Здавалка
Главная | Обратная связь

Функционирование фондового рынка и формирование его инфраструктуры



♦ Профессиональная деятельность на фондовом рынке. Основ­ными субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы и институты, которые обеспечивают перераспределение денежных ре­сурсов, выполняют посреднические функции (брокеры, дилеры и др.) и организуют торговлю ценными бумагами. Деятельность на рынке цен­ных бумаг может быть подразделена на два основных направления. К первому относится профессиональная деятельность по перераспреде­лению денежных ресурсов и финансовому посредничеству, обеспечи­вающая исполнение заявок. Это, в частности, брокерская и дилерская деятельность, торговля ценными бумагами, деятельность инвестицион­ных фондов, трастовое управление ценными бумагами и ряд других.


444

Раздел 5

Ко второму направлению следует отнести организационно-техничес­кое, информационно-вычислительное, расчетно-клиринговое и право­вое обеспечение рынка. Регистрационные, депозитарные и другие ор­ганизации, реализующие практические действия профессиональных участников рынка, определяющие порядок этих действий и юридичес­кое оформление сделок, в совокупности образуютинфраструктуру рын­ка ценных бумаг.

Обслуживающие фондовый рынок институты должны обеспечить выполнение следующих основных функций. Для эмитентов:

♦ размещение акций и гарантии от их распыленности как внутри России, так и за рубежом;

♦ освобождение акционеров от ведения реестров акций и защита от агрессивной скупки контрольного пакета акций;

♦ гарантии от появления на рынке фальшивых акций;

♦ регулируемую котировку акций;

♦ профессиональные консультации;

♦ коммуникационные и торговые услуги.
Для инвесторов:

♦ приобретение ликвидных, защищенных от подделки акций, обли­гаций и других ценных бумаг;

♦ регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление реа­лизованных ценных бумаг на другое лицо;

♦ профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство;

♦ профессиональные консультации;

♦ гарантии надежности инвестиций: хранения ценных бумаг, на­дежного междепозитарного обращения и учета акций, надежности ин­вестиционных проектов, контроля за их реализацией и др.

Профессиональные финансовые посредники в принципе должны заниматься исключительно деятельностью на рынке ценных бумаг. Необходимы также ограничения на совмещение различных видов про­фессиональной деятельности. Одно и то же юридическое лицо не долж­но действовать как дилер, т.е. за свой счет и в своих интересах, и как брокер, т.е. за счет и в интересах клиента. Эмитент должен быть неза­висим от институтов, занимающихся регистрационными и расчетными функциями.

В силу стихийного универсализма российских банков и массовой быстрой приватизации, сопровождавшейся образованием обслужива­ющих инвестиционных институтов, в России фактически сформирова­лись основы смешанной модели фондового рынка, на котором в качес-


 

Развитие рынка цепных бумаг

тве профессиональных финансовых посредников выступают как ком­мерческие банки, так и небанковские компании по ценным бумагам. Банки заинтересованы в активном участии на фондовом рынке, созда­ющем дополнительные возможности по привлечению денежных ресур­сов, включая ресурсы населения, получению прибыли, расширению сферы влияния и поддержанию ликвидности. Эта деятельность может осуществляться банками непосредственно или через учреждаемые ими инвестиционные институты и через институциональных инвесторов.

В мировой практике роль централизованных рынков оптовых операций с ценными бумагами выполняют фондовые биржи. Количес­тво, таких бирж не превышает 5—10. В России на фондовом рынке в 1996 .г, работали 52 биржи из 66, имеющих лицензию на право опера­ций с ценными бумагами. Российские фондовые биржи еще не заняли подобающего места на фондовом рынке. Они оказались не готовыми к торговле именными ценными бумагами, не в состоянии снизить сте­пень риска за счет соблюдения особых правил торговли, предоставлять необходимые услуги непосредственным участникам рынка. Биржевой рынок носит в основном региональный характер и не обеспечивает межтерриториального перемещения ценных бумаг.

Налаживание торговли ценными бумагами требует обеспечения стандартных торговых процедур, нормальной регистрации сделок, ор­ганизации биржевых котировок ценных бумаг, сбора и распростране­ния информации о ценных бумагах и их эмитентах, определения цен, анализа состояния экономики, фондового рынка и его секторов, выра­ботки и жесткого выполнения правил деятельности. Неразвитость фон­довых бирж является одним из основных препятствий развития рынка корпоративных ценных бумаг. Девять десятых их оборота приходится на государственные ценные бумаги.

Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) подпатро-нажем ЦБ РФ и Минфина продолжала реализацию проекта создания общенациональной системы торгов государственными ценными бума­гами. В 1996 г. функционировало 7 региональных площадок, осущес­твлявших торги ГКО—ОФЗ в режиме реального времени. В системе было около 800 удаленных терминалов, на которых работало 237 ди­леров, из них в Москве — 157.

