Здавалка
Главная | Обратная связь

Вывоз российского капитала



Характерная для переходной экономики либерализация внешне­экономической деятельности распространяется не только на внешнюю торговлю, но и на участие страны в международном движении капита­ла, его ввозе и вывозе.

На основе вывоза отечественного капитала продолжается орга­низация за рубежом добычи сырья и сборки (доработки) готовых изде­лий, а в ряде случаев — налаживание полномасштабного производства товаров и его обслуживания. В России, охваченной длительным и глу­боким экономическим кризисом, порождающим неблагоприятный ин­вестиционный климат, вывоз капитала превратился по преимуществу в его бегство из страны.

В «бегстве капитала» принимают участие все категории хозяйству­ющих субъектов, а в интеграции в мировую экономику на базе вывоза капитала — лишь некоторые из них, преимущественно крупные, пре­вращающиеся или уже превратившиеся в транснациональные корпо­рации (ТНК).

Для ТНК, созданных странами с переходной экономикой, харак­терна склонность к созданию за рубежом совместных компаний с мес­тными партнерами, что объясняется их меньшей (по сравнению с ТНК развитых стран) финансовой, технологической и управленческой кон­курентоспособностью. Их главными конкурентными преимуществами часто являются невысокие цены, приспособленная к местному спросу продукция, отвечающая местным условиям технология, хорошее зна­ние местных условий хозяйствования. Другими важными причинами быстрого роста ТНК стран с переходной экономикой являются повы­шение уровня экономического развития этих стран, их растущая по­требность в получении доступа к зарубежным источникам сырья.

В России часть ТНК была организована сравнительно давно (быв­шие совзагранбанки, внешнеторговые объединения), другие появились


 

Иностранные инвестиции и экспорт капитала

в последние годы. Те и другие занимаются за рубежом преимуществен­но экспортно-импортными операциями, их финансовым, страховым, транспортным и другим обеспечением и намного реже — организацией производства других услуг и тем более производства товаров и добы­чей сырья.

Дополнительным стимулом для роста числа и мощи российских ТНК стало принятие в 1995 г. Закона «О финансово-промышленных группах» (ФПГ), во многом нацеленного на поощрение выхода отечес­твенных ФПГ на внешний рынок. Одни ФПГ уже стали своеобразны­ми ТНК, другие являются базой для превращения в них. Помимо не­скольких десятков уже оформленных, в России действует множество сложившихся, но юридически не оформленных ФПГ.

Зарубежную инвестиционную деятельность российских ФПГ сдер­живают их ограниченная финансовая база, а также недостаточный опыт конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынке. Эти слабости менее характерны для российских компаний топливно-энергетическо­го и сырьевого комплексов. Их большая финансовая мощь, находяща­яся на мировом уровне технология, наличие традиционных зарубеж­ных рынков сбыта позволяют им создавать и приобретать зарубежные филиалы в разных регионах.

Как указывалось, в России важным элементом международного движения капитала стало бегство, т.е. такой вывоз капитала из стра­ны, который противоречит ее интересам. Заметной частью «убежавше­го капитала» являются средства, полученные незаконными способами: в результате юридически не оформленной хозяйственной деятельнос­ти, криминальной активности и т.д. «Бегство капитала» осуществляет­ся как легальными (банковские переводы), так и нелегальными спосо­бами (контрабанда, искажение внешнеторговых цен и др.).

Масштабы «бегства капитала» из России, по оценкам автора, составляли в 1995 г. 28—29 млрд долл., а в 1996 г. —'■ ориентировочно 33 млрд долл. Весь вывоз капитала из России в эти годы оценивается в 38 и 46 млрд долл. соответственно.

В целом «бегство капитала» крайне негативно сказывается на пла­тежном балансе России, стимулирует рост внешней задолженности (поскольку часть внешних займов через бюджет направляется на кре­дитование предприятий, а от них уходит за рубеж), сокращает объем внутренних инвестиций, наносит огромный ущерб государственному бюджету, прежде всего из-за ухода капитала от налогообложения.

Ограничить «бегство капитала» способны такие меры, как мак­роэкономическая политика, которая нацелена на экономический рост,



Раздел 7


Иностранные инвестиции и экспорт капитала



 


увеличение частных и государственных инвестиций, положительные процентные ставки, незавышенный обменный курс, уменьшение воз­можностей для незаконного обогащения, а также валютный контроль. Что касается возможностей возврата «убежавшего» за рубеж долгос­рочного капитала, то большинство исследователей относятся к ним скептически.

