Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль государства в поддержке национальных производителей



Завоевание Россией достойного места в мировом хозяйстве невоз­можно без активной и целенаправленной политики государства. Пред­ставление о том, что в условиях рыночной экономики государство не должно играть активной роли, не соответствует современной ситуации в промышленно развитых западных странах. Вся деятельность государ­ства в этих странах направлена на поддержание экономического рос­та, стимулирование научно-технического прогресса и повышение кон­курентоспособности национального производства.


Переход к открытой экономике: регулирование внешнеэкономических связей 559

Государство в России призвано сыграть решающую роль в пре­одолении экономического кризиса, а затем и в выходе России на пе­редовые рубежи в мировом хозяйстве. Первоочередной задачей госу­дарства является принятие мер к росту капиталовложений, ибо их ка­тастрофическое падение является наиболее острой проблемой совре­менной российской экономики.

Государство может и должно проводить политику, направленную на рост частных капиталовложений в стране. С помощью системы го­сударственных гарантий, налоговой политики, стимулирования роста амортизационных отчислений, в том числе политики ускоренной амор­тизации, особенно в отраслях, определяющих научно-технический про­гресс и экспортный потенциал страны, государство должно способство­вать формированию у предприятий собственных средств на капитало­вложения.

Важным фактором повышения национальной конкурентоспособ­ности является развитие науки. В промышленно развитых странах за счет государственных средств содержится не только практически вся фундаментальная наука, но и прикладные исследования на решающих участках научно-технического прогресса, поскольку без собственной научной базы невозможно поддерживать конкурентоспособность на­циональной промышленности на мировых рынках.

Теперь решающие позиции в мировом хозяйстве занимают круп­нейшие многоотраслевые компании промышленно развитых стран, превратившиеся в транснациональные корпорации. Именно они кон­курируют между собой на основных рынках промышленной продук­ции. Если на Западе усиливаются позиции крупных компаний, то в Рос­сии процесс пошел в противоположном направлении. Приватизация, к сожалению, привела к разрушению многих производственных комплек­сов. Образовавшиеся структуры оказались намного слабее прежних. В этих условиях формирование финансово-промышленных групп становит­ся крайне необходимым для усиления конкурентоспособности нашей промышленности на мировых рынках. Только В рамках достаточно крупных объединений возможно финансирование программтехничес-кого перевооружения производства и развития новых производств. Государство должно способствовать такой деятельности финансово-промышленных групп.

Борьбе за достойное место России в мировом хозяйстве должна быть подчинена внешнеэкономическая политика государства. Переход к открытой экономике не может быть одномоментным и не может оз-


t>bO


РазОел 7

начать полного отказа от регулирующей роли государства во внешне­экономической сфере.

Страны Запада и МВФ подталкивают Россию к снятию барьеров во внешней торговле, даже связывают предоставление кредитов с вы­полнением этих требований. Однако в самих промышленно развитых странах, несмотря не преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма эффективный механизм зашиты внут­реннего рынка и поддержки национальных экспортеров. Наряду с со­хранением таможенных пошлин (уровень их существенно снизился; но по некоторым товарам они играют заметную роль) используются зна­чительные нетарифные барьеры, в том числе количественные ограни­чения.

Европейский Союз, например, устанавливает квоты на поставку из России и других стран СНГ стали, текстиля и других товаров. США для защиты внутреннего рынка активно используют так называемые добровольные ограничения, которые под американским давлением вынуждены принимать партнеры США, особенно Япония, страны За­падной Европы, в поставках определенных товаров, в частности про­дукции металлургии. Барьеры, устанавливаемые странами Запада, на­правлены на защиту их неконкурентоспособных отраслей.

Внешнеэкономическая политика России должна отвечать нацио­нальным интересам. Такая политика должна заключаться: в разумном протекционизме российских производителей и экспор­теров на основе тарифного и нетарифного регулирования внеш­неэкономической деятельности;

в борьбе с существующими на международных товарных и финан­совых рынках дискриминационными для России и российских ком­паний режимами, в том числе необоснованными претензиями к российским компаниям о демпинге;

в прямой политической поддержке интересов российских компа- ний в зарубежных странах и на переговорах с международными финансовыми и торговыми организациями, во вступлении во Все­мирную торговую организацию (ВТО) на приемлемых для России условиях.

Для проведения потттм разумного протекционизма необходимо выбрать приоритеты не на уровне отраслей (в такой крупной стране, как Россия, должны быть представлены все основные крупные отрас­ли), а на уровне отдельных видов производства, которые заслуживают поддержки с точки зрения поставок их продукции на экспорт требуют на определенное время защиты на внутреннем рынке. Если внутри стра-


Переход к открытой экономике: регулирование внешнеэкономических связей 561 ны эти производства должны поощряться с помощью налоговой и кре­дитной политики, а в ряде случаев и государственного-финансирова­ния, то во внешнеэкономической политике их необходимо защищать с помощью пошлин и других мер, применяемых промышленно развиты­ми странами, и создавать условия для продвижения их товаров на эк­спорт. Даже в условиях открытой экономики, предполагающей отказ от крайнего протекционизма, защита отраслей и производств, перспек­тивных с точки зрения формирования Новой модели включения России в мировое хозяйство, необходима.

