Вывоз российского капитала
Характерная для переходной экономики либерализация внешнеэкономической деятельности распространяется не только на внешнюю торговлю, но и на участие страны в международном движении капитала, его ввозе и вывозе. На основе вывоза отечественного капитала продолжается организация за рубежом добычи сырья и сборки (доработки) готовых изделий, а в ряде случаев — налаживание полномасштабного производства товаров и его обслуживания. В России, охваченной длительным и глубоким экономическим кризисом, порождающим неблагоприятный инвестиционный климат, вывоз капитала превратился по преимуществу в его бегство из страны. В «бегстве капитала» принимают участие все категории хозяйствующих субъектов, а в интеграции в мировую экономику на базе вывоза капитала — лишь некоторые из них, преимущественно крупные, превращающиеся или уже превратившиеся в транснациональные корпорации (ТНК). Для ТНК, созданных странами с переходной экономикой, характерна склонность к созданию за рубежом совместных компаний с местными партнерами, что объясняется их меньшей (по сравнению с ТНК развитых стран) финансовой, технологической и управленческой конкурентоспособностью. Их главными конкурентными преимуществами часто являются невысокие цены, приспособленная к местному спросу продукция, отвечающая местным условиям технология, хорошее знание местных условий хозяйствования. Другими важными причинами быстрого роста ТНК стран с переходной экономикой являются повышение уровня экономического развития этих стран, их растущая потребность в получении доступа к зарубежным источникам сырья. В России часть ТНК была организована сравнительно давно (бывшие совзагранбанки, внешнеторговые объединения), другие появились
Иностранные инвестиции и экспорт капитала в последние годы. Те и другие занимаются за рубежом преимущественно экспортно-импортными операциями, их финансовым, страховым, транспортным и другим обеспечением и намного реже — организацией производства других услуг и тем более производства товаров и добычей сырья. Дополнительным стимулом для роста числа и мощи российских ТНК стало принятие в 1995 г. Закона «О финансово-промышленных группах» (ФПГ), во многом нацеленного на поощрение выхода отечественных ФПГ на внешний рынок. Одни ФПГ уже стали своеобразными ТНК, другие являются базой для превращения в них. Помимо нескольких десятков уже оформленных, в России действует множество сложившихся, но юридически не оформленных ФПГ. Зарубежную инвестиционную деятельность российских ФПГ сдерживают их ограниченная финансовая база, а также недостаточный опыт конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынке. Эти слабости менее характерны для российских компаний топливно-энергетического и сырьевого комплексов. Их большая финансовая мощь, находящаяся на мировом уровне технология, наличие традиционных зарубежных рынков сбыта позволяют им создавать и приобретать зарубежные филиалы в разных регионах. Как указывалось, в России важным элементом международного движения капитала стало бегство, т.е. такой вывоз капитала из страны, который противоречит ее интересам. Заметной частью «убежавшего капитала» являются средства, полученные незаконными способами: в результате юридически не оформленной хозяйственной деятельности, криминальной активности и т.д. «Бегство капитала» осуществляется как легальными (банковские переводы), так и нелегальными способами (контрабанда, искажение внешнеторговых цен и др.). Масштабы «бегства капитала» из России, по оценкам автора, составляли в 1995 г. 28—29 млрд долл., а в 1996 г. —'■ ориентировочно 33 млрд долл. Весь вывоз капитала из России в эти годы оценивается в 38 и 46 млрд долл. соответственно. В целом «бегство капитала» крайне негативно сказывается на платежном балансе России, стимулирует рост внешней задолженности (поскольку часть внешних займов через бюджет направляется на кредитование предприятий, а от них уходит за рубеж), сокращает объем внутренних инвестиций, наносит огромный ущерб государственному бюджету, прежде всего из-за ухода капитала от налогообложения. Ограничить «бегство капитала» способны такие меры, как макроэкономическая политика, которая нацелена на экономический рост, Раздел 7 Иностранные инвестиции и экспорт капитала
