Здавалка
Главная | Обратная связь

Частнопредпринимательские структуры



Становление частнопредпринимательских структур. В пере­ходной экономике создаются экономические предпосылки для разви­тия предприятий с различными формами собственности. Основной тен-


Курс...



Раздел 3


Частпопредпринимательские структуры



 


денцией становится возрастание доли частного сектора. Формирова­ние широкомасштабного частного сектора связано с необходимостью ликвидации старых, дореформенных структур, создания новых инсти­тутов рыночной экономики, нового финансово-кредитного механизма.

В концепции переходной экономики предусматривается создание равных стартовых условий для предприятий с различными формами собственности. Целесообразность такого подхода закреплена в Кон­ституции Российской Федерации. В ст. 8 записано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, госу­дарственная, муниципальная и иные формы собственности.

Изменения собственности и формирование новых форм хозяйст­ва охватывают длительный период и сопровождаются обострением социальных противоречий в обществе. Можно выделить следующие этапы формирования и развития частнопредпринимательских струк­тур:

♦ первоначальное накопление капитала;

♦ трансформация структур частного сектора;

♦ реализация потенциала частного сектора для обеспечения роста экономики и улучшения качества жизни населения;

На этапе первоначального накопления капитала в России и дру­гих постсоциалистических странах только относительно небольшое число частных компаний образовалось изначально на базе частного капитала. В основном субъекты частнопредпринимательского сектора сформировались в результате приватизации государственных предпри­ятий.

Формы приватизации в России последовательно менялись: от че­ковой к денежной и к эффективному управлению.

Отличительной особенностью чековой приватизации стало закреп­ление значительной доли акций в собственности трудового коллекти­ва и директорского корпуса. Так, в середине 1994 г., когда завершилась чековая приватизация, эта доля составляла в среднем 62%, доля внеш­них инвесторов, включая крупных и мелких, отечественных и иностран­ных, — 21%, доля государства — 17%.

Денежная приватизация осуществлялась четырьмя способами (аук­цион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирова­ние), в основу выбора которых был положен размер предприятий. Мел­кие предприятия продавались через аукционы или выставлялись на конкурсные торги. На средних и крупных предприятиях вначале про­водилось акционирование, причем акции распределялись между работ­никами, руководством предприятия и сторонними физическими и ю'ри-


дическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллекти­ва. Денежная приватизация позволила расширить круг субъектов час­тной собственности и пополнить доходы бюджета.

Дальнейшая приватизация, предполагающая переход к эффектив­ному управлению, может быть успешной только в случае стимулиро­вания экономического роста, иначе все может свестись к дальнейшему переделу собственности с помощью продажи контрольных пакетов ак­ций и объектов недвижимости значительной части оставшихся госу­дарственных предприятий, но они не будут успешно функционировать.

Мировой опыт показывает, что приватизация — это не цель, а средство оздоровления экономики страны. Однако в России привати­зация по существу превратилась в средство для обогащения криминаль­ных групп населения. Новые собственники не проявляли интереса к реальному производству. В ходе денежной приватизации, когда в обо­рот поступили государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки и недвижимость, эта тенденция уси­лилась. Поэтому денежная приватизация также не позволила решить коренных задач развития экономики, ее структурной перестройки. Не появились, за редким исключением, отечественные и зарубежные ин­весторы, заинтересованные в долгосрочных инвестициях в реальное производство, в результате чего приватизированные предприятия не обеспечили даже простое воспроизводство, большинство из них убы­точно. Основная заинтересованность новых собственников заключа­лась не в оживлении производства, поиске новых рынков и партнеров, повышении качества продукции, а в финансовых и торговых операци­ях по получению иностранной валюты и ее переводу за рубеж..

Смена формы собственности не стала средством повышения эф­фективности производства, создания конкурентной среды, обеспечения условий для развития отечественного капитала, хотя именно это про­возглашалось в качестве целевых установок приватизации.

В ходе приватизации не сформированы действенные стимулы эко­
номического роста, оживления инвестиционной деятельности. Бесплат­
ная раздача и распродажа госимущества по явно заниженным, эконо­
мически необоснованным ценам не позволили существенно пополнить
государственные финансовые резервы для экономического маневра и
социальной поддержки населения. ,

Форсированный темп приватизации, массовое перепрофилирова­ние предприятий привели к разрыву хозяйственных связей, резкому падению исполнительской и договорной дисциплины, ослаблению кон­троля за реализацией принятых решений. Осуществление приватиза-


13*



Раздел 3


Частнопредпринимательские структуры



 


ции в отрыве от проблем постприватизационного периода обусловило постоянное и нарастающее отставание в создании организационных и правовых предпосылок, необходимых для эффективного использова­ния как приватизированного имущества, так и имущества, остающего­ся в распоряжении государства.

