Формы использования общественной собственности
Общественная собственность (государственная и муниципальная) в производственной сфере используется преимущественно как капитал предприятий различных типов. Использование ее имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с частной и коллективной собствен-нЬсть'ю. Так, в качестве учредителей государственных предприятий выступают не непосредственно собственники — народы РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, а соответствующие Органы власти. Частный и коллективный собственники могут выполнять роль субъекта собственности — учредителя предприятия и субъекта хозяйствования — предпринимательской деятельности. Государственные и муниципальные органы власти выступают учредителями государственных и муниципальных предприятий, но субъектами предпринимательской деятельности с их правами и ответственностью они быть не могут. Государственные и муниципальные органы не могут выполнять предпринимательские функции. Принятие хозяйственных решений и управление нельзя доверять властным организациям, которые не несут экономическую ответственность за последствия своих управленческих действий и за деятельность предприятий. Их работники, имея статус государственных служащих, несут только должностную ответственность. Допуск к хозяйственной деятельности любых органов власти деформирует рыночный механизм, нарушает равноправие субъектов рынка. Государственные и муниципальные органы, став предпринимателями — хозяйствующими субъектами, могут использовать в своих интересах не только предпринимательские функции, но и властные полномочия, что чревато как злоупотреблениями, так и ущемлением интересов других негосударственных предприятий. Данные органы обязаны передать функции предпринимателя физическому лицу, группе физических лиц, трудовому коллективу, юридическому лицу и т.д. В связи с этим возникает вопрос, требующий юридического и экономического решения, а именно: как найти для Раздел 3 каждого государственного и муниципального предприятия субъект предпринимательской деятельности и закрепить его соответствующим правовым документом? Возможности для решения такой задачи на основе действующего законодательства существенно ограничены. Гражданский кодекс Предусматривает передачу имущества государственного или муниципального унитарного предприятия только самому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, все другиеформы использования имущества и типы го^ударственных-и муниципальных предприятий становятся незаконными. Это противоречит не только мировой, но и отечественной практике. Так, на 1 июля 1995 г. на аренде находилось 15 655 государственных предприятий, в том числе на аренде с выкупом— 12 566. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О доверительной собственности (трасте)» была введена в хозяйственную практику передача собственником имущества и имущественных прав доверительному собственнику. Развитие рынка возродит лизинг и сдачу имущества предприятий, земли и природных ресурсов в аренду и концессию, что объективно необходимо для эффективного использования общественной собственности. Поэтому целесообразно создавать предприятия различных организационно-правовых форм, существенно отличающихся по условиям использования общественной собственности. Из предприятий, основанных на производительном ее использовании, выделим следующие: государственное унитарное предприятие, имущество которого государственное или муниципальное унитарное предприятие, имущество которого является собственностью Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и передается ему в хозяйственное ведение; физическому или юридическому лицу — в доверительную собственность (траст); частному предпринимателю (физическому или юридическому лицу), трудовому коллективу, группе физических лиц — в аренду; акционерное общество, 100% уставного капитала которого (или доля его) формируется из собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а право собственности на нее отчуждается акционерному обществу — юридическому лицу; акционерное общество, в уставный капитал которого вносится Механизм .хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 225 Могут быть другие типы предприятий и их объединений, например смешанные с общественным и частным (в том числе иностранным) капиталом, концессионные, холдинги и т.