увеличение частных и государственных инвестиций, положительные процентные ставки, незавышенный обменный курс, уменьшение возможностей для незаконного обогащения, а также валютный контроль. Что касается возможностей возврата «убежавшего» за рубеж долгосрочного капитала, то большинство исследователей относятся к ним скептически. Концентрация временно свободного капитала прежде всего в частных руках, все большая открытость российской экономики и слабость государственного контроля над вывозом капитала создают предпосылки для экспорта частного капитала в ссудной форме. Это подтверждается быстрым ростом вывоза из России частного капитала в виде экспортных кредитов и портфельных инвестиций. Для прямых инвестиций важнейшими предпосылками являются уровень конкурентоспособности отраслей и предприятий, наиболее активно интегрирующихся в мировую экономику, и характер их продукции, величина трансакционных издержек по организации и ведению хозяйственной деятельности за рубежом. Подобные предпосылки остались и даже усилились в последние годы для российских компаний по производству промышленного сырья, топлива, сельскохозяйственных, лесных и некоторых других товаров. «Бегство капитала» базируется на трех главных предпосылках: на неблагоприятном инвестиционном климате в стране происхождения капитала; на открытом характере ее экономики и нередко на незаконном происхождении вывозимого капитала. Все эти предпосылки существуют в России 90-х годов. Опрос российских компаний различного профиля, имеющих за рубежом собственные фирмы, показал, что основным мотивом для портфельных инвестиций является желание российского предпринимателя диверсифицировать свой капитал за счет инвестиций за рубежом, а также высокая доходность иностранных ценных бумаг и необходимость участия в капитале зарубежного партнера, иногда — трудности инвестирования в России. Для прямых инвестиций основными мотивами являются желание знать конъюнктуру и возможности зарубежного рынка и закрепиться на этом рынке; содействие собственным экспортным и импортным операциям через зарубежные фирмы; налаживание производства товаров и услуг за рубежом прежде всего из-за выгодности; желание использовать свои конкурентные преимущества; трудности инвестирования в России, прежде всего из-за высокого налогообложения и политической и правовой нестабильности; желание создать за рубежом «запасную площадку», страхующую от потрясений в России. По оценке, масштабы находящегося за рубежом частного российского капитала весьма приблизительно могут быть оценены в 150— 180 млрд долл., а с учетом находящейся в России наличной иностранной валюты — в 180—210 млрд долл. Из них накопленная величина прямых инвестиций за рубежом составляет от 20 до 30 млрд долл. Они оказывают и будут оказывать стимулирующее воздействие на российский экспорт, особенно сырья и материалов, а также могут повышать уровень конкурентоспособности российских компаний и сопровождаться заметным притоком дивидендов и прибыли. Этот приток мог быть больше, если бы не нелегальное происхождение значительной части инвестиций и высокое налогообложение доходов от них в самой России. Портфельные же инвестиции (накопленная величина которых составляет от 30 до 40 млрд долл.) не являются стимулирующим фактором для российского экспорта товаров и услуг, не ведут к высокому притоку доходов и тормозят развитие российского фондового рынка. Величина экспортных кредитов по отношению к величине российского экспорта слишком велика из-за невысокого доверия на мировом финансовом рынке к российским экспортерам и низкой платежеспособности покупателей из стран СНГ. Чрезмерно велика величина российских средств, находящихся на счетах и депозитах за рубежом (по оценке, до 70 млрд долл.) и средств, вложенных в наличную иностранную валюту в самой России (около 35 млрд долл.). Большие потери для России влечет за собой и капитал, вывезенный для покупки недвижимости (примерно 30—40 млрд долл.). Он ведет к отвлечению средств от российского капитального строительства и связанных с ним отраслей, а также к потере налогов на Недвижимость и землю. Применяемые в мире меры государственного регулирования экспорта частного капитала разнообразны. Из них можно выделить меры по ограничению этого вывоза, меры по его поддержке, а также меры по учету и анализу экспорта капитала. Логически связанные друг с другом, они образуют систему государственного регулирования вывоза частного капитала, т.е. механизм претворения в жизнь государственной политики в этой сфере. Меры по ограничению вывоза капитала сводятся преимущественно к необходимости получения предварительного разрешения (лицензии) на осуществление инвестиций за рубежом, к запрету или ограни- Раздел 7 чению некоторых видов инвестиций, к ограничениям вывоза капитала в виде требований выполнения ряда предварительных условий. Эти меры реализуются преимущественно через административный и валютный контроль. Либерализация вывоза капитала охватила преимущественно развитые страны. Их прежний опыт регулирования вывоза капитала представляет определенный интерес для России, особенно попытки ряда этих стран в 60—70-х годах ограничить отрицательное воздействие вывоза капитала на платежный баланс, нацелив финансирование экспорта капитала на внешние источники, а не на переводимые из самой страны средства. В развитых странах разработан комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций. Это меры информационной и технической поддержки инвесторов (информация, содействие в подыскании зарубежного партнера, в организации предварительного ТЭО, в реализации инвестиционных проектов и др.), финансирование инвестиций (участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование) и особенно их страхование. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой либерализация мер по ограничению вывоза капитала охватила лишь меньшую часть из них и затрагивает преимущественно прямые инвестиции. Для России может быть полезным опыт стран (в частности, Китая), смягчающих постепенно ограничения на вывоз капитала по мере улучшения состояния платежного баланса и золотовалютных резервов. Их опыт также свидетельствует о возможности при сохранении ограничений на экспорт капитала одновременно поддерживать прямые инвестиции, которые отвечают национальным интересам, особенно если они содействуют экспорту и стратегически важному импорту товаров и услуг в соседние страны. В России государственная политика в сфере вывоза капитала до сих пор не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь ее отдельные элементы). К объективным причинам этого можно отнести прежде всего неясность многих элементов российской модели рыночной экономики и особенно масштабов и глубины государственного вмешательства. Из субъективных причин нужно выделить непоследовательность государственного регулирования экономики, а также низкий уровень подчинения закону деловых кругов. Меры административного контроля над вывозом российского капитала базируются на Указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Иностранные инвестиции и экспорт капитала 585 РСФСР», который в общей форме устанавливает разрешительный порядок осуществления инвестиций за рубежом. Разрешение (в виде положительного заключения) на создание (покупку) предприятия за рубежом выдает Министерство внешних экономических связей РФ, руководствуясь при этом ведомственной инструкцией. Валютный контроль над вывозом капитала основывается на Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением капитала, и порядок их осуществления. Для получения лицензии Банка России на валютные операции, связанные с движением капитала, российский резидент представляет ряд документов. Однако даже эти разрозненные меры по ограничению вывоза российского капитала плохо соблюдаются. В результате основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около двух тысяч зарегистрировано в Государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием (его ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ). В то же время есть некоторые успехи в использовании валютного контроля (в сочетании с экспортно-импортным контролем) против некоторых каналов «бегства капитала», в частности через экспорт товаров. Эти успехи может закрепить новый Уголовный кодекс Российской Федерации, в который включены ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» и ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте». Усилению государственного контроля над вывозом частного капитала могут способствовать также соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, заключенные Россией с некоторыми странами. Меры государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти отсутствуют и представлены лишь международными соглашениями о поощрении и защите инвестиций с более чем тремя десятками стран, а также соглашениями об избежании двойного налогообложения с примерно таким же количеством стран. Практически отсутствует и приемлемый для анализа учет размещенных за рубежом прямых, портфельных и прочих инвестиций. Таким образом, России необходима подробная концепция государственной политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые Раздел 7 задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Кон
1. Каковы особенности динамики и структуры иностранных инвестиций в российской экономике? 2. Какие гарантии предоставляет иностранному инвестору российское законодательство? 3. Какие основные законодательные акты регулируют инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в России? 4. Почему в вывозе капитала из России преобладает «бегство капитала»? 5. Почему вывоз капитала оказывает противоречивое воздействие на российскую экономику? ЛИТЕРАТУРА Булатов А. С. Вывоз капитала: как основать компанию за рубежом. М.: БЕК, 1996. Булатов А. С. Российские компании и их зарубежные фирмы // Внешняя торговля. 1996. №10—11. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1995. Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы / Под общ. ред. С.Я.Веселовского. М.: Изд-во «Международный центр финансово-экономического развития», 1996. Лебедев В.М. Правовое регулирование инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора // Иностранный капитал в России: налоги, учет, валютное и таможенное регулирование. 1996. № 4. Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России // Финансы. 1995. №4. Фельзенбаум В. Г. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 1994. № 8.
Направления экономической интеграции стран — участниц СНГ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|