Здавалка
Главная | Обратная связь

Транснациональные финансово-промышленные группы



Анализ идеологии и опыта становления экономического союза стран СНГ подводит к выводу, что ключевым фактором реинтеграции постсоюзного экономического пространства, отвечающим прежде все­го коренным интересам России, выступает формирование в тщательно отобранных приоритетных направлениях транснациональных предпри­нимательских структур. Их участники, представляющие промышлен­ный капитал, независимо от территориального базирования и формы собственности, оказываются экономически заинтересованными в меж-страновой производственной и научно-технической кооперации. В ней равным образом заинтересованы и участники, представляющие денеж­ный капитал (банки, инвестиционные компании и т.п.). Поэтому на: иболее приемлемые с точки зрения рационализации транснациональ­ных кооперативных отношений предпринимательские образования — это корпоративные структуры финансово-промышленного типа, т.е. транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), хотя, ес­тественно, в конкретных условиях могут применяться и другие формы международного предпринимательства, например совместные предпри­ятия, стратегические альянсы и т.п.

Транснациональные объединения по мере их формирования могут стать важным фактором консолидации экономического про­странства государств СНГ и укрепления взаимодействия с другими стра­нами. Такие объединения позволят более успешно осуществлять ряд операций репатриацию валютной выручки и безопасность в сфере ва­лютного и экспортного контроля; обслуживание экспортно-импортной


деятельности и взаиморасчетов; кредитно-финансовую поддержку, пред­приятий-экспортеров; проведение согласованной ценовой политики на мировом рынке энергетических ресурсов, цветных металлов и др.; бо­лее рационально использовать возможности поддержи и развития от­дельных производств за счет временно свободных средств участников объединения независимо от страны их нахождения; способствовать вза­имному использованию достижений научно-технического прогресса и инноваций на всех предприятиях, входящих в объединение.

Одно из главных достижений в правовом обеспечении происходя­щих в экономике России и других стран СНГ процессов финансово-промышленной интеграции — закрепление в Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» статуса транснациональной финансово-промышленной группы. Согласно четвертой статье этого закона, в качестве транснациональных финансово-промышленных групп регистрируются финансово-промышленные группы, среди учас­тников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрис­дикцией государств — участников СНГ, имеющие обособленные под­разделения на территории указанных государств либо осуществляю­щие на их территории капитальные вложения.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивает­ся статус межгосударственной (международной) финансово-пр'омышлен-ной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственны­ми соглашениями на основе взаимности.

Участникам межгосударственной финансово-промышленной груп­пы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, мо­гут предоставляться таможенные тарифные'льготы, предусмотренные Законом «О таможенном тарифе», по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной груп­пы. На основе закона на 1 июня 1997 г. зарегистрированы шесть рос­сийских ТФПГ. Это, в частности, такие группы, как «Интеррос» (на базе одноименной ФПГ создана межгосударственная группа рос­сийских и казахстанских предприятий, направления совместной деятель­ности которых — ТЭК, химическая, металлургическая и атомная про­мышленность), «Нижегородские автомобили» (в основе подбора участников группы был курс на кооперационные связи с предприятия­ми Белоруссии, Украины, Киргизии, Таджикистана и Молдавии, атак-же Латвии), «Точность» (концепция ее создания базировалась на объеди­нении конструкторских организаций, промышленных предприятий и


Раздел 3

кредитно-финансовых учреждений России, Украины и Белоруссии для создания новых видов вооружения и поддержки ныне существующего научно-технического потенциала в этой области).

Трудные времена сегодня переживает военно-промышленный ком­плекс: сокращены закупки для армии, в значительной мере потеряны рынки Восточной Европы и ряда других регионов. Все это не соответ­ствует долгосрочным интересам промышленности стран СНГ. Как и в других отраслях, в ВПК необходимо преодолеть «атомизацию» пред­приятий. Здесь сложились предпосылки для формирования финансо­во-промышленных объединений, в том числе транснациональных, в производстве авиакосмической и другой оборонной техники. Представ­ляется перспективным формирование транснациональных объединений и в обрабатывающей промышленности.

Для расширения масштабов деятельности транснациональных ФПГ необходима тщательная проработка эффективных «коопераци­онных цепочек» в рамках согласованных промышленных приоритетов. Это позволит вести конструктивный диалог с банковскими структура­ми об их участии в соответствующих группах.

