Иностранные инвестиции в России
♦ Объём и структура иностранных инвестиций. Ситуация в инвестиционной сфере остается сложной. Общий объем инвестиций сократился на 24% в 1994 г., на 13% в 1995 г. и на 18% в 1996 г. В целом общий объем капитальных вложений за пять лет сократился более чем на 60%. Снижение объемов капитальных вложений характерно и для большинства регионов России. Проблема заключается не только в объеме инвестиций, привлекаемых в российскую экономику, но и в их эффективности. Как уже указывалось в разделе 4, для российской экономики характерен дефицит накоплений, который может быть ослаблен посредством привлечения иностранных инвестиций. На 1 января 1997 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций составил 13,52 млрд долл. США и 4 262,63 млрд р., в том числе прямые инвестиции — 6,82 млрд долл. США и 3405,6 млрд р. В 1995 г. иностранные инвестиции в российскую экономику составили 2,8 млрд долл. США и 850,2 млрд р., т.е. рост по отношению к 1994 г. составил 2;7 раза. В1996 г. было привлечено 6,5 млрд долл. США и 2 380,7 млрд р. иностранных инвестиций, что превысило аналогичные показатели 1995 г. соответственно в 2,3 и 2,8 раза. Структура иностранных инвестиций имела в 1996 г. следующий вид: прямые инвестиции составили 32,3%, портфельные — 0,77% и прочие (займы, кредиты) — почти 67%. В общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют США, Швейцария, Нидерланды, Великобритания и Германия. На Иностранные инвестиции и экспорт капитала 573 долю этих пяти стран приходится 64,6% общего объема накопленных иностранных инвестиций. В 1996гмстрановая структура иностранных инвестиций изменилась. В первую пятерку вошли следующие страны: США, Швейцария, Нидерланды, Кипр и Великобритания. Доля этих стран в общем объеме иностранных инвестиций в 1996 г. составила 80%. Наиболее привлекательными отраслями для, иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность, по обеспечению рынка, топливная промышленность. В число первых шести отраслей, которые наиболее активно инвестируются иностранными компаниями, входят пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание. Основная доля иностранных инвестиций приходится на пять регионов — Москву и Московскую область, Тюменскую область, С.-Петербург и Республику Татарстан. По итогам 1996 г. доля этих регионов составила почти 82% общего объема иностранных инвестиций, что значительно превышает долю всех остальных субъектов Российской Федерации. Объем и структура иностранных инвестиций, являются неудовлетворительными. Прежде всего объем иностранных инвестиций не-со-ответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику: масштабам производства, емкости рынка, обеспеченности сырьевыми и минеральными ресурсами, квалификации истоимости;ра- бОЧеЙСИЛЫ; Страновая структура иностранных инвестиций требует большей Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику, как указывалось, заключается в недостаточно благоприятном инвестиционном климате, для которого характерны следующие признаки: экономическая и правовая нестабильность; жесткая налоговая система; низкий уровень развития'многих элементов рыночной инфраструктуры; слабое информационное обес- Чат Раздел 7 Иностранные инвестиции и экспорт капитала
печение иностранных инвесторов о возможностях инвестирования капитала; недостаточно четкая регламентация прав Собственности на землю, фонды партнера, имущество приватизируемых предприятий. Поэтому актуальной задачей является создание системы стиму-лироваиия привлечения иностранных инвестиций. ♦ Стимулирование иностранных инвестиций. Необходимость стимулирования инвестиционной деятельности предопределяется следующими факторами. Во-первых, для противодействия вхождению экономики в длительную депрессию, преодоления инвестиционного кризиса и дефицита накоплений необходимо повысить инвестиционную активность субъектов предпринимательской деятельности и эффективность капитальных вложений посредством создания системы стимулирования инвесторов. Во-вторых, для многих субъектов предпринимательской деятельности банковский кредит является недостаточно доступным из-за высокого процента. Кроме того, банки весьма неохотно инвестируют отрасли материального производства, имеющие низкую скорость оборота капитала, и предпочитают краткосрочные кредиты в тех сферах хозяйственной деятельности, которые имеют высокую скорость оборота.1 В-третьих, мировые рынки капиталов характеризуются превышением спроса над предложением. В-четвертых, в ближайшей перспективе в связи с выходом экономики из кризиса, повышением темпов развития отраслей и производств, необходимостью обновления элементов основного капитала проблема дополнительных источников накопления может еще более обостриться. Все это предопределяет необходимость стимулирования иностранных инвестиций. С целью улучшения инвестиционного климата осуществлен ряд мер налогового и таможенного регулирования, направленных на предоставление льгот иностранным инвесторам. Так, от налога на добавленную стоимость (НДС) освобождены: ♦ технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему; ♦ товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и предназначенные для включения в состав основных производственных фондов; ♦ товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов, предоставленных и предоставляемых иностранным государствам Союзом ССР и Российской Федерацией; ♦ кредитные средства, включая межфирменные кредиты. Освобождаются также от налога на прибыль средства, направленные: ♦ предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам; ♦ предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Освобождаются от взимания таможенной пошлины: ♦ товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования фондов, и относящиеся к основным производственным фондам; ♦ оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в,комплект поставки срответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Освобождение производится только в случаях, когда это предусмотрено международными договорами Российской федерации; ♦ оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), которые были ввезены на таможенную территорию РФ по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ, не предусматривающими освобождение от таможенной пошлины поставляемых товаров либо под гарантии Правительства РФ, но не выпущены в, свободное, рбра-щение до вступления в силу Федерального закона «О внесении,изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Q таможенном тарифе» от 5 февраля 1997 г., подлежат условному выпуску с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет со дня вступления в силу ука- Раздел 7 Ипостранные инвестиции и экспорт капитала
