Здавалка
Главная | Обратная связь

Иностранные инвестиции в России



♦ Объём и структура иностранных инвестиций. Ситуация в ин­вестиционной сфере остается сложной. Общий объем инвестиций со­кратился на 24% в 1994 г., на 13% в 1995 г. и на 18% в 1996 г. В целом общий объем капитальных вложений за пять лет сократился более чем на 60%. Снижение объемов капитальных вложений характерно и для большинства регионов России. Проблема заключается не только в объ­еме инвестиций, привлекаемых в российскую экономику, но и в их эф­фективности. Как уже указывалось в разделе 4, для российской эконо­мики характерен дефицит накоплений, который может быть ослаблен посредством привлечения иностранных инвестиций.

На 1 января 1997 г. общий объем накопленных иностранных ин­вестиций составил 13,52 млрд долл. США и 4 262,63 млрд р., в том числе прямые инвестиции — 6,82 млрд долл. США и 3405,6 млрд р. В 1995 г. иностранные инвестиции в российскую экономику составили 2,8 млрд долл. США и 850,2 млрд р., т.е. рост по отношению к 1994 г. составил 2;7 раза. В1996 г. было привлечено 6,5 млрд долл. США и 2 380,7 млрд р. иностранных инвестиций, что превысило аналогичные показатели 1995 г. соответственно в 2,3 и 2,8 раза.

Структура иностранных инвестиций имела в 1996 г. следующий вид: прямые инвестиции составили 32,3%, портфельные — 0,77% и про­чие (займы, кредиты) — почти 67%.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидиру­ют США, Швейцария, Нидерланды, Великобритания и Германия. На


Иностранные инвестиции и экспорт капитала 573

долю этих пяти стран приходится 64,6% общего объема накопленных иностранных инвестиций. В 1996гмстрановая структура иностранных инвестиций изменилась. В первую пятерку вошли следующие страны: США, Швейцария, Нидерланды, Кипр и Великобритания. Доля этих стран в общем объеме иностранных инвестиций в 1996 г. составила 80%.

Наиболее привлекательными отраслями для, иностранного капи­тала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность, по обес­печению рынка, топливная промышленность. В число первых шести отраслей, которые наиболее активно инвестируются иностранными компаниями, входят пищевая промышленность, машиностроение и ме­таллообработка, торговля и общественное питание.

Основная доля иностранных инвестиций приходится на пять ре­гионов — Москву и Московскую область, Тюменскую область, С.-Пе­тербург и Республику Татарстан. По итогам 1996 г. доля этих регионов составила почти 82% общего объема иностранных инвестиций, что зна­чительно превышает долю всех остальных субъектов Российской Феде­рации.

Объем и структура иностранных инвестиций, являются неудовлет­ворительными. Прежде всего объем иностранных инвестиций не-со-ответствует основным показателям, характеризующим российскую эко­номику: масштабам производства, емкости рынка, обеспеченности сырьевыми и минеральными ресурсами, квалификации истоимости;ра-

бОЧеЙСИЛЫ;

Страновая структура иностранных инвестиций требует большей
дифференциации стран — основных инвесторов, что будет способство­
вать ослаблению экономической зависимости в получении дополнитель­
ных источников накоплений как от одной, отдельйо взятой; страны,
так и от небольшого количества стран: Отраслевая структура предоп­
ределяет необходимость увеличения вложений иностранных-инвести­
ций в отрасли материального производства. Региональная структура
иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень* не­
значительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть
регионов Российской Федерации.'' ,

Основная причина незначительных объемов иностранных инвес­тиций в российскую экономику, как указывалось, заключается в недо­статочно благоприятном инвестиционном климате, для которого ха­рактерны следующие признаки: экономическая и правовая нестабиль­ность; жесткая налоговая система; низкий уровень развития'многих элементов рыночной инфраструктуры; слабое информационное обес-


Чат



Раздел 7


Иностранные инвестиции и экспорт капитала



 


печение иностранных инвесторов о возможностях инвестирования ка­питала; недостаточно четкая регламентация прав Собственности на зем­лю, фонды партнера, имущество приватизируемых предприятий.

Поэтому актуальной задачей является создание системы стиму-лироваиия привлечения иностранных инвестиций.

♦ Стимулирование иностранных инвестиций. Необходимость сти­мулирования инвестиционной деятельности предопределяется следую­щими факторами.