Формирование единой торговой системы ГКО—ОФЗ позволяет осуществлять расчеты в день совершения сделок всем кредитным орга­низациям, подключившимся к системе и торгующим друг с другом на­прямую. Для дальнейшего развития системы требуется формирование расчетного банка с филиалами, специализированного на обслужива­нии фондового рынка. Сейчас эту функцию выполняют дочерние бан-


446

Раздел 5

ки ММВБ и СМВБ. С открытием в ряде городов региональных площа­док положено начало освоению общероссийского пространства в тор­говле ГКО—ОФЗ. В принципе создаваемая торговая структура по мере развития может быть использована и для торговли корпоративными цен­ными бумагами. Но это дело будущего, а в 1996 г. ежедневный оборот ак­ций производственных компаний составлял всего 4—5 млрд р.

Однако полноценный ликвидный рынок корпоративных ценных
бумаг возможен только на основе биржевой торговли с использовани­
ем жестких стандартов в отношении информации, системы гарантий
по сделкам, концентрации спроса и предложения, отработанных меха­
низмов поддержания ликвидности и цен, отражающих объективные
экономические реалии. Именно биржевой рынок при наличии необхо­
димых экономических предпосылок способен обеспечить nepepiacnpe-
деление капитала в нуждающиеся производства. Необходимо создание
собственных депозитарных, информационных и торговых систем и
интеграция в уже существующие системы. Все это требует усилий, вре­
мени и средств. ВиДимо, из нескольких десятков бирж в конечном счете
выделятся 5—10, которые будут вести операции на российском фондо­
вом рынке, сумев вписаться в общий процесс становления рыночного
хозяйства. .

Основной объем торговли ценными бумагами сейчас приходится на внебиржевой рынок. Это в значительной мере связано со схемой прива­тизации. Основы внебиржевого рынка были заложены в 1993—1994 гг. Торговые системы наряду с увеличением объемов деятельности стре­мятся решать задачи стандартизации условий сделок, котировок ак­ций, обязательности выполнения брокерами указанных в заявке усло­вий, ответственности за нарушение правил торгов, обеспечения пере­оформления прав собственности, соблюдения сроков перерегистрации и оплаты, поддержания ликвидности рынков и др. Внебиржевая тор­говля в 1996 г. продолжала развиваться. В декабре 1996 г. на базе рос­сийской торговой системы (РТС) открылась РТС-2 для акций второго эшелона. РТС сосредоточивается на наиболее ликвидных акциях. Их насчитывается около 20. РТС-2 будет обслуживать еще примерно 1500 акционерных обществ, в частности ценные бумаги региональных пред­приятий энергетического комплекса, связи, металлургии и др. Таким образом, торговля менее ликвидными и более ликвидными акциями раз­деляется.

Решения об использовании на российском рынке только именных акций, характерных для большинства (но не для всех) стран с рыноч­ной экономикой, вызвали необходимость ведения реестра держате­лей акций. Функции регистраторов на Западе выполняются депозита-


 

АА7

Развитие рынка ценных бумаг

риями, являющимися номинальными держателями акций, принадлежа­
щих их клиентам. Так могло быть и в России, если бы в процессе вау­
черной приватизации не сложилась практика регистрации акционеров
в специализированных институтах. В 1996 г. начали реализовываться
меры по коренному улучшению работы регистраторов, осуществляю­
щих деятельность по сбору, обработке, хранению и предоставлению
данных, составляющих систему ведения реестра ценных бумаг. Зако­
ном о рынке ценных бумаг установлено, что деятельность по ведению
реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональ­
ной деятельности на рынке ценных бумаг. Это фундаментальное тре­
бование для защиты прав акционеров,

Одновременно происходит развитие депозитариев. Функцией де­позитариев является предоставление услуг по хранению и учету прав на ценные бумаги. Усиление позиций депозитариев на фондовом рын­ке обусловлено их нейтральностью по отношению к эмитентам и ин­весторам, создающей благоприятные условия при совершении сделок. Кроме того, компьютерные технологии обеспечивают совершение сде­лок в реальном времени и создают возможность для поддержания лик­видности рынка.

Расчетпо-клиринговые организации обеспечивают для клиентов предпродажное депонирование ценных бумаг, получают от реестродер­жателей подтверждение об их наличии у эмитента, блокируют ценные бумаги у регистраторов на период торгов и совершения сделок, а после их совершения направляют в реестр информацию для перерегистрации на нового владельца и оформляют соответствующие документы. Они определяют взаимные обязательства контрагентов по поставке ценных бумаг и переводу денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам. Расчетно-клиринговую деятельность осуществляют расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и другие кре­дитные учреждения.

Информационное обеспечение фондового рынка формируется край­не медленно. Коммерческие банки в 1996 г. в основном обеспечили пуб­ликацию своих балансов, а ЦБ РФ организовал сбор и публикацию информации о банковских ценных бумагах для потенциальных инвес­торов. Следующей задачей является повышение качества и надежности этой информации.

Аналогичные требования предъявляются и к корпоративным пред­приятиям. Эмитенты ценных бумаг обязаны ежеквартально раскрывать и публиковать в печати: отчет по ценным бумагам, содержащий дан­ные об эмитенте, данные о финансово-хозяйственной деятельности эми­тента, данные о его ценных бумагах, а также информацию о существен-



Раздел 5

ных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Однако многие эмитенты не придают должно­го значения информации, не умеют или не хотят предоставлять данные о своем финансовом положении, а нередко распространяют лишь вы­годную для себя часть информации и даже ложные сведения.