В процессе приватизации руководители предприятий и министер­ские чиновники использовали свое служебное положение, чтобы завла­деть бывшей государственной собственностью. Это происходило на всех этапах приватизации: когда представители номенклатуры получили в собственность свои доли акций при сохранении руководящих должнос­тей; когда они продолжали концентрировать в своих руках акции; ког­да началась борьба за собственность между представителями банков и предприятия (например, «Онэксимбанк» приобрел контрольный пакет акций «Норильского никеля»).

Приватизация может дать позитивные результаты при наличии всех компонентов совокупного спроса, причем лимитирующую роль играет инвестиционный спрос. До тех пор, пока он не появится, невоз­можно осуществить следующий этап развития частного сектора —транс­формацию его структуры. Трансформация структуры частного секто­ра на основе рынка предполагает передел собственности, образование новых организационных вертикально-горизонтальных структур, раз­витие конкуренции, поиск новых инвестиционных возможностей и пу­тей разрешения социальных противоречий, преодоления системного кризиса.

Трансформация структуры частного сектора означает изменение структуры капитала: постепенно контрольный пакет акций перемеща­ется в руки внешних инвесторов (коммерческих банков, инвестицион­ных и страховых компаний). Одним из результатов этого является пре­одоление противоречия между капиталом-собственностью и капиталом-функцией, разграничение правового статуса собственников и управля­ющих. В настоящее время эффективность приватизированных предпри­ятий во многом зависит от компетентности управляющих.

Трансформация структуры частного сектора сопровождается воз­растанием роли крупных финансово-промышленных групп, их доли в капитале приватизированных предприятий, переделом собственности в пользу небольшой группы населения. Все это порождает обострение противоречий между тремя основными группами инвесторов: админис­трацией, трудовыми коллективами и крупными сторонними инвесто­рами. Примером может служить ситуация, которая сложилась в ходе попыток приобретенияконтрольного пакета акций газеты «Известия» компанией «ЛУКойл».


Конечной целью всех этих преобразований является выход стра­ны из кризиса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу, движение к производству ради человека.

■Ф- Организационно-правовые структуры в негосударственном сек­торе. Организационно-правовые формы негосударственного сектора в России в целом соответствуют сложившемуся в мировой практике де­лению фирм на частнопредпринимательские и корпорации. В частно­предпринимательской фирме владелец сам ведет дело, управляет фир­мой, получает прибыль и несет ответственность за результаты своей деятельности. Применительно к России речь идет об индивидуальных частных предприятиях. Корпорация — наиболее распространенная в мире форма бизнеса. В России она представлена акционерными общест­вами и их интеграционными фирмами.

За годы реформ произошло изменение соотношения государствен­ной и негосударственной собственности по доле в основных фондах в пользу последней, что показано в табл. 1.

Таблица 1

 

 

 

      годы  
  i.'s*rff**t$| 1993 1994 1995
  91 9       53 ! 47 Л..**,    
Доля государственной собственности, %   1 42
Доля негосударственной собственности, %  

На 1 января 1997 г. наибольшее количество предприятий относи­лось к частной собственности (68% общего количества), к государствен­ной — 9,5%, к муниципальной — 7,4%, к собственности общественных организаций — 5,2%. Среди частных предприятий почти 1,2 млн еди­ниц составляли акционерные предприятия.

Опыт развитых стран говорит о том, что только плюрализмраз-личных форм собственности обеспечивает устойчивое развитие эконо­мики. В переходной экономике каждая форма собственности находит свой сегмент на рынке. Индивидуальная частная собственность, напри­мер, наиболее распространена в сфере услуг (мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п.).

Частный сектор включает крупные корпорации, основанные на акционерных началах.



Раздел 3


Частпопредприниматепьские структуры



 


Гражданским кодексом РФ определены правовые формы коллек­тивных хозяйствующих субъектов, составляющих основу малого биз­неса, а также следующие виды хозяйствующих субъектов:

♦ полное товарищество образуют участники, заключившие дого­вор о ведении предпринимательской деятельности от имени товарищес­тва и отвечающие по его обязательствам принадлежащим им имущест­вом;

♦ товарищество на вере включает помимо участников, действую­щих на условиях полного товарищества, также вкладчиков, отвечаю­щих за убытки в размере сумм вкладов, которые непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью;

♦ общество с ограниченной ответственностью — объединение, участники которого несут ответственность за риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов.