Во-первых, для противодействия вхождению экономики в длитель­ную депрессию, преодоления инвестиционного кризиса и дефицита на­коплений необходимо повысить инвестиционную активность субъек­тов предпринимательской деятельности и эффективность капитальных вложений посредством создания системы стимулирования инвесторов. Во-вторых, для многих субъектов предпринимательской деятельности банковский кредит является недостаточно доступным из-за высокого процента. Кроме того, банки весьма неохотно инвестируют отрасли материального производства, имеющие низкую скорость оборота ка­питала, и предпочитают краткосрочные кредиты в тех сферах хозяй­ственной деятельности, которые имеют высокую скорость оборота.1 В-третьих, мировые рынки капиталов характеризуются превышением спроса над предложением. В-четвертых, в ближайшей перспективе в связи с выходом экономики из кризиса, повышением темпов развития отраслей и производств, необходимостью обновления элементов основ­ного капитала проблема дополнительных источников накопления мо­жет еще более обостриться.

Все это предопределяет необходимость стимулирования иностран­ных инвестиций. С целью улучшения инвестиционного климата осу­ществлен ряд мер налогового и таможенного регулирования, направ­ленных на предоставление льгот иностранным инвесторам.

Так, от налога на добавленную стоимость (НДС) освобождены:

♦ технологическое оборудование, комплектующие и запасные час­ти к нему;

♦ товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предпри­ятий с иностранными инвестициями и предназначенные для включе­ния в состав основных производственных фондов;

♦ товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погаше­ния государственных кредитов, предоставленных и предоставляемых иностранным государствам Союзом ССР и Российской Федерацией;

♦ кредитные средства, включая межфирменные кредиты.


Освобождаются также от налога на прибыль средства, направлен­ные:

♦ предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначе­ния (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

♦ предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финанси­рование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого учас­тия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использо­ванных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Освобождаются от взимания таможенной пошлины:

♦ товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования фондов, и относящиеся к основным производственным фондам;

♦ оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в,комплект поставки срответствующего оборудования, и ком­плектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, пред­оставленных иностранными государствами и международными финан­совыми организациями в соответствии с международными договора­ми Российской Федерации. Освобождение производится только в слу­чаях, когда это предусмотрено международными договорами Российс­кой федерации;

♦ оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и ком­плектующие изделия (за исключением подакцизных), которые были ввезены на таможенную территорию РФ по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в со­ответствии с международными договорами РФ, не предусматривающи­ми освобождение от таможенной пошлины поставляемых товаров либо под гарантии Правительства РФ, но не выпущены в, свободное, рбра-щение до вступления в силу Федерального закона «О внесении,измене­ний и дополнений в Закон Российской Федерации «Q таможенном та­рифе» от 5 февраля 1997 г., подлежат условному выпуску с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет со дня вступления в силу ука-



Раздел 7


Ипостранные инвестиции и экспорт капитала



 


занного закона. Настоящий федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования — 11 февраля 1997 г.

Возможно также снижение в два раза ставок ввозных таможен­ных пошлин поотношению к базовым ставкам на срок не более^пяти лет для иностранных товаров, ввозимых на территорию России ино­странными инвесторами, являющимися участниками инвестиционных соглашений, при условии, что суммарный объем прямых капиталовло­жений составляет не менее 100 млн долл. США, минимальный вклад иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал хозяйствен­ного общества или товарищества— не менее 10 млн долл. США, а объ­ем льгот, получаемых иностранным инвестором в соответствии с тамо­женным режимом, не превышает объема фактически осуществляемых им капиталовложений.

Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесто­рам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностран­ные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импорти­ровать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории России международ­ными договорами. Порядок определения продукции собственного про­изводства, поставляемой на экспорт, и продукции, Импортируемой для собственных нужд, устанавливается Правительством на основании пра­вил происхождения товара, соответствующих мировой практике.

Одним из направлений государственного регулирования инвести­ционного процесса является создание системе поддержки иностран­ных инвесторов. Такая система направлена на поддержку высокоэффек­тивных инвестиционных проектов, имеющих срок окупаемости менее двух лет и предусматривающих предоставление частным инвесторам государственной поддержки по этим проектам в размере от 50 до 20% от их общей стоимости. Государственную поддержку получают высо­коэффективные инвестиционные проекты, связанные с развитием «точек роста» экономики.

Частный инвестор имеет право выбора формы государственной поддержки. Такими формами могут быть: предоставление средств фе­дерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с нача­ла получения прибыли от реализации инвестиционного проекта (раз­мер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-пла-


ном инвестиционного проекта); предоставление государственных га­рантий для инвестиционных проектов.

