Здавалка
Главная | Обратная связь

Инвестиционный климат в России



Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. По­этому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностран­ного капитала — необходимые условия построения в стране современ­ного гражданского общества.

Нередко говорят о том, что это таит опасность распродажи наших богатств и чуть ли не потери государственного суверенитета. Опыт предреволюционной России, других стран мирового сообщества показывает, что при разумной стратегии и тактике использования ино­странного капитала такие опасения не обоснованны. Привлечение ино­странного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государ­ственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из общественно-эко­номического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян.

При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с. другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановле­нии, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товара­ми, в развитии и структурной перестройке своего экспортног потен­циала, проведении политики ограничения импорта, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для полу­чения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее при­родных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, дости-



Раздел 7

жений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государ­ством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в стра­ну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направ­ляя его мерами экономического регулирования на достижение общес­твенных целей.

Между тем пока импорт капитала в Россию крайне незначителен, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осевшие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в не­сколько раз превышает ввоз капитала в Россию.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется нестабильной политической обстановкой в стра­не (разногласиями между исполнительной и законодательной властя­ми, центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн в бывших республиках СССР), со­циальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спа­дом производства, падением курса рубля и др. Эти факторы перевеши­вают такие привлекательные черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогру­женный, производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-пра­вовых и географических факторов, присущих той или иной стране, при­влекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть fee инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщест­ва по индексу инвестиционного климата или обратному ему показате­лю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Именно в связи со значительно менее благоприятным инвестици­онным климатом вложения наиболее развитых стран — основных реципиентов капитала в развивающиеся и бывшие социалистические страны — несопоставимо малы. И все же страны, в которых сформиро­вался более благоприятный, чем в России и других бывших советских республиках, инвестиционный климат, получают значительные ино­странные инвестиции. Так, накопленные прямые инвестиции в Китае,


Иностранные инвестиции и экспорт капитала 571

занимающем 38-е место в рейтинг-листе журнала «Эуромани», достиг­ли 75—80 млрд долл.

В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оцен­ки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Инос­транные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консал­тинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвес­тиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверны­ми, а возможно, и предвзятыми.

В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований национальной системы мо­ниторинга инвестиционного климата России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это облегчит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром россий­ским банкам в собственной кредитной политике.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. По оценке, потребность страны в иностранных ин­вестициях составляет 10—12 млрд долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи при­влечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в ка­честве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властны­ми структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритет­ности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стра­не цивилизованного некриминального рынка;

радикализацию борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике ме­рами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;


       
   
 
 

Раздел 7

мобилизацию свободных средств предприятий и населения на ин­вестиционные нужды путем повышения процентных ставок по де­позитам и вкладам;

v внедрением строительстве системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

v запуск предусмотренного законодательством механизма банкрот­ства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и инос­транным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их дея­тельности;

формирование общего рынка республик бывшего СССР со сво­бодным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Далее рассматриваются более конкретные меры, непосредственно направленные на привлечение иностранных инвестиций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.