Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная защита малообеспеченных



Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общес­тва на бедных и богатых; кроме того существенно изменилась структу­ра бедных слоев населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория «новых бедных» — трудоспособных людей, кото­рые готовы работать, но не могут заработать достаточно средств для содержания семьи.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: уве­личение помощи социально уязвимым группам населения, предостав-


 

Социальные приоритеты в экономической политике

ление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-комму­нальных услуг. Проводимая в России жилищно-коммунальная рефор­ма направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. До реформы на эти цели затрачивалось свыше 100 трлн р. бюджетных средств. Жилищная реформа рассчитана на ряд лет и будет осущест­вляться по мере повышения денежных доходов населения. В ходе про­ведения социальных реформ необходимо делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение роли трудо­вого вклада каждого человека, усилить адресный характер социаль­ной помощи.

В настоящее время в России действует более тысячи нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные льготы для 200 ка­тегорий населения. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн чело­век. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого кон­кретного человека, зачастую чисто символична. Если в развитых стра­нах среди действительно нуждающихся распределяется 50--60% соци­альной помощи, то в России эта доля не превышает 20%.

Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспо­собные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обес­печить им возможность повышения своего благосостояния за счет сво­его труда, самозанятости; инициативы и предприимчивости. Необхо­димы меры по стимулированию инвестиций для отечественных това­ропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.

С проблемой бедности самым непосредственным образом связана и проблема безработицы. В ближайшем будущем она,'по всей вероят­ности, обострится в связи с превращением скрытых излишков рабочей силы в явные. Особо трудное положение может возникнуть «отраслях машиностроения, ориентированных на внутренний рынок, и ВПК, и соответственно в районах концентрации предприятий этих отраслей (Уральский и Восточно-Сибирский экономические районы, часть ре­гионов Западной Сибири и Дальнего Востока). Обеспечить высвобож­даемых работой будет сложно, в частности потому, что, Несмотря на нехватку квалифицированных рабочих кадров, острый кризис пережи­вает система профессиональной подготовки. При нынешнем финансо­вом положении предприятий, при их переходе во многих случаях на производство менее технологичной продукции они часто не могут и не хотят финансировать подготовку и переподготовку рабочих кадров.


486

Раздел б

В России необходимо в ближайшее время осуществить меры, спо­собствующие созданию новых рабочих мест, в том числе за счет допол­нительного стимулирования инвестиций: например, с помощью бесплат­ного предоставления земли и других льгот.

Значительные усилия и средства необходимы для организации обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалифи­кации безработных и лиц, высвобождаемых из производства, системы управления, вооруженных сил. В это дело следует более широко при­влекать предприятия, тем более что в таком случае будет обеспечиваться непосредственная связь с практическими требованиями производства. Целесообразно ввести и страхование от безработицы, и за счет этих средств осуществлять переквалификацию работника при потере им работы (более подробно об этом см. 6.2 и 6.4).

Весьма результативным могло бы быть и осуществление широкой программы жилищного строительства, финансируемой в значительной мере за счет частного капитала на условии предоставления ему части жилого фонда или земли. В результате были бы решены одновременно и другие проблемы: расширение занятости, смягчение жилищного кри­зиса и стимулирование строительной индустрии.

До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда.

Социальная защита требует обеспечения охраны труда на произ­водстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный трав­матизм.

Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходи­мых гарантий работающим. Этот документ не предусматривает соци­альной защиты от профессиональных рисков, не обязывает работода­телей соблюдать правила техники безопасности и гигиены труда.

Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на по­вышении ответственности работодателей за улучшение условий и ох­рану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопас­ности. Внедряемый при этом экономический механизм будет выпол­нять две функции: наказания работодателя за необеспечение норматив­ного состояния условий и охраны труда и поощрения его при сущес­твенном улучшении этих показателей.


 

Социальные приоритеты в экономической политике

Социальная защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом демографической нагрузки увольняемого. Это от­носится и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, уха­живающим за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за престарелыми и инвалидами.