За последние годы таможенный тариф России неоднократно из­менялся. Преобразования в тарифе шли в правильном направлении: он становился все более дробным и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины должны быть весьма дифференциро­ванными, поощряя вывоз товаров, производство которых мы собира­емся развивать, и сдерживая ввоз товаров, производство которых в стра­не может быть эффективным.

В целях поддержки международной кооперации ввоз деталей и узлов не должен облагаться пошлинами, а на ввоз готовойщродукции пошлины могут устанавливаться. Однако если эта продукция произво­дится за рубежом, но в кооперации с российскими предприятиями, то ее ввоз также может поощряться. К сожалению, практическиевопросы таможенного регулирования решаются далеко не всегда удачна

С учетом отмеченной ситуации на российском рынке •необходима протекционистская защита продукции собственного сельского хозяй­ства. На Западе в тех случаях, когда импорт продукции превышает 20% общего объема выпуска в стране, ставится вопрос об угрозе националь­ной экономике. В России же зависимость от импорта по многим това­рам, включая Продовольствие/значительно выше. Поэтому разумная протекционистская защита национальных сельскохозяйственных про­изводителей вполне оправданна.

Важные вопросы встают в связи с предстоящим вступлением Рос­сии во Всемирную торговую организацию. Придется исходить из трго, что нас заставят пойти на снижение таможенных пошлин, поскольку развитые страны — члены ВТО имеют достаточно низкий средний уро­вень таможенного обложения.

В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связан­ных с нетарифным регулированием. Мировая практика состоит в том, что, когда снижаются таможенные пошлины, страны пытаются их за­менить применением различного рода нетарифных барьеров. Они в

Курс...



Раздел 7

определенной мере практикуются и в России, например-при попытках решать задачикачества ввозимой продукции потребительского назна­чения. Учитывая нередкие случаи ввоза некачественных продоволь­ственных товаров, такого рода контроль должен быть усилен,,,

Важнейшая задача государства — стимулирование экспорта. За последнее время здесь произошли важные изменения. Экспорт пол­ностью либерализован; практически полностью отменены квоты на экспорт; сохранены квоты и лицензируется экспорт товаров, регулиру­емых (квотируемых) в соответствии с международными соглашения­ми; отменен институт спецэкспортеров. Открыт свободный доступ к системе магистральных трубопроводов, полностью отменены экспорт­ные пошлины. Все это должно позитивно отражаться на динамике экс­порта.

Вместе с тем особое значение приобретает создание системы сти­мулирования экспорта, особенно наиболее эффективного и перспектив­ного эскпорта готовой продукции. Существенную роль здесь могут сыг­рать наряду с мерами по поощрению экспортного производства (нало­говые льготы экспортерам, например, путем введения ускоренной амор­тизации) формирование системы кредитования экспорта и страхо­вание внешнеэкономической деятельности, включая страхование экс­портных кредитов. В начале 1996 г. правительством была одобрена программа стимулирования экспорта, в которой многие из этих мер предусмотрены, однако средства, выделяемые для стимулирования экс­порта, явно недостаточны.

Государствуенная поддержка экспорта необходима и по другим направлениям, в частности путем оказания помощи предпринимателям в изучении зарубежных рынков. Прежде всего нужна государственная системалвнешнеэкономической информации, которой могли бы поль­зоваться предприятия, особенно мелкие и средние. Информация, соби­раемая государственными внешнеторговыми ведомствами, в том чис­ле торговыми представительствами за рубежом, должна распростра­няться бесплатно или за очень низкую плату.

Предприятия должны получать финансовую поддержку государ­ства и при специальном изучении рынка. Такая практика сущствует во многих странах. Большое внимание распространению деловой инфор­мации уделяет Европейский Союз, где целенаправлено проводится по­литика повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствующая различным формам их международного сотрудни­чества. Одним из конкретных направлвений этой политики является создание компьютеризованной системы поиска партнеров, предназна­ченной в первую очередь для мелких и средних фирм.


Переход к открытой экономике: регулирование внешнеэкономических связей 563

Государство должно взять на себя хотя бы частичное покрытие расходов предприятий на участие в выставках и ярмарках за рубежом, на проведение рекламных кампаний. Очевидно, что предприятия, стре­мящиеся к выходу на мировой рынок, не имеют валютных средств на эти цели. Для повышения уровня внешнеэкономической деятельности необходима государственная поддержка подготовки квалифицирован­ных кадров.

Задача органов управления внешнеэкономическими связями — координировать действия российских экспортеров, особенно экспорте­ров сырьевых товаров на внешних рынках. Нельзя допустить повторе­ния такой ситуации, какая была с неорганизованным экспортом цвет­ных металлов, который привел к резкому падению мировых цен на них. Правда, государство с помощью квот сдерживало экспорт, защищая внутренний рынок от дефицита некоторых видов сырьевых товаров, в том числе и цветных металлов, но при этом не учитывалось состояние мировых рынков. К тому же меры сдерживания оказались недостаточ­но эффективными.

