Здавалка
Главная | Обратная связь

Поэтапная реализация концепции экономического роста в России



При разработке такой концепции в переходной экономике необ­ходимо различать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели и задачи.



Раздел 4


Концепция устойчивого экономического роста



 


Как указывалось во введении, суть новой социально-экономичес­кой стратегии и стержень концепции экономического роста в России заключается в ее постепенном, поэтапном движении к варианту общест­ва постиндустриального типа. Эта стратегия, учитывающая мировые тенденции трансформационных преобразований, геополитические и национально-исторические особенности России, ее мощный ресурсный потенциал, предопределяет основной вектор социально-экономичес­кого развития страны на обозримую перспективу (35—40 лет). Исходя из этого, в ближайшие 10—15 лет (до 2010 г.) необходимо:

обеспечить высокие темпы экономического роста, прежде всего в наукоемких отраслях и в обрабатывающей промышленности, при условии создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей;

осуществить структурный сдвиг в пользу ресурсосберегающих про­изводств, обновить систему основных фондов страны;

вывести страну из разряда слаборазвитых государств с нестабиль­ной финансовой и денежно-кредитной системой, с повышенной степенью инвестиционных рисков.

Все это составляет систему основных долгосрочных стратегичес­ких целей экономического роста, реализация которых должна быть осу­ществлена посредством становления рыночных отношений современ­ного типа, создания адекватных форм государственного и социально­го регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры, перехода к модели смешанной экономики с эффективными государ­ственными и негосударственными секторами.

Наряду с этим при разработке концепции экономического роста необходимо учитывать среднесрочные цели и критерии социально-эконо­мического развития, которые совсем не обязательно совпадают с целя­ми долгосрочного характера.

Во-первых, в долгосрочной перспективе стабилизация финансо­вой и денежно-кредитной системы предполагает движение экономики к минимуму темпа инфляции и бюджетного дефицита. Именно на этот факт обращает внимание классическая монетарная школа. Опираясь на многочисленные статистические наблюдения, она свидетельствует, что низкие темпы инфляции (до 40% в год) согласуются с адекватно низкими темпами денежной эмиссии и с положительными темпами эко­номического роста, как правило, в течение длительных интервалов вре­мени — 10 лет и больше. Внутри этих интервалов указанные зависи­мости не соблюдаются, а процесс управления инфляцией и бюджетным дефицитом зависит от множества конкретных факторов, в частности


оттого, в какой фазе экономического цикла (спад или подъем) нахо­дится хозяйство страны.

Учитывая сказанное, следует отказаться от механического соблю­дения критериев минимума инфляции и бюджетного дефицита и пойти на более активную денежную эмиссию.

Во-вторых, фундаментальная долгосрочная задача — приближе­ние внутренних цен к мировым по мере того, как качество российских технологий и организации производства будет приближаться к средне­мировому уровню. Если же проигнорировать это вполне естественное условие соответствия натурально-вещественных и ценовых пропорций и пытаться приблизить в сжатые сроки уровни внутренних цен на това­ры и услуги к уровням цен мирового рынка (не взирая на то, что мате­риально-техническая база экономики России по степени внедрения ре­сурсосберегающих и информационных технологий существенно отста­ет от развитых стран, определяющих конъюнктуру мирового .рынка), то «планка» эффективности производства, зависящая от структуры и уровней цен, окажется недосягаемой для большинства предприятий. Поэтому необходимо принять меры по государственному регулирова­нию структуры цен в соответствии со сложившейся системой натураль­но-вещественных пропорций, качеством отечественных технологий и организацией производства.

В-третьих, к числу долгосрочных целей относится также либера­лизация внешнеэкономической деятельности, переход к открытой эко­номике. Однако этот процесс целесообразно осуществлять с учетом постепенного совершенствования материально-технической базы про­изводства. Только в этом случае можно избежать массового подавле­ния отечественных производителей, повальной замены отечественных товаров импортной продукцией, особенно потребительских т.оваров.

Итак, для того чтобы вывести страну из кризиса и обеспечить эко­номический рост, необходимо избежать подмены среднесрочных целей и критериев долгосрочными целевыми установками. Такие подмены предпринимались правительством в 1992—1996 гг. Результаты известны.