В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются безадресно, без учета доходов семьи. Для обеспечен­ных слоев населения эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социаль­ной защиты.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая сис­тема, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь ока­зывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

Реформирование системы социальных выплат будет осуществлять­ся по нескольким направлениям. При определении размеров социаль­ных пособий целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда и учитывать при назначе­нии пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, средне­душевой совокупный семейный доход. Следует законодательно закре­пить право на получение только одного вида Социальной помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям ,и ком­пенсационным выплатам, установленным на федеральнбм уровне, бу­дет развиваться система денежной и натуральной помощи малообеспе­ченным на уровне субъектов РФ.

Размеры такой помощи намечается определять».учитывая сложив­шийся в регионе среднедушевой доход семьи, прожиточной минимум и демографическую ситуацию. Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по нуждаемости, предварительно опробо-


488

Раздел 6

вав ее в трех субъектах Российской Федерации, где высок уровень бед­ности.

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйство­вания должна играть социальная защита основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в опреде­ленных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и уволь­нение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) дол­жны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций. 6.1.3. Поиск новой модели финансирования образования

Врамках социальной политики особое место занимает политика в области образования.

Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обес­печить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурс­ной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных обра­зовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосудар­ственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социаль­но-экономического развития России.

В то же время реформы в сфере образования сдерживались во мно­гом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах го­сударственных образовательных стандартов на всех ступенях и уров­нях системы в соответствии с законодательством; содействовать раз­витиюсети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развитие, 'со­держания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопро­сы дальнейшего развитии высшего и послевузовского образования, Что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования.


 

Социальные приоритеты в экономической политике

Плата за обучение — в значительной степени основа экономичес­кой оценки каждым выпускником средней школы альтернатив своей дальнейшей жизненной и профессиональной карьеры: продолжить уче­бу в институте или сразу пойти работать. При этом учитывается не толь­ко реально сложившийся уровень платы за обучение, но и вероятные косвенные потерянные доходы, т.е. средства, которые он мог бы зара­ботать за время учебы в вузе, а также перспективы трудоустройства.

В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут огра­ничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготов­ки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости дипло­ма. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочно­го обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а воз­можности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому необхо­дима разработка новой модели финансирования высшей школы.

Прежде всего следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей школы для финансирования прежде всего вузов, готовя­щих специалистов для фундаментальных наук. Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей бюджета. Такой порядок исклю­чит возможность исполнительных властей маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на высшее образо­вание в связи с изменением бюджетных приоритетов.

Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно
потому, что в последние годы сократился приток специалистов в
науку. За счет данного фонда может осуществляться контрактная Под­
готовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных
учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями. Кон­
трактная подготовка даст возможность в известной мере решить и про­
блему повышения заработной платы.

Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих орга­низаций, что предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин, (Предоставление в распоряжение ,вузов всей валют­ной выручки от их внешнеэкономической деятельности. В вечное поль­зование без права отчуждения вузам необходимо передать землю и дру­гие ресурсы территории, на которой они расположены..

Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы является образовательный ваучер, предполагающий пре­доставление кредита на получение высшего образования. Система цен-


490

Раздел 6

трализованного кредитования получения студентами высшего образо­вания может быть разнообразной: безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

Коммерциализацию высшего образования следует проводить на­ряду с обеспечением государственных гарантий его получения, в соче­тании с развитием негосударственных учебных заведений. При созда­нии новых вузов допустимы любые формы собственности, но сущес­твующие институты приватизировать нецелесообразно.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образова­тельных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответст­вии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных за­ведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными органами бес­платно на приоритетной основе.

Коммерциализация системы высшего образования может осущес­твляться путем передачи функций владения и использования вузовс­кой инфраструктуры через арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и экономическую са­мостоятельность.

Чтобы исключить возможность вмешательства властных струк­тур в деятельность вузов и сохранить их автономию, целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать направ­ляемые на развитие и функционирование высшей школы средства. 6.1.4. Проблемы развития здравоохранения

Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации дея­тельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских ус­луг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и ка­чеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребите­лей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее при­оритетных научных разработок в области медицины на конкурсной ос­нове.


