Здавалка
Главная | Обратная связь

Реализация антикризисных мер



Несмотря на общее неблагоприятное развитие ситуации в инвес­тиционной сфере, положение в ней в последние годы все же существен­но изменилось. При всех трудностях и нерешенных проблемах появи­лись определенные предпосылки для стабилизации инвестиционной деятельности и последующей ее активизации.

Существенно замедлен (до 4—6% в год) спад производства ВВП и в промышленности. Продолжается рост внешнеторгового оборота и экспорта, что дает значительные валютные поступления для оплаты импорта и обязательств по обслуживанию внешнего государственного долга и иностранных кредитов.

В 1996 г. достигнут заметный перелом в подавлении инфляции, ее уровень снижен примерно до 1% в месяц. С большим напряжением, но выдержаны утвержденные параметры дефицита федерального бюдже­та: его размер составил 3,3% к ВВП при установленном законом пре­дельном размере 3,85%.

Отмечается ощутимое снижение ставок банковских кредитов и доходности государственных ценных бумаг. Ставка рефинансирования Центрального банка снизилась в 1996 г. со 180 до 48%. Аукционная доходность государственных ценных бумаг уменьшилась со 118% го­довых в начале января до 32—37,8% в декабре.

Это несколько расширяет для предприятий возможности получе­ния кредитов, в том числе и использования их на цели инвестирования. Одновременно увеличивается интерес банковского капитала к перево­ду средств с рынка государственных ценных бумаг для кредитования эффективных инвестиционных проектов в реальной экономике.

В результате проводимой ежегодно переоценки основного капи­тала значительно возросли размеры имеющихся в распоряжении пред­приятий амортизационных отчислений, которые при благоприятном развитии конъюнктуры также могут в больших размерах использовать­ся на инвестиционные цели.

Опыт последних лет говорит о том, что первые положительные результаты в осуществлении реформ вызваны не исключительно сти­хийным и автоматическим механизмом саморегулирования рынка, а в большой мере получены благодаря политике государства (хотя и не всег­да последовательной).


Действия органов исполнительной и законодательной власти, Цен­трального банка, региональных органов государственного управления существенно отошли от первоначальной идеализированной програм­мы либерализации экономики. Коррективы касались применения мер государственного регулирования, в том числе и административного, для использования процесса расширения рыночных отношений в инте­ресах стабилизации экономики, ослабления и устранения вызываемых ими кризисных явлений.

Поэтому использование сложившихся предпосылок преодоления инвестиционного кризиса, о которых говорилось выше, также в боль­шой мере будет зависеть от целеустремленности государственной по­литики по управлению дальнейшим ходом реформ.

Это не может быть сделано путем возврата к стандартным идеям монетаризма и либерализма. Концепцию реформ требуется уточнить и развить по двум главным направлениям: в социальной области — по­средством ориентации на интересы большинства населения, а в эконо­мической сфере — путем создания системы государственного регули­рования рынка, отвечающей критериям рыночной деятельности.

Усиление роли государства в экономическом регулировании инвес­тиционных процессов прежде всего предполагает финансирование в полном объеме затрат на капитальные вложения и реализацию инвес­тиционных программ, предусмотренных утвержденным Государствен­ной Думой федеральным бюджетом.

Решение этого вопроса связано с общим улучшением качества бюджетного планирования, исполнения проектировок по формирова­нию доходов государственного бюджета и финансирования расходов в пределах установленной величины бюджетного дефицита. Вместе с тем это подразумевает отказ от сложившейся практики сокращения разме­ров этого дефицита путем секвестирования (недофинансирования) го­сударственных расходов на инвестиции в целях снижения инфляции. Реализация данной меры позволит стабилизировать государственный инвестиционный заказ, обеспечить восстановление и последующее рас­ширение государственного сектора инвестиционного рынка.

Активизация государственного регулирования инвестиционного рынка обеспечивается также выделением в составе федерального бюд­жета дополнительного канала финансирования инвестиционных рас­ходов — бюджета развития. В 1997 г. правительство приняло по реко­мендациям Государственной Думы решение о включении в состав государственного бюджета этого нового раздела. Средства бюджета развития (26,1 трлн р.) составляют 70% по отношению к сумме текуще­го финансирования капитальных вложений. По среднесрочному про-


20*


 
 

Раздел 4

гнозу Министерства экономики, к 2000 г. бюджет развития увеличится в сравнении с 1997 г. на 77%, тогда как финансирование капитальных вложений без учета средств, аккумулируемых в этом фонде, возрастет на 15%.

При региональной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная, не менее чем десятикратная, мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных по зна­чимости проектов в реальном секторе экономики.