Широкие возможности существуют для формирования объедине­ний в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов. СССР практически полностью покрывал потребности за счет собствен­ной минерально-сырьевой базы, гарантирующей национальную безо­пасность и устойчивость экономического развития. Сраспадом Союза минерально-сырьевые ресурсы оказались рассредоточенными по тер­ритории стран СНГ. Необходимый для черной металлургии России, Казахстана марганец добывается на Украине и в Грузии, хромовая ру­да — в Казахстане, титановое и циркониевое сырье — на Украине, основные запасы свинца и цинка находятся в Казахстане, производ­ство сурьмы (с использованием богатых якутских золото-сурьмяных руд) — в Киргизии, около четверти потребляемого молибдена — в Ар­мении. Магнитогорский металлургический комбинат работает с исполь­зованием железорудных концентратов Соколовско-Сарбайского гор­но-обогатительного комбината, расположенного в Казахстане. Необ­ходимые для промышленности редкоземельные элементы, добываемые на Кольском полуострове, перерабатывались в основном на предпри­ятиях Эстонии и Казахстана.

Административными способами скоординировать разведку, до­бычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов невозможно. Рав­ным образом невозможно изменить их размещение, а на создание но­вых перерабатывающих предприятий у стран СНГ нет средств. Выход


Финансово-промышленные группы и холдинги_____________________ 251

может заключаться в сохранении сложившихся традиционных взаим­ных поставок минеральных ресурсов.

Финансово-промышленные объединения могли бы сыграть сущес­твенную роль в координации усилий по разведке, добыче, переработке и использовании этих ресурсов. Основываясь на межгосударственных соглашениях, объединения в состоянии организовать с учетом интере­сов государств — участников соглашений деятельность заинтересован­ных предприятий по добыче и поставке сырья, оборудования, подго­товке кадров, геологоразведке, привлечению инвестиций из дальнего зарубежья.

Сферой взаимодействия промышленников и предпринимателей СНГ может быть освоение ресурсов нефти и газа на территории этих государств. Вынужденное сотрудничество с западными фирмами на базе контрактов концессионного типа и соглашений на основе раздела про­дукции ведет к возникновению долговременных обязательств по экспор­ту энергетических ресурсов и к потере части прибыли. К тому же зака­зы на оборудование для обустройства промыслов; получают зарубеж­ные фирмы, тогда как потенциал России, Азербайджана, Украины и рабочие места не будут востребованы. Развитие добычи энергоресур­сов на основе сотрудничества стран СНГ может стать одним из ускори­телей их экономического роста. Конечно, без привлечения западного капитала не обойтись, но и в этом случае необходимо соблюдать ба­ланс интересов и обеспечивать загрузку и техническое перевооружение отечественных мощностей. Координация экономической политики стран СНГ в области добычи и использования энергоресурсов может привести к формированию ФПГ и укреплению связей не только в до­бывающей промышленности, но и в производстве оборудования, раз­витии транспорта и обслуживающих структур.

Наряду с зарегистрированными функционируют и объединения, формально не обладающие статусом транснациональных финансовых групп. Фактически транснациональными финансово-промышленными группами можно считать, к примеру, такие структуры, как «Газпром», РАО «ЕЭС», «ТЕПКО-М», «Нефтеком» и многие другие. Развитию транснациональных объединений способствует правотворческая дея­тельность не только в России, но и в некоторые других странах Содру­жества, а также в межгосударственных его образованиях. Так, на седь­мом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в феврале 1996 г. был принят унифицированный с рос­сийским законом рекомендательный законодательный акт «О? финан­сово-промышленных группах», причем совет Ассамблеи сопроводил до-



Раздел 3


Финансово-промышленные группы и холдинги



 


кумент следующей резолюцией: «Принимая во внимание насущнуюне-обходимость восстановления и развития кооперационных связей меж­ду хозяйствующими субъектами, в целях облегчения условий создания перспективных форм организации и управления производством, на­правленных на преодоление существующего разрыва экономических связей между предприятиями государств Содружества, Межпарламент­ская Ассамблея постановляет... направить парламентам государств — участников Межпарламентской Ассамблеи указанный акт для исполь­зования при разработке национального законодательства».

