Платежно-расчетная система
Одной из основ скоординированности денежно-кредитных и бюджетно-налоговых инструментов является платежно-расчетная система, представляющая собой организацию расчетов между субъектами хозяйствования, банками, федеральным и региональными бюджетами, налоговой службой, казначейством, а также отдельных звеньев этой системы с населением. Раздел 5 В платежно-расчетной системе все инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики проходят как бы проверку на согласованность и непротиворечивость, способность в конкретных ситуациях реализовать те функции, которыми их наделила законодательная власть. Важная особенность платежно-расчетной системы состоит в том, что в ее структуре взаимодействуют субъекты как товаропроизводящей, так и денежно-проводящей сетей. Поэтому если товаропроводящая сеть нерациональна, ведет к росту затрат, снижает конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, то эта нерациональность порождает излишний спрос на деньги, удорожает денежно-проводящую сеть и может усиливать инфляцию. В переходной экономике структура и механизм платежно-расчетной системы заметно усложнились. Во-первых, число хозяйствующих субъектов выросло примерно с 45 тыс. до 2,5 млн. Это означает, что число товарных сделок многократно увеличилось даже при снижении объемов производства в 2 раза. Не менее важно и то, что резко возросло число объектов налогообложения; это усложнило весь налоговый процесс. В производственных, финансовых и денежно-кредитных отношениях повысилось значение фактора риска. Во-вторых, правовой статус субъектов рыночных отношений, в которые вступают представители частной, акционерной, муниципальной, государственной форм собственности, стал разнообразным. Жесткость финансовой и денежно-кредитной политики на макроуровне сопровождается снижением ответственности при осуществлении товарных сделок, платежей в вышестоящие по иерархии уровни. Например, из 499 трлн р. просроченной кредиторской задолженности 82% приходится на субъекты негосударственного сектора. Следует, конечно, учитывать, что в общем товарообороте доля госсектора резко сократилась. Сумма налоговой недоимки составила в 1996 г., как уже отмечалось, более 100 трлн. р., или 40% к сумме налоговых поступлений. Структура многих компаний, прежде всего в ТЭК, позволяет переводить значительную часть средств на счета различных промежуточных структур. В результате снижается налогооблагаемая база. Например, в АООТ «Нижневартовскнефтегаз» из всей суммы средств, поступивших за отгруженную продукцию, лишь 1,3% «осело» на расчетный счет самого объединения, и в АООТ «Мегионнефтегаз» — 2,3%. По оценке Госналогслужбы, в целом предприятия топливно-энергетического комплекса получают на свои счета всего 20—30%о реально поступающих от реализации продукции средств. Большая часть расчетов производится через «боковые» фирмы. Использование таких схем Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики 461 лишает консолидированный бюджет сумм, сравнимых с его доходной частью. В-третьих, единство платежно-расчетной системы нарушается из-за недостаточной интегрированное™ секторов рыночной экономики. Они слабо связаны между собой и работают по разным критериям. Из реального сектора экономики выделялись: экспортные отрасли, работающие по критериям международного рынка; торгово-посредничес-кий сектор, ориентированный на норму прибыли, превышающую в 3—4 раза среднюю норму прибыли; в конце цепочки — реальный сектор, работающий на внутренний рынок и находящийся на грани выживания. О том, что эти различия носят аномальный характер и отражают условия переходного периода, свидетельствуют данные 500 европейских компаний по секторам экономики, которые входят в рейтинговую оценку «Файнэншл тайме» в 1996 г. Так, доходность оптовой торговли составила 11,6,добычи нефти —13, финансовых компаний —13,2, розничной торговли — 19,2, коммерческих банков —- 19,6, текстильных изделий — 20,8, фармацевтики — 22,5, компьютерных услуг — 23,1, издательского дела — 27,9, радио и телевидения — 3,4,1 %>. В-четвертых, бюджетно-налоговая часть денежной проводящей системы не имеет необходимого законодательного обеспечения, отдельные ее звенья работают несогласованно, нет единой непротиворечивой системы информации. В-пятых, эффективность и бесперебойность функционирования платежно-расчетной системы — одна из целей деятельности Центрального банка. ЦБ устанавливает правила осуществления расчетов. В сфере главных целей ЦБ — развитие и укрепление банковской системы РФ, от слаженности функционирования которой зависит соблюдение платежно-расчетной дисциплины. По оценке Счетной палаты РФ, самые серьезные.сбои в налоговом и бюджетном процессах в настоящее время происходят в банковском обслуживании налоговых платежей, банковская сфера стала одним из главных каналов сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов. Центральный банк Российской Федерации не в состоянии эффективно контролировать систему коммерческих банков, участвующих в обслуживании налоговых платежей. Таким образом, институциональные структуры, обеспечивающие прохождение денег в системе товарного обмена, налоговый процесс, использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, являясь частью государственной системы управления, действуют разрозненно, без достаточной координации и не выполняют своих основ- Раздел 5 ных целей и функций. Поэтому любая дополнительная денежная масса, жизненно необходимая для экономики, для нормализации платежеспособного спроса, создания импульса инвестиционной активности, представляет большую проблему для платежно-расчетной системы. Эти деньги могут уйти «в песок», на «запасные аэродромы» спекулятивных сделок, дестабилизировать валютный рынок и т.д. Иностранные инвесторы также побаиваются участвовать в прямых инвестициях, поскольку они не уверены в способности денежно-проводящей системы действовать эффективно и нести ответственность за возвратность кредитов. Для создания единой платежно-расчетной системы нужно осуществить комплекс мер. В рамках сложившейся системы необходимо прежде всего наладить систему продвижения бюджетных средств, установить жесткий контроль за поступлением налогов. В законодательном порядке требуется четко разграничить функции Казначейства, Центрального банка, Госналогслужбы. Нужно изучить вопрос о создании платежно-расчетной палаты, которая объединила бы деятельность ЦБ, Казначейства, Госналогслужбы, крупных коммерческих банков и обеспечила единство и прозрачность информации о реальном состоянии платежей и расчетов, на основе которой можно было бы разрабатывать меры по ликвидации узких мест. Другой вариант организационного обеспечения решения проблемы неплатежей состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. Учитывая, что Закон о ЦБ возлагает именно на него задачу обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, и принимая во внимание ведущую роль бюджета в нормализации важнейших сторон экономической и социальной жизни общества, целесообразно было бы существенно повысить роль ЦБ в исполнении бюджета. ЦБ сегодня при всех недостатках его функционирования в рамках всего пространства Федерации представляет единую систему управления. Он имеет широкую сеть территориальных управлений. Можно было бы укрепить его территориальные органы, расширить их функции, сделать их главными проводниками средств федерального и территориальных бюджетов. В этих условиях коммерческие банки сосредоточат свою деятельность на использовании действительно свободных средств, а не на «прокручивании» бюджетных средств. Основной целью функционирования ЦБ являются защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не только цель ЦБ, но и цель всей банковской системы. Без создания предпосылок для устойчивости рубля экономика не может выйти на траекторию возобновления роста. Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики 463 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|