В бюджете развития предполагается сосредоточить только часть ресурсов, выделяемых на государственное финансирование инвестиций. Финансовые ресурсы для выполнения государством обязательств со­циального характера — строительства социально значимых объектов, обеспечения безопасности функционирования таких технически слож­ных систем, как атомные электростанции, аэронавигация, речные пути, а также строительства дорогостоящих инфраструктурных объектов, по-прежнему будут выделяться через текущий бюджет.

За бюджетом развития предполагается закрепить определенную законом и возрастающую по годам долю источников финансирования дефицита федерального бюджета и внешних заимствований. Другим источником формирования бюджета развития станет возврат предо­ставленных из него средств, включая выплату процентов.

Правительство ставит задачу сократить разрыв между государ­ственными капитальными вложениями и величиной дефицита федераль­ного бюджета таким образом, чтобы к 2000 г. разница между этими показателями (государственное накопление) стала положительной.

В составе бюджета развития пока еще преобладают связанные иностранные кредиты и отчисления от средств внутренних заимство­ваний, объемы которых примерно совпадают. К 2000 г. главным ис­точником образования этого бюджета станут, согласно прогнозу, от­числения из средств внутренних заимствований; удельный вес связан­ных иностранных кредитов будет сведен до минимума; резко возрастет доля выплат по ранее выданным кредитам; доля инвестиционных кре­дитов (около одной пятой поступлений) практически не изменится.

Средства, привлекаемые в бюджет развития в форме займов, бу­дут направляться на цели, достижение которых способно принести доходы, позволяющие рассчитаться с заемщиками. Поступающие сред­ства предполагается размещать на срочной и возвратной основе при конкурсном отборе финансируемых проектов и обязательном участии в их финансировании собственных средств инвесторов (не менее 20%). Финансовая поддержка государства может составлять до 40% стоимости проекта.


 

Инвестиционный кризис и пути его преодоления

Расходы бюджета развития намечается направлять прежде всего на прямые инвестиции государства, а также на кредитование экспорт­ных операций (на срок до одного года), мероприятия по санации (оздоровлению) предприятий и покрытие обязательств по выданным государством гарантиям.

Ведущее место в источниках финансирования инвестиций по-пре­жнему сохраняется за средствами предприятий. Программа продвиже­ния реформ ориентируется на развитие в инвестиционной сфере ры­ночного механизма с усилением рычагов государственного регулиро­вания инвестиционного рынка. Но и в рыночное саморегулирование предстоящий этап реформ вносит немало нового. Активизация инвес­тиционной деятельности в частном и смешанном секторах экономики связывается теперь с низким уровнем инфляции, а также с уменьшени­ем процентов по банковским кредитам. Предполагается дальнейшее снижение доходности государственных ценных бумаг, что должно сти­мулировать перелив капитала с финансового рынка в реальный сектор экономики.

Главным тормозом для инвестирования остается тяжелое финан­совое состояние предприятий, задолженность и неплатежи. Первооче­редной по значимости задачей продолжения реформ является поэтому оздоровление финансового положения предприятий.

Важная роль в стимулировании инвестиционной активности при­надлежит совершенствованию налогового законодательства в целях снижения уровня налогообложения предприятий (см. разд. 5), что поз­волит им направлять значительную часть высвободившихся денежных средств на финансирование капитального строительства.

Опыт последних лет подтвердил необоснованность расчетов на привлечение крупных иностранных капитальных вложений и ориента­ции на резкое усиление роли этого фактора в структурной перестройке и развитии российской экономики. Поступление этих средств, если оно и увеличится, можно рассматривать в качестве дополнительного источ­ника к внутренним ресурсам.

Для стабилизации рынка капитала и инвестиций помимо рассмот­ренных выше необходимо решение других крупных проблем. Во-пер­вых, это задача уменьшения оттока капитала за рубеж, а также возврат в страну средств, вложенных в иностранные банки, и, во-вторых, вклю­чение в нормальный хозяйственный оборот финансовых и материаль­ных ресурсов, сосредоточенных в теневой экономике. По каждому из этих направлений в инвестиционную сферу могут быть направлены крупные дополнительные средства, сопоставимые по своим размерам с



Раздел 4


Инвестициоиный кризис и пути его преодоления



 


иностранными кредитами и дополнительными затратами предприятий и государства.

Таким образом, суть предстоящих изменений на втором этапе ре­формирования инвестиционной сферы заключается в том, чтобы ус­транить допущенные деформации рыночного механизма — экономи­чески неоправданное и фактически неуправляемое сокращение спроса инвесторов, упорядочить этот механизм, переориентировав его на рас­ширение инвестиционного спроса. Условиями этого наряду с обеспече­нием устойчивости государственного бюджета и низкой инфляции является создание предпосылок активизации инвестиционной деятель­ности — расширение прямого государственного финансирования ка­питальных вложений, экономического регулирования инвестицион­ного рынка и укрепление финансового положения основных инвесто­ров — предприятий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.