Концентрация временно свободного капитала прежде всего в част­ных руках, все большая открытость российской экономики и слабость государственного контроля над вывозом капитала создают предпосыл­ки для экспорта частного капитала в ссудной форме. Это подтвержда­ется быстрым ростом вывоза из России частного капитала в виде эк­спортных кредитов и портфельных инвестиций.

Для прямых инвестиций важнейшими предпосылками являются уровень конкурентоспособности отраслей и предприятий, наиболее активно интегрирующихся в мировую экономику, и характер их про­дукции, величина трансакционных издержек по организации и веде­нию хозяйственной деятельности за рубежом. Подобные предпосылки остались и даже усилились в последние годы для российских компаний по производству промышленного сырья, топлива, сельскохозяйствен­ных, лесных и некоторых других товаров.

«Бегство капитала» базируется на трех главных предпосылках: на неблагоприятном инвестиционном климате в стране происхождения капитала; на открытом характере ее экономики и нередко на незакон­ном происхождении вывозимого капитала. Все эти предпосылки сущес­твуют в России 90-х годов.

Опрос российских компаний различного профиля, имеющих за рубежом собственные фирмы, показал, что основным мотивом для порт­фельных инвестиций является желание российского предпринимателя диверсифицировать свой капитал за счет инвестиций за рубежом, а так­же высокая доходность иностранных ценных бумаг и необходимость участия в капитале зарубежного партнера, иногда — трудности инвес­тирования в России.

Для прямых инвестиций основными мотивами являются желание знать конъюнктуру и возможности зарубежного рынка и закрепиться на этом рынке; содействие собственным экспортным и импортным опе­рациям через зарубежные фирмы; налаживание производства товаров и услуг за рубежом прежде всего из-за выгодности; желание использо­вать свои конкурентные преимущества; трудности инвестирования в России, прежде всего из-за высокого налогообложения и политической


и правовой нестабильности; желание создать за рубежом «запасную площадку», страхующую от потрясений в России.

По оценке, масштабы находящегося за рубежом частного россий­ского капитала весьма приблизительно могут быть оценены в 150— 180 млрд долл., а с учетом находящейся в России наличной иностран­ной валюты — в 180—210 млрд долл. Из них накопленная величина прямых инвестиций за рубежом составляет от 20 до 30 млрд долл. Они оказывают и будут оказывать стимулирующее воздействие на российс­кий экспорт, особенно сырья и материалов, а также могут повышать уровень конкурентоспособности российских компаний и сопровождать­ся заметным притоком дивидендов и прибыли. Этот приток мог быть больше, если бы не нелегальное происхождение значительной части инвестиций и высокое налогообложение доходов от них в самой Рос­сии.

Портфельные же инвестиции (накопленная величина которых со­ставляет от 30 до 40 млрд долл.) не являются стимулирующим факто­ром для российского экспорта товаров и услуг, не ведут к высокому притоку доходов и тормозят развитие российского фондового рынка. Величина экспортных кредитов по отношению к величине российско­го экспорта слишком велика из-за невысокого доверия на мировом финансовом рынке к российским экспортерам и низкой платежеспо­собности покупателей из стран СНГ. Чрезмерно велика величина рос­сийских средств, находящихся на счетах и депозитах за рубежом (по оценке, до 70 млрд долл.) и средств, вложенных в наличную иностран­ную валюту в самой России (около 35 млрд долл.).

Большие потери для России влечет за собой и капитал, вывезен­ный для покупки недвижимости (примерно 30—40 млрд долл.). Он ве­дет к отвлечению средств от российского капитального строительства и связанных с ним отраслей, а также к потере налогов на Недвижимость и землю.

Применяемые в мире меры государственного регулирования экспор­та частного капитала разнообразны. Из них можно выделить меры по ограничению этого вывоза, меры по его поддержке, а также меры по учету и анализу экспорта капитала. Логически связанные друг с дру­гом, они образуют систему государственного регулирования вывоза частного капитала, т.е. механизм претворения в жизнь государствен­ной политики в этой сфере.

Меры по ограничению вывоза капитала сводятся преимуществен­но к необходимости получения предварительного разрешения (лицен­зии) на осуществление инвестиций за рубежом, к запрету или ограни-


Раздел 7

чению некоторых видов инвестиций, к ограничениям вывоза капитала в виде требований выполнения ряда предварительных условий. Эти меры реализуются преимущественно через административный и валют­ный контроль.