При нормальной ситуации с сырьевыми товарами на внутреннем рынке административное регулирование экспорта не нужно. Введение квотирования на экспорт оправданно лишь в случае острого дефицита сырья на внутренних рынках. Государство также вынуждено регули­ровать экспорт, если экспорт этих товаров определяется международ­ными соглашениями, если страны-партнеры устанавливают квоты на поставку товаров из России или если нас заставят пойти на «добро­вольные» ограничения экспорта тех или иных товаров.

Но при отсутствии административных форм вмешательства госу­дарству необходимо способствовать координации действий экспорте­ров. Одним из инструментов такого регулирования могут быть объ­единения экспортеров, действующие при поддержке государства. Ко­ординация нужна и при импорте, особенно сырья.

С точки зрения повышения эффективности внешнеэкономических связей и экономической безопасности следует стремиться к диверсифи­кации рынков сбыта для российских товаров, источников импортного сырья и промышленной прордукции поддержкивать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отно­шениях с одними странами их расширением с другими.

Внешнеэкономическая политика России должна быть активной и направленной на защиту национальных интересов за рубежом. Она в первую очередь должна способствовать открытию рынков для российс­ких товаров и создавать условия для устойчивых поставок в Россию необходимых товаров.


36»



Раздел 7

Если Россия действительно пошла по пути либерализации внеш­ней торговли, то, к сожалению, страны Запада до сих пор сохраняют многие барьеры на пути товаров из России, существовавшие в период «холодной во!йны». Условия для участия России в международных эко­номических отношениях даже ухудшаются, в частности в связи с интег­рационными процессами на Западе. Вступление в ЕС традиционных торговых партнеров России в Европе (Финляндии, Швеции, Австрии) сопровождалось повышением таможенных пошлин в этих странах до уровня, принятого в странах — членах ЕС. На Россию автоматически распространились антидемпинговые и количественные ограничения на сталь, текстиль, минеральные удобрения, уран.

Сохранение большого количества протекционистких барьеров связано и с тем, что Россию все еще считают страной с централизован­ной экономикой. За декларацией западных политиков о том, что Рос­сия идет по пути рыночных реформ, не последовало никаких реальных шагов этого признания. Ни в одной из западных стран не закреплен юридически статус России как страны с рыночной экономикой. В слу­чае официального признания ее страной с рыночной экономикой поя­вилась бы иная основа сотрдуничества, предполагающая отмену мно­гих ограничений и обеспечивающая полноценный доступ России к-ми­ровому рынку.

Современный мировой рынок отнюдь не является сферой дейст­вия чисто рыночных отношений, а подвергается определенным фор­мам межгосударственного регулирования, связанного с деятельностью международных организаций и заключением международных соглаше­ний. Участие России в этих процессах должно быть направлено на со­здание более благоприятных условий для внешнеэкономической дея­тельности. Одной из первоочередных задач является вступление Рос­сии в ВТО, которое создаст прежде всего условия для снятия барьеров на пути российских товаров на мировые рынки. Став членом ВТО и приведя российское законодательство в соответствие с международны­ми нормами, Россия будет равноправным торговым партнером стран Запада. Сейчас, когда Россия не является членом этой организации, против нее могут быть предприняты односторонние меры антидемпин­гового характера. Конечно, рассчитывать на полностью свободный доступ на западные рынки в связи с вступлением в ВТО, видимо, не приходится, но определенное улучшение ситуации должно произойти. Вступление России в ВТО создаст широкую правовую основу и для инвестиционного сотрудничества России с внешним миром.


Переход к открытой экономике: регулирование внешнеэкономических связей 565

Вступление в ВТО не может быть самоцельно, а должно отвечать национальным интересам России. В случае выдвижения некоторыми членами ВТО условий, неприемлемых для российской стороны, не сле­дует поспешно идти на уступки, тем более что принцип наиболее бла-гоприятствуемой нации, лежащей в основе ГАТТ, а теперь ВТО, зафик­сирован в торговых договорах и соглашениях России практически со всеми торговыми партнерами.

На рынках сырья и продовольствия существенное влияние оказы­вают товарные соглашения и деятельность разныхиорганизаций стран-экспортеров. Поскольку Россия является экспортером многих видов сырья и импортером продовольственных товаров, ей необходимо стре­миться к сотрудничеству с этими международными организациями. Примером такого рода сотрдуничества является соглашение о сокра­щении перепроизводства алюминия, достигнутое Россией, США, стра­нами Европейского Союза, Австралией, Канадой и Норвегией.

Учитывая расширение интеграционных процессов в мире, россий­ская внешнеэкономическая политика должна искать пути к сотрудни­честву не только с Европейским Союзом, но и с другими интеграцион­ными группировками, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.