В целом по отношению к иностранным инвесторам имеет место тенденция к сокращению льгот. Так, в 1996 г. была отменена льгота по налогообложению прибыли предприятий с иностранными инвестици­ями, занимающихся деятельностью в сфере материального производ­ства, при условии, что доля иностранного инвестора в уставном фонде -составляла не менее 30% и в эквивалентной сумме — не менее 10 млн долл. США, и зарегистрированных после 1 января 1994 г. Эти пред­приятия освобождались полностью от уплаты налога на прибыль в фе­деральный бюджет в первые два года работы, а в третий и четвертый годы ставка налога уменьшалась соответственно на 50 и 25%.

♦ Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Фе­дерации и международными договорами, действующими на террито­рии России. Условия осуществления иностранных инвестиций и право­вой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть* менее благоприятным, чем условия осуществления инвестиций и режим дея­тельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые устанавли­ваются федеральными законами.

Российское законодательство Гарантирует иностранным инвесто­рам Права собственности. Так, Законом РСФСР «Об иностранных ин­вестициях в РСФСР» установлено, что иностранные инвестиции не под­лежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законо­дательными актами случаях, когда эти меры принимаются в обществен­ных интересах. В случае национализации или реквизиции иностранно­му инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная ком­пенсация. Решения о национализации принимаются Государственной Думой, решения о реквизиции и конфискации — в порядке, установ­ленном действующим на территории РФ законодательством, и могут быть обжалованы в суде Российской Федерации.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполне­ния противоречащих действующему на территории России законода­тельству указаний государственных органов либо их должностных лиц по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностран­ными инвестициями. Компенсация, выплачиваемая иностранному ин-


37-Курс...



Раздел 7


Иидстрситые инвестиции и экспорт капитала



 


вестору должна соответствовать реальной стоимости национализируе­мых или реквизируемых инвестиций непосредственно до момента, ког­да официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей национализации или реквизиции. Компенсация должна выплачиваться только в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сум­му компенсации начисляются проценты согласно действующей учет­ной ставке Банка России.

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору, осуществляется органом, допустившим про­тивозаконные действия.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», при­нятый 30 декабря 1995 г., направлен на создание благоприятных усло­вий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользова­ния. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглаше­ния о разделе продукции.

Если в течение срока действия соглашения о разделе продукции будут приняты правовые нормы, ухудшающие коммерческие результа­ты деятельности инвесторов, то в соглашение должны быть внесены поправки, обеспечивающие инвестору результаты хозяйственной дея­тельности, которые он мог бы получить на момент заключения согла­шения о разделе продукции. Это положение федерального закона, ре­гулирующее изменение действий соглашения, не применяется в том слу­чае, если вносятся изменения в действующие нормы по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды, здоровья человека, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогич­ными нормами, принятыми в международной практике.

В соответствии с соглашением о разделе продукции Российская Федерация предоставляет иностранному инвестору на возмездной ос­нове и на определенный срок исключительные права на поиск, развед­ку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглаше­нии, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Со­глашение определяет все условия, связанные с пользованием недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

В результате принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» вступили в действие соглашения о разделе продук-


ции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соглашения предусмат­ривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о. Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд Долл. США (15,2 млрд долл. — «Сахалин-2» и 11,8 млрд долл. — «Сахалин-1»). Чистый доход российского государства оценивается в 35—40 млрд долл. США. Кроме того, будет создано 20 тыс. новых ра­бочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Даль­невосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей.

С целью создания экономических механизмов реализации Феде­рального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительст­во Российской Федерации 21 мая 1996 г. направило в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Фе­дерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Правовая защита деятельности иностранных инвесторов осущес­твляется судебными органами Российской Федерации. С 1 июля 1995 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации. Ст. 22 этого кодекса предусмотрено, что арбит­ражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием ино­странных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участ­никами арбитражного процесса независимо от того, имеется ли согла­шение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд (как это было предусмотрено ранее действовавшим Арбитражным кодексом).

В 1995—1996 гг. подготовлен ряд законодательных актов, регули­рующих участие иностранного инвестора в инвестиционной деятель­ности. Важнейшими из них являются проекты федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностран­ных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностран­ными инвесторами».

Ведутся переговоры о заключении межправительственных согла­шений, предусматривающих поощрение и взаимную защиту капита­ловложений. Заключено 37 таких соглашений. Межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений предо­ставляют правовые гарантии зарубежным инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, а также российским инвесторам,


37*


580

Раздел 7

осуществляющим капиталовложения за границей. Такие соглашения содействуют притоку иностранных инвестиций в экономику России. Таким образом, меры по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику направлены на развитие международного инвестиционного сотрудничества, улучшение инвестиционного климата в России, повышение активности иностранных инвесторов, увеличение притока иностранных инвестиций и их эффективности. Решение этих задач в инвестиционной сфере будет способствовать созданию предпо­сылок для экономического роста.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.