Либерализация вывоза капитала охватила преимущественно раз­витые страны. Их прежний опыт регулирования вывоза капитала пред­ставляет определенный интерес для России, особенно попытки ряда этих стран в 60—70-х годах ограничить отрицательное воздействие вывоза капитала на платежный баланс, нацелив финансирование экспорта ка­питала на внешние источники, а не на переводимые из самой страны средства. В развитых странах разработан комплекс мер государствен­ной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвести­ций. Это меры информационной и технической поддержки инвесторов (информация, содействие в подыскании зарубежного партнера, в орга­низации предварительного ТЭО, в реализации инвестиционных проек­тов и др.), финансирование инвестиций (участие в капитале, предос­тавление налоговых льгот, кредитование) и особенно их страхование. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой либерализация мер по ограничению вывоза капитала охватила лишь меньшую часть из них и затрагивает преимущественно прямые инвес­тиции. Для России может быть полезным опыт стран (в частности, Ки­тая), смягчающих постепенно ограничения на вывоз капитала по мере улучшения состояния платежного баланса и золотовалютных резервов. Их опыт также свидетельствует о возможности при сохранении огра­ничений на экспорт капитала одновременно поддерживать прямые ин­вестиции, которые отвечают национальным интересам, особенно если они содействуют экспорту и стратегически важному импорту товаров и услуг в соседние страны.

В России государственная политика в сфере вывоза капитала до сих пор не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому от­сутствует и система государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь ее отдельные элементы). К объективным причинам этого можно отнести прежде всего неясность многих элементов российской модели рыночной экономики и особенно масштабов и глубины госу­дарственного вмешательства. Из субъективных причин нужно выделить непоследовательность государственного регулирования экономики, а также низкий уровень подчинения закону деловых кругов.

Меры административного контроля над вывозом российского капитала базируются на Указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О ли­берализации внешнеэкономической деятельности на территории


Иностранные инвестиции и экспорт капитала 585

РСФСР», который в общей форме устанавливает разрешительный по­рядок осуществления инвестиций за рубежом. Разрешение (в виде по­ложительного заключения) на создание (покупку) предприятия за ру­бежом выдает Министерство внешних экономических связей РФ, руко­водствуясь при этом ведомственной инструкцией.

Валютный контроль над вывозом капитала основывается на За­коне «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением капитала, и по­рядок их осуществления. Для получения лицензии Банка России на ва­лютные операции, связанные с движением капитала, российский рези­дент представляет ряд документов.

Однако даже эти разрозненные меры по ограничению вывоза рос­сийского капитала плохо соблюдаются. В результате основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около двух тысяч зарегистрировано в Государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с рос­сийским участием (его ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ).

В то же время есть некоторые успехи в использовании валютного контроля (в сочетании с экспортно-импортным контролем) против не­которых каналов «бегства капитала», в частности через экспорт това­ров. Эти успехи может закрепить новый Уголовный кодекс Российской Федерации, в который включены ст. 174 «Легализация (отмывание) де­нежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным пу­тем» и ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте». Усилению государственного контроля над вывозом частного капитала могут способствовать также соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, заключенные Россией с некоторыми странами.

Меры государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти отсутствуют и представлены лишь международными со­глашениями о поощрении и защите инвестиций с более чем тремя десятками стран, а также соглашениями об избежании двойного нало­гообложения с примерно таким же количеством стран. Практически отсутствует и приемлемый для анализа учет размещенных за рубежом прямых, портфельных и прочих инвестиций.

Таким образом, России необходима подробная концепция госу­дарственной политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые


       
   
 
 

Раздел 7

задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Кон­
цепция нужна как для федеральных органов исполнительной власти,
так и для частных инвесторов, которые должны иметь ясное представ­
ление об основах политики российского государства в области вывбза
частного капитала.
i • • ' " ■'

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности динамики и структуры иностран­ных инвестиций в российской экономике?

2. Какие гарантии предоставляет иностранному инвес­тору российское законодательство?

3. Какие основные законодательные акты регулируют инвестиционную деятельность иностранных инвесто­ров в России?

4. Почему в вывозе капитала из России преобладает «бегство капитала»?

5. Почему вывоз капитала оказывает противоречивое воздействие на российскую экономику?

ЛИТЕРАТУРА

Булатов А. С. Вывоз капитала: как основать компанию за рубежом. М.: БЕК, 1996.

Булатов А. С. Российские компании и их зарубежные фирмы // Внешняя тор­говля. 1996. №10—11.

Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1995. Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы / Под общ. ред. С.Я.Веселовского. М.: Изд-во «Международный центр финан­сово-экономического развития», 1996.

Лебедев В.М. Правовое регулирование инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора // Иностранный капитал в России: налоги, учет, ва­лютное и таможенное регулирование. 1996. № 4.

Лебедев В.М. Формирование инвестиционного климата в России // Финансы. 1995. №4.

Фельзенбаум В. Г. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. 1994. № 8.


 

Направления экономической интеграции стран участниц СНГ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.