занного закона. Настоящий федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования — 11 февраля 1997 г. Возможно также снижение в два раза ставок ввозных таможенных пошлин поотношению к базовым ставкам на срок не более^пяти лет для иностранных товаров, ввозимых на территорию России иностранными инвесторами, являющимися участниками инвестиционных соглашений, при условии, что суммарный объем прямых капиталовложений составляет не менее 100 млн долл. США, минимальный вклад иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества— не менее 10 млн долл. США, а объем льгот, получаемых иностранным инвестором в соответствии с таможенным режимом, не превышает объема фактически осуществляемых им капиталовложений. Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории России международными договорами. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, Импортируемой для собственных нужд, устанавливается Правительством на основании правил происхождения товара, соответствующих мировой практике. Одним из направлений государственного регулирования инвестиционного процесса является создание системе поддержки иностранных инвесторов. Такая система направлена на поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов, имеющих срок окупаемости менее двух лет и предусматривающих предоставление частным инвесторам государственной поддержки по этим проектам в размере от 50 до 20% от их общей стоимости. Государственную поддержку получают высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные с развитием «точек роста» экономики. Частный инвестор имеет право выбора формы государственной поддержки. Такими формами могут быть: предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; предоставление государственных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта (размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-пла- ном инвестиционного проекта); предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов. В целом по отношению к иностранным инвесторам имеет место тенденция к сокращению льгот. Так, в 1996 г. была отменена льгота по налогообложению прибыли предприятий с иностранными инвестициями, занимающихся деятельностью в сфере материального производства, при условии, что доля иностранного инвестора в уставном фонде -составляла не менее 30% и в эквивалентной сумме — не менее 10 млн долл. США, и зарегистрированных после 1 января 1994 г. Эти предприятия освобождались полностью от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет в первые два года работы, а в третий и четвертый годы ставка налога уменьшалась соответственно на 50 и 25%. ♦ Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации и международными договорами, действующими на территории России. Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов не могут быть* менее благоприятным, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности российских инвесторов, кроме изъятий, которые устанавливаются федеральными законами. Российское законодательство Гарантирует иностранным инвесторам Права собственности. Так, Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» установлено, что иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения о национализации принимаются Государственной Думой, решения о реквизиции и конфискации — в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством, и могут быть обжалованы в суде Российской Федерации. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории России законодательству указаний государственных органов либо их должностных лиц по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями. Компенсация, выплачиваемая иностранному ин- 37-Курс... Раздел 7 Иидстрситые инвестиции и экспорт капитала
вестору должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей национализации или реквизиции. Компенсация должна выплачиваться только в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей учетной ставке Банка России. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору, осуществляется органом, допустившим противозаконные действия. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 г., направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции. Если в течение срока действия соглашения о разделе продукции будут приняты правовые нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвесторов, то в соглашение должны быть внесены поправки, обеспечивающие инвестору результаты хозяйственной деятельности, которые он мог бы получить на момент заключения соглашения о разделе продукции. Это положение федерального закона, регулирующее изменение действий соглашения, не применяется в том случае, если вносятся изменения в действующие нормы по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды, здоровья человека, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными нормами, принятыми в международной практике. В соответствии с соглашением о разделе продукции Российская Федерация предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. В результате принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» вступили в действие соглашения о разделе продук- ции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соглашения предусматривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о. Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд Долл. США (15,2 млрд долл. — «Сахалин-2» и 11,8 млрд долл. — «Сахалин-1»). Чистый доход российского государства оценивается в 35—40 млрд долл. США. Кроме того, будет создано 20 тыс. новых рабочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Дальневосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей. С целью создания экономических механизмов реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительство Российской Федерации 21 мая 1996 г. направило в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Правовая защита деятельности иностранных инвесторов осуществляется судебными органами Российской Федерации. С 1 июля 1995 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Ст. 22 этого кодекса предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями стали участниками арбитражного процесса независимо от того, имеется ли соглашение о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд (как это было предусмотрено ранее действовавшим Арбитражным кодексом). В 1995—1996 гг. подготовлен ряд законодательных актов, регулирующих участие иностранного инвестора в инвестиционной деятельности. Важнейшими из них являются проекты федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». Ведутся переговоры о заключении межправительственных соглашений, предусматривающих поощрение и взаимную защиту капиталовложений. Заключено 37 таких соглашений. Межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений предоставляют правовые гарантии зарубежным инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, а также российским инвесторам, 37* 580 Раздел 7 осуществляющим капиталовложения за границей. Такие соглашения содействуют притоку иностранных инвестиций в экономику России. Таким образом, меры по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику направлены на развитие международного инвестиционного сотрудничества, улучшение инвестиционного климата в России, повышение активности иностранных инвесторов, увеличение притока иностранных инвестиций и их эффективности. Решение этих задач в инвестиционной сфере будет способствовать созданию предпосылок для экономического роста. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|