Отказ от подобного рода подмены — одна из существенных осо­бенностей, определяющих сущность государственного регулирования в условиях переходной экономики.

При разработке краткосрочной программы стержневой зада­чей является активизация совокупного спроса на основе роста реаль­ных доходов населения и инвестиционных ресурсов. Так, в период 1992—1996 гг. хроническое снижение совокупного спроса было вызва­но прежде всего острейшим дефицитом денежной массы. В 1996 г. ко­эффициент монетизации составил в России всего 12%, тогда как в



Раздел 4


Копцепцин устойчивого экономического роста



 


двадцати европейских странах с рыночной экономикой, по данным за 1995 г., он находился в пределах от 37,5 до 146,2%. Жесткость денеж­ных ограничений для предприятий реального сектора экономики про­должает нарастать.

Кроме того, была резко завышена эффективность вложений капи­тала в финансовый сектор относительно доходности реального секто­ра экономики. Так, в 1996 г. кредитная ставка прямым заемщикам пре­вышала средний уровень рентабельности по промышленности в 2 раза. Хотя коэффициент данного превышения сокращается (в 1995 г. он был равен примерно 2,5), но данный процесс идет крайне медленно, по­скольку банки закладывают в цену кредитов все возможные риски. Не­гативное влияние оказали также дефицит оборотного капитала пред­приятий и платежный кризис (см. разд. 5).

Чтобы остановить спад производства и обеспечить существенный экономический рост, необходимо устранить негативное влияние на со­вокупный спрос вышеуказанных факторов. Для этого следует отказать­ся от чрезмерно жестких ограничений Банком России объемов денеж­ной эмиссии, перейти к политике постепенного снижения ставки рефи­нансирования и процентных ставок. При этом во избежание феномена гиперинфляции целесообразно, чтобы Банк России пошел на селектив­ное смягчение эмиссионной политики. Например, можно снизить став­ки обязательного резервирования на 20—30%, в случае если банки бу­дут направлять возникшие у них дополнительные средства на цели кре­дитования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, прошедших государственную экспертизу. Другой вариант селективно­го смягчения эмиссионной политики — это частичный возврат к пря­мому кредитованию Банком России правительства под неплатежи по заработной плате работникам бюджетных организаций.

Важным стимулом роста вложений капитала в финансовый сек­тор является преодоление существующей ныне диспропорции между структурой цен и натурально-вещественным (включая технологичес­кий) аспектом производства. Такое изменение структуры цен можно провести на основе налогового регулирования, в частности, путем со­кращения ставок НДС и акцизов на энергоносители, а также ценовых соглашений между основными потребителями энергоресурсов (вклю­чая транспорт) и их производителями. Подобная мера обеспечивает, с одной стороны, снижение уровня цен на энергоресурсы, с другой—рост рентабельности производства в остальных отраслях, повышение сово­купного спроса.

Важно подчеркнуть, что снижение ставок налогообложения, если оно сопровождается снижением цен на материальные ресурсы, а зна-


чит, оживлением совокупного спроса, не ведет к сокращению налого­вых поступлений в бюджет, поскольку компенсируется ростом базы налогообложения. Более того, расчеты показывают, что федеральный бюджет даже выигрывает от этой операции: снижение цен на ресурсы, в том числе на энергоносители, не только повышает платежеспособ­ный спрос предприятий — потребителей ресурсов, но позволяет сокра­тить расходную часть бюджета вследствие приобретения более деше­вых ресурсов.

Итак, создание условий для экономического роста предполагает использование дополнительных инструментов государственного регу­лирования (управление структурой цен через систему налогообложе­ния), а также новые способы использования уже действующих инстру­ментов (переход к более активной денежной эмиссии). Данная система мер позволит обеспечить рост объема производства в реальном секто­ре экономики примерно на 8—12% в год за счет повышения степени использования наличных производственных мощностей и имеющегося персонала предприятий. Такой рост будет продолжаться недолго — при­мерно два года, он позволит оживить отрасли обрабатывающей про­мышленности, в том числе легкую и пищевую, что само по себе являет­ся прогрессивным структурным сдвигом. На волне экономического оживления необходимо будет тщательно готовиться к следующему эта­пу развития, связанному с активным развертыванием инвестиций в тех­ническое перевооружение реального сектора экономики.

