Здавалка
Главная | Обратная связь

Финансовая оценка материальных активов



Кризис реформируемой экономики обусловил тенденции умень­шения размеров национального богатства. Сократились основные про­изводственные фонды, особенно уменьшились оборотные фонды и под­вергшиеся обработке предметы труда, товарные запасы. Активно сокращаются непроизводственные фонды (за исключением жилищно­го фонда), а также вовлеченные в процесс воспроизводства блага при­роды. Товарное и материально-вещественное содержание рубля резко снизилось.

В этих условиях особого внимания заслуживает потенциальное национальное богатство в виде открытых месторождений и запасов. Они могут быть активно включены в процесс привлечения иностранных капиталов в качестве гарантий и возможного финансово-кредитного ресурса. При этом, анализируя возможности материально-веществен­ной структуры национального богатства, особое место должно отво­диться его региональной структуре. Регионы представляют собой свое­образное социально-экономическое и природно-географическое про­странство, в котором соединяются различные компоненты производ­ственно-технической и отраслевой структуры, определяемые наличием природных возможностей. Практически в регионах должны формиро­ваться пропорции между производственно-техническими укладами, природно-отраслевыми возможностями и финансово-денежной сферой. Данные.особенности регионов должны быть использованы при вовле­чении их потенциальных возможностей в финансово-кредитные отно­шения, особенно с использованием иностранных капиталов.

По экспертным оценкам, доказанные запасы полезных ископае­мых составляют более 28 трлн долл., а денежная оценка всех запасов — 140 трлн долл. К сожалению, в настоящее время нет достаточно обос­нованной официальной финансовой оценки материальных активов страны в разрезе регионов. Для данной работы нет даже проблемно-ориентированной методики оценки активов.

Важность этой проблемы связана с тем, что мощный потенциал природно-сырьевых ресурсов России обеспечивает возможность круп­номасштабной и высокоэффективной добычи ископаемых для их внут­реннего потребления, экспорта, а также обеспечения привлечения инос­транных инвестиций в страну и поддержку нормального финансово-денежного оборота.

Финансовая оценка материальных активов даст возможность не только укрепить курс отечественной валюты, но и расширить финан­совые активы для капиталовложений. Возможны следующие варианты


I


464

газоел.

использования результатов финансовой оценки материальных вещес­твенных активов:

увеличение эмиссии денег в соответствии с новой оценкой мате­риальных активов и повышением уровня товарной обеспеченнос­ти рубля. Чтобы не расширять потребительский спрос, не увели­чивать давление эмиссии на цены, целесообразно дополнительную эмиссию сконцентрировать на рынке инвестиционных тбваров, точнее, физических компонентов капиталовложений. В частйос-ти, дополнительную денежную массу можно использовать Для рас­ширения геологоразведочных работ, добычи нефти, подъема зо­лотодобывающей промышленности, завершения строительства пусковых объектов и т.д. Дополнительную эмиссию можно также использовать для ликвидации узких мест в платежно-расчетной системе при условии повышения собираемости налогов; выпуск в обращение государственных Инвестиционных бумаг со сроком обращения от 1 до 5 лет под целевые инвестиционные про­граммы, прошедшие финансово-банковскую экспертизу и аудит; выпуск векселей и использование их в залог для расширения по- тенциала кредитования. Это наиболее тонкий банковский инстру­мент, он требует проработки вопросов ликвидности и гарантий интересов отечественных товаропроизводителей; введение нового рубля, соответствующего оценке материально- вещественных активов. Это потребует активизации внешнеэконо­мической политики и проявления сильной государственной воли. В переговорах с западными партнерами возможен компромисс по схеме: признание рубля как международной валюты, введение в определенных пределах тех или иных форм торговли и предпри­нимательства в сфере природных ресурсов (концессии и т.д.). Пре­имущество рассматриваемого варианта в том, что он создаст базовую основу для нормализации цен, денежного обращения, обеспечит ограничение влияния спекулятивных факторов и выдви­жение на первый план инновационных источников роста в произ­водственном и финансово-банковском секторах экономики. Рядом регионов разработан проект о предоставлении субъектам Федерации прав по выпуску государственных гарантийных обяза­тельств под залог имущества (недра, основные фонды и т.д.), находя­щегося в собственности этих субъектов. Предполагается, что эти наци­ональные ценные бумаги (государственные гарантийные обязательст-ва, зарегистрированные в соответствующих органах) могут признавать­ся иностранными инвесторами в качестве материальной основы кредитных ресурсов для инвестиций. По существу речь идет о весьма масштабной реформе банковской системы, предоставлении эмиссион­ных прав банковским органам субъектов Федерации, что предполага­ет крупную реструктуризацию банковской системы и образование в субъектах Федерации своих республиканских банков.


Инфляции в России и пути ее преодоления 465

Чтобы дать простор для инициативы субъектов Федерации, не нужно «расщеплять» эмиссионное ее право; нужны меры по устойчи­вому развитию финансово-банковской системы и укреплению рубля, повышению его покупательной способности. На этой основе можно будет определить новую политику формирования курса валюты. Если силами федеральных органов с участием субъектов Федерации провес­ти финансовую оценку материальных активов, это позволит укрепить рубль, повысить его международное признание.

Контрольные вопросы

1. Каковы основы формирования спроса на. деньги?

2. Каковы основные направления координации денеж­но-кредитной и бюджетно-налоговой политики?

3. Как влияют темпы роста ВВП, цен, уровень бюджет­ного дефицита, изменение процентной политики ЦБ на денежную массу?

ЛИТЕРАТУРА

Сепчагов В.К. Проблемы финансовой и денежно-кредитной политики с пози­ций стратегии экономической безопасности II Деньги и кредит. 1996. № 9.

Кэмпбет Р. Маккоппем, Стеши Л. Брю. Экономикс. Пер. с англ. Ч. 3 / М.: Рес­публика, 1992.

Российская банковская энциклопедия/Под ред. О.И. Лаврушина М: ЭТА, 1995.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.