д. Государственные органы в интересах удовлетворения потребнос На таком предприятии имущество используется и воспроизводится как общественная собственность (Российской Федерации, субъекта РФ). Соответственно произведенная продукция и полученные доходы являются общественной собственностью. Отсюда вытекает, что государственные 'органы несут субсидиарную экономическую ответственность за обязательства и за деятельность казенного предприятия. Ущерб, нанёсенный им своим партнерам, как и другие не покрытые доходами затраты, возмещается из бюджетов' соответствующих уровней, следовательно, из общественных средств (по существу из средств налогоплательщиков). Таким образом, в форме государственного казенного предприятия общественная собственность производительно функционирует на своей собственной основе. Имущество государственного унитарного предприятия (кроме казенного) может использоваться путем передачи в хозяйственное ведение, в траст или в аренду. Общественная собственность не от^уж-даетсся, но вместе с тем хозяйствующему субъекту передаются все иму-шественные права, причем к праву; хозяйственного ведения', доверительной собственности, аренды применяются правила о праве собственности (владения, пользования и распоряжения). Здесь производительно функционирующий общественный капитал распадается на капитал-соб-ственйость и капитал-функцию. Собственность на капитал сохраняет-ся за РФ, муниципальными образованиями, и вместе с тем все имущес-твенные права владения, пользования и распоряжения передаются хозяйствующему субъекту. Однако каждая из названных форм использования имущества государственных унитарных предприятий имеет особенности, которые обусловливают различия их взаимоотношений с представителями собственника (государственными органами, Органами местного самоуправления), а также механизма их функционирования. Курс... Раздел 3 Экономическое понятие и правовая норма хозяйственного ведения впервые были введены в 1990 г. в Законе о собственности в РСФСР. Но в нем не были решены до конца многие важные в юридическом и экономическом отношении вопросы. Новый Гражданский кодекс также не внес ясность в содержание понятия «хозяйственное ведение», а отдельные его положения и вовсе противоречивы. Прежде всего неясно, меняется ли (и если меняется, то как) статус предприятия при передаче имущества в хозяйственное ведение, кто становится субъектом предпринимательства с его правами и ответственностью. Предприятие с определенными ограничениями владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ему в хозяйственное ведение (ст. 294), отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника имущества (ст. 113.5). Вместе с тем собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (ст. 113). Это означает полное обособление предприятия и его хозяйственной деятельности от государства. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 113.5), однако оно не вправе распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, отдавать в залог, в аренду и т.д.) без согласия собственника (ст. 295.2). Противоречивость этих положений очевидна. При этом ни обязательств государства перед предприятием, ни обязательств предприятия перед государством Гражданский кодекс Не определяет. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия (ст. 295.1), но неясно: на каком основании, в какой форме, какую часть прибыли и что делать, если прибыли нет; собственник имеет право на часть прибыли, а обязано ли предприятие отдавать ее собственнику и, наконец, может ли последний отказаться от своего права на нее. Это принципиальные вопросы, а ответа на них нет. Не решен также актуальный вопрос о развитии предприятий. Поддержание конкурентоспособности государственных и муниципальных унитарных предприятий, особенно действующих, требует значительных капитальных вложений, которыми они не располагают. Передав им устаревшее имущество в хозяйственное ведение, государство и муниципальные органы не берут на себя никаких обязательств. В то же время продукция и доходы от использования имущества поступают в хозяйственное ведение предприятия (ст. 299.2), а не в его собственность. Продукция, доходы и прибыль — результат произво- Мехаиюм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 227 дительности («продуктивности») всех факторов производства, а не только использования имущества. Поэтому такая законодательная норма не только спорна, но и ослабляет стимулы эффективности производства. Институт траста впервые был введен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г., но на практике не получил распространения. Траст трактовался как доверительное управление собственностью. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. в гражданское законодательство, как отмечалось, введен институт доверительной собственности (траст). Здесь трастовые отношения собственности, как и при хозяйственном ведении, основываются на разграничении прав владения, пользования и распоряжения, распространяемых на нескольких субъектов — физических и юридические лиц. Хотя указ о доверительной собственности (трасте) не потерял юридической силы, первая часть Гражданского кодекса предусматривает возможность передачи собственником имущества лишь в доверительное управление. Этим вряд ли можно считать оконченной дискуссию о том, что предпочтительнее — доверительная собственность или доверительное управление. Сторонники последнего варианта траста понимают, что доверительное управление ничего не изменяет в отношениях собственности. По существу доверительное управление — это не экономическое отношением относится к категории не вещного, а обязательственного права. Иначе говоря, доверительное управление сводится к контракту (Договору) между двумя лицами, что может быть приравнено к трудовым отношениям. С учетом сказанного государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть переданы в