Своевременный обмен информацией, создание и ведение баз дан­ных требуют единого информационного пространства. Существующие информационные системы ориентированы на интересы отдельных кру­гов пользователей, их деятельность не скоординирована. Для решения этой проблемы предпринимаются попытки создать на коммерческих основах телекоммуникационную систему, охватывающую все админис­тративные центры субъектов Федерации.

Основные правовые нормы, регламентирующие деятельность на рынкеценных бумаг на ближайшие годы, зафиксированы в Гражданс­ком Кодексе, «Законе о рынке ценных бумаг» и «Законе об акционер­ных обществах». Принятые законы создали основу для разработки законодательных, нормативных и других актов, регламентирующих де­ятельность на фондовом рынке и определяющих уголовную и админис­тративную ответственность за неправомерную деятельность.

Развитие регулирования рынка ценных бумаг идет по трем основ­ным направлениям: постепенно складывается система государственного регулирования, формируются саморегулируемые организации непо­средственных участников рынка, проявляется автоматическое воздей­ствие самого механизма рынка, отсеивающего недобросовестных участников.

В ] 996 г. продолжалось становление профессиональных объеди­нений. Всероссийским объединением является, например, ПАУФОР. На региональном уровне функционируют Комитет профессиональных участников фондового рынка (г. Санкт-Петербург), Уральская ассоци­ация финансовых брокеров и дилеров (г. Екатеринбург), Ассоциация фондовых дилеров Сибири и др.

Советом директоров ПАУФОР 5.07.96 г. были утверждены пра­вила торговли ОГСЗ, в июле было подписано многостороннее торго­вое соглашение, утвержден кодекс мер дисциплинарного воздействия, рекомендовано внедрить единые стандарты внутреннего учета опера­ций с ценными бумагами. Торговое соглашение является стандартным договором купли-продажи, и теперь брокерам для оформления сделки достаточно подписать приложения с существенными условиями сдел­ки (наименование акций, их цены и количество). В стандарте внутрен­него учета предусмотрен раздельный учет средств клиента и собствен­ных средств компаний.


 

Развитие рынка цепных бумаг

В октябре 1996 г. была создана Ассоциация участников вексель­ного рынка (АУВеР). В качестве первоочередных задач ассоциации оп­ределены: сбор информации о вексельном рынке, в том числе о недо­бросовестных участниках рынка, обеспечение листинга векселей, раз­работка единых стандартов и правил вексельного обращения, образова­ние расчетной палаты, развитие общероссийской инфраструктуры, век­сельного депозитария, торговой системы, учреждение третейского суда. Как видно из изложенного, рыночные методы мобилизации средств лучше развиты в секторе государственных ценных бумаг. Уро­вень развития сектора корпоративных ценных бумаг пока не в состоя­нии обслуживать привлечение финансовых ресурсов в производство. В случае если начнется оживление производства, станет очевидным, что в условиях слабой развитости биржевой и внебиржевой торговли ак­циями и облигациями, отставания инфраструктуры, информационной базы и правового обеспечения этот сектор окажется не в состоянии выполнить свою функцию. Требуется наведение порядка в вексельном обращении. Практически не началось развитие рынка ипотечных цен­ных бумаг.

Развитие рынка ценных бумаг сдерживается не только объектив­ными причинами, но и противоречиями между ведомствами, отражаю­щими интересы различных секторов экономики, медлительностью и непоследовательностью в принятии решений. i

1. Назовите основные сектора рынка ценных бумаг в
России.

2. Какие основные задачи решают Органы государствен­
ной власти, выпуская свои долговые обязательства?

Контрольные вопросы

3. Назовите основные виды государственных ценных бумаге России.

4. В чем основные проблемы развития рынка государ­ственных ценных бумаг?

5. Что затрудняет развитие сектора корпоративных цен­ных бумаг?

6. В чем причины неразвитости ипотечных долговых обязательств?

7. Назовите основные проблемы вексельного обраще­ния в России.

8. Назовите основные направления дальнейшего разви­тия рынка ценных бумаг в России.


Курс...


 
 

Раздел 5

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М: Финансы и статистика, 1992.

Гришаев СП. Что нужно знать о ценных бумагах. М.: ЮРИСТ, 1997.

Миркин ЯМ. Ценные бумаги и фондовый рынок. М: Перспектива, 1995.

Проблемы развития рынка ценных бумаг в России // Экономика и жизнь, 1995 №35.

Федеральный Закон «Об акционерных обществах»/Под ред. А. А. Игнатенко и СИ. Мовчан. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

Четыркин Е.М. Финансовые вычисления по внешнеэкономической деятельнос­ти. М.: Финансы и статистика, 1984.

Фельдман А.Б., Лоскутов А.И. Российский рынок ценных бумаг. М.: Аналити­ка—Пресс—Академия, 1997.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.