Сегодня в соответствующих правовых документах ряда стран Со­дружества ( в том числе Украины, Узбекистана и Таджикистана) су­ществует ряд нестыковок с названными российским и межпарламентс­ким актами об ФПГ, включая различия в самом базовом определении понятия «финансово-промышленная группа». Эти несоответствия в юридических конструкциях; безусловно, затрудняют работу по созда­нию ТФПГ в России (как, разумеется, и в других странах СНГ): коль скоро в стране расположения потенциального участника российской ФПГ (в государстве потенциального приема ее инвестиций) отсутству­ет сходная с отечественной правовая база, соответствующая трансна­ционализация этой группы становится делом крайне рискованным (возможна прямая утрата капитала, вложенного в зарубежные парт­нерские фирмы). Поэтому, сближение правовых основ создания и функ­ционирования ФПГ в России и иных государствах Содружества оста­ется актуальной задачей.

Некий прототип минимально необходимой международно-право­вой базы для этого создают «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений» (далее «Соглашение»), а также рекомендательный законодательный акт Меж­парламентской Ассамблеи государств — участниковСНГ «О финансо­во-промышленных группах», некоторые другие соглашения.

Следует, очевидно, продолжить работу по заключению как упо­мянутых.межправительственных соглашений о создании ФПГ (имею­щих значение прежде всего для определения общих приоритетов, т.е. взаимовыгодных сфер формирования групп), так и конкретизирующих их (или не опосредованных ими) соглашений между предприятиями (объединениями) России и других стран СНГ о производственной ко­операции и специализации производства.

Процессы создания «полноценно-статусных» российских транс­национальных финансово-промышленных групп идут пока вяло, о чем


свидетельствуют и довольно скудные перечни зарубежных предприя­тий — участников ТФПГ.

Так, список зарубежных предприятий, входящих в ФПГ «Ниже­городские автомобили» и включенных в госреестр, насчитывает всего восемь, а соответствующий совокупный перечень четырех формируе­мых в настоящее время ФПГ — «Транснациональная алюминиевая компания», «Ильюшин», «Кристалл» и «Оптические приборы и систе­мы»—- только шесть позиций.

В числе причин подобной замедленности, кроме международно-правовых недоработок, и то обстоятельство, что в деятельности по фор­мированию и обеспечению функционирования ТФПГ отражается ком­плекс общих и пока не решенных вопросов экономического развития Содружества (налогообложения, цен, таможенных пошлин, системы рас­четов, собственнических отношений и т.п.), сложнейших проблем по­этапного продвижения к экономическому союзу.

Практическая проработка российской стороной потенциально эффективных кооперационных цепочек в рамках взаимосогласованных общих промышленных приоритетов — абсолютно необходимое усло­вие ускорения создания и повышения эффективности функционирова­ния ТФПГ.

Подобного рода определение перспективных для России трансна­циональных кооперационных связей создает основу для более продук­тивного диалога с отечественными банкирами по поводу их участия в образовании и деятельности соответствующих межстрановых микро-уровневых объединений.

Вопрос о системе приоритетов, таким образом, является принци­пиально значимым и требует особого рассмотрения. Однако есть смысл предпослать ему некоторые важные соображения относительно моти­вов, по которым российским ФПГ следовало бы усилить внимание к проработке транснациональных аспектов своей деятельности. Среди них можно выделить следующее:

Очевидна целесообразность реализации перспективных инвести­ционных и производственных программ путем участия иностран­ного юридического лица (не находившегося ранее в кооперации с предприятиями ФПГ) в любых формах совместной деятельности (договоры на поставку оборудования, материалов или техничес­кой документации, взнос в уставной капитал создаваемого совмес­тного предприятия в случае необходимости долгосрочных парт­нерских отношений и т.д.).

Российской стороне желательно «отслеживать» те зарубежные рынки (страны и, главное, их конкретные регионы), где можно



Раздел 3


Финансово-промышленные группы и холдинги



 


 
 

 

развернуть новые производства (на основе отечественных техно­логий, но с использованием местного сырья или рабочей силы) или продать на льготных условиях изделия отечественного изго­товления. Тут могут серьезно помочь контролируемые российски­ми ФПГ фирмы за рубежом, специализирующиеся на развитии де­ловых связей и представительской деятельности.