доверительное управление, так как имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения. В соответствии с Гражданским кодексом такие предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, переданным им в хозяйственное ведение. Юридически передача имущества в хозяйственное ведение совершается при создании унитарного предприятия, и представитель собственника — государство или муниципальный орган —уже немо-жет передать это же имущество в доверительное управление. Поэтому в доверительное управление может передаваться акционерное общество с общественным капиталом, другое имущество, не переданное государственному или муниципальному предприятию в хозяйственное ведение. Институт доверительной собственности приемлем в отношении государственных и муниципальных предприятий как одна из форм 15* Раздел 3 имущественных, подлинно экономических отношений между государством и хозяйствующим субъектом наряду с передачей имущества в хозяйственное ведение, аренду, концессию и т.д. Учредителями траста в отношении имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий могут выступать государственные органы РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Траст, в отличие от хозяйственного ведения, учреждается на определенный срок на основе договора, заключаемого между собственником — учредителем траста и доверительным собственником. Это позволит четко определять и закреплять в договоре условия использования имущества унитарных предприятий в интересах собственника (бенефициария) и доверительного собственника — хозяйствующего субъекта. Однако многие вопросы трастовых экономических отношений не выяснены. В Указе Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)» есть противоречия. Концепция доверительной собственности не до конца выдержана. Например, собственник — учредитель траста передает имущество и все связанные с ним имущественные и неимущественные права доверительному собственнику—хозяйствующему субъекту (физическому или юридическому лицу), причем к доверительной собственности применяются нормы о праве собственности. Это предполагает, что доверительный собственник должен обладать всеми правами владения, пользования и распоряжения имуществом. Но согласно Указу доверительный собственник обязан осуществлять право собственности на переданное ему имущество исключительно в интересах бенефициария, причем он имеет исключительное право в выборе способа действий и использования имущества, но только наилучшего с точки зрения интересов бенефициария, не допуская при этом смешения личных интересов с интересами собственника — учредителя траста или бенефициария. Возникает вопрос:,ради чего физическое или юридическое лицо должно взять на себя бремя предпринимательской деятельности, экономической ответственности за имущество и за свою деятельность? Ради исключительных интересов собственника или бенефициария? В Указе вообще не отражены интересы доверительного собственника. Последний, как сказано, несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам, возникающим у него в связи с исполнением договора траста, а также в случаях причинения им ущерба интересам бенефициария. Следовательно, физическое или юридическое лицо подписавшее договор траста, несет ответственность за его Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий 229 выполнение всем своим имуществом, денежными ресурсами и иной собственностью. За все это доверительный собственник имеет право на вознаграждение либо в процентах от полученного от траста (своей деятельности) дохода (прибыли), либо в твердой сумме, либо в виде реализуемого после прекращения договора о трасте права (опциона) на приобретение части имущества, которым он владеет. Но для получения такого вознаграждения не нужно быть доверительным собственником, а достаточно стать наемным менеджером. Здесь допущено смешение различных понятий — доверительной собственности и доверительного управления. Сказанное логически подводит к необходимости радикального решения проблемы использования общественной собственности вообще, и прежде всего имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий. Анализ траста, так же как и хозяйственного ведения, приводит к выводу, что формирование механизма реализации общественной собственности не учитывает не только .уровень,организации отношений собственности в развитых странах, но и общие мировые тенденции. Дело в том, что по мере развития техники, технологии и обобществления производства углубляется процесс обобществления капитала. В функционирующем капитале все меньшую роль играет собственный капитал хозяйствующего субъекта, а доля заемного капитала имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Хозяйствующий субъект все меньше имеет дело с собственным капиталом (вещественным и денежным), а собственник все меньше выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности. Разграничение капитала-собственности и капитала-функции проявляется не только как преобладающая тенденция, но и как объективное условие успешного функционирования и воспроизводства самого капитала. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|