Современная экономика развитых стран выстраивается на базе и вокруг многоотраслевых корпораций, а нынешний международный рынок — это рынок транснациональных корпораций.

По форме собственности крупные корпорации могут быть госу­дарственными, смешанными, т.е. государственно-частными, либо час­тными. В ряде стран выше государственная составляющая корпоратив­ного сектора (Япония, Германия, Франция, Австрия, Италия, Швеция и др.), в некоторых странах — частноакционерная (США, Великобри­тания), однако везде решающий и преобладающий вклад в экономи­ческое развитие вносит корпоративный сектор, причем во всех без ис­ключения измерениях — по доле в ВВП, по производительности труда, по объему и эффективности инвестиций, по научно-техническим раз­работкам и опытно-конструкторским работам, по высоким техноло­гиям и т.д.

Удерживая командные высоты в странах базирования, они захва­тывают прочные позиции в экономике принимающих стран. Зарубеж­ный бизнес играет существенную роль в общих операциях таких

корпораций (на долю их приходится — и более операций). Шесть круп­нейших ТНК контролируют 70% мирового рынка продовольственных товаров. В промышленности ТНК доминируют в наукоемких отрас­лях, и прежде всего там, где применяются принципиально новые тех­ника и технология, например в электронной промышленности и инфор­матике.

В России к числу транснациональных корпораций можно отнести РАО «Газпром». С одной стороны, он подвергается критике за увели-


чение цен, за монополизм и т.п. С другой стороны, это сильная струк­тура, представляющая экономические интересы России на мировом рын­ке. РАО «Газпром» поддерживает энергетику страны, зарабатывает валюту, свыше 25% бюджета РФ формируется за счет его отчислений.

Корпоративные структуры большей частью образованы на базе бывших отраслевых министерств и их подразделений. Многие предпри­ятия остаются элементом подобных структур, что позволяет им полу­чать помощь в снабжении и сбыте, во внешнеэкономической деятель­ности, но — что особенно важно — иметь поддержку корпоративных финансовых институтов, а также участвовать в лоббировании интере­сов в верхних эшелонах власти. Взамен от предприятий требуется соблюдение определенных «корпоративных» правил, часто противо­речащих рыночным установкам. В корпоративных структурах сохра­няются сложившиеся в прошлом связи, неформальные контакты, ис­точники деловой информации.

В рамках стратегии переходной экономики необходима разработка основных направлений трансформации частнопредпринимательских структур с учетом опыта развитых стран, прошедших путь от индус­триального общества к постиндустриальному. Возможны различные варианты их трансформации.

Какой путь выберет Россия: южнокорейский, когда несколько поддерживаемых государством супермонополий контролируют льви­ную долю экономики, или немецкий путь, когда доминируют крупные банки, остается пока неясным.

Современное состояние экономики России гарантирует выжива­ние только гигантам (если не говорить о малом бизнесе). Только они способны держаться на плаву в море неплатежей, денежных сурро­гатов и непосильного бремени налогов. Децильный коэффициент диф­ференциации среди двухсот крупнейших компаний России вырос за 1995 г. с 55 до 74, в США он равен 10.

Наиболее гибкой формой корпораций являются акционерные об­щества. Во всех индустриально развитых странах именно они являют­ся основной формой частных предприятий.

Акционерное общество — это добровольное объединение лиц (физических и юридических), образованное на основе внесения вкла­дов в уставный фонд общества.

Основной принцип акционерного общества — ограниченная ответственность его участников. В РФ в соответствии с Примерным уставом акционерного общества акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. Это означает, что ак-



Раздел 3


Частнопредпринимательские структуры



 


ционеры не несут никакой личной или имущественной ответственнос­ти по обязательствам общества, их ответственность ограничивается лишь вкладом в уставный фонд. В свою очередь акционерное общест­во не отвечает по обязательствам его участников.

В экономической теории образование акционерных обществ свя­зывают с диффузией и трансформацией капитала, с народным капита­лизмом, с системами участия в прибыли. Социальной основой акцио­нерного общества является согласование интересов акционеров-соб­ственников и менеджеров, работодателей и наемных работников, государства и корпорации.

