Поэтапная реализация концепции экономического роста в России
При разработке такой концепции в переходной экономике необходимо различать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели и задачи. Раздел 4 Концепция устойчивого экономического роста
Как указывалось во введении, суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции экономического роста в России заключается в ее постепенном, поэтапном движении к варианту общества постиндустриального типа. Эта стратегия, учитывающая мировые тенденции трансформационных преобразований, геополитические и национально-исторические особенности России, ее мощный ресурсный потенциал, предопределяет основной вектор социально-экономического развития страны на обозримую перспективу (35—40 лет). Исходя из этого, в ближайшие 10—15 лет (до 2010 г.) необходимо: обеспечить высокие темпы экономического роста, прежде всего в наукоемких отраслях и в обрабатывающей промышленности, при условии создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей; осуществить структурный сдвиг в пользу ресурсосберегающих производств, обновить систему основных фондов страны; вывести страну из разряда слаборазвитых государств с нестабильной финансовой и денежно-кредитной системой, с повышенной степенью инвестиционных рисков. Все это составляет систему основных долгосрочных стратегических целей экономического роста, реализация которых должна быть осуществлена посредством становления рыночных отношений современного типа, создания адекватных форм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры, перехода к модели смешанной экономики с эффективными государственными и негосударственными секторами. Наряду с этим при разработке концепции экономического роста необходимо учитывать среднесрочные цели и критерии социально-экономического развития, которые совсем не обязательно совпадают с целями долгосрочного характера. Во-первых, в долгосрочной перспективе стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы предполагает движение экономики к минимуму темпа инфляции и бюджетного дефицита. Именно на этот факт обращает внимание классическая монетарная школа. Опираясь на многочисленные статистические наблюдения, она свидетельствует, что низкие темпы инфляции (до 40% в год) согласуются с адекватно низкими темпами денежной эмиссии и с положительными темпами экономического роста, как правило, в течение длительных интервалов времени — 10 лет и больше. Внутри этих интервалов указанные зависимости не соблюдаются, а процесс управления инфляцией и бюджетным дефицитом зависит от множества конкретных факторов, в частности оттого, в какой фазе экономического цикла (спад или подъем) находится хозяйство страны. Учитывая сказанное, следует отказаться от механического соблюдения критериев минимума инфляции и бюджетного дефицита и пойти на более активную денежную эмиссию. Во-вторых, фундаментальная долгосрочная задача — приближение внутренних цен к мировым по мере того, как качество российских технологий и организации производства будет приближаться к среднемировому уровню. Если же проигнорировать это вполне естественное условие соответствия натурально-вещественных и ценовых пропорций и пытаться приблизить в сжатые сроки уровни внутренних цен на товары и услуги к уровням цен мирового рынка (не взирая на то, что материально-техническая база экономики России по степени внедрения ресурсосберегающих и информационных технологий существенно отстает от развитых стран, определяющих конъюнктуру мирового .рынка), то «планка» эффективности производства, зависящая от структуры и уровней цен, окажется недосягаемой для большинства предприятий. Поэтому необходимо принять меры по государственному регулированию структуры цен в соответствии со сложившейся системой натурально-вещественных пропорций, качеством отечественных технологий и организацией производства. В-третьих, к числу долгосрочных целей относится также либерализация внешнеэкономической деятельности, переход к открытой экономике. Однако этот процесс целесообразно осуществлять с учетом постепенного совершенствования материально-технической базы производства. Только в этом случае можно избежать массового подавления отечественных производителей, повальной замены отечественных товаров импортной продукцией, особенно потребительских т.оваров. Итак, для того чтобы вывести страну из кризиса и обеспечить экономический рост, необходимо избежать подмены среднесрочных целей и критериев долгосрочными целевыми установками. Такие подмены предпринимались правительством в 1992—1996 гг. Результаты известны. Отказ от подобного рода подмены — одна из существенных особенностей, определяющих сущность государственного регулирования в условиях переходной экономики. При разработке краткосрочной программы стержневой задачей является активизация совокупного спроса на основе роста реальных доходов населения и инвестиционных ресурсов. Так, в период 1992—1996 гг. хроническое снижение совокупного спроса было вызвано прежде всего острейшим дефицитом денежной массы. В 1996 г. коэффициент монетизации составил в России всего 12%, тогда как в Раздел 4 Копцепцин устойчивого экономического роста
двадцати европейских странах с рыночной экономикой, по данным за 1995 г., он находился в пределах от 37,5 до 146,2%. Жесткость денежных ограничений для предприятий реального сектора экономики продолжает нарастать. Кроме того, была резко завышена эффективность вложений капитала в финансовый сектор относительно доходности реального сектора экономики. Так, в 1996 г. кредитная ставка прямым заемщикам превышала средний уровень рентабельности по промышленности в 2 раза. Хотя коэффициент данного превышения сокращается (в 1995 г. он был равен примерно 2,5), но данный процесс идет крайне медленно, поскольку банки закладывают в цену кредитов все возможные риски. Негативное влияние оказали также дефицит оборотного капитала предприятий и платежный кризис (см. разд. 5). Чтобы остановить спад производства и обеспечить существенный экономический рост, необходимо устранить негативное влияние на совокупный спрос вышеуказанных факторов. Для этого следует отказаться от чрезмерно жестких ограничений Банком России объемов денежной эмиссии, перейти к политике постепенного снижения ставки рефинансирования и процентных ставок. При этом во избежание феномена гиперинфляции целесообразно, чтобы Банк России пошел на селективное смягчение эмиссионной политики. Например, можно снизить ставки обязательного резервирования на 20—30%, в случае если банки будут направлять возникшие у них дополнительные средства на цели