Устойчивый рост означает переход экономики в такое состояние, когда существуют не отдельные примеры успехов или временной ста­билизации и подъема отдельных отраслей, а устойчивое динамичное развитие всей экономики. Он предполагает не только темпы, но и гиб­кость реакции на возникающие потребности, идущие как со стороны науки и техники, так и с социальной стороны. Это — эффективный, интенсивный тип экономического роста со всеми компонентами сбере­жения ресурсов, внедрения высоких технологий и обеспечения эколо­гической безопасности. Устойчивый рост невозможен в условиях про­тиворечия между социальными, природными факторами и технологи­ческими процессами.

Однако, прежде чем говорить о стабильном экономическом росте, надо добиться прекращения спада производства, который идет уже 8 лет. Лишь остановив этот спад и начав исправление накопив­шихся деформаций в отраслевой структуре производства, борьбу с на­растающим, как снежный ком, разрушением основных средств произ­водства, можно будет начинать движение по пути устойчивого роста. Переход к концепции устойчивого роста предполагает глубокое


 
 

Раздел 4

переосмысление, радикальное изменение всей стратегии и тактики ре­форм, не возврат назад, а придание им взвешенности.

Особая роль в обеспечении экономического роста принадлежит государству, которое должно способствовать постепенной, этапной открытости экономики и защите отечественных товаропроизводителей. То, что их надо защищать, признано во всем мире, но признано также и то, что нельзя при этом создавать льготные условия, консервирую­щие отсталое производство. Здесь также существуют приоритеты. Для России защита отечественных товаропроизводителей особенно акту­альна, ибо их теснят не только с внешних рынков, но и с внутреннего, включая мясо, хлеб, одежду. Страна не может не иметь своего сельско­го хозяйства, легкой промышленности. Внутри этих отраслей можно проводить селекцию, но не разрушать их целиком. В каждой отрасли насчитываются сотни предприятий, между ними следует развивать кон­куренцию. На место тех, кто ее не выдержит, должны прийти отечес­твенные производители, победители в этой конкурентной борьбе, а не зарубежные товаропроизводители.

Защиту отечественных товаропроизводителей лучше проводить поэтапно, т.е. на основе проработанной программы. Например, чтобы обезопасить отечественное автомобилестроение, можно ввести 1,00% пошлины на импортируемые автомашины, заранее предупредив, что они вводятся сроком на два года, затем будут снижены на 50%, а еще через два года вообще отменены. За это время отечественные произво­дители должны так перестроить свое хозяйство, чтобы быть готовыми к конкурентной борьбе на внутреннем рынке.

Такой может быть модель, сочетающая шаги по открытости эко­номики с мерами защиты отечественных товаропроизводителей. При этом величина импортных пошлин и сроки их действия могут быть раз­личными, но цели и задачи таких мер должны быть ясны.

Страна располагает и научными, и финансовыми возможностя­ми, чтобы справиться с экономическим кризисом и начать выводить экономику на путь устойчивого роста с параметрами стабильности, гибкости, эффективности, поддержки высоких технологий.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается экономический рост в условиях ус­тойчивого развития от других типов экономическо­го роста?

2. В чем суть и каковы основные направления страте­гии экономического роста в условиях переходной экономики России?

3. Какие источники инвестиционных ресурсов необхо­димо задействовать для обеспечения экономическо­го роста в России?


Инвестиционный кризис и пути его преодоления 289

ЛИТЕРАТУРА

АбалкинЛ.И. Перспективы экономики России на исходе XX века//Экономист. 1996. №12.

Глазьев,СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

Голубев B.C., Савченко П.В. Социоприродная основа устойчивого развития // Экономист. 1996. №8.

Маёвский В.И. Эволюционная теория и макроэкономика // Вопросы экономи­ки. 1997. №3.

Шумпетер Й. Теория экономического развития /Общ. ред. А.Г. Милейковско-го. М.: Прогресс, 1982.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.