 

Если есть уверенность в целесообразности развития связей ФПГ с конкретным зарубежным регионом, значительную экономию спо­собно дать создание там подконтрольной торгово-посредничес-кой или экспортно-импортной структуры. Повышение эффектив­ности внешнеторговой деятельности при этом обеспечивается за счет отказа от услуг посредников, обретения возможностей про­изводить оптовые закупки непосредственно у зарубежного произ­водителя.

 

При наличии у российской стороны базовой технологии про­изводства конкурентоспособного изделия выгодным может ока­заться перенос части производственно-сбытого цикла за рубеж (создание там сборочных, ремонтных, сервисных или иных подоб­ного рода предприятий). Кроме того, открывается перспектива лучшей адаптации экспортируемого товара к требованиям кон­кретных регионов страны-импортера.

 

Зарегистрированная российской ФПГ за рубежом фирма высту­пает на отечественном внутреннем рынке как иностранное (нере­зидентное) предприятие. Последнее не подвергается изъятию валютных доходов, полученных за рубежом, а платит налоги в рублях, причем по льготным ставкам. Использование данного ва­рианта может, следовательно, способствовать повышению финан­совой устойчивости материнской компании.

Привлекательно создание дочерних фирм российских ФПГ за ру­бежом в целях активизации инвестиционно-финансовой деятель­ности путем вложений средств в иностранные банки, в акции вы­сокоэффективных предприятий и в недвижимость. На этой основе появляется возможность обеспечить контроль за сходными по профилю деятельности предприятиями, наладить взаимодействие между российскими и зарубежными финансово-кредитными струк­турами. При учреждении дочерних фирм (представительств, филиалов) российских ФПГ за рубежом надлежит тщательно учи­тывать законодательство принимающей стороны, прежде всего с точки зрения экономических льгот.

Следует подчеркнуть, что создание транснациональных ФПГ пол­ностью отвечает интересам тех стран СНГ, предприятия или банки ко­торых вводят в их состав. Они реализуют те же выгоды, которые полу­чает от этого Россия.


С учетом изложенного приоритетными при принятии решений о присвоении статуса транснациональных ФПГ должны стать проекты:

♦ реализующие межправительственные соглашения (межгосудар­ственные договоры) о создании финансово-промышленных групп;

♦ ориентированные на внешнеэкономическую деятельность с госу­дарствами, в которых приняты сходная с российской норматив­но-правовая база создания и функционирования транснациональных объединений и финансово-промышленных групп, а также сходные прин­ципы осуществления таможенных, платежно-расчетных и налоговых операций, признания и регулирования прав собственности;

♦ включающие иностранных учредителей, вносящих заметный вклад в решение задач повышения эффективности промышленного производ­ства в России, обеспечивающих существенное расширение рынков сбыта российской продукции за рубежом и поставок дефицитных видов сырья, материалов и комплектующих изделий;

♦ нацеленные на реализацию международных отраслевых и межот­раслевых соглашений о производственной кооперации и специализа­ции производства;

♦ предполагающие активную внешнеэкономическую деятельность ФПГ по приобретению собственности за рубежом для наращивания экспортных поставок своей продукции, создания и выпуска конкурен­тоспособных на внешнем рынке изделий.

Теперь очень важно осознать, что для обеспечения ведущей роли России в интеграции государств Содружества (а это обязательная пред­посылка успешного решения задач возрождения нашей страны в качес­тве мировой державы и одновременно ключевой фактор обеспечения национальной экономической безопасности) необходима такая выгод­ная для всех партнеров по СНГ и не требующая создания громоздких межгосударственных структур крупная инициатива, как формирова­ние системы конкретных российских ТФПГ в приоритетных направле­ниях, точно выверенных в отраслевом и региональном (страновом) от­ношениях.

Нет особых сомнений в том, что форма ТФПГ наиболее приемле­ма в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, где за многие десятилетия сложились тесные технологические связи, а также во взаимодействии добывающих, топливно-энергетических и перерабатывающих предприятий разных государств.

Что касается фактических результатов и намечаемых конкретных направлений работы по созданию российских ТФПГ, то ситуация здесь такова.

