внутреннего рынка в'России?


Политика реформ и национальные интересы России 181

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.