Правовые основы функционирования акционерных обществ в России отражены в Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (№ 268 от 26.12.1995).

В соответствии с Законом «Об акционерных обществах» акцио­нерные общества могут быть закрытыми (ЗАО) и открытыми (ОАО). Закрытые акционерные общества распределяют акции среди учредите­лей, а также среди определенного круга лиц (общее число не более 50); в открытых акционерных обществах акции распространяются среди широкого круга лиц на условиях, определяемых самими учредителями. Согласно ст. 26 названного закона минимальный уставный капитал открытого АО должен составлять не менее 1000-кратной суммы мини­мального размера оплаты труда, законодательно установленной на данный момент (т.е. на дату регистрации АО); в закрытых АО — не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда.

Управление в частнопредпринимательских структурах.С на­чалом процесса акционирования положение руковбдителей предприя­тий коренным образом изменилось. Вместо одного прежнего собствен­ника — государства — им приходится иметь дело сразу с несколькими разнородными группами акционеров. В открытых акционерных общес­твах некоторые собственники появились на предприятиях вопреки же­ланию их руководителей и коллективов. Возникла борьба за передел собственности и за контрольный пакет акций.

Сторонние инвесторы, как правило, не располагали финансовы­ми возможностями для инвестиций, но рассчитывали получить доход. Интересы некоторых крупных акционеров столкнулись с интересами прежнего руководства, которое не желало уступать хотя бы часть пол­номочий, по управлению предприятием или же было не подготовлено к управлению в изменившихся условиях.

Все это привело к новому перераспределению собственности. К ряду предприятий проявил интерес иностранный капитал, крупные


отечественные коммерческие банки. Цена акций некоторых предпри­ятий, первоначально заниженная, резко повысилась, и многие (но не все) владельцы мелких пакетов уступили свои акции директорам или сторонним инвесторам.

В результате четко обозначился процесс концентрации капитала, но состав акционеров стал еще более неоднородным, а их интересы не­редко не. совпадают.

В ряде акционерных обществ сформировались крупные группы
собственников из представителей трудовых коллективов и администра­
ции приватизированных предприятий. .

Став основными собственниками, они оказались объективно заинтересованы в том, чтобы заработанная прибыль не уходила к сто­ронним акционерам, а расходовалась исключительно внутри предпри­ятия: на развитие производства, повышение зарплаты и премий, соци­альную сферу и др. Полученный контрольный пакет голосующих ак­ций позволяет без труда провести на собрании акционеров решение, не предусматривающее выплату дивидендов по итогам года, даже когда предприятие закончило год с прибылью.

Действующая система налогообложения не заинтересовывает ак­ционерные общества в выплате дивидендов, так как они облагаются налогом дважды: как часть прибыли предприятия и как доход акцио­нера. .

С целью сокрытия прибыли от налогообложения администрация предприятий нередко использует механизм создания полностью конт­ролируемых дочерних предприятий, зарегистрированных в оффшор­ных зонах посреднических фирм, через которые реализуется основная часть произведенной продукции. От производителя посреднику;про­дукция передается по сильно заниженным ценам, а реализуется уже по ценам рынка. В итоге предприятие-производитель несет убытки, а рен­табельность фирм-посредников растет. От таких действий администра­ции обычно страдают рядовые работники предприятия исторонние ак­ционеры, в первую очередь мелкие.

Однако у подобной стратегии поведения есть и обратная сторона. Отсутствие или малый размер дивидендов по акциям прибыльного пред­приятия наряду с существованием в составе акционеров крупных сто­ронних инвесторов создают предпосылки для скупки ими акций этого предприятия у рядовых собственников с целью захвата контрольного пакета акций.

Одним из аргументов, к которым нередко прибегает администра­ция, стремясь удержать членов трудового коллектива от продажи ак-



Раздел 3


Частнопредпринимательские структуры



 


ций, является запугивание их перспективой проведения рационализа­ции производства и сокращения излишних рабочих мест в случае пере­хода контрольного пакета акций стороннему инвестору. На самом деле следствием радикального изменения в соотношении голосов на собра­нии акционеров может быть замена прежней администрации, неудач­но ведущей дело, поэтому руководители стремятся сами завладеть конт­рольным пакетом акций.

Возникает довольно типичная для переходной экономики си­туация, при которой личные интересы собственника препятствуют повышению экономической эффективности производства. Это неред­ко вызывает крайне болезненные конфликты со стратегическими ин­весторами, которые рассчитывают на получение отдачи от своих капи­таловложений.