 

Социальные приоритеты в экономической политике

Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинс­кой помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологичес­ких условий жизнедеятельности населения требует структурных и фун­кциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечива­ющих:

♦ устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

♦ приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению забо­леваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по форми­рованию здорового образа жизни; ,

♦ повышение эффективности использования финансовых, матери­альных и кадровых ресурсов здравоохранения;

♦ защиту права пациента на получение своевременной и качествен­ной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, уч­реждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы.

В настоящее время значительная часть больниц нуждается в капи­тальном ремонте, не имеет горячей воды, в них отсутствует канализа­ция, душ и ванйы. В то же время большие средства используются не на улучшение материально-технической базы медицинских учреждений и качества лечения, а на содержание различного управленческого персо­нала.

Важным направлением реформы здравоохранения является раз­граничение функций Центра и регионов. Целесообразно, Чтобы и в даль­нейшем на федеральном уровйе решались многие вопрбсы организа-ции и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государствен­ного заказчика по федеральным программам здравоохранения, коор­динатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рациональ­ного взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учрежде­ний в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охра­ны здоровья требует проведения единой научно-технической полити-



Раздел б


Социальные приоритеты в экономической политике



 


ки в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспе­чении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредо­точится на стратегических направлениях развития медико-индустри­ального комплекса и финансирования федеральных программ.

Экономическая самостоятельность регионов позволяет им выби­рать оптимальные региональные программы в части изменения струк­туры медицинской помощи. В связи с этим необходимо разработать научные основы селективной политики в здравоохранении, систему показателей, позволяющих обосновывать приоритеты развития.

Прежде всего требуется увеличение доли финансирования первич­ного, амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80—85% средств, а на амбулаторно-поли-клиническую — 15—20%. Между тем часть услуг, которые сейчас ока­зываются населению в условиях стационара, возможно обеспечить в амбулаторно- поликлиническом звене. Доля последнего в использова­нии ресурсов может достигать 40% без какого-либо ущемления интере­сов пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем уско­ренного развертывания новых видов медицинской помощи.

Переход к финансированию учреждений здравоохранения в рас­чете на одного вылеченного пациента является основой экономичес­кой реформы в этой сфере. Он требует изучения действия медицинских, экономических, социальных и организационных факторов, и прежде всего определения фактических и разработки нормативных значений стоимости лечения одного больного по группам с учетом сложности лечения, проведения расчетов цен, экономического анализа, поиска путей минимизации издержек.

Необходимо разработать экономический механизм функциониро­вания медицинских учреждений, обеспечивающий приоритет потреби­теля, контроль эффективности и качества медицинской помощи. Это­му может способствовать аккредитация медицинских учреждений, т.е. определение их соответствия установленным профессиональным стан­дартам. Многие медицинские учреждения пока еще не отвечают этим требованиям, поэтому предстоит большая работа по их модернизации, техническому переоснащению и организационному совершенствова­нию. В этом же направлении будет действовать и развивающаяся сис­тема добровольного медицинского страхования и платных медицинс­ких услуг.


 


Финансовое положение в здравоохранении может облегчить бо­лее активное использование помощи организаций благотворительнос­ти и милосердия, а также спонсоров, в том числе состоятельных пред­принимателей.

Контрольные вопросы

1. Какие основные факторы определяют дифференциа­цию уровня и качества жизни в условиях переходной экономики России?

2. Какие индикаторы характеризуют социальное разви­тие страны?

3. Каковы приоритеты социальной политики (социаль­ной стратегии) в России?

4. В чем особенности государственного регулирования социального развития в условиях переходной эконо­мики?

5. Каковы особенности региональной социальной по­литики?

6. В чем специфика проблемы бедности в условиях пе­реходной экономики и каковы пути ее решения?

7. Каковы основные направления реформирования об­разования и здравоохранения в России?

ЛИТЕРАТУРА

Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социальной сферы. Ка­
зань, 1996. ■

Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАГС, 1993.

Савченко П.В., Федорова М.Н. Проблемы разработки социальной стратегии в России // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 6.

Савченко П.В. Социальные приоритеты: проблемы и решения // Экономист. 1995. №5.

Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспекти­вы. М: Молодая гвардия, 1996.

Экономика труда и социально-трудовые отношения. М.: Изд-во МГУ, 1997.


494

Раздел 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.