Здавалка
Главная | Обратная связь

Платежно-расчетная система



Одной из основ скоординированности денежно-кредитных и бюд­жетно-налоговых инструментов является платежно-расчетная система, представляющая собой организацию расчетов между субъектами хо­зяйствования, банками, федеральным и региональными бюджетами, налоговой службой, казначейством, а также отдельных звеньев этой системы с населением.



Раздел 5

В платежно-расчетной системе все инструменты денежно-кредит­ной и бюджетно-налоговой политики проходят как бы проверку на согласованность и непротиворечивость, способность в конкретных си­туациях реализовать те функции, которыми их наделила законодатель­ная власть. Важная особенность платежно-расчетной системы состоит в том, что в ее структуре взаимодействуют субъекты как товаропро­изводящей, так и денежно-проводящей сетей. Поэтому если товароп­роводящая сеть нерациональна, ведет к росту затрат, снижает конку­рентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, то эта нерациональность порождает излишний спрос на деньги, удорожает де­нежно-проводящую сеть и может усиливать инфляцию.

В переходной экономике структура и механизм платежно-расчет­ной системы заметно усложнились.

Во-первых, число хозяйствующих субъектов выросло примерно с 45 тыс. до 2,5 млн. Это означает, что число товарных сделок многок­ратно увеличилось даже при снижении объемов производства в 2 раза. Не менее важно и то, что резко возросло число объектов налогообло­жения; это усложнило весь налоговый процесс. В производственных, финансовых и денежно-кредитных отношениях повысилось значение фактора риска.

Во-вторых, правовой статус субъектов рыночных отношений, в которые вступают представители частной, акционерной, муниципаль­ной, государственной форм собственности, стал разнообразным. Жест­кость финансовой и денежно-кредитной политики на макроуровне со­провождается снижением ответственности при осуществлении товар­ных сделок, платежей в вышестоящие по иерархии уровни. Например, из 499 трлн р. просроченной кредиторской задолженности 82% прихо­дится на субъекты негосударственного сектора. Следует, конечно, учи­тывать, что в общем товарообороте доля госсектора резко сократилась. Сумма налоговой недоимки составила в 1996 г., как уже отмечалось, более 100 трлн. р., или 40% к сумме налоговых поступлений.

Структура многих компаний, прежде всего в ТЭК, позволяет пе­реводить значительную часть средств на счета различных промежуточ­ных структур. В результате снижается налогооблагаемая база. Напри­мер, в АООТ «Нижневартовскнефтегаз» из всей суммы средств, посту­пивших за отгруженную продукцию, лишь 1,3% «осело» на расчетный счет самого объединения, и в АООТ «Мегионнефтегаз» — 2,3%.

По оценке Госналогслужбы, в целом предприятия топливно-энер­гетического комплекса получают на свои счета всего 20—30%о реально поступающих от реализации продукции средств. Большая часть расче­тов производится через «боковые» фирмы. Использование таких схем


Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики 461

лишает консолидированный бюджет сумм, сравнимых с его доходной частью.

В-третьих, единство платежно-расчетной системы нарушается из-за недостаточной интегрированное™ секторов рыночной экономики. Они слабо связаны между собой и работают по разным критериям. Из реального сектора экономики выделялись: экспортные отрасли, рабо­тающие по критериям международного рынка; торгово-посредничес-кий сектор, ориентированный на норму прибыли, превышающую в 3—4 раза среднюю норму прибыли; в конце цепочки — реальный сек­тор, работающий на внутренний рынок и находящийся на грани выжи­вания.

О том, что эти различия носят аномальный характер и отражают условия переходного периода, свидетельствуют данные 500 европейс­ких компаний по секторам экономики, которые входят в рейтинговую оценку «Файнэншл тайме» в 1996 г. Так, доходность оптовой торговли составила 11,6,добычи нефти —13, финансовых компаний —13,2, роз­ничной торговли — 19,2, коммерческих банков —- 19,6, текстильных изделий — 20,8, фармацевтики — 22,5, компьютерных услуг — 23,1, издательского дела — 27,9, радио и телевидения — 3,4,1 %>.

В-четвертых, бюджетно-налоговая часть денежной проводящей системы не имеет необходимого законодательного обеспечения, отдель­ные ее звенья работают несогласованно, нет единой непротиворечивой системы информации.

В-пятых, эффективность и бесперебойность функционирования платежно-расчетной системы — одна из целей деятельности Централь­ного банка. ЦБ устанавливает правила осуществления расчетов. В сфе­ре главных целей ЦБ — развитие и укрепление банковской системы РФ, от слаженности функционирования которой зависит соблюдение платежно-расчетной дисциплины.

По оценке Счетной палаты РФ, самые серьезные.сбои в налого­вом и бюджетном процессах в настоящее время происходят в банковс­ком обслуживании налоговых платежей, банковская сфера стала одним из главных каналов сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов. Центральный банк Российской Федерации не в состоянии эф­фективно контролировать систему коммерческих банков, участвующих в обслуживании налоговых платежей.

Таким образом, институциональные структуры, обеспечивающие прохождение денег в системе товарного обмена, налоговый процесс, использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, являясь частью государственной системы управления, действуют раз­розненно, без достаточной координации и не выполняют своих основ-


 
 

Раздел 5

ных целей и функций. Поэтому любая дополнительная денежная мас­са, жизненно необходимая для экономики, для нормализации плате­жеспособного спроса, создания импульса инвестиционной активности, представляет большую проблему для платежно-расчетной системы. Эти деньги могут уйти «в песок», на «запасные аэродромы» спекулятивных сделок, дестабилизировать валютный рынок и т.д. Ино­странные инвесторы также побаиваются участвовать в прямых инвес­тициях, поскольку они не уверены в способности денежно-проводящей системы действовать эффективно и нести ответственность за возврат­ность кредитов.

Для создания единой платежно-расчетной системы нужно осущес­твить комплекс мер. В рамках сложившейся системы необходимо пре­жде всего наладить систему продвижения бюджетных средств, устано­вить жесткий контроль за поступлением налогов. В законодательном порядке требуется четко разграничить функции Казначейства, Цен­трального банка, Госналогслужбы. Нужно изучить вопрос о создании платежно-расчетной палаты, которая объединила бы деятельность ЦБ, Казначейства, Госналогслужбы, крупных коммерческих банков и обес­печила единство и прозрачность информации о реальном состоянии платежей и расчетов, на основе которой можно было бы разрабаты­вать меры по ликвидации узких мест.

Другой вариант организационного обеспечения решения пробле­мы неплатежей состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. Учитывая, что Закон о ЦБ возлагает именно на него задачу обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, и принимая во внимание веду­щую роль бюджета в нормализации важнейших сторон экономической и социальной жизни общества, целесообразно было бы существенно повысить роль ЦБ в исполнении бюджета. ЦБ сегодня при всех недо­статках его функционирования в рамках всего пространства Федера­ции представляет единую систему управления. Он имеет широкую сеть территориальных управлений. Можно было бы укрепить его террито­риальные органы, расширить их функции, сделать их главными про­водниками средств федерального и территориальных бюджетов. В этих условиях коммерческие банки сосредоточат свою деятельность на ис­пользовании действительно свободных средств, а не на «прокручива­нии» бюджетных средств.

Основной целью функционирования ЦБ являются защита и обес­печение устойчивости рубля. И это не только цель ЦБ, но и цель всей банковской системы. Без создания предпосылок для устойчивости руб­ля экономика не может выйти на траекторию возобновления роста.


Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики 463







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.