Компонентом «директорской» этики можно считать ориентацию па сохранение трудового коллектива. Существует негласное соглаше­ние между администрацией (директором, узкой группой высших руко­водителей) и трудовым коллективом. Последний сохраняет рабочие места, а директор упрочивает свой контроль над собственностью. Тем самым создаются предпосылки для совместного давления на государ­ство с целью получения финансовой поддержки.

Еще один устойчивый элемент поведения руководителей предпри­ятий — ориентация на государственный патернализм. В переходной экономике он выражен прежде всего в стремлении получить права соб­ственности при отсутствии экономической ответственности, а также доступ к субсидиям. Формы поддержки, кроме прямых льгот и субси­дий, включают разнообразные косвенные меры, в основном в области регулирования рынка и защиты от конкуренции, в том числе на рынке труда.

Экономическая политика государства создала прецеденты неус­тойчивости, слабости в отношениях с директорским корпусом и трудо­выми коллективами. Финансовые «вливания» в экономику были спон­танными (скорее результатом лоббистского давления), а не продуман­ными системными мерами. Кроме прямого субсидирования широко распространено косвенное, связанное с возведением протекционист­ских барьеров. Многие льготы предоставляются на региональном уров­не местными властями, в свою очередь активно и небезуспешно доби­вающимися «поддержки регионов» от государства.

Новые собственники также могут препятствовать вхождению пред­приятий в" рыночную экономику. В конкурентной борьбе сторонние инвесторы часто стремятся приобрести контрольный пакет акций для


перепродажи, используют их в качестве залога для получения креди­тов, пытаются реализовать имущество предприятия или перепрофили­ровать цехи и помещения в собственных целях, далеких от интересов производства и сохранения рабочих мест. Взятые на инвестиционном конкурсе обязательства под самыми разными предлогами не выполня­ются.

Усилия предприятия привлечь новые инвестиции за счет допол­нительной эмиссии акций могут вызвать сопротивление учредителей, если она приведет к ущемлению их интересов на предприятии, сниже­нию полученной доли в уставном капитале или уменьшению стоимос­ти акций на фондовом рынке.

Приобретая акции, сторонние инвесторы преследуют свои специ­фические цели. Например, банки заинтересованы помимо контрольно­го пакета акций в том, чтобы обслуживать финансовые счета предпри­ятия и его работников. Крупные торговые компании, прежде всего экспортеры, стремятся получить льготы, связанные с приобретением выпускаемой предприятием конкурентоспособной продукции. Пред­приятия-смежники надеются на стабильные заказы и своевременное про­ведение расчетов. Иностранные компании-инвесторы могут быть за­интересованы в получении доступа к новым технологическим разра­боткам, в использовании достаточно квалифицированной, но более дешевой рабочей силы и богатых сырьевых ресурсов, В ряде случаев их интересы расходятся с интересами отечественных инвесторов, ориен­тирующихся на развитие экспортного потенциала предприятия.

Экономические интересы мелких акционеров в чистом виде сводятся к получению дивидендов и росту курсовой стоимости акций. Это одна из самых перспективных форм привлечения инвестиций в экономику. Однако активное стремление мелких инвесторов участвовать в развитии рынка акций российских промышленных предприятий вряд ли возможно. Более того, наблюдается тенденция к продаже акций, полученных в ходе первого этапа приватизации. Это объясняется дву­мя причинами: с одной стороны, сложившийся механизм фондового рынка не дает возможность мелкому акционеру стать его участником, а с другой стороны, в условиях банкротств держать акции становится рискованным делом.

По мере развития рынка ценных бумаг и совершенствования за­конодательства, снижения ставки процента и постепенного выхода про­изводства из кризиса мелкие частные инвесторы начнут играть более активную роль в экономике. Это будет способствовать значительному укреплению социальной базы экономических преобразований.



Раздел 3


Частнопредпришшательские структуры



 


Одним из крупнейших собственников акций приватизированных предприятий остается государство. Оно далеко не всегда использует в полной мере предусмотренные законом права, связанные со статусом крупного акционера, в частности право участвовать в управлении пред­приятием. Около 93% государственных представителей в акционерных обществах — это сотрудники министерств и ведомств. Некоторым при­ходится представлять государство на нескольких предприятиях. Эта «нагрузка» отрицательно сказывается на результатах работы, В нача­ле 1997 г. правительством принято постановление «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных об­ществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по за­работной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды»; в кото­ром отмечено, что передача прав управления госпакетами акций адми­нистрации не всегда дает ожидаемые результаты. Известны случаи ост­рых конфликтов различных групп собственников за право голосовать при решении ключевых вопросов деятельности предприятия от имени государства. По мнению ряда специалистов, выход из положения со­стоит в привлечении на конкурсной основе специально подготовлен­ных управляющих.