кредитования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, прошедших государственную экспертизу. Другой вариант селективного смягчения эмиссионной политики — это частичный возврат к прямому кредитованию Банком России правительства под неплатежи по заработной плате работникам бюджетных организаций. Важным стимулом роста вложений капитала в финансовый сектор является преодоление существующей ныне диспропорции между структурой цен и натурально-вещественным (включая технологический) аспектом производства. Такое изменение структуры цен можно провести на основе налогового регулирования, в частности, путем сокращения ставок НДС и акцизов на энергоносители, а также ценовых соглашений между основными потребителями энергоресурсов (включая транспорт) и их производителями. Подобная мера обеспечивает, с одной стороны, снижение уровня цен на энергоресурсы, с другой—рост рентабельности производства в остальных отраслях, повышение совокупного спроса. Важно подчеркнуть, что снижение ставок налогообложения, если оно сопровождается снижением цен на материальные ресурсы, а зна- чит, оживлением совокупного спроса, не ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет, поскольку компенсируется ростом базы налогообложения. Более того, расчеты показывают, что федеральный бюджет даже выигрывает от этой операции: снижение цен на ресурсы, в том числе на энергоносители, не только повышает платежеспособный спрос предприятий — потребителей ресурсов, но позволяет сократить расходную часть бюджета вследствие приобретения более дешевых ресурсов. Итак, создание условий для экономического роста предполагает использование дополнительных инструментов государственного регулирования (управление структурой цен через систему налогообложения), а также новые способы использования уже действующих инструментов (переход к более активной денежной эмиссии). Данная система мер позволит обеспечить рост объема производства в реальном секторе экономики примерно на 8—12% в год за счет повышения степени использования наличных производственных мощностей и имеющегося персонала предприятий. Такой рост будет продолжаться недолго — примерно два года, он позволит оживить отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе легкую и пищевую, что само по себе является прогрессивным структурным сдвигом. На волне экономического оживления необходимо будет тщательно готовиться к следующему этапу развития, связанному с активным развертыванием инвестиций в техническое перевооружение реального сектора экономики. Устойчивый рост означает переход экономики в такое состояние, когда существуют не отдельные примеры успехов или временной стабилизации и подъема отдельных отраслей, а устойчивое динамичное развитие всей экономики. Он предполагает не только темпы, но и гибкость реакции на возникающие потребности, идущие как со стороны науки и техники, так и с социальной стороны. Это — эффективный, интенсивный тип экономического роста со всеми компонентами сбережения ресурсов, внедрения высоких технологий и обеспечения экологической безопасности. Устойчивый рост невозможен в условиях противоречия между социальными, природными факторами и технологическими процессами. Однако, прежде чем говорить о стабильном экономическом росте, надо добиться прекращения спада производства, который идет уже 8 лет. Лишь остановив этот спад и начав исправление накопившихся деформаций в отраслевой структуре производства, борьбу с нарастающим, как снежный ком, разрушением основных средств производства, можно будет начинать движение по пути устойчивого роста. Переход к концепции устойчивого роста предполагает глубокое Раздел 4 переосмысление, радикальное изменение всей стратегии и тактики реформ, не возврат назад, а придание им взвешенности. Особая роль в обеспечении экономического роста принадлежит государству, которое должно способствовать постепенной, этапной открытости экономики и защите отечественных товаропроизводителей. То, что их надо защищать, признано во всем мире, но признано также и то, что нельзя при этом создавать льготные условия, консервирующие отсталое производство. Здесь также существуют приоритеты. Для России защита отечественных товаропроизводителей особенно актуальна, ибо их теснят не только с внешних рынков, но и с внутреннего, включая мясо, хлеб, одежду. Страна не может не иметь своего сельского хозяйства, легкой промышленности. Внутри этих отраслей можно проводить селекцию, но не разрушать их целиком. В каждой отрасли насчитываются сотни предприятий, между ними следует развивать конкуренцию. На место тех, кто ее не выдержит, должны прийти отечественные производители, победители в этой конкурентной борьбе, а не зарубежные товаропроизводители. Защиту отечественных товаропроизводителей лучше проводить поэтапно, т.е. на основе проработанной программы. Например, чтобы обезопасить отечественное автомобилестроение, можно ввести 1,00% пошлины на импортируемые автомашины, заранее предупредив, что они вводятся сроком на два года, затем будут снижены на 50%, а еще через два года вообще отменены. За это время отечественные производители должны так перестроить свое хозяйство, чтобы быть готовыми к конкурентной борьбе на внутреннем рынке. Такой может быть модель, сочетающая шаги по открытости экономики с мерами защиты отечественных товаропроизводителей. При этом величина импортных пошлин и сроки их действия могут быть различными, но цели и задачи таких мер должны быть ясны. Страна располагает и научными, и финансовыми возможностями, чтобы справиться с экономическим кризисом и начать выводить экономику на путь устойчивого роста с параметрами стабильности, гибкости, эффективности, поддержки высоких технологий.
1. Чем отличается экономический рост в условиях устойчивого развития от других типов экономического роста? 2. В чем суть и каковы основные направления стратегии экономического роста в условиях переходной экономики России? 3. Какие источники инвестиционных ресурсов необходимо задействовать для обеспечения экономического роста в России? Инвестиционный кризис и пути его преодоления 289 ЛИТЕРАТУРА АбалкинЛ.И. Перспективы экономики России на исходе XX века//Экономист. 1996. №12. Глазьев,СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. Голубев B.C., Савченко П.В. Социоприродная основа устойчивого развития // Экономист. 1996. №8. Маёвский В.И. Эволюционная теория и макроэкономика // Вопросы экономики. 1997. №3. Шумпетер Й. Теория экономического развития /Общ. ред. А.Г. Милейковско-го. М.: Прогресс, 1982. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|