Параллельно с деятельностью вышеназванных зарегистрирован-


 
 

Раздел 3

ных ТФПГ развертывается работа по созданию транснациональных экономических структур и в других (с точки зрения формально-право­вого статуса) разновидностях, способствующих переходу от отрасле­вых принципов организации к комплексным межотраслевым, верти­кально интегрированным и охватывающим все сферы воспроизводст­ва (от георазведки, добычи сырья, его транспортировки и переработки до распределения продукции). По такому принципу недавно создана российско-украинская транснациональная нефтяная компания—ТНК «РУНО»; РАО «Газпром» образовал с Харцизским трубным заводом и рядом других предприятий Донецкой области Украины концерн «Сталь-трубы-газ». Однако все чаще в состав таких компаний входят банковские структуры, как это предусмотрено, в частности, заключен­ным в апреле 1994 г. межправительственным Соглашением с Таджи­кистаном об учреждении межгосударственного акционерного общест­ва «Рогунская ГЭС». Ведутся переговоры об организации подобных обществ с Грузией («Ингури ГЭС») и Киргизией (каскад Камбаратинс-ких ГЭС). Создана также совместная российско-украинская акционер­ная межотраслевая топливно-энергетическая компания «АМТЭК» уч­редителикоторой имеют технико-экономические обоснования и лицен­зии на ряд перспективных месторождений Западной Сибири.

На основе имеющихся предложений готовятся новые проекты ТФПГ. Так, в рамках сотрудничества России и Белоруссии прорабаты­ваются предложения об учреждении более десяти групп в различных отраслях экономики, а также совместной ассоциации производителей металлокорда на базе Белорусского металлургического заведя, АО «Волгоградский сталепроволочно-канатный завод», АО «Орловский сталепрокатный завод» и других предприятий.

Проводится работа по подготовке к созданию совместно с Казах­станом пяти ФПГ в металлургических комплексах: по добыче хроми-товых руд и изготовлению хромистых ферросплавов, по производству черных металлов и проката, алюминия и алюминиевого проката, ред­ких и редкоземельных металлов, титана и титанового проката. Проек­тируется создание ФПГ в электротехнической промышленности — «Электроприбор»; изучается возможность образования подобных структур в топливно-энергетическом комплексе, металлургии и атом­ной промышленности.

С Украиной обсуждаются вопросы создания финансово-промыш­ленных групп «Транснациональная алюминиевая компания», «Между­народные авиамоторы», групп по производству титана и титанового проката, по выпуску грузовых автомобилей. Осуществляется разработ­ка предложений об учреждении финансово-промышленных групп с


Финансово-промышленные группы и холдинги_________________________ 257

участием предприятий Киргизии (в оборонном комплексе), Туркмении (в текстильной промышленности), Таджикистана (в цветной металлур­гии) и Узбекистана ( в деревообрабатывающей, текстильной и других отраслях промышленности).

Говоря о причинах медленного развития процесса образования транснациональных объединений, следует заметить, что при подготовке к созданию ТФПГ заинтересованные организации зачастую представ­ляют в Правительство РФ проекты межправительственных соглаше­ний (а иногда и просто предварительные предложения) даже в тех слу­чаях, когда это не вызывается необходимостью. В этой связи представ­ляется, что предусмотренная в ст. 3 многостороннего «Соглашения» возможность создания транснациональных объединений как на осно­ве межправительственных соглашений, так и путем заключения дого­воров непосредственно между хозяйствующими субъектами различных форм собственности требует уточнения вопроса о том, в каких конкрет­ных случаях решение о создании подобных структур должно прини­маться на межправительственном уровне.

В интересах оказания хозяйствующим субъектам содействия в по­иске заинтересованных партнеров следовало бы обсудить вопрос об организации соответствующего информационного обеспечения. Сущес­твенную помощь в этом могли бы оказать торгово-промышленные па>-латы государств Содружества.

Нуждается в активизации работа отраслевых органов исполни­тельной власти по оказанию хозяйствующим субъектам действенной поддержки при подготовке к созданию совместных ФПГ и других транс­национальных структур, включая выявление актуальных сфер деятель­ности, формирование предварительного состава участников, а также соблюдение норм действующего законодательства. Учитывая специфи­ку межгосударственных отношений и политическую значимость вопро­са, назрела необходимость принять решение о,составе российскими зарубежных банков, уполномоченных для работы в составе ТФПГ.,

Итак, ускорение процесса создания российских транснациональ­ных финансово-промышленных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных зако­нодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комп­лекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, рас-четно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности, на кооперируемую продукцию), дру­гих проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъ­ектов стран СНГ.


Курс...


 


Тенденции развития управления







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.