Государственные служащие, представляющие интересы государ­ства на собрании акционеров и в совете директоров, должны быть разными лицами. Исключения из этого правила возможны, например, тогда, когда назначается коллективный акционер из представителей раз­ных ведомств. Целесообразно ввести в практику утверждение в должнос­ти председателей советов директоров и генеральных директоров круп­ных акционерных обществ, доля государства в уставном капитале ко­торых превышает 25%.

Требует уточнения и распределение полномочий между собрани­ем акционеров и советом директоров. В соответствии с Законом «Об акционерных обществах» направления деятельности общества опреде­ляет последний. Применительно к акционерным обществам с участием государственного капитала сохранение такого порядка фактически отстраняет государство от решения столь важных вопросов. Поэтому целесообразно принять законодательный акт о порядке управления ак­ционерными обществами с государственным участием.

Вместе с тем достаточно объективный характер имеет внутренняя противоречивость экономических интересов государства как собствен­ника в условиях переходной экономики. Несколько иными, чем у феде-


ральных властей, нередко являются интересы региональных и муници­пальных органов власти, которым могут принадлежать пакеты акций. Последние меньше заинтересованы в улучшении макроэкономической ситуации и больше — в положении дел на отдельных крупных пред­приятиях, от которого во многом зависит не только формирование местного бюджета, но и социальная обстановка в регионе. В конкрет­ной ситуации они могут поступиться своими финансовыми интереса­ми для перераспределения прибыли на развитие социальной инфраструк­туры и сохранение рабочих мест, оказать предприятию экстренную финансовую помощь. Рост зарплаты работников также способствует пополнению местного бюджета через налоги и увеличению денежного оборота. При Этом финансовые ресурсы остаются в регионе.

• Публичный тендер заявок на продажу акций1. Публичный тен­
дер заявок на продажу акций может оказаться более Пригодным для
России даже по сравнению с Восточной Европой. Это объясняется не­
сколькими причинами. В Восточной Европе проходила приватизация
двух типов: денежная и ваучерная. Там, где приватизация была денеж­
ной, стратегические инвесторы имели возможности скупить большое
количество акций, и в настоящее время ограниченный круг акционе­
ров владеет крупными пакетами акций. Там, где приватизация ваучер­
ного типа была наиболее последовательной (например, в Чехии), вау­
черные фонды аккумулировали большое количество ваучеров и полу­
чили на них крупные блоки акций. В обоих случаях при продаже
акций проще и эффективнее договориться с несколькими акционерами
в частном порядке. В России в результате ваучерной приватизации ак­
ционерный капитал был распылен среди многих сравнительно мелких
собственников. В таком случае эффективным способом получения кон­
трольного пакета, на наш взгляд, является публичный тендер заявок на
продажу акций, при котором происходит одновременное обращение
ко всем акционерам.

Преимуществами публичного тендера заявок на продажу акций являются:

♦ открытость и демократичность. Публичный тендер заявок на про­дажу акций представляет собой открытый, честный и демократичный процесс. Все акционеры обладают одной итой же информацией, цена и условия для всех акционеров единообразны; Публичный тендер' осу­ществляется по единым четким правилам;

1 В этом пункте использованы материалы книги: Мильнер Ю.Б., Торкановскйй Е.В. Первый публичный тендер в России. Уроки «Красного Октября». М.: Менатеп, 1996.



Раздел 3


Частпопредприншттелъские структуры



 


защита интересов акционеров. Акционеры могут отозвать свою заявку в любой момент до истечения срока действия публичного тенде­ра'. Права акционеров обеспечиваются также гласностью публичного тендера;

♦ гарантированная возможность для инвестора получить необхо­димый ему (контрольный) пакет по оптимальной цене;

♦ участие всех акционеров. За счет гласности и доступности про­цесса происходит обращение к самой широкой аудитории акционеров. Все акционеры (как крупные, так и мелкие) могут участвовать в тенде­ре и подавать заявки в депозитарий;

♦ сравнительно короткий срок сбора необходимого покупателю па­кета акций.

Практически публичный тендер заявок на продажу акций обеспе­чивает выигрыш для всех участников: акционеры получают существен­ную надбавку к существующей рыночной цене, государство — поступ­ление налогов в бюджет, инвестор — возможность купить контроль­ный пакет, предприятие — правильную рыночную оценку своего эко­номического потенциала, а реестродержатель — доход от вносимых регистрационных сборов.

К недостаткам публичного тендера заявок можно отнести:

♦ относительно высокую долю первоначальных расходов (разме­щение объявлений в газетах, юридические расходы, оплата услуг депо­зитария и т.п.);

♦ фактическое отсутствие (за исключением тендера «Колосс» — «Красный Октябрь») прецедентов на российском фондовом рынке.

Можно надеяться, что ввиду происходящей в России структурной перестройки экономики тендер заявок получит распространение и в нашей стране. Однако, на наш взгляд, необходимо законодательное регулирование публичного тендера заявок для превращения его в эффективный и демократичный инструмент приобретения крупных па­кетов акций. При этом требуется разумный компромисс государствен­ного регулирования и деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей и участников рынка ценных бумаг стем, чтобы со­хранить гибкость этой формы скупки акций и одновременно создать необходимую юридическую базу.

- Теневая экономика и ее формы. Теневая экономика — это не­формальная экономика, функционирующая вне правового поля. Ее клю­чевым признаком можно считать уклонение от официальной регистра­ции коммерческих договоров или умышленное искажение их содержа-


ния при регистрации. Функцию средства платежа в теневой экономике выполняют в основном наличные деньги, в том числе иностранная ва­люта, а распространенным методом реализации подобных отношений выступает насилие над субъектами сделок или угроза его применения.

Теневая экономическая деятельность существует и в администра­тивно-распределительной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. В общемировом масштабе удель­ный вес неформального производства оценивается в 5—10% валового внутреннего продукта. При этом в африканских странах данный пока­затель достигает, 30%.

Влияние «теневых» факторов на хозяйственную жизнь может быть настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и фор­мальным укладами превращается из второстепенного в существенное социально-экономическое противоречие—те или иные формы его про­явления наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Дальнейшее усиление теневой экономики грозит подчине­нием ей «всего и вся». Это означает, что проблема выработки отноше­ния к ней вышла за ведомственные рамки силовых структур и превра­тилась в общегосударственную.

В России до 80%) хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики находятся под контролем криминальных сообществ, взимающих с них плату, в их числе более 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть мелкооптовой и розничной торговли. Две трети легализуемых средств, полученных таким путем, вкладывается в раз­витие криминального предпринимательства, пятая часть расходуется на приобретение недвижимости. Неконтролируемая хозяйственная де­ятельность охватывает 20% экономики России, свыше 40% товарообо­рота потребительского рынка приходится на незарегистрированных хозяйствующих субъектов. Незаконные доходы финансовых компаний, образовавшиеся в связи с их уклонением от выполнения обязательств перед вкладчиками, составили в 1994 г. 20 трлн р. (почти 5;Млрд.долд<). Доля скрытой оплаты труда в общем объеме ВВП в 1996 г. составила 11% против 9% в предыдущем году при уменьшении объемов ВВП.

Теневая экономика разнородна, но в некотором приближении.в ней можно выделить две части. Первую сферу соответствующей дея­тельности олицетворяют прежде всего сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, сутенеры и т.п. К ним в известной мере относятся охваченные коррупцией представители ор­ганов власти и управления. Масштабы данной составляющей теневой экономики во многом определяются качеством нормативно-законода-



Раздел 3


Частнопредпринимательские структуры



 


тельной базы, уровнем правоприменительного риска изъятия доходов от противоправной деятельности.

Деятельность в другой сфере теневой экономики осуществляют «теневики-хозяйственники». К ним следует причислить предпринима­телей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аг­рариев, мелких и средних бизнесменов, в том числе «челноков». Они ведут и легальный бизнес, образуя перспективную основу будущего мощного среднего класса.

Одна из главных причин, вынуждающая предпринимателей этой категории скрываться «в тени», — выходящее за всякие допустимые пределы налоговое бремя. В данной ситуации деловому человеку оста­ются три модели поведения: бросить «дело», свернуть производство; перевести капитал за границу; попытаться получить квоты и льготы, прежде всего налогового характера. Но при этом приходится «оплачи­вать услуги» чиновников, что и создает почву длякоррупции, укло­няться от налогов, переходить на наличные расчеты; т.е. уйти в тене­вую экономику, причем, если в такой ситуации партнер оказался не­честным, обращение к закону, в судебные органы исключается и выход один — прибегнуть к помощи криминальных структур.

Сферы теневой экономики (как и субъекты соответствующих ви­дов деятельности) не отделены друг от друга «китайской стеной» и в определенных случаях пересекаются. Тут есть и общий интерес (полу­чение дополнительного дохода за пределами «правового поля»), и об­щие формы его реализации. К числу последних относятся вывоз капи­тала за рубеж (по разным оценкам, он составил за последние годы от 120 до 300 млрд долл.), а также накопление частных сбережений граж­дан (это тоже весомая часть теневого капитала, достигающая, по мне­нию некоторых экспертов, 60 млрд долл.).

И все же отмеченные элементы единства не отменяют принципи­альных различий между сферами. Во-первых, криминальные структу­ры действуют преимущественно в области перераспределения и распре­деления доходов. Основные способы «присвоения» связаны у них с вне­экономическими методами, с насилием — от шантажа 'до заказного убийства. Представители же второй группы («теневики-хозяйственни­ки») изначально являются, как правило, законными собственниками производимых доходов и лишь вынужденно выводят их из-под дейст­вия правовых норм.

Далее, первую группу объективно устраивают существующие ус­ловия, при которых теневая экономика развивается по восходящей: чем выше неупорядоченность в экономике, чем менее дееспособна власть,


тем для них лучше. Эти элементы контролируют до 90% предприятий и организаций, выступающих созидателями решающей массы криминаль­ных доходов, и ради сохранения контроля над предприятиями, дающи­ми им доход, они идут на подкуп выборных и назначенных должност­ных лиц, создают организованные преступные группы и т.п. «Теневи­ков-хозяйственников» подобное положение вещей устроить не может: они оказываются между криминальными структурами и правоохрани­тельными органами, их жизненные интересы страдают от «теневиков-уголовников» (одна только плата за «крышу» «съедает» не менее 30% их доходов).

Соответственно «теневики-уголовники» предпочитают вариант незаконного (полузаконного) «отмывания» криминальных доходов, а «теневики-хозяйственники» заинтересованы в легализации доходов законными способами — посредством изменения действующих норм и законов.

Какие же принципы стоило бы заложить в общероссийскую про­грамму легализации деятельности «теневиков-хозяйственников»? Во-первых, необходимо обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (связанные с налоговой, приватизацион­ной, внешнеэкономической и другими видами политики), придав этим действиям упреждающий по отношению к назревшему усилению кара­тельных мер характер. Во-вторых, требуются четкое .разграничение капиталов криминальных элементов и «теневиков-хозяйственников» и столь же определенный учет этого разграничения в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйствен­ном законодательстве в целом. В-третьих, важно формировать новое отношение к отечественным предпринимателям, в том числе прожива­ющим за рубежом, разрабатывать и реализовывать программы репат­риации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России. В-четвертых, предстоит наладить общественный контроль за деятель­ностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», свя­занный, в частности, с общедоступностью данных о правонарушениях в сфере экономики. В-пятых, следует существенно укрепить доверие, к власти, что предполагает развертывание эффективной защиты населе­ния от различного рода финансовых мошенничеств, защиту сбереже­ний, капиталов и самого института частной собственности.

При этом усиливается роль борьбы с коррупцией, что означает сокращение чиновничьего аппарата, получающего социальную ренту, усиление государственного контроля за делегированием прав чинов­ников в принятии конкретных решений (регистрации, лицензирования, квотирования, льгот по налогам и таможенным пошлинам).


 



Раздел 3


Малое предпринимательство



 


   
 
 
 

Контрольные вопросы

1. Какова роль государства в создании равных условий развития предприятий с различными формами соб­ственности?

2. Какие организационно-правовые структуры сущес­твуют в негосударственном секторе?

3. Каковы особенности акционерных обществ в России?

4. Каковы особенности теневой экономики и ее основ­ные формы?

ЛИТЕРАТУРА

Предприятия в условиях рынка / Под ред. А.Ш. Ахмедуева. М.: ИЭ РАН, 1994.

Раушер А. Частная собственность в интересах человека труда: ее значение для личной свободы и социального